Автор: Павлова Любовь Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: н. Кюпцы Усть-Майский район РС(Я)
Наименование материала: доклад
Тема: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся МБОУ «Кюпская Агрошкола» по творчеству поэта-фольклориста Дмитрия Нестеровича Апросимова.
Раздел: среднее образование
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся
МБОУ «Кюпская Агрошкола» по творчеству поэта-фольклориста
Дмитрия Нестеровича Апросимова.
Работу выполнила: Павлова Любовь Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кюпская Агрошкола»
Усть-Майского улуса
1
Содержание:
1.
Введение………………………………………………………………………3
2.
Глава 1 Развитие навыков исследовательской деятельности творческих
способностей школьников посредством участия в научно-практических
конференциях………………………………………………………………...5
3.
Глава 2Жизнь и творчество Д.Н.Апросимова……………………………..9
4.
Глава3
Анализ
результатов
исследовательской
деятельности
обучающихся по творчеству Дмитрия Апросимова……………………...13
5.
Глава 4 Рекомендации педагогам по организации исследовательской
деятельности обучающихся………………………………………………..17
6.
Заключение………………………………………………………………….19
7.
Литература…………………………………………………………………..20
Приложение
2
Введение
При организации учебно-воспитательного процесса главную задачу
вижу
в
организации
деятельности,
направленной
на
развитие способностей,
формирование
познавательной
самостоятельности,
активной
жизненной
позиции
ребенка.
Для
реализации
поставленной
задачи
необходимо
сочетание
различных
методов
обучения:
проблемного,
развивающего,
активного,
интерактивного, игрового, применение информационных технологий.
Немаловажным
является
поддержание
познавательного
интереса
учащихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности,
реализация
коммуникативных
потребностей
ребят,
повышение
их
гражданской
компетентности.
Активные
и
интерактивные
методы
позволяют
создать
необходимые
условия
для
становления
и
совершенствования
личности
учеников,
обеспечивает
включение
участников образовательного процесса в осмысленное проживание и
переживание индивидуальной и коллективной деятельности, позволяет
осознать и принять знания, для накопления опыта. Только те знания,
которые учащиеся приняли, становятся их внутренним достоянием, новым
умением, способностью, а это в свою очередь способствует освоению
учебной программы всеми учащимися.
Поэтому
организацию
научно-исследовательской
деятельности
обучающихся считаю актуальной.
Проблемой
является то, что внеурочная
деятельность
дает
возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность
внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия,
заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по
достижению совместно выбранной цели.
3
Цель:
обобщение
опыта
работы
по
организации
научно-
исследовательской деятельности обучающихся по творчеству поэта-
фольклориста Дмитрия Нестеровича Апросимова.
Достижения цели выдвигаю такие задачи:
1.
Изучить методическую и научную литературу по теме работы.
2.
Осветить биографию Д.Н.Апросимова
3.
Проанализировать результаты научно-исследовательской деятельности
обучающих по творчеству Д.Н.Апросимова с 2014 года.
4.
Предложить свои способы по улучшению работы с обучающимися по
изучению биографии и творчества местных авторов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, заключается в
определении роли исследовательской деятельности обучающихся
в
социальном
становлении
выпускника
средней
общеобразовательной
школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может
быть использовано учителями для организации внеурочной деятельности
школьников; для повышения образовательного уровня.
Методы исследования:
1.
Изучение литературы и других источников информации.
2.
Анализ результатов обучающихся по творчеству Дмитрия Апросимова.
4
Глава
1.
Развитие
навыков
исследовательской
деятельности
творческих способностей школьников посредством участия в научно-
практических конференциях.
Роль педагога состоит в том,
чтобы открывать двери, а не в том,
чтобы проталкивать в них ученика.
А.Шнабель,
австрийский пианист и педагог
В связи с переходом на новые образовательные стандарты
особенную актуальность приобретает проблема формирования у учащихся
гражданской
позиции.
