Автор: Богомазов Сергей Павлович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: село Мухоршибирь
Наименование материала: Проект туристского маршрута
Тема: «Лесными тропинками к целебным водам»
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
Проект туристского маршрута
«Лесными тропинками к целебным водам»
Выполнил: Педагог дополнительного
образования Богомазов С.П.
с. Шаралдай 2019
3
Актуальность темы проекта. Из воспоминаний ветеранов туризма
Мухоршибирского района в прошлом было традицией проводить туристские
походы по родному краю. Не одно поколение выпускников школ на всю
жизнь запомнили туристические ночи, лесные тропки, уху на привале….
Старшеклассники отмеряли километры малой Родины.
В настоящее время, значительно снизился и интерес у учащихся школ к
активному занятию туризмом многие из этих маршрутов забыты.
Проект
похода «Лесными тропинками к целебным водам» был
подготовлен
в
рамках
реализации
проекта Республиканского детско-
юношеского
центра
туризма
и
краеведения
«Возрождение
забытых
туристских троп».
Исходя из выше перечисленного, основная цель проекта приобщение
учащихся школ к занятиям туризмом похода и возрождение забытой
туристской тропы «Лесными тропинками к целебным водам» (1982г.),.
Основываясь на цели, ставились следующие задачи:
1.
Оздоровление детей за счет повышения двигательной активности.
2.
Формирование новых и закрепление уже полученных туристских навы-
ков и знаний;
3.
Изучение истории родного края;
4.
Воспитание любви к родному краю.
Основными материалами, для организации и прохождения марш-
рута послужили: опросные сведения от ветеранов туризма и культуры
района, данные из библиографических источников, карты района и т.д.
Методы при проведении работ: опрос населения, наблюдения в
ходе похода, обобщение сведений.
Этапы и сроки реализации проекта
1.
Сбор первичного материала о данном маршруте (Апрель-май 2019);
4
2.
Восстановление нитки маршрута через лесной массив от с. Шаралдай
до Гашейских озер (Май 2019);
3.
Подготовка необходимого командного снаряжения для прохождения
маршрута (Июнь2019);
4.
Организация движения по маршруту, проведение краеведческих и эко-
логических работ на маршруте (Июнь 2019);
5.
Подготовка отчетной документации о маршруте (Июль-август 2019)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Общие сведения
Район проведения похода: Республика Бурятия Мухоршибирский рай-
он (западная часть).
Сроки проведения похода: с 15.06.2019 по 20.06.2019 г.
Общая протяженность пешего хода: 31,2 км.
Нитка маршрута: с. Шаралдай - ур. Питомник - местность Гараськин
мост - Бутуковские поля - минеральные источники Бутуки - ур. Кулы - с. Га-
шей - ур. Угол - оз. Эхе- Нур.
На маршруте предусмотрено четыре аварийных выхода.
Общая продолжительность похода 4 дня.
Возвращение из конечной точки оз. Эхе-Нур до села Шаралдай на авто-
мобиле, по трассе местного назначения.
Таблица 1
Сведения о маршруте похода
Участок маршрута
Протяженность
(км.)
Количество
ходовых дней
Аварийный выход
(протяженность)
5
1.
с. Шаралдай- местность
Гараськин мост
7
1
местность Гараськин мост-
с. Куготы (4,5 км)
2.
местность Гараськин
мост- Бутуки
5,7
1
Бутуки - с. Куготы
( 6 км)
3.
Бутуки- с. Гашей
9
1
Ур. Кулы–трасса местного
значения (3 км)
4.
с. Гашей – оз. Эхе-Нур
9.5
1
Ур. Угол- трасса местного
значения (4км)
Итого
31,2
4
4
2. Состав группы
В походе приняли участие учащиеся Шаралдайской, Заганской и Га-
шейской средних общеобразовательных школ. Общее количество участников
12 человек (Табл.2.), все учащиеся имеют опыт долгого пребывания в поле-
вых условиях.
Таблица 2
Список учащихся принимавших участие в походе
и распределение обязанностей
№
п/п
Ф.И.О
учащегося
Дата
рождения
Школа
Туристский
опыт
Обязанности
в походе
1
Антонова
Евгения
Александровна
28.05.2004г.
Шаралдайская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
ориентиров-
щик
2
Хохлова
Мария
Олеговна
14.05.2004г.
