Напоминание

"Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС ДО."


Автор: Вавилина Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Центр развития ребенка- детский сад №30"
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: Семинар- практикум для педагогов ДОУ
Тема: "Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС ДО."
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №30»

Семинар – практикум

«Деловая игра»

на тему:

«Современные формы взаимодействия ДОУ

и семьи в соответствии с ФГОС ДО.»

Разработала:

Ст. воспитатель

Вавилина О.Н.

Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова

В.А.Сухомлинского

«Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинского

Цель: Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания

педагогов о современных формах взаимодействия ДОУ с семьей в соответствии

с ФГОС ДО

Задачи:

1.Уточнить и систематезировать знания педагогов по проблеме

взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС ДО.

2.Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации

новых форм взаимодействия ДОУ и семьи.

3.Активизировать педагогическое мышление воспитателей, как основу

использования нетрадиционных форм работы с родителями ДОУ,

стимулировать у них творчество и профессиональную активность.

4.Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

-Добрый день уважаемые педагоги!

Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая

философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а

все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять

их воспитательную деятельность.

Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он

находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное

рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны

решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность

Тема нашего педсовета: «Современные формы взаимодействия с семьей

в свете ФГОС».

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо

обозначена в законодательных документах международного и отечественного

уровней – Конвенция о правах ребенка, конституцией РФ, Законе «Об

образовании», семейном кодексе. В этих документах закрепляется

первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль

других социальных институтов – ДОУ в том числе, которые призваны

помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность

семьи.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской

Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным

учреждением является

«Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития

личности ребенка».

В Ст.44 говорится:

1.

Родители имеют преимущественное право на обучение и

воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального

развития личности ребенка.

2.

Органы государственной власти и органы местного

самоуправления, образовательные организации оказывают помощь

родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их

физического и психического здоровья, развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

В связи с этим законом в статье 6

части 1 пункта 6 утвержден федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором

большое внимание уделяется работе с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования

является тесное сотрудничество Организации с семьёй

п.1.4, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их

физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

П1.7.6 Одна из главных задач стандарта направлена на

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей.

П.1.6. 9 В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности

семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию

Организации с родителями.

В требованиях к структуре ООП ДО в содержательном разделе

Программы должны быть представлены:

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников П.2.11.2

- Часть программы, формируемая участниками образовательных

отношений должно учитывать образовательные потребности, мотивы

детей, членов их семей, педагогов.

- Дополнительный раздел программы должен содержать краткую

презентацию, ориентированную на родителей и доступную для

ознакомления.

Требования к результатам освоения ООП ДО

Настоящие требования являются ориентиром для

- взаимодействия с семьями

- информирования родителей (законных представителей)

Таким образом, дошкольная организация создают возможности для :

1.

Представления информации о программе семье и всем

заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную

деятельность

2.

Для взрослых по поиску, использованию материалов

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и

информационной среде.

3.

Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей

вопросов, связанных с реализацией Программы.

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать

создание эффективной модели сотрудничества, основанной на

личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного

сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов

взаимодействия:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,

на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении

воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким

будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное

доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит

гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,

осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих

собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды

педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки

семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи

и искреннее желание помочь.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками

педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности

за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и

родителей мы должны решать следующие задачи:

Устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединять усилия семьи и детского сада для развития и воспитания

детей.

Создавать атмосферу взаимопонимания родителей (законных

представителей) воспитанников и педагогов детского сада, ,

эмоциональной взаимоподдержки.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в

собственных педагогических возможностях

Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё

время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой

мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава

родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В

зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с

семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.

Какие формы взаимодействия с родителями вы знаете?

Все формы с родителями подразделяются: на коллективные,

индивидуальные и наглядно-информационные.

С чего необходимо начать работу семьями воспитанников при поступлении

ребенка в ДОУ? ( изучение социального состава семьи)

проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение

семьи, которые помогают правильно выстроить работу с родителями,

сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с

семьей.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является

посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в

которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате

воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти

оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском

саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного

воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность

общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи,

часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями,

бабушками и дедушками т. д.).

В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах

домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В

процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной

цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и

повышать педагогическую эффективность беседы.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями

являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.

Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя

консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать

квалифицированный совет.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется

целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в

какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с

ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода

ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза

многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым

можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре

общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие

наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного

воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

-совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте

группы, территории и др.)

-досуг;

-занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные

стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают

скрыты.Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания,

преследуя прежде всего интересы ребёнка.

Итак, подытожим вышесказанное:

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей дошкольного образования, общих для всего

образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе,

и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в

образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных

представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной

среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)

детей вопросов, связанных с реализацией,что мы и пытаемся делать.

Теперь мы разделимся на несколько творческих групп, у вас у каждого есть

номерок группы. Объединитесь по номеру в свои группы.(1,2,3)

Задание.

Разработать нетрадиционную форму работы по взаимодействию с семьями

воспитанников и защитить, его.