Гражданственность
является
приоритетной
ценностью,
обретение
которой
позволяет
осознать
человеческое
достоинство и достичь человеческого совершенства. Процесс становления
гражданственности длительный, а период обучения в школе – важный
этап в становлении гражданина.
Одно из качеств, свидетельствующих о становлении гражданина, -
его отношение к Отечеству. Это отношение формируется на основе
познания истории и культуры России. Трепетное чувство Родины может
проявиться, прежде всего, в процессе узнавания её судьбы[1].
Современное общество ставит перед выпускником новые задачи. Это
должна
быть
активная,
конкурентноспособная,
эрудированная,
коммуникабельная, готовая к непрерывному самосовершенствованию и
творчеству личность, умеющая ставить перед собойцели и добываться их.
Школьному
учителюв
становлении
такой
личности
отводиться
немаловажная
роль,
и
творчески
работающий
учительвсегда
к
традиционным приёмам будет добавлять, новые, чтобы заинтересовать
ребёнка, сделать процесс обучения в школе увлекательным, выявить и
5
развить творческие способности, в том числе и к исследовательской
деятельности.
Учёные доказали, что любой ученик способен к творчеству, поэтому
необходимо умело организовать деятельность, побуждающую каждого
школьника к раскрытию своих способностей не только на уроке ,но и во
внеурочное
время.
Именно
внеклассная
работа
способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей тех учащихся, которые
стремятся проявить себя в практической деятельности.
Работа по созданию докладов на научно-практические конференции
сегодня особенно актуальна, так как современное общество переживает
настоящий
информационный
бум.
В
производстве,
управлении,
образовании нашли широкое применение компьютерные технологии,
системы , позволяющие оптимально использовать и перерабатывать поток
информации. От её грамотного использования будет зависеть успех
выпускника.
Одной из важных образовательных задач учителя-словесника является
формирование у школьника речевых компетенций: « свободное владение
основными
видами
речевой
деятельности,
активизация
речевой
деятельности; освоение и использование специфика языка изящной
словесности; использование функциональных стилей языка в речевой
практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений
и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного
общества».
⦋
1
⦌
При исследовательской работе
с детьми следует развивать те
способности, которые нужны им самим и обществу, чтобы быть
востребованным, конкурентноспособным в современном мире.
Для
этого
следует
повышать
интерес
школьников
через
исследовательскую работу; совершенствовать и развивать литературное
творчество; повышать грамотность;
6
Развивать
умение
работать
над
докладом,
коммуникативные
способности,
умение
реализовать
творческие
способности
через
исследовательскую деятельность.
Воспитывать информационную культуру, деловые качества и активную
жизненную позицию; прививать любовь к своей Родине, русскому языку;
формировать активную гражданскую позицию.
Настоящая методическая система базируется на личном опыте учителя
и содержит материалы, разработанные и внедрённые в практику, а именно:
применение коммуникативного метода обучения при работе с
докладами;
обучение теории написания исследовательских работ;
систему работы для участия в различных НПК;
краеведческую направленность в исследовательской работе;
практико-ориентированные проекты.
Особенность системы в том, что она опирается на повторение,
обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию,
культуре письменной и устной речи, расширяет сведения по лексике и
грамматике.
Методическая
система
по
формированию
исследовательских
способностей
учащихся
посредством
участия
в
исследовательской
деятельности
наполняет
процесс
обучения
личным
отношением
к
происходящему на уроке и во внеурочной деятельности. Она формирует
критическое
мышление,
способность
видеть
необыкновенное
в
привычном, чувствовать красоту окружающего мира, широту душевных
человеческих качеств; развивает умение логично и связно излагать свои
мысли; учит быть патриотом России, гордиться своей малой родиной;
выявляет
одарённых
детей,
даёт
возможность
провести
первые
профессиональные
пробы
пера.
Система
повышает
мотивацию
школьников к овладению языком, что приводит к повышению качества
знаний и высоким результатам на ОГЭ , ЕГЭ.