Новозаганская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
повар
3
Молчунова
Анастасия
Викторовна
23.01.2005г
Гашейская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
краевед
4
Евдокимова
Анна
Александровна
28.08.2004
Шаралдайская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
Командир
группы
5
Бурков
Алексей
Андреевич
13.03.2005
Новозаганская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
Зам.команди-
ра
6
Миронов
Андрей
Александрович
26.02.2006
Новозаганская
СОШ
Турслеты
метеоролог
7
Михалева
Ирина
01.10.2005
Новозаганская
СОШ
Турслеты
повар
6
Сергеевна
8
Платонова Оль-
га
Александровна
15.01.2005
Новозаганская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
санитар
9
Золотарев
Руслан
Владимирович
11.01.2004
Новозаганская
СОШ
Турслеты
костровой
10
Бухольцев
Василий
Сергееви
16.12.2004
Гашейская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
костровой
11
Калашников Па-
вел
Александрович
27.08.2005
Гашейская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
физорг
12
Смирнов
Александр
Андреевич
04.01.2005
Гашейская
СОШ
Многоднев-
ные походы,
турслеты
краевед
3. Географическая характеристика района похода
Рельеф. Маршрут похода пролегает на западном склоне Заганского
хребта, в Селенгинском среднегорье Восточной Сибири. Хребты невысокие,
сглаженные, их абсолютная высота колеблется в пределах 600м.Склоны
хребтов и их отрогов изрезаны речками и ручьями, иногда сухими падями и
распадками. Преобладающая крутизна склонов 6-15°.Территория расположе-
на в сейсмически активной зоне.
Климат резко континентальный с большой амплитудой колебаний го-
довых и суточных температур. Характеризуется низкой влажностью воздуха
и низкой среднегодовой температурой.
Зима длительная, лето короткое. Минимальная температура воздуха на-
блюдается в первой половине января и может достигать -50°С; максимальная
- в июле поднимается до +45°С. Высота снежного покрова - 15-20 см. В пред-
хребтовой зоне она может достигать 40 см.
Господствуют ветры северо-западного направления. Скорость ветра ко-
леблется от 0,6 до 3,1 м/сек.
7
Годовое количество осадков - 230-270 мм. Лето обычно засушливое
или умеренно влажное в первой половине и влажное - во второй.
Гидрография. В этой местности протекаютнебольшие по ширине и
длине реки (Гахай, Бутуки, Сухара). Высоких паводков на реках не бывает.
Реки замерзают в конце октября - начале ноября, а вскрываются - в конце ап-
реля. Имеются также природные (Эхе-Нур, Бугатэ-Нур) и искусственные озе-
ра и дамбы.
Растительность. Рассматриваемый участок района находится на стыке
лесных и степных формаций. В южном направлении леса создают сплошные
массивы, за исключением небольших участков (поля, поляны и т.д.). В лес-
ном массиве преобладают хвойные насаждения (62,8%); из них сосновые
леса занимают 47,8%. Мягколиственными лесами занято 37,2% площади, их
которых на долю березняков приходится 28,6%.
В северной части широко представлены формации крупнозлаковых по-
лидоминантных степей с участием карликовой караганы и полынными, ти-
мьяниковыми и лапчатниковыми сообществами.
4. Туристская характеристика и познавательная ценность
похода
Данный маршрут в прошлом был широко освоен. Основными целями
походов по нему были активный отдых детей и взрослых, общение с приро-
дой и развитие интереса к уникальным природным объектам и комплексам,
ценных в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и
эколого-просветительском отношении. Кроме того активное движение по
пересеченной местности повышает физическую подготовку, укрепляет здо-
ровье детей, а за долгое пребывание в полевых условиях учащиеся получают
навыки выживания в природной среде.
С целью улучшения условий прохождения маршрута в прошлом были
организованы места дневных отдыхов и ночлегов, некоторые из них суще-
ствуют до сих пор. Кроме того предусмотрены места для сбора мусора.
8
Познавательная ценность маршрута состоит в том, что на его протяже-
нии расположены уникальные природные комплексы (минеральные источни-
ки Бутуки, Гужирное озеро Эхе-Нур и д.р.), также имеются места ценные в
историко- культурном отношении (с. Шаралдай, с. Гашей). Более подробная
характеристика выше указанных объектов дается в Главе IV (Краеведение).