1)

Разработать образовательную ситуацию для проведения с родителями.

2)

Разработать мастер- класс для проведения с родителями.

3)

Круглый стол. (тема по выбору).

На обсуждение дается 10-15 минут. Выслушав все проекты вы можете

купить, тот проект , который вам понравился, отдать свою монетку, которые

вы получили при входе. В конце мы подведем итог, узнаем наиболее

интересный и необычный проект по взаимодействию с семьями

воспитанников.

Выступление педагогов с опытом работы.

1.Проведение с родителями: «Викторин, круглых столов, консультаций..»

2. «Игры и упражнения с детьми в домашних условиях» (на кухне, во дворе и

т.д.)

Выступление ст. воспитателя.- подведение итогов.

Решение педсовета.

1. Провести обучающий педсовет- деловую игру по теме «Нетрадиционные

формы взаимодействия ДОУ и семьи».

2.Воспитателям включать на новый учебный год в перспективное

планирование по социальному партнерству семьями воспитанников

нетрадиционные формы, такие как: «Образовательные события», «Круглые

столы», «Деловые игры», КВН, «Тренинги», «Семинары- практикумы», «

Дискуссии».

3. Воспитателям использовать в работе с семьями воспитанников

инновационные формы в соответствии со своим планом.

4. Подготовить методический материал (раздаточный) для педагогов по теме:

«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС

ДО».

Приложение 1.

Задание для группы №1

Разработать проект для родителей «Образовательное событие»

Тема образовательного события

Образовательное событие

Продукт деятельности

Задание для группы №2

Разработать проект для родителей «Мастер- класс»

Тема «Мастер-класса»

«Мастер- класс»

Продукт деятельности

Задание для группы №3

Разработать проект для родителей «Круглый стол» (дискуссия).

Тема «Круглого стола»

Решение.

Приложение2.

Игры на кухне

«Фокус»

Покажите ребенку фокус. Налейте в чашку немного воды, затем

накройте ее листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой,

переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку.

Вода не выливается! Предложите ребенку повторить ваш фокус.

Фокус лучше проводить над раковиной.

«Загадки»

Загадайте ребенку загадки про овощи, фрукты, и другие

продукты. Например, «Он зеленый, с пупырышками». Если

ребенок затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До

тех пор, пока он не отгадает.

Можете предложить логические загадки. Например: «Назови

фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка), «Чем

можно есть мясо, но нельзя есть суп? » (вилка).

«Быстрые ручки»

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки,

трубочки) и предложите ребенку их рассортировать. Посчитайте

вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок,

получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

«Таймер»

Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с

таймером). Каждый раз, устанавливая время на таймере,

объявляйте вслух «1 минута»,

«5 минут» и т. п. А когда таймер просигналит, еще раз напомните

ребенку о том, сколько времени прошло.

Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени.

Кроме того, таймер можно использовать в качестве «звонка на

переменку».

Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребенок

просит вас почитать книжку. Поставьте таймер на несколько минут

и объясните ребенку, что обязательно почитаете, когда для вас

прозвенит «звонок на переменку». Не забудьте выполнить

обещание!

«Юный дизайнер»

Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда.

Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и

другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы,

цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

«Настольный хоккей»

Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет - это

будет хоккейное поле, а углы – ворота. Дайте ребенку горошину

(мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть

ребенок поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта

«простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

«Настольный керлинг»

Положите на кухонный стол легко скользящий предмет

(например, пластмассовую коробочку от маргарина или крышку от

бутылки). На некотором расстоянии обозначьте границы мишени

(например, поставьте по углам мишени чашки).

Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через

стол и попала в область мишени, как в настоящем керлинге. А

теперь предложите малышу самостоятельно поиграть в эту игру.

«Соломинки»

Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и

бросьте на стол. Ребенок должен осторожно собрать их по одной

штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте

вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

«Лепка из теста»

Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка.

Небольшой кусочек теста из 1,5 чашек муки, 0, 5 столовой ложки

соли, 0, 25 чашки воды (добавлять постепенно) и чайную ложку

растительного масла (добавлять постепенно, можете еще

добавить немного краски).

Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или

просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в

полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

«Картины солью»

Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными

картинами, выполненными художниками. Подобное произведение

искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль

крупного помола.Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с

ребенком на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой

на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше

ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, не

приклеенные остатки соли можно стряхнуть.

Игры в дороге.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Солнце утром всходит, а вечером (заходит)

- У свиньи - поросенок, а у селезня (утенок)

- Пешеходы на зелёный свет идут, а на красный (стоят)

- Мокрое бельё развешивают, а сухое… т. п.

«УГОЩАЮ»

«Давай с тобой вспомним самые вкусные слова и угостим друг

друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на

ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Можно поиграть в «кислые», «соленые», «сладкие», «горькие»

слова.

«САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем

называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще

обязательно расскажем, какие они. Вот забор – он красный. А

ещё я заметила собаку, – она серая и маленькая. А ты что

заметил?» Ребенок и взрослый могут называть увиденные

объекты по очереди.