7
Методические принципы работы:
Личностно ориентированный подход учитывает особенности
обучающихся,
способствует
навыку
свободно
и
творчески
мыслить;
коммуникативная
направленность
даёт
обучающимся
возможность общаться в процессе создания докладов ;
деятельностный
подход
обучения
позволяет
работать
индивидуально, в парах;
поэтапность обучения – от простого к сложному – способствует
свободному владению письменной и устной речью при создании
работ.
В ходе работы над исследовательской работой учитель должен увлечь
школьников
идеей её создания, помочь сформировать цели и задачи,
актуальность темы, теоретическую и практическую направленность, методы
работы,
гипотезу,
постоянно
контролировать
процесс
работы,
консультировать учащихся, направлять их, подбадривать, поддерживать дух
творчества.
Работа по данной системе формирует
выпускника, владеющего
русским литературным языком в устной и письменной форме для общения в
различных ситуациях. Он конкурентноспособен, интересуется проблемами
современного общества, имеет активную гражданскую позицию. Это
творческий человек, умеющий логически мыслить, ясно излагать свою
позицию.
Таким образом, грамотно спланированная и реализованная система
работы над исследовательским докладом, позволяет повысить интерес
школьников к различным дисциплинам и качество знаний, воспитывает
ответственность, коммуникабельность, умению логично излагать свои
мысли, формирует навыки работы над докладом.
8
Глава 2. Жизнь и творчество Д.Н.Апросимова.
Нашей особой гордостью является эвенкийский поэт , писатель ,
художник , прозаик и фольклорист – Дмитрий НестеровичАпросимов .
Его поэзия продолжает радовать нас из глубин прошедших времен, как
непревзойденная
«Саския»
великого
голландского
живописца
,
рисовальщика офортиста Харменса Ван Рейн Рембрандта (1606-1669гг)-
картина , которой когда-то очень восхищался наш знаменитый поэт.
Вот краткие вехи его биографии : родился 10 марта 1929 г. в Кюпском
наслеге Усть-Майского улуса . Его отец Нестор Ильич был одним из
передовиков-колхозников, мать, Мария Кардашевская , родом из Чурапчи,
умерла 1939 г. Из одиннадцати детей выжили только трое-Егор ,
Дмитрий , Екатерина . Егор , закончив Алданский горный техникум , ушел
добровольцем на фронт в 1941 г.
В звании старшего лейтенанта
командовал ротой . Погиб 28 февраля 1943 г. Похоронен в Орловской
области. Отец всю свою жизнь не мог выбраться из нужды ,подому и
отдал свою трехлетнюю дочь Катю на воспитание русской семье
Апальповых . Екатерина выросла вдали от родных мест , вернулась с
дипломом инженера-технолога в 1963г. Ныне проживает в г. Якутск .
Дмитрий после долгих лет тяжелого труда колхозника , шахтера , накопив
денег , в 1951 г. поступил учиться в Музыкально-художественное
училище на отделение живописи. Там он активно участвовал в работе
литературного кружка , которым руководил преподаватель Семен
Петрович Данилов (1917-1978гг), народный поэт Якутии , лауреат
Государственной премии РСФСР им. М . Горького . В это время Дмитрий
встретил свою любовь – Екатерину . Свою трудовую жизнь начал в
Верхневилюйске с .Мэйик , куда они приехали вместе с женой Катей .
Жители села о нем тепло вспоминают , его руками был обновлен
памятник семнадцати комсомольцам , погибшим в Гражданскую войну.
9
Впервые его стихи печатались в районной газете Верхневилюйска ,
там он познакомился с таким писателем , как Семен Руфов , Петр
Тобуроков , Николай Габышев , Василий Гольдеров , с которыми его
связывали крепкая дружба до конца жизни. Так с 1957 г. началось его
творческая деятельность как поэта.
Дмитрий Апросимов работал учителем рисования и черчения ,
заведующим сельской библиотекой , клубом в Верхневилюйском , потом
Усть-Майском районах. Обремененный большой семьей ,
больной
туберкулезом легких , он не прерывал творческой работы : писал стихи,
очерки, сказки . Им было издано несколько сборников стихов и прозы на
якутском языке , книга стихов в московском издательстве «Современник».