5. Техническое описание маршрута
1.
Описание участка №1
Таблица 3
График движения на участке № 1
Дата
Участок маршрута
Протяженность
км.
Время выхода
Время
дневки
Время
остановки
на ночлег
Чистое
время
хода, ч
15.06.2019
с. Шаралдай-
местность Гараськин
мост
7
10:00
14:00- 15:30
19:00
7,5
Таблица 4
Азимуты движения, протяженность
Участок
Азимут
движения, град.
Протяженность,
км
С Шаралдай-ур. Питомник
240
3,5
ур. Питомник- местность Гараськин
мост
272
3,5
Таблица 5
Погодные условия
Дата
Время
Температура
воздуха (
0
С)
Ветер
Осадки
направление
сила
15.06.2019
10:00
+22
Северное
2 м/с
-
9
15:00
+30
Северо-восточное
-
20:00
+28
Северо-восточное
-
Характеристика участка: Рельеф холмистый, перепад высот 20-40 м.
Местность пересечена мелкими, но многочисленными оврагами. В конце
участка незначительная заболоченная местность.
Растительность степная с постепенным переходом в лесной массив.
На участке протекает река Гахай (средняя ширина 10-15 м., глубина
0,2-05 м).
Естественные препятствия: овраги, склоны, заболоченная местность,
река.
Технические работы на участке: подьем и спуск по склону, навесная
переправа через овраг, реку, преодоление болота.
Экологическая работа- очистка от мусора мест отдыха.
2.
Описание участка №2
Таблица 6
График движения на участке № 2
Дата
Участок маршрута
Протяженность
км.
Время выхода
Время
дневки
Время
остановки
на ночлег
Чистое
время
хода, ч
16.06.2019
местность Гараськин
мост - минеральные
источники Бутуки
5,7
09:00
13:00-14:00
16:00
6
Таблица 7
Азимуты движения, протяженность
Участок
Азимут движе-
ния, град.
Протяженность,
км
10
местность Гараськин мост-Бутуковские
поля
254
3
Бутуковские поля- минеральные источ-
ники Бутуки
254
2,7
Таблица 8
Погодные условия
Дата
Время
Температура
воздуха
0
С
Ветер
Осадки
направление
сила
16.06.201
9
09:00
+20
Северо- Западное
2-3 м/с
-
15:00
+28
Северо- Западное
-
20:00
+17
Северное
Дождь
Характеристика участка: Рельеф холмистый, перепад высот 10-20 м.
Местность пересечена мелкими оврагами.
Растительность лесной массив с небольшим вкраплением полей, полян
и т.д.
На участке протекает река Бутуки.
Естественные препятствия: небольшие овраги, участки сложного ори-
ентирования, река.
Технические работы на участке: навесная переправа через овраг, реку,
ориентирование по компасу и карте.
Экологическая работа- очистка от мусора мест отдыха.
Краеведческая работа–изучение источника «Бутуки»
3.
Описание участка №3
Таблица 9
График движения на участке № 3
11
Дата
Участок
маршрута
Протяженность
км.
Время выхода
Время
дневки
Время
остановки
на ночлег
Чистое
время
хода, ч
17.06.2019
минеральные источ-
ники Бутуки- с Гашей
9
09:00
14:20-15:30
18:30
8,2
Таблица 10
Азимуты движения, протяженность
Участок
Азимут движения,
град.
Протяженность,
км
Минеральные источники Бутуки-
ур. Кулы
300
5,4
ур. Кулы- с Гашей
325
3,6
Таблица 11
Погодные условия
Дата
Время
Температура
воздуха
0
С
Ветер
Осадки
направление
сила
17.06.2019
09:00
+18
Северное
1-2 м/с
Кратковременный
дождь
15:00
+25
Северное
-
20:00
+22
Северо- Западное
-
Характеристика участка: Рельеф холмистый, перепад высот до 10 м.
Растительность лесной массив с наличием полян в дальнейшем с пере-
ходом в степные формации.
На участке наблюдались незначительные заболоченности.
Естественные препятствия: небольшие овраги, участки сложного ори-
ентирования, заболоченные места.
Технические работы на участке:ориентирование по компасу и карте,
преодоление болот.
