Автор: Колосова Расима Галиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦ "Маленький принц"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Жестокое обращение с ребенком в неблагополучной семье".
Раздел: начальное образование
Жестокое обращение с ребенком в неблагополучной семье.
Колосова
Р.Г.
ГКУ
КО
СРЦ
«Маленький
принц»
г.
Кемерово,
Кемеровская область, Россия
Что
такое
жестокость?!
А
жестокость
в
отношении
ребенка
–
это
вдвойне
более
страшное
понятие,
под
которым
подразумеваются
такие
действия
со
стороны
родителей
или
других
людей,
которые
привели
к
травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и в
целом благополучию ребенка. То есть – это причинение вреда физическому
или психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни.
Традиционно
различают
четыре
категории
жестокого
обращения
с
детьми:
физическое
насилие,
сексуальное
насилие,
пренебрежение
потребностями ребенка и эмоциональное насилие.
Физическое
насилие
является
одним
из
самых
распространенных
видов жестокого обращения с детьми в семье. Его формы общеизвестны,
обычно оно сопровождается словесными оскорблениями.
Помимо
внешних
признаков
насилия
у
ребенка
проявляются
характерные эмоциональные реакции – тревога, страх, беспокойство, могут
проявиться расстройства сна, аппетита, тики, энурезы.
В младшем школьном возрасте ребенок может иметь уставший вид,
быть сонлив, у него отсутствуют друзья, он боится идти домой после школы.
В
подростковом
возрасте
может
совершать
побеги
из
дома,
суицидальные
попытки,
употреблять
алкоголь
или
наркотики,
проявлять
антиобщественное или криминальное поведение.
Сексуальное насилие над ребенком. Формами сексуального насилия
являются:
демонстрация
ребенку
половых
органов,
любые
сексуальные
контакты, вовлечение в съёмки или просмотры порнографических фильмов,
картинок
или
другое.
Сексуальное
насилие
в
семье
–
это
медленно
развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый
процесс.
Признаками
сексуального
насилия
в
семье
могут
быть:
несвойственные для этого возраста знания о сексе, соблазняющее поведение,
необычная сексуальная активность (мастурбация, проституция).
Когда
мы
говорим
о пренебрежении
потребностями
ребенка,
то
понимаем
под
этим
недобросовестное
выполнение
или
скорее
всего
не
выполнение
родителями
своих
обязанностей,
в
результате
чего
ребенок
испытывает острую или хроническую нужду в самом необходимом (питании,
одежде, жилище, безопасности, медицинской помощи, образовании, любви и
заботе
и
т.п.).
Также
и
чрезмерная
забота
о
ребенке
лишает
его
самостоятельности, что нарушает становление его личности.
Очевидно, что потребности ребенка зависят от его возраста, тем не
менее, основными я считаю вышеперечисленные. Причинами безразличного
отношения
к
нуждам
своих
детей
могут
быть
личностные
особенности
родителей,
стрессы,
испытываемые
ими
и
связанные
с
финансовыми
проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями с
родственниками
и
т.д.
Во
многом
взаимоотношения
детей
и
родителей
зависят и от социального статуса семьи. Недостаточность заботы о ребенке и
пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными
материальными проблемами. Однако, во многих малообеспеченных семьях
этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой и участием.
Признаки,
по
которым
можно
заподозрить
пренебрежительное
отношение к нуждам и запросам ребенка:
-
неопрятность,
педикулез,
задержка
роста
или
общее
отставание
в
физическом развитии; низкая масса тела, задержка речевого развития;
- постоянный голод и жажда, кража пищи; стремление любыми способами
привлечь
к
себе
внимание
взрослых;
требование
ласки
и
внимания;
пассивность,
подавленное
состояние,
антиобщественное
поведение;
агрессивность и импульсивность; неумение общаться с людьми; трудности в
обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.
Эмоциональное
насилие
– это
психологическое
воздействие
на
ребенка
пагубного
(негативного)
характера.
Формами
эмоционального
насилия могут быть: отвержение ребенка, отказ в теплых чувствах, общении,
необоснованные
претензии,
критика,
унижение,
запугивание,
изоляция
ребенка,
невыполнение
обещаний
ребенку.
Признаки
эмоционального
насилия подобны признакам физического насилия.
Таким образом, можно сделать вывод, что все компоненты жестокого
обращения с ребенком взаимосвязаны. Физическое насилие, как правило,
содержит
компонент
эмоционального;
сексуальное
насилие
часто
сопровождается
принуждением,
физическим
насилием
и
переживается
ребенком
как
унижение.
Однако
отличительной
особенностью
нашего
менталитета
является
терпимое
отношение
к
насилию
и
жестокому
обращению. Именно поэтому в нашей стране так часто фиксируются факты
жестокого обращения с детьми. Ребенок, явившийся жертвой насилия, не
может
в
дальнейшем
должным
образом
приспособиться
к
жизни.
Дети,
пострадавшие
от
физического
или
сексуального
насилия,
вызывают
сочувствие окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью,
как
правило,
во
взрослой
жизни
не
могут
самостоятельно
решать
свои
материальные
проблемы
и
ориентируются
на
помощь
со
стороны
государства.
Список литературы нужен? Я с ним не работала, его можно сократить.
Литература и источники
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.
Причины, последствия, помощь. – Москва, 2005.
2. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребёнком: Общие
вопросы и физическое насилие. – Петрозаводск, 2000.
3. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от
жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я.,
Цымбала Е.И. М., 2001.
4 .
Защита детей от жестокого обращения. / Под редакцией Волковой
Е.Н. – Санкт- Петербург, 2007.
5. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга. /
Под редакцией Е.Н. Волковой. – Нижний Новгород, 2004.
6. Зеленова Т. Жестокое обращение с детьми как фактор социального
сиротства. – 2006. №3.
7.
Зиновьева
Н.О.,
Михайлова
Н.Ф.
Психология
и
психотерапия
насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. – Санкт – Петербург, 2003.
8. Насилие и социальные изменения / Под ред. Пиксаковой М.М.,
Синельникова А.М.: Литограф, 2000.
9. Реан А.А. Психология человека. От рождения до смерти. – Москва,
2002.
10. Рыбинский Е.М., Управление системой социальной защиты детства,
Москва/Издательский центр «Академия», 2004.
11.
Система
работы
школы
по
защите
прав
и
законных
интересов
ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. – Волгоград, 2007.
12. Соонетс Р., и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту, АО
Атлекс, 2000.
13. Черепанова Е.М. Психологический стресс. – Москва, 1996.