«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

«Представь, что у нас с тобой есть волшебные очки. Когда их

надеваешь, то все становится синим (красным, зелёным и т. п.).

Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,

скажи: голубые сапоги, голубой мяч, голубой дом, голубой забор и

т. п.»

«ПОВАРА»

Сегодня на кухне мы будем готовить яблочный сок. Если мы

будем готовить из яблок, значит, сок будет? (яблочный). А слив из

(сливовый). А из груш, вишни…

«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖИМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ»

Взрослый и ребёнок показывают по очереди движения со

словами: «Где мы были мы не скажем, а, что делали покажем» и

отгадывают.

Чистим зубы, стираем, играем в мяч и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый произносит слово и бросает мяч ребенку. Ребенок

называет антоним (слово – «неприятель») к заданному слову и

вернуть мяч обратно.

Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный –

белый. Список можно продолжить самостоятельно.

Игры на прогулке.

«ВЕСЕЛЫЕ ДОРОЖКИ»

На земле проводят разные по форме линии (мелками или на

снегу палкой) — это дорожки. Играющие бегают по ним друг за

другом,

делают

сложные

повороты,

сохраняя

при

этом

равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию.

Варианты траекторий для игры

Игру можно проводить с любым количеством участников. Длина

дорожки может быть произвольной, но не менее 3 м.

«ПЯТНАШКИ»

Водящего

называют

«пятнашкой».

Все

участники

игры

разбегаются в разные стороны, «пятнашка» их догоняет. Когда он

коснулся рукой, тот становится «пятнашкой»

Варианты

1. Чтобы не запятнали, нужно присесть или встать на какой-

нибудь предмет.

2. Когда «пятнашка» догоняет играющего, тот может попрыгать на

двух

ногах,

как

зайчик,

и

его

уже

нельзя

пятнать

(пятнашки

«Зайки»).

3. Играющий, которого запятнали, если он быстрый и ловкий,

может сразу же возвратить пятнание водящему, и «пятнашкой»

остается прежний игрок («Пятнашки с передачей»).

4. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имя из цветов,

птиц, зверей. «Пятнашка» не пятнает, если вовремя назвал свое

имя, например «лиса» («Пятнашки с именем»).

«КТО БОЛЬШЕ»

К перекладине футбольных ворот или, например, сучку дерева

подвешивается

на

веревке

мяч

так,

чтобы

он

почти

касался

земли. Под ним кладут несколько мелких предметов.

Участник, отведя мяч на себя до уровня головы, отпускает его и,

двигаясь вслед за ним, подбегает к разложенным предметам и

старается собрать как можно больше предметов и вернуться в

исходное положение.

Победителем

является

тот,

кто

благополучно

ушел

от

качающегося мяча и собрал больше предметов.

Игры в семейном кругу.

ТВОРЧЕСКАЯ И ВЕСЕЛАЯ ИГРА «СКАЗКА»

Из реквизитов необходим только лист бумаги и ручка.

Мама или другой взрослый спрашивает у каждого участника

предложение для сказки и загибает лист бумаги. И так по кругу,

каждый тихонько, отвечает, чтобы последующий участник не

услышал то, что сказал предыдущий.

Пример. Первый участник предлагает написать на листе «Жили

были дед да баба», предлагает второй свое продолжение сказки

«и полетели они за тридевять земель спасать Василису

Прекрасную», следующий участник, не зная того, что сказали

предыдущие продолжает «которая и оказалась, в последствии,

коньком Горбунком». Варианты могут быть абсолютно

различными и самыми непредсказуемыми. В конце

разворачиваем веселую сказку, читаем и все вместе смеемся над

абракадаброй семейного творчества.

«ПОИСК ПРОПАЖИ»

Этот конкурс для всей семьи развивает внимательность и

зрительную память его участников.

Для реквизитов нужна цветная скатерть и множество мелких

предметов. Это могут быть тюбики губной помады, маленькие

коробочки, крышки, шариковые ручки, чайные ложки – в общем,

все, что найдете дома. Чем разнообразнее будут реквизиты, тем

лучше.

Вся эта утварь раскладывается на столе, который

предварительно застелен скатертью, а участники рассаживаются

вокруг. Суть игры в том, чтобы запомнить все предметы, лежащие

на игровом поле и сразу заметить тот предмет, который исчезнет

со стола.

Пример. Водящий предлагает играющим внимательно

посмотреть на стол и постараться запомнить гораздо больше

предметов и то, как они расположены. После чего все должны

зажмуриться, а водящий убирает со стола и прячет какой-нибудь

из предметов. По его команде участники открывают глаза и

пробуют вычислить, какой предмет исчез. Тот, кто угадает,

становится водящим.

«ЖМУРКИ»

Эта веселая игра знакома многим из нас с детства. И до сих пор

«Жмурки» являются одним из главных детских развлечений на

семейных праздниках, в которых с удовольствием поучаствуют и

взрослые.

Суть очень проста. Сначала выбирают водящего. Завязывают ему

глаза. Остальные игроки встают вокруг него лицом в центр.



В раздел образования




Яндекс.Метрика