Дмитрий Нестерович был удивительным человеком , его красили доброта
и чуткость , трудолюбие , упорство и сила боли , нежность и любовь к
природе и к окружающим его людям .
Оставаясь в душе настоящим эвенкийским поэтом, пишущий на
безупречном якутском языке, Д.Н. Апросимов активно пропагандировал
якутскую литературу, которую хорошо знал. Часто выступал с беседами,
лекциями о творчестве якутских писателей в школе, сельском клубе.
С тех пор в Якутском книжном издательстве вышло несколько его
поэтических сборников. В 1968 г. издан сборник стихов “Сyyрээн”
(“Родник”), в 1978 г. – сборник стихотворений “yс yрyйэ” (“Три ручейка”),
в 1981 г. московским издательством “Современник” выпущен сборник
стихов “Три родника”, в 1983 г. – легенда “Куралай Кустук”. Наиболее
полный сборник избранных стихотворений, легенд, воспоминаний “Утум”
(“Наследие”) издан в 1999 г. Национальным издательством “Бичик” под
редакцией известного писателя Прокопия Чуукаар. В этом же году вышла
книга поэта “Завещание предков”, изданная книжным издательством
“Кудук”.
10
Произведения поэта были тепло встречены в 1977 г. на I Всероссийском
семинаре-совещании молодых писателей народностей Севера и Дальнего
Востока. В сборнике произведений данного совещания “Близок Крайний
Север”, изданном в г. Москве в 1982 г., напечатаны избранные стихи
поэта.
Близкими
друзьями
и
наставниками
в
творческой
работе
эвенкийского поэта Д.Н. Апросимова были народный поэт С. Руфов,
известный прозаик Н. Габышев, поэт В. Гольдеров.
О
некоторых
отличительных
особенностях
произведений
Д.Н.
Апросимова метко замечает его друг народный поэт С. Руфов: “Читая его
чудесные сказки и замечательные очерки, я наслаждался богатством
языка. Особенно в двух напечатанных сказках язык его расцвечивался
всеми красками яркими фейерверка, пленял многоголосьем поэтических
звуков. Очерки Апросимова производят впечатление вполне законченных
по всем параметрам художественных произведений. При этом он (и в
своих стихах тоже, конечно), хотя и писал на якутском языке, оставался
истинным национальным эвенкийским писателем по выражению чувств и
своему образному мышлению”. Д.Н. Апросимов умер 29 января 1983 г. в
самом расцвете творческих сил.
Улуро Адо - юкагирский поэт и ученый, доктор филол. Наук так сказал о
творчестве Д.Н.Апросимова:
«Творчество Д. Апросимова
заняло свое особое
место
в
богатой
якутской
литературе. Однако
он
был
и
остается
эвенкийским писателем, так как считал себя эвенком не только по
своему происхождению
и
паспортным
данным,
но
и по своему
прирожденному духу и натуре, по кровному духу перед своими
предками, перед матерью и отцом. К тому же, судя по некоторым
стихам, он в детстве воспитывался в стихии родной эвенкийской
речи, эвенкийских мелодий, обрядов, поверий. Иначе
говоря, Д.
11
Апросимову
посчастливилось
впитать
в
себя
все
увиденное
и
услышанное в их
эвенкийской
окраске
и
аромате:
и
загадочную красоту бездонного неба, и притягательный шепот
родной тайги, и сладкий для слуха всплеск родной речушки, и манящий
зов
далеких
горных
вершин.
Посчастливилось
впитать все это в их первозданном естестве непосредственности и
пронзительности благодаря - родной эвенкийской речи эвенкийскому
языку.»
Д.Н. Апросимов работал и в жанре прозы. Написал повести - легенды
«Куралай кустук» (1983) и «Кюндели Куо» (1985), которые отличает
богатый, красочный язык. Интерес к народным легендам писатель пронес
через всю жизнь. Еще в 1966г. он в журнале «Хотугу сулус» опубликовал
легенду «Жаворонок» и «Кюндэли Куо». Оба произведения написаны на
фольклорном сюжете и фольклорным языком. В первой повести главным
героем выступает сильный яркий парень-Радуга, который борется за свою
любовь и счастье народа против богача и темных сил. Во второй Девушка-
Солнце влюбляется в бедняка и они оба сражаются за свое счастье.