12
Экологическая работа- очистка от мусора мест отдыха.
Краеведческая работа–опрос местных жителей
4.
Описание участка №4
Таблица 12
График движения на участке № 4
Дата
Участок маршру-
та
Протяженность
км.
Время выхода
Время
дневки
Время
остановки
на ночлег
Чистое
время
хода, ч
18.06.2019
с Гашей- оз. Эхе-
Нур
9,5
09:00
13:00-14:00
18:00
8
Таблица 13
Азимуты движения, протяженность
Участок
Азимут движения,
град.
Протяженность,
км
с Гашей-ур. Угол
230
5
ур. Угол – оз. Эхе-Нур
230
4,5
Таблица 14
Погодные условия
Дата
Время
Температура
воздуха
0
С
Ветер
Осадки
направление
сила
18.06.2019
09:00
+ 20
Северо-Востоное
2-3 м/с
-
15:00
+24
Северо-Востоное
-
13
20:00
+18
Северное
-
Характеристика участка: Рельеф холмистый, перепад высот аналогично
предыдущему до 10 м.
Растительность степные формации с незначительными массивами леса.
Заболоченность незначительна.
Естественные препятствия: небольшие овраги, участки сложного ори-
ентирования, заболоченные места.
Технические работы на участке: ориентирование по компасу и карте,
преодоление болот.
Экологическая работа- очистка от мусора мест отдыха, взятие проб
грунта озера.
Краеведческая работа–изучение легенд местности.
6. Краеведческая работа на маршруте.
В ходе похода велась краеведческая работа, основными объектами ис-
следований являлись культурно -исторические (с. Шаралдай, с. Гашей) и
природные объекты (источник Бутуки, оз. Эхе-нур). Более конкретно изуча-
лись история и легенды их происхождения, а также современное состояние.
Данные факты исследовались путем: опроса местных жителей в селах,
изучения исторических и литературных источников по данной тематике.
Село Шаралдай.
Слово Шаралдай в переводе с бурятского, означает «желтые пески» .
Из источников известно, что род Шаралдай-сына Бадлая Ботоева жил в
здешних местах немногих более 300 лет назад, перед приходом сюда первых
русских поселенцев. С приходом на эти земли русского населения село стало
расширяться.
В 1767 году в Шаралдае было всего 7 дворов, в 1772 году- уже стало 12
дворов. Село росло и процветало. В нѐм жили семейские и сибиряки. В Ша-
ралдае сначала не было школ, а были две простые бревенчатые избы, в кото-
14
рых и обучались дети. Семейские ходили в одну школу, а дети сибиряков в
другую. В школе учились только мальчики, девочкам учиться не разреша-
лось.
Издавна люди Шаралдая занимались земледелием, сеяли пшеницу, яч-
мень, а длинными долгими вечерами женщины шили домотканную одежду.
Местные Советы на территории Шаралдай образовались в 1922 г. пу-
тем выборов.
Такое сочетание различных народов села наложило определенный ха-
рактер на культуру и быт Шаралдайцев, сложив в них черты семейских наро-
дов и старообрядцев.
Село Шаралдай - родина знаменитого писателя Исая Калистратовича
Калашникова (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района
Бурятской АССР — 30 мая 1980 года, Москва).
Интересен жизненный и творческий путь писателя, прошедшего свое-
образные «университеты». Годы его детства совпали с трудным временем:
шла война и подросткам приходилось выполнять работу отцов и старших
братьев, ушедших на фронт. Учиться будущему писателю пришлось мало, не
закончив и пяти классов школы он стал работать в колхозе – на молочно-
товарной ферме, в тракторной бригаде. Так становился будущий известный
писатель.
В память о земляке писателе в 1992 году был открыт Музей-усадьба. В
настоящие время в музее собрано 4650 экспонатов: документы, фотографии,
письма, географические карты, схемы, рисунки, портреты, сувениры, книги,
личные вещи писателя, предметы домашней утвари, иконы и т.д.
В современности перед Шаралдаем стоит ряд проблем, прежде всего
это демографический кризис и отток молодого населения из села, есть
проблемы и с безработицей и д.р., однако не смотря на это население села не
забывает свою историю и культуру.
