Напоминание

"Жестокое обращение с ребенком в неблагополучной семье".


Автор: Колосова Расима Галиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦ "Маленький принц"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Жестокое обращение с ребенком в неблагополучной семье".
Раздел: начальное образование





Назад




Жестокое обращение с ребенком в неблагополучной семье.

Колосова

Р.Г.

ГКУ

КО

СРЦ

«Маленький

принц»

г.

Кемерово,

Кемеровская область, Россия

Что

такое

жестокость?!

А

жестокость

в

отношении

ребенка

это

вдвойне

более

страшное

понятие,

под

которым

подразумеваются

такие

действия

со

стороны

родителей

или

других

людей,

которые

привели

к

травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и в

целом благополучию ребенка. То есть – это причинение вреда физическому

или психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни.

Традиционно

различают

четыре

категории

жестокого

обращения

с

детьми:

физическое

насилие,

сексуальное

насилие,

пренебрежение

потребностями ребенка и эмоциональное насилие.

Физическое

насилие

является

одним

из

самых

распространенных

видов жестокого обращения с детьми в семье. Его формы общеизвестны,

обычно оно сопровождается словесными оскорблениями.

Помимо

внешних

признаков

насилия

у

ребенка

проявляются

характерные эмоциональные реакции – тревога, страх, беспокойство, могут

проявиться расстройства сна, аппетита, тики, энурезы.

В младшем школьном возрасте ребенок может иметь уставший вид,

быть сонлив, у него отсутствуют друзья, он боится идти домой после школы.

В

подростковом

возрасте

может

совершать

побеги

из

дома,

суицидальные

попытки,

употреблять

алкоголь

или

наркотики,

проявлять

антиобщественное или криминальное поведение.

Сексуальное насилие над ребенком. Формами сексуального насилия

являются:

демонстрация

ребенку

половых

органов,

любые

сексуальные

контакты, вовлечение в съёмки или просмотры порнографических фильмов,

картинок

или

другое.

Сексуальное

насилие

в

семье

это

медленно

развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый

процесс.

Признаками

сексуального

насилия

в

семье

могут

быть:

несвойственные для этого возраста знания о сексе, соблазняющее поведение,

необычная сексуальная активность (мастурбация, проституция).

Когда

мы

говорим

о пренебрежении

потребностями

ребенка,

то

понимаем

под

этим

недобросовестное

выполнение

или

скорее

всего

не

выполнение

родителями

своих

обязанностей,

в

результате

чего

ребенок

испытывает острую или хроническую нужду в самом необходимом (питании,

одежде, жилище, безопасности, медицинской помощи, образовании, любви и

заботе

и

т.п.).

Также

и

чрезмерная

забота

о

ребенке

лишает

его

самостоятельности, что нарушает становление его личности.

Очевидно, что потребности ребенка зависят от его возраста, тем не

менее, основными я считаю вышеперечисленные. Причинами безразличного

отношения

к

нуждам

своих

детей

могут

быть

личностные

особенности

родителей,

стрессы,

испытываемые

ими

и

связанные

с

финансовыми

проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями с

родственниками

и

т.д.

Во

многом

взаимоотношения

детей

и

родителей

зависят и от социального статуса семьи. Недостаточность заботы о ребенке и

пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными

материальными проблемами. Однако, во многих малообеспеченных семьях

этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой и участием.

Признаки,

по

которым

можно

заподозрить

пренебрежительное

отношение к нуждам и запросам ребенка:

-

неопрятность,

педикулез,

задержка

роста

или

общее

отставание

в

физическом развитии; низкая масса тела, задержка речевого развития;

- постоянный голод и жажда, кража пищи; стремление любыми способами

привлечь

к

себе

внимание

взрослых;

требование

ласки

и

внимания;

пассивность,

подавленное

состояние,

антиобщественное

поведение;

агрессивность и импульсивность; неумение общаться с людьми; трудности в

обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.

Эмоциональное

насилие

это

психологическое

воздействие

на

ребенка

пагубного

(негативного)

характера.

Формами

эмоционального

насилия могут быть: отвержение ребенка, отказ в теплых чувствах, общении,

необоснованные

претензии,

критика,

унижение,

запугивание,

изоляция

ребенка,

невыполнение

обещаний

ребенку.

Признаки

эмоционального

насилия подобны признакам физического насилия.

Таким образом, можно сделать вывод, что все компоненты жестокого

обращения с ребенком взаимосвязаны. Физическое насилие, как правило,

содержит

компонент

эмоционального;

сексуальное

насилие

часто

сопровождается

принуждением,

физическим

насилием

и

переживается

ребенком

как

унижение.

Однако

отличительной

особенностью

нашего

менталитета

является

терпимое

отношение

к

насилию

и

жестокому

обращению. Именно поэтому в нашей стране так часто фиксируются факты

жестокого обращения с детьми. Ребенок, явившийся жертвой насилия, не

может

в

дальнейшем

должным

образом

приспособиться

к

жизни.

Дети,

пострадавшие

от

физического

или

сексуального

насилия,

вызывают

сочувствие окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью,

как

правило,

во

взрослой

жизни

не

могут

самостоятельно

решать

свои

материальные

проблемы

и

ориентируются

на

помощь

со

стороны

государства.

Список литературы нужен? Я с ним не работала, его можно сократить.

Литература и источники

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.

Причины, последствия, помощь. – Москва, 2005.

2. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребёнком: Общие

вопросы и физическое насилие. – Петрозаводск, 2000.

3. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от

жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я.,

Цымбала Е.И. М., 2001.

4 .

Защита детей от жестокого обращения. / Под редакцией Волковой

Е.Н. – Санкт- Петербург, 2007.

5. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга. /

Под редакцией Е.Н. Волковой. – Нижний Новгород, 2004.

6. Зеленова Т. Жестокое обращение с детьми как фактор социального

сиротства. – 2006. №3.

7.

Зиновьева

Н.О.,

Михайлова

Н.Ф.

Психология

и

психотерапия

насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. – Санкт – Петербург, 2003.

8. Насилие и социальные изменения / Под ред. Пиксаковой М.М.,

Синельникова А.М.: Литограф, 2000.

9. Реан А.А. Психология человека. От рождения до смерти. – Москва,

2002.

10. Рыбинский Е.М., Управление системой социальной защиты детства,

Москва/Издательский центр «Академия», 2004.

11.

Система

работы

школы

по

защите

прав

и

законных

интересов

ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. – Волгоград, 2007.

12. Соонетс Р., и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту, АО

Атлекс, 2000.

13. Черепанова Е.М. Психологический стресс. – Москва, 1996.



В раздел образования




Яндекс.Метрика