Автор: Агащук Надежда Иосиповна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №16
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: проект
Тема: "Логопедические тропинки"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Логопедические тропинки»
Автор: Агащук Надежда Иосиповна
учитель-логопед
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных
возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все
более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов,
способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на
развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать
информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда
ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует
у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению
новых знаний.
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания
ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной
обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов,
нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает
«энергичную, от всего сердца деятельность».
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную
деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе
самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую
работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою
позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать,
прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным
партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные
условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации
непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является
самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно,
только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает
–«присваивает» знания и опыт.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей
совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных
возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для
детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той
степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым
недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы
и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий
открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями
речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые
приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче
и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические
упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных
методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми
дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические
тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития
дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с
ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной
развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого
дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения,
развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую
тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив
знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее
эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в
логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как
способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-
логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития
дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в
логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее,
легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе
практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей
в речевом развитии их детей.
Задачи проекта
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к
процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции
речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать
успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах
речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом
процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; -
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и
воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система
применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может
использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика
нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в
школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых
педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и
речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать
понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей
старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ПРАКТИЧЕСКИЙ):
Логопедический проект «Послушный ветерок»
Задачи:
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании;
обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания,
эффективности использования речевого дыхания
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного
речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и
речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных
иллюстраций, специальных пособий;
• Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики
Работа с семьей
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания»,
«Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые
упражнения для развития дыхания»
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной
гимнастикой
Работа с педагогами
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней
коррекционной гимнастке
Практический результат проекта
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
Задачи:
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного
звукопроизношения,
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с
использованием нетрадиционных комплексов
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный,
коллективный
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с
использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о
веселом язычке», дидактической куклы • Коллективное придумывание сказки о Веселом
Язычке
• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке
Работа с семьей
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку
артикуляционного уклада определенно группы звуков.
• Работа с педагогами
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
• Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика
выполнения артикуляционных упражнений»
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней
коррекционной гимнастке
Практический результат проекта
• Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-
самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
Логопедический проект «Все по порядку»
Задачи:
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного
рассказа.
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные",
"насекомые", "посуда" и т. п.).
• Углубление знаний детей об окружающей среде.
• Улучшение коммуникативных навыков детей.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Содержание работы:
Работа с детьми
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по
различным лексическим темам;
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных
совместно с педагогом схем описательных рассказов;
Работа с семьей
• Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного,
последовательного связного высказывания детей)
Работа с педагогами
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего
дошкольника».
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для
формирования коллективного альбома «Все по порядку»
Логопедический проект «Слушаем и слышим»
Задачи:
формировать фонематическое восприятие на материале неречевых звуков
учить различать силу, высоту и тембр голоса
учить узнавать и различать не речевые звуки
учить различать слова близкие по звуковому составу
учить различать слоги и фонемы родного языка
обучать простым и сложным формам фонематического анализа
формировать навыки синтеза звука
формирование фонематических представлений.
Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный
Содержание работы:
Работа с детьми
подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию фонематического
восприятия.
этапы работы по развитию фонематического слуха.
упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от
простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями,
начинать работу можно с этого уровня. В презентации я подготовила образцы игр для
воспитателей и родителей.
д\игры «Угадай, что я делаю»
«Угадай, где стучит дятел» «Внимательные ушки», «Ритм».
Развитие слухового восприятия, развитие чувства ритма,
д\игры «Буквенная мозаика» ,«Определи звуки в слове», «Смотри, не ошибись!»,
Выделение первого ударного гласного в слове, знакомство с буквами, деление слов на
слоги,
Работа с семьей
Консультация «Фонематический слух-основа правильной речи»
Познакомить родителей с играми, развивающими фонематический слух
Работа с педагогами
Индивидуальные беседы об особенностях развития и воспитания детей
Консультация: « Звуковой анализ слова»
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения
логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей .
3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов
МБДОУ
Конечным продуктом проекта будет являться:
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми
нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
• Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания
поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение
новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению
намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с
детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками
образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне
возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более
прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе
проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и
сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности,
тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в
логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М.,
2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М.,
2012