Писатель сам отмечает, что в легендах переплетены эвенкийские и
якутские сюжеты. Повести написаны богатым, сочным якутским языком.
Тем самым писатель продемонстрировал, насколько близки и родственны
эвенкийский и якутский народы. По наблюдениям исследователей,
Девушка-Солнце является одним из основных героев эвенкийского
фольклора, ее борьба за счастье так же представляет характерный сюжет
для эвенкийских сказок. Писателя не зря привлекают сказочные,
волшебные сюжеты и богатый, сочный язык фольклора, в них он видит
неиссякаемую сокровищницу фантазии и образов, где таится глубоко
национальное видение и восприятие мира.
12
Глава 3 Анализ результатов исследовательской деятельностью
обучающихся по творчеству Дмитрия Апросимова.
Одной из нравственных ценностей человека
всегда была любовь к родному очагу,
истокам своей семьи,
к своей Родине.
Н.Н.Овчинникова
Богато литературное наследие Кюпского наслега. Это родина многих
поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного
служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в
мир
примечательных
человеческих
судеб
-
довольно
интересное
и
увлекательное занятие.
При изучении произведений местных авторов, в работе с различными
справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются
новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб
заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и
слушателям.
«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный
ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.
Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.
Это наша история. Это наши деды и пращуры», - писал В.Песков.
Думаю, что прививать чувство любви к родному очагу, к своим
родными близким детям должно в семье – родителям, а потом эту традицию
подхватывает и развивает школа.
Детей надо учить любить Россию, малую родину, учить быть
Человеком.
13
Д.Лихачёв говорил о том, что любовь к родному краю, знание его
истории являются основой, на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества. Зарождаясь из любви к малой родине,
патриотические чувства поднимаются до осознаний любви к своему
Отечеству. Включение наследия родного края в процесс обучения и
воспитания значительно обогатит содержание патриотического воспитания,
позволит развернуть работу по духовному возрождению России.
Любовь
к
родному
краю,
домашнему
очагу
я
воспитываю
у
школьников посредством вовлечения в исследовательскую деятельность по
изучению жизни и творчества местных авторов. Много работ дети написали
по творчеству поэта, прозаика, фольклориста Д.Н.Апросимова, который в
своихпроизведениях рассказывает о родном народе, о людях Якутии,
сельских тружениках и охотниках, о любви и природе. В своих стихах и
легендах он воспевает красоту родной природы, трудолюбивый и гордый
народ. В данное время в поселении имеется Литературный музей им.
Д.Н.Апросимова.
Знать и любить родной край – это значит знать не только природу родного
края, его географическое положение, природные богатства и ресурсы, но и
культуру, в том числе литературу, а в частности, поэзию.
Изучая поэзию малой родины, учащиеся приобщаются к культуре своего
края, развивается интерес и любовь к языку, уважение к традициям,
формируется эстетический вкус.
Ежегодно дети выступают на НПК «Шаг в будущее» с докладами по
творчеству Д.Н.Апросимова. На Всероссийских конкурсах центра «Идея».
Антонова Карина, ученица 11 класса, на протяжении пяти лет работала
по творчеству Дмитрия Нестеровича. В этом году сделала обобщение и на
улусной
НПК
«Шаг
в
будущее»
заняла
3
место.
Участвовала
на
республиканском НПК «Шаг в будущее». Привожу отрывок из её доклада.
«В своих стихах и легендах Дмитрий Нестерович воспевает красоту
родной природы, трудолюбивый и гордый народ. С творчеством Дмитрия
14
Апросимова эвенкийская литература начинает функционировать еще на
одном языке - якутском.
Я написала четыре работы по творчеству поэта, прозаика, фольклориста
Д.Н.Апросимова, который в своих произведениях рассказывает о родном
народе, о людях Якутии, сельских тружениках и охотниках, о любви и
природе.
1.«Топонимы родного края в произведениях местных авторов»
В своей работе я рассмотрела различные вопросы: о происхождении и
словообразовании топонимов нашей территории, территории окрестностей
наслега Кюпцы, используя для работы произведения кюпских самородков.
2.«Образ
птицы:
от
легенды
к
стихам.
(
По
произведениям
Д.Н.Апросимова)»
Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с
природой, порожденное ежедневным общением с ней человека,
его
зависимостью от нее, пронизывает всё творчество Д.Н.Апросимова. Мысль
о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан,
выражена в стихотворениях Дмитрия Нестеровича через образную систему.
Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-
человечески, а человек ощущает себя деревом,травой,рекой,лугом,птицей.
3. «Легенда Д.Н.Апросимова «Кюндели Куо» - нимнгакан (эвенкийское
сказание) »
Легенда
соответствует
традиционной
структуре
героических
сказаний: имеется вступление, первый этап жизни героя-бедняка, поход с
Орлом, борьба с чудищами и родным средним братом, обретение невесты -
Кюндели Куо- дочери Солнца, возвращение домой, завершающееся пиром. В
легенде
присутствует
высокий,
торжественный
стиль.
Сказание
15
характеризуется
сочетанием
прозаической
и
поэтической
частью,
представляющие собой монологи и диалоги героев, поются.
4. «Цветопись в поэзии Дмитрия Апросимова»
Анализ цветовой гаммы в творчества Д.Апросимова выявил, что
поэт использует теплые тона такие как желтый, розовый, зеленый,
оранжевый. В меньшей степени использованы холодные тона - синий,
голубой и нейтральный - белый.
Анализ данных показал, что результаты исследования среди
учеников и компьютерного тестирования совпадают.
Наше исследование подтвердило, что цветовое восприятие в
творчестве поэтов действительно существует. Это подтверждают данные,
проведенные нами и компьютерной программой исследования звуковых и
цветообозначений ‒ совпадают.
Можно отметить, что анализ исследования с использованием
современных
информационных
технологий
индивидуально-авторской
специфики цветонаименований в творчестве Д.Н.Апросимова обнаружил,
что в стихотворениях эвенкийского поэта «все звуки светятся, и все цвета
звучат».
Главным моим успехом является участие во Всероссийском слёте
«Юный полярник» г. Санкт-Петербург 2020г. с докладом «Цветопись в
поэзии Дмитрия Апросимова», где получила Диплом за оригинальную
тематику исследования».
Участие и результаты обучающихся даны в Приложении.
16
Глава
4
Рекомендации
педагогам
по
организации
исследовательской деятельности обучающихся.
Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс
совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску
решения
неизвестного,
результатом
которого
является
формирование
исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Безусловно, формирование исследовательского мышления обучающихся
составляет одну из главных частей образовательного процесса. Учащиеся
самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников,
развивается интерес к исследовательской работе, творческие способности,
формируется чувство ответственности, создаются условия для отношений
сотрудничества
между
учителем
и
учениками,
приобретаются
коммуникативные умения.
Рекомендации педагогам.
Всегда
подходить
к
организации
научно-исследовательской
деятельности обучающихся творчески.
Учить детей действовать самостоятельно, независимо.
Не сдерживать инициативы детей;
Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут
научиться делать самостоятельно.
Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.
Учить детей прослеживать связи между различными предметами,
событиями и явлениями.
Помогать формировать навыки самостоятельного решения проблем
исследования.
17
Учить
детей
анализу,
синтезу,
классификации
информации,
поощряйте стремления делать выводы, высказывать суждения и
умозаключения.
Развивать творческие способности:
Во-первых, развитие наблюдательности, речевой и общей
активности, общительности, хорошо натренированной памяти,
привычки анализировать и осмысливать факты.
Систематическое
создание
ситуаций,
позволяющих
самовыразиться индивидуальности ученика.
Организация
исследовательской
деятельности
в
познавательном процессе.
