Автор: Бондаренко Галина Иосифовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Школа №2 им А.И.Герцена
Населённый пункт: Брянская обл., г.Клинцы
Наименование материала: Презентация
Тема: Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование
Развитие навыков
самостоятельной работы на
уроках математики в рамках
ФГОС
Выполнила Бондаренко Галина
Иосифовна
МБОУ СОШ №2 г. Клинцы, Брянской
области
Г.Песталоцци
•
Мои ученики будут узнавать
новое не от меня;
они будут открывать это новое
сами.
Моя главная задача - помочь им
раскрываться, развивать
собственные идеи.
Традиционная деятельность
учителя
•
Учитель пользуются жестко структурированным конспектом урока
•
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические
рекомендации
•
Объяснение и закрепление учебного материала.
•
Большое количество времени занимает речь учителя
•
Успеть выполнить все, что запланировано
•
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишете,
выполните и т. д.
•
Преимущественно фронтальная - происходит в виде лекций
•
Выставки работ обучающихся
•
Предметные результаты
•
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка учителя
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Деятельность учителя, работающего
по ФГОС
•
Учитель пользуются сценарным планом урока, представляющим ему
свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.
•
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические
рекомендации, Интернет-ресурсы, материалы коллег.
•
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины
времени урока
•
Организовать деятельность детей:По поиску и обработке информации,
обобщение способов действий, постановке учебной задачи и т.д.
•
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните,
выразите символом, создайте схему или модель, продолжите,
обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения,
исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
•
Преимущественно групповая и/или индивидуальна
•
дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
•
Зонирование классов,
•
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
•
Создание портфолио
•
Ориентир на самооценку обучающегося,
•
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.
•
Оценка промежуточных результатов обучения
Самостоятельность
•
Качество сложное, выражается в
свободе от внешних влияний и
принуждений;
•
способность подчинять свое поведение
собственным взглядам;
•
готовность осуществлять деятельность
без опоры на постороннюю помощь.
Самостоятельная работа- это высшая
ступень учебной деятельности школьника и
является компонентом целостного
педагогического процесса
Функции
-воспитательная;
-образовательная;
-развивающая.
Структурные принципы анализа
значения, места и функции
самостоятельной деятельности
•
Первая группа
-содержательный компонент:
знания, выраженные в понятиях,
образах, восприятиях и
представлениях;
-оперативный компонент:
разнообразные действия,
оперирование умениями, приемами,
как во внешнем, так и во внутреннем
плане;
-результативный компонент:
новые знания, способы, социальный
опыт, идеи, способности, качества
•
Вторая группа
-
содержательный компонент:
выделение познавательной задачи,
цели учебной деятельности;
-
процессуальный компонент:
подбор, определение, применение
адекватных способов действий,
ведущих к достижению результатов;
-мотивационный компонент:
Потребность в новых знаниях,
выполняющих функции
словообразования и осознания
деятельности.
Принципы управления СР
-дифференцируемый подход к учащимся с
соблюдением посильности учебных заданий;
-
планомерное возрастание интеллектуальных
нагрузок и последовательный переход к более
неточным и неполным указаниям по выполнению СР;
-
постепенное отдаление учителя и занятие им
позиции пассивного наблюдателя за процессом;
-
Переход от контроля учителя к самоконтролю.
Формы самостоятельных
работ
Обучающие и контролирующие
•
работа с книгой ;
•
упражнения;
•
выполнение практических работ;
•
проверочные самостоятельные,
контрольные работы математические
диктанты;
•
подготовка докладов, рефератов;
•
выполнение домашней работы.
Типы самостоятельных
работ(
по
дидактическим целям)
•
приобретение новых знаний, овладение
умением самостоятельно приобретать знания;
•
закрепление и уточнение знаний;
•
выработка умения применять знания в
решении учебных и практических задач;
•
формирование умений и навыков
практического характера;
•
формирование творческого характера, умения
применять в усложненной ситуации.
Условия эффективности СР
•
наличие системы в использовании заданий для организации ср;
•
разработка планирования заданий для СР, как по форме, так и
по содержанию;
•
соответствие уровня сложности заданий уровня учебных
возможностей учащихся;
•
последовательное усложнение содержания задач
самостоятельной учебной деятельности учащихся;
•
чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с
самоконтролем и самооценкой;
•
стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня
сложности;
•
разумное сочетание самостоятельной работы с другими
формами и методами обучения.