Автор: Рыкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок
Раздел: начальное образование
Современный урок
Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности
в
ее
индивидуальности,
неповторимом
своеобразии.
Это
должно
обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого —
организация единого пространства познания и индивидуального развития.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Коменским 400 лет назад,
остается! Родоначальники педагогики «во главу угла» в обучении и
воспитании ученика ставили классно-урочную систему.
В
современной
педагогической
литературе
встречаются
различные
определения понятия «урок». Но самое полное и верное по-нашему мнению
определение
предложенное
Виталием
Александровичем
Сластёниным:
«Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в
течение
точно
установленного
времени
руководит
познавательной
коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с
учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы,
создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали
основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для
воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил
школьников».
Щуркова
Надежда
Егоровна
даёт
определение
современному
уроку:
«Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха:
никто никого не пугает и никто никого не боится».
Что же влияет на современность урока? Мастерство педагога? Наличие
технических средств обучения? Взаимодействие «учитель-ученик»? или
Совокупность методических приёмов? Что значит современный? По—моему
мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним
словом – актуальный урок.
Актуальный - означает важный, существенный для настоящего времени. А
еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам
ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок
современный, то он обязательно закладывает основания для будущего,
готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками
определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее
познавательных и созидательных способностей. На каждом уроке должен
осуществляться
индивидуальный
подход.
Тон
учителя
должен
быть
доброжелательным, не повышенным, должен быть создан психологический
комфорт. На уроке дети должны видеть чуткого и внимательного учителя,
понимающего с полуслова, с взгляда, учителя – помощника.
Если на уроке ребенку было интересно, комфортно, он может в конце урока
сделать самостоятельно вывод по теме урока и оценить свою деятельность,
то урок вполне можно назвать современным!!!