18
Заключение:
Таким образом, грамотно спланированная и реализованная система
работы над исследовательским докладом, позволяет повысить интерес
школьников к различным дисциплинам и качество знаний, воспитывает
ответственность, коммуникабельность, умению логично излагать свои
мысли, формирует навыки работы над докладом. Обобщила опыт работы
по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся
по творчеству поэта-фольклориста Дмитрия Нестеровича Апросимова.
Изучила методическую и научную литературу по теме работы.
Проанализировала результаты научно-исследовательской деятельности
обучающих
МБОУ
«Кюпская
Агрошкола»
по
творчеству
Д.Н.Апросимова с 2014 года.
Предложила свои
рекомендации
по
улучшению
научно-
исследовательской работы с обучающимися.
Результативность работы:
Высокий уровень сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ по русскому
языку
Победа воспитанников на муниципальном этапе Всероссийской
олимпиады школьников 2016-2019
Ежегодные победы и призовые места учащихся в творческих
конкурсах, на конференциях.
19
Литература:
1.
Наумова Т.А., Современные измерения литературных компетеций
Школьников. Москва, 2010.
2.
Сечин А.Г. Музей и школа. Интерактивный потенциал музейной
педагогики. Архангельск, 2010.
3.
Гейченко С.С. «У лукоморья…», Москва, 1986.
4.
Усть-Майский улус. История. Культура. Фольклор. НКИ «Бичик»
РС(Я), 2007.
5.
Люди земли Усть-Майской. В.Топорков. Якутск, 2009
6.
Материалы литературного музея им.Д.Н.Апросимова. с.Кюпцы.
7.
Авторские отчёты.
20
Приложение:
Участие и результаты обучающихся:
Фамилия,
имя
тема
уровень
Время
проведения
результат
Иванова
Ольга
Певцы родной
природы
улусный
2012
4 место
Апросимов
Женя
Откуда мы
родом
Улусный
2014
лауреат
Дьячковский
Семен
Сквозные
образы в
стихотворениях
Д.Н.Апросимов
а
улусный
2014
1 место
НПК «Шаг в будущее»
улус
Ефимов Слава
Павлов Коля
Дьячковский Саша
Дьячковский Семён
Респ. 4 место
Улус. 1 место
Улус. 2 место
Улус.2 место
Улус. 2 место
Улусные
«Апросимовские
чтения»
Апросимов Женя
Дьячковский Семён
Лауреат
3 место
Улусные
Константиновские
Ефимов Слава
Сертификат
Апросимов Женя
Сертификат
Дьячковский Семён
Сертификат
21
чтения
Павлов Коля
Диплом 3 степени
НПК «Здоровый образ
жизни в Усть-Майском
районе» , «Кюпские
самородки»2018
Назаренко Вика
1м
НПК «Северное сияние»
2018
Назаренко Вика
2м Путевка в «Артек»
Улусный НПК «Шаг в
будущее» 2019
2020
Антонова Карина
Антонова Карина
Мандаров Данил
2м
3 м
3 м
Всероссийский слёт
«Юный полярник»
Санкт-Петербург
2020
Антонова Карина
Диплом за
оригинальную тематику
исследования
Апросимовские чтения 2010г
№ п/п
ФИ участника
Тема
результат
1.
Конникова Кира
«Исследовательская
работа,
анализирующая
музейные экспонаты,
фотографии о жизни и
творчестве
Д.Н.Апросимова и его
родственников».
2 место
22
2.
Седалищева
Юля
Малая родина и
родная природа в
творчестве
эвенкийского
поэта-фольклориста
Д.Н.Апросимова
сертификат
3.
Мандаров Данил
Семья – духовная
колыбель человека.
2 место
4.
Антонова
Карина
“Научно-
исследовательская
деятельность по
изучению творчества
эвенкийского поэта-
фольклориста
Дмитрия Нестеровича
Апросимова”
( обобщение работы за
четыре года )
3 место
5.
Борохина Настя
Викторина по
биографии и
творческому пути
Дмитрия Нестеровича
Апросимова
3 место
23