Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ С РАС ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Автор: Гордиенко Оксана Валериевна
Должность: ТЬЮТОР
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: поселок Пурпе, Пуровский р-н, Ямало-Ненецкий АО
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ С РАС ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ С РАС ЧЕРЕЗ

ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А

В

Б

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад»Колокольчик» п.Пурпе Пуровского района

Автор: тьютор - Гордиенко Оксана Валериевна

Первый этап работы. Установление контакта.

Цель: создание положительного эмоционального

климата

и

комфортной

психологической

атмосферы,

диагностика

сформированности

речи,

установление

эмоционального контакта педагога с ребенком.

При определении контакта стоит избегать давления на

ребенка,

прямого

обращения

к

нему,

длинного

пристального

взгляда.

Педагог

должен

отслеживать

перемены

в

поведении

ребенка:

нарастание

у

него

тревоги,

аффективного

напряжения

может

привести

к

ухудшению глазного и тактильного контакта, повышению

моторной

напряженности,

суетливости,

скованности

в

движениях,

появлению

моторных

стереотипий.

Чтобы

прилечь внимание ребенка с РАС, и не напугать его,

важно

учитывать,

что

есть

определенные

моменты,

которые ребенку могут быть неприятны.

Важно соблюдать пять правил:

1.НЕ говорить громко.

2.НЕ делать резких движений.

3.НЕ смотреть пристально в глаза ребенку.

4.НЕ обращаться прямо к ребенку.

5.НЕ быть слишком активным и навязчивым

Работа по эмоциональному тонизированию

на первом этапе ведется

на базе сенсорных игр.

Второй этап.

Установление зрительного контакта, формирование

начальных коммуникативных навыков.

1.

Начальный

этап

коррекционной

работы

с

детьми

с

РАС,

лучше

проводить

в

виде

игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые

действия с игрушками

2.

Незаменимыми

помощниками

на

данном

этапе

становятся

специально

организованные

сенсорные

игры,

активизирующие

новые

чувственные

ощущения

(зрительные,

слуховые,

тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые), создающие эмоционально положительный

настрой

3. Необходимо учитывать, что ребенок любит, а чего опасается. Бывает повышенная сенсорная

чувствительность, поэтому нужно учитывать это в игре и соблюдать уровень комфорта.

4. Конечной целью этого этапа является стимуляция собственной психической активности

ребенка с РАС, направление этой активности на взаимодействие с взрослыми и сверстниками,

а так же на развитие игровых действий ребѐнка.

Третий этап.

Формирование активного взаимодействия со взрослым.

Важной задачей этого периода является перестройка

сложившихся форм эмоционального реагирования и

стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития

и воссоздание обновленных контактов ребенка с миром.

В процессе игровой коррекции решаются следующие

задачи:

-

вызываются новые активные формы переживаний;

-

воспитываются чувства по отношению к взрослому,

сверстникам, самому себе;

-

развивается система самооценки и самосознания;

-

обогащаются новые формы и виды игровой и неигровой

деятельности.

На данном этапе ребѐнок находится в активном контакте с

педагогом, и не просто позволяет ему вносить новые игровые

элементы и сюжеты, но и принимает их сам.

Иерархия игровых навыков,

соответствующая разным стадиям развития:

Игра в одиночестве - играет с игрушкой при условии, что рядом никого нет,

и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он

отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще

прикасается к его игрушке, он встает и уходит.

Параллельная игра - играет с игрушкой в непосредственной близости от

других детей или взрослых, иногда он наблюдает за тем, как другие дети

играют со своими игрушками. По большей части внимание сосредоточено

на его собственной игрушке, он не взаимодействует с ровесниками или

взрослыми.

Интерактивная игра - может делить игрушку с ровесником или взрослым и

умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу

или имитацию игры друг друга. При этом может играть молча, избегая

зрительного контакта с другим человеком.

Сотрудничающая игра - играет и взаимодействует с другим

человеком во время игры с разными игрушками или с одной

общей игрушкой. При этом смотрит на другого человека и

поддерживает зрительный контакт. Это может включать

строительство башни из кубиков вместе или совместный сбор

головоломки-пазла.

Сюжетно-ролевая игра - участвует в воображаемой игре (один

или с другими людьми), в которой есть элементы «понарошку».

Это включает утешение куклы, которая как будто плачет,

приготовление воображаемой еды из пластилина,

переодевание (игра в переодевание должна включать

понимание определенного персонажа, например, надевание

каски, чтобы притвориться пожарным).

Игра на основе правил - играет в очень социальные и

соревновательные игры с другими людьми, включая

спортивные, настольные, карточные и компьютерные игры.

Также может играть с другими детьми в игры, придуманные на

ходу, и может соблюдать правила, даже если они постоянно

меняются.

Особенности развития игры у детей с РАС.

-

Часто играют в игры, характерные для детей

более младшего возраста.

-

«Застревают» на самом начальном уровне развития

игровых навыков.

-

Предпочитают выполнять «сенсорные» игровые действия.

-

Игровое взаимодействие затруднено. Часто не

«впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру,

предлагаемую взрослыми.

-

Не могут полноценно играть со сверстниками.

Рекомендации по преодолению затруднений,

возникающих в ходе игр.

-

Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на

ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но

обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите,

что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не

останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые

действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе

с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку.

-

Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие

впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку

невозможно предположить заранее, какое впечатление

произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует

соблюдать осторожность – предлагайте новое постепенно и

маленькими порциями. Внимательно следите за реацией

ребенка и при первых признаках тревоги или страха

немедленно прекратите игру.

-

Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не

противьтесь его просьбам повторить игровые действия

вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы обжить новые

ощущения.

-

Учитывайте, что произвольное внимание ребенка

кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже

появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет. Главная

задача на данном этапе – с помощью эмоционального

комментария сохранить логическую структуру игры,

завершить игровое действие и подвести итог.

-

Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая

при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть

фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им

самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал

ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения

– своеобразная «перекличка» – даст ребенку подтверждение

того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.

-

Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое

желание, постарайтесь найти возможность это желание

удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации),

либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо

таблеток для кукольной аптечки подойдут безвредные конфетки-

горошки

-

Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте

различные варианты, которые будут зависеть от желаний

ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы

к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет

сразу, а с чем-то не согласится категорически.

-

Всегда существует опасность того, что предложенные действия

ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а

порой – неадекватной форме. Так, ребенок стучит по стеклу со

всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и

т. п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не

получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под

вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь

переключить на стереотипную игру.

Спасибо за внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика