Автор: Афанасьева Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пересказ русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка» с использованием приема визуализации- скрайбинга
Раздел: дошкольное образование
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в
старшей группе.
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Крошечка -
Хаврошечка» с использованием приема визуализации-
скрайбинга».
Цель: создать условия для связного последовательного пересказа текста.
Задачи:
Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».
Создать условия для построения полных, выразительных ответов на
вопросы по содержанию прочитанного.
Обеспечить условия для коллективных театрально – игровых постановок
в речевом развитии с использованием рисованного скрайбинга.
Обеспечить условия для концентрации внимания детей на поэтапности
самостоятельного рисования сюжета или образа, то есть построению
пространственно-временной модели сказки.
Использовать прием совместного рассказывания произведения.
Способствовать умению внимательно слушать сказку, совершенствовать
диалоговую речь.
Расширить словарный запас: сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка,
рябая корова, журить, распеклась, листвицы шумят золотые, барин, в
добре поживать, лиха не знать.
Способствование одновременно задействовать слух, речь, зрение и
воображение ребенка.
Воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную
минуту.
Словарная работа. Пуд – старинная русская мера веса, равна 16 кг.
Прясть – скручивание волокна, делать нить.
Ткать – изготавливать ткань из нити, рябая корова- пестрая с пятнами
другого цвета, распеклась на солнышке – пригрелась, лихо- зло, наливное
яблочко – сочное.
Материал.
Текст русской народной сказки «Хаврошечка»,
Декорации к сказке, шапочки коровушки, яблони, девушек. Белые листы
бумаги, простые карандаши или фломастеры.
Ход.
I. Вводная часть.
Дети заходят в группу, встают произвольно.
Воспитатель.- Ребятки, я для вас приготовила загадку. Слушайте
внимательно: « Говорит она «му-му!», ночью спит в своем хлеву.
Днем на пастбище идет, молочко нам всем дает».
Дети.- Корова!
Воспитатель.- А что вы можете рассказать о корове?
Дети.- Корова – домашнее животное, живет в хлеву, приносит пользу: мясо и
молоко, травоядное - пасется на лугу, сено ест. Детеныш у нее теленок.
Мычит и может бодать рогами.
II. Основная часть.
Воспитатель.- Предлагаю вам послушать сказку «Крошечка – Хаврошечка».
Садитесь на стулья. (Стулья стоят полукругом).
Чтение сказки. Задать вопросы по содержанию, по характеристике
действующих лиц.
Воспитатель.- Кто является главным героем в сказке? (Хаврошечка). Какая
она была?
Дети.- Добрая, ласковая, красивая, трудолюбивая, терпеливая.
Воспитатель.- Как обращались с Хаврошечкой приемные родители?
Дети. - Заставляли много работать, ткала и пряла. Обижали. Никто не жалел.
Слова доброго никогда не слыхала.
Воспитатель.- «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят». Какая
мачеха была?
Дети.- Злая, грубая, недобрая, крикливая, некрасивая, сварливая.
Воспитатель.- Кто помогал Хаврошечке в работе? Кто жалел ее?
Дети.- Коровушка.
Воспитатель.- Как она помогала ей?
Дети.- Хаврошечка в одно ушко влезет, в другое вылезет и все готово.
Воспитатель.- Как мачеха узнала, что коровушка помогает Хаврошечке?
Дети. – Мачеха посылала своих дочерей подсматривать за Хаврошечкой.
Трехглазка все увидела, один глаз у нее не спал.
Воспитатель.- Какую песенку она пела сестрам на лугу?
Дети.- Спи глазок, спи другой!
Воспитатель.- Чем закончилась сказка? ….
- Кого из девушек взял замуж молодой человек? (Хаврошечку).
Дети.- И больше никто ее не ругал, ее любили и жалели.
Воспитатель.- Что наденет жених своей невесте на палец? (Колечко).
Физминутка. Деление на команды.
Воспитатель. – Вставайте в большой круг, поиграем в игру «Колечки».
Сколько раз я хлопну в ладоши, столько же детей встанут в тесное колечко.
Например, хлопну три раза, значит, все разобьются в колечки по тройкам –
кто быстрее! И дружно произносят: Мы готовы!
Игра проводится до тех пор, пока число детей в колечках будет
соответствовать числу участников команд.
Воспитатель.- Вот и образовалось у нас 2 команды. В первой команде
каждый выберет себе роль, какую желает. Ребята надевают костюмы
(шапочки) и будут обыгрывать сказку. Вторая команда садится за стол,
будет смотреть, и слушать игру детей. И одновременно схематически нужно
нарисовать сюжет сказки на листах. Рисовать будем последовательно, что
сначала, что потом происходит с героями сказки. Сказку будем играть до
половины, затем команды поменяются местами. Вторая команда будет играть
в сказку до конца. А первая команда станет рисовать продолжение сказки.
Игра-драматизация сказки с применением рисованного скрайбинга.
Когда игра закончится, вторая команда занимает место за своим столом.
Воспитатель.- Предлагаю второй команде рассказать сказку по своим
рисункам, один начинает, другой продолжает. И все вместе поможем
Хаврошечке петь песенку для своих сестер: «Спи, глазок, спи другой!» и т. д.
Далее, эстафету передадим первой команде. Они продолжат пересказ сказки
по своим рисункам.
III Заключительная часть.
Итог. Какой смысл этой сказки? Люди приютили сиротинку, а вместо любви
и заботы что делали? Заставляли много работать для своего блага. В то время
как своих дочерей, какими воспитывали? Ленивицами. А почему так
происходит? Да потому что «Бога не боятся». Какими словами сказка
закончилась? И стала она в добре поживать и лиха не знать. Хаврошечка в
этой сказке - символ веры, надежды и любви.
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Пересказ русской народной сказки
«Крошечка - Хаврошечка» с использованием
приема визуализации скрайбинга».
Провела: Афанасьева С. В., воспитатель
высшей квалификационной категории.
2021 г.