Напоминание

"Логопедические тропинки"


Автор: Агащук Надежда Иосиповна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №16
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: проект
Тема: "Логопедические тропинки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Логопедические тропинки»

Автор: Агащук Надежда Иосиповна

учитель-логопед

Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных

возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость)

Актуальность проекта.

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все

более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов,

способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на

развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать

информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда

ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует

у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению

новых знаний.

По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания

ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной

обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов,

нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает

«энергичную, от всего сердца деятельность».

Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную

деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе

самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую

работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою

позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать,

прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным

партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные

условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации

непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является

самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно,

только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает

–«присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей

совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных

возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для

детей с речевыми нарушениями.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той

степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым

недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы

и приемы образования воспитанника.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий

открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями

речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать,

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные

навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые

приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче

и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические

упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных

методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми

дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические

тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития

дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с

ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной

развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого

дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения,

развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую

тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив

знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее

эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в

логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как

способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-

логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития

дошкольников.

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в

логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее,

легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе

практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей

в речевом развитии их детей.

Задачи проекта

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к

процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции

речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемый результат:

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать

успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах

речевого развития детей.

3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом

процессе коррекционно-воспитательной работы.

Эффективность данных результатов

Для детей:

- положительная динамика речевого развития;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; -

заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и

воспитания детей дошкольного возраста через

разнообразные формы и методы работы;

Для ДОУ

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система

применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может

использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика

нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в

школьном возрасте.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации проекта – 1 год

Этапы и стратегия реализации проекта

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ):

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых

педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и

речевых возможностей детей.

Задачи:

1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать

понятийный аппарат исследования.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей

старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ПРАКТИЧЕСКИЙ):

Логопедический проект «Послушный ветерок»

Задачи:

• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании;

обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания

• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания,

эффективности использования речевого дыхания

• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

• Повышение компетенции воспитателей в данной области

• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного

речевого дыхания у детей.

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный

Содержание работы:

Работа с детьми

• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у

детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических

упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.

• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и

речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных

иллюстраций, специальных пособий;

• Занятие с детьми на тему «Здоровейка»

• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики

Работа с семьей

• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания»,

«Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»

• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые

упражнения для развития дыхания»

• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной

гимнастикой

Работа с педагогами

• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней

коррекционной гимнастке

Практический результат проекта

• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке

Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»

Задачи:

• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного

звукопроизношения,

• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с

использованием нетрадиционных комплексов

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный,

коллективный

Содержание работы:

Работа с детьми

• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки

• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с

использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о

веселом язычке», дидактической куклы • Коллективное придумывание сказки о Веселом

Язычке

• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке

Работа с семьей

• Памятки «Строение артикуляционного аппарата»

• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»

• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку

артикуляционного уклада определенно группы звуков.

• Работа с педагогами

• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»

• Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика

выполнения артикуляционных упражнений»

• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней

коррекционной гимнастке

Практический результат проекта

• Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-

самоделки «Сказки о Веселом Язычке»

• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке

Логопедический проект «Все по порядку»

Задачи:

• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного

рассказа.

• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;

• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные",

"насекомые", "посуда" и т. п.).

• Углубление знаний детей об окружающей среде.

• Улучшение коммуникативных навыков детей.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный

Содержание работы:

Работа с детьми

• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по

различным лексическим темам;

• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных

совместно с педагогом схем описательных рассказов;

Работа с семьей

• Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного,

последовательного связного высказывания детей)

Работа с педагогами

• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего

дошкольника».

• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для

формирования коллективного альбома «Все по порядку»

Логопедический проект «Слушаем и слышим»

Задачи:

формировать фонематическое восприятие на материале неречевых звуков

учить различать силу, высоту и тембр голоса

учить узнавать и различать не речевые звуки

учить различать слова близкие по звуковому составу

учить различать слоги и фонемы родного языка

обучать простым и сложным формам фонематического анализа

формировать навыки синтеза звука

формирование фонематических представлений.

Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный

Содержание работы:

Работа с детьми

подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию фонематического

восприятия.

этапы работы по развитию фонематического слуха.

упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от

простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями,

начинать работу можно с этого уровня. В презентации я подготовила образцы игр для

воспитателей и родителей.

д\игры «Угадай, что я делаю»

«Угадай, где стучит дятел» «Внимательные ушки», «Ритм».

Развитие слухового восприятия, развитие чувства ритма,

д\игры «Буквенная мозаика» ,«Определи звуки в слове», «Смотри, не ошибись!»,

Выделение первого ударного гласного в слове, знакомство с буквами, деление слов на

слоги,

Работа с семьей

Консультация «Фонематический слух-основа правильной речи»

Познакомить родителей с играми, развивающими фонематический слух

Работа с педагогами

Индивидуальные беседы об особенностях развития и воспитания детей

Консультация: « Звуковой анализ слова»

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Задачи:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения

логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей .

3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов

МБДОУ

Конечным продуктом проекта будет являться:

• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми

нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе

• Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания

поддержки детям с речевыми нарушениями

Прогноз возможных негативных последствий.

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение

новых, более интересных форм работы.

2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению

намеченных целей и реализации поставленных задач.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с

детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками

образовательного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне

возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более

прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе

проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и

сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности,

тренировать языковые навыки и умения.

Список использованной литературы:

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в

логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М.,

2005

5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М.,

2012



В раздел образования




Яндекс.Метрика