Напоминание

"Активные методы обучения в начальной школе"


Автор: Волохова Галина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБПОУ МГОК г. Москва
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Активные методы обучения в начальной школе"
Дата публикации: 04.04.2021
Раздел: начальное образование





Назад




ГБПОУ МГОК

Применение активных методов обучения в

начальной школе.

Подготовила Волохова Галина Юрьевна

высшая квалификационная категория.

2021

Применение активных методов обучения в начальной школе.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих

активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности

учащихся в процессе освоения учебного материала.

Суть, ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся

вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по

собственной

воле,

причем

их

мотивация

определяется

собственным

интересом к учебной деятельности. И это, главным образом, определяет

эффекты данной технологии.

Активные методы обучения строятся на:

деятельностном подходе к обучению,

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации работы,

разнообразных коммуникациях,

творческом характере обучения,

практической направленности,

диалоге и полилоге,

интерактивности,

игровом действе,

рефлексии, движении.

Активные методы обучения подразделяются на

- методы начала урока,

- методы выяснения целей, ожиданий, опасений,

- методы презентации учебного материала,

- методы организации самостоятельной работы над темой,

- методы презентации результатов практической работы,

- методы релаксации,

- методы подведения итогов.

Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные

задачи того или иного этапа урока.

1. Динамично помогают начать урок

такие методы, как «Галерея

портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети,

выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно

большего количества одноклассников. Такие

забавные игры позволяют

весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями,

способствует

установлению

контакта

между

учениками

в

течение

нескольких минут.

2. Очень важным для учителя является включение в урок активных

методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как

«Дерево

ожиданий»,

«Поляна

снежинок»,

«Разноцветные

листы»,

«Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и

каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для

осуществления

личностно-ориентированного

подхода

к

обучающимся.

Методы

заключаются

в

следующем.

Учащимся

раздаются

заранее

вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и

предлагается попробовать

более четко определить, что они ожидают

(хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего

опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.

После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания,

опасения и подводятся итоги.

3. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый

материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как

«Кластер», «Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в

группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь,

ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и

прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и

прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика.

Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе.

Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируем

тему.

4. При организации

самостоятельной работы над новой темой

важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как

же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для

работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного

состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии

и

принятия

решений

методы «Cветофор»

(во

время

дискуссии

поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На

линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями.

Затем вопросы других групп, а они - защищаются).

5. Для представления материала

самостоятельной работы детей

очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная

остановка», «Творческая мастерская».

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на

обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку

дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения,

стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают

блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы,

создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно

необходимо составить план размещения принесенного на урок материала,

оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По

истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны

презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников

учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В

конце

урока

появляются

замечательные

творения.

Каждое

решение

уникально,

выразительно.

Научиться

дружно,

работать

в

группах,

прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные

работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная

цель этого урока.

6. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на

уроке.

Ведь

иногда

нескольких

минут

достаточно,

чтобы

встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из

класса.

Упражнение "Четыре стихии",

- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.

Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками

до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете

плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки

и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в

локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

«

Стряхиваем воду с пальцев»

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти

пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как

тряпочками (5-10 секунд).

«Задуй свечу»

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше

воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при

этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

«Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон,

из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак.

Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

7.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие

методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают

разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к

теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый

лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С

доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют

другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет

анализируется группой-соседкой.

«Итоговый

круг»

-

Учитель

дает

минуту!

Подготовленные

представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те

в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги

урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить,

что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на

следующем уроке. Кроме того, обратная связь от

учеников позволяет

скорректировать урок на будущее.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру

дискуссии и сотрудничества;

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном

уроке.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только

для учащихся, но и для учителей. Поэтому можно активно разрабатывать и

внедрять в урок свои авторские активные методы в соответствии с

индивидуальными особенностями своего класса.



В раздел образования




Яндекс.Метрика