Село Гашей
15
Гашей – семейское село. По одной из версий название села произошло
от горной р. Гашейки, которая брала свое начало с отрогов гор Бичурского
хребта. По другой версии, название произошло от слова «Гашай» -отповедь,
внушение, нотация, ругань.
По легенде на месте, где сегодня стоит Гашей, жили буряты. Когда в
русские в 1917 г. начали переселяться на новое место, то бурятам это не нра-
вится, и они даже вызвали отряд японцев. Ночью один бурят поехал встре-
чать японцев, которые в это время подходили к с. Заган, а одна женщина как
раз в это время пошла за водой, и он ей сказал, что поехал встречать японцев,
они придут и помогут навести порядок, а женщина ему ответила, что отряд
красноармейцев уже стоит в лесу, тогда он посмотрел на лес, а в лесу были
пни высокие и в темноте, не разобравшись, он подумал, что правда красноар-
мейцы в лесу стоят. Тогда поехал, предупредил японцев и вернул их обрат-
но.
Интересен тот факт, что население села, в силу ряда исторических
причин хорошо сохранила традиционный уклад жизни. Поездка в это се-
мейское село даже сегодня может показаться «путешествием в историю»- так
много здесь старинного в облике самих людей, в их одежеде, в говоре, а так-
же в особенностях жилых построек, орудий труда, утвари.
Не перестают радовать сельчане и бесподобно распевными многого-
лосными песнями, то грустными, то искрящимися весельем-с переплясами и
шутками.
Музыкально одаренных среди семейских много. В селе Гашей до на-
стоящего времени имеются мастера народного распева. Они поддерживают
традиции своих родных мест, передают песенное богатство своим детям. Се-
мейская песня живет, радует людей, дарит им утешение и духовную бо-
дрость.
В настоящее время в Гашее те же проблемы, что и в Шаралдае.
Гуджирного озеро Эхе-Нур
16
Эхэ-Нур- небольшое озеро расположенное в западной части района.
Существует две легенды о происхождении названия озера.
Первая из них гласит, что в давние времена, когда только начались об-
разовываться народы, когда в Тугнуйских степях, жили меркиты , в горах
был один маленький улус .В этом улусе жила девушка по имени Гохон .Её
отец был богатый найон. Его боялись все, потому что он был жестокий и
очень жадный, но его дочь любили за её доброту и поддержку.
Случилось так, что в девушку влюбился один парень, он был беден. На
свою беду девушка тоже влюбилась в парня. Но как же им быть, если отец
её был жесток и мог убить возлюбленного? Они решили бежать из улуса . В
тёмную ночь они потихоньку выбрались из улуса и на лошадях бежали отту-
да и спрятались в горах Тугнуйских.
Когда отец узнал об этом, он был страшно зол. Он отправил своих лю-
дей на поиски беглецов. Слуги нашли парня и привели его к нойну. В гневе
он приказал убить его. Девушка узнала об этом, она молила пощадить своего
возлюбленного. Но отец её не слушал.
В тоске по своей любви она выплакала всё её слёзы. От этих слёз об-
разовалось большое озеро, которое стали называть Гуджирным, от гуджир –
соль. Потому то и вода в этом озере солёная.
Согласно второй легенде озеро образовалось из соленых слёз матери
Темучжина, когда он был в плену и именно поэтому оно получило название
Эхын нуур (в переводе с бурятского — Озеро Матери). Его вода наделена це-
лебной силой
При исследовании грунта дна озера установили, что грязь на ощупь
жирная и легко размазывается по телу. Запах ила сероводородный. Посколь-
ку озеро солёное, то в воде совершенно не развиваются бактерии гниения са-
профиты. Органические останки в течение длительного времени накаплива-
лись на дне озера и медленно разлагались с образованием ила сероводорода.
Исходя из простейших исследований, можно объяснить многие лечеб-
ные свойства воды и грязи:
17
1.Использование воды и соли в старину для выделки овчины: вода щелоч-
ная, на жир действует как эмульгатор, после чего жир легко удаляется со
шкуры, и она становится более мягкой;
2.лечебные свойства воды для промывки ран, язв, купания, основана на бак-
терецидных свойствах воды, т.е. солёная, сульфатная вода убивает бактерии
и не даёт им размножаться;
3. Лечебная грязь, содержащая сероводород рассасывающие действует на та-
кие заболевания как, артрит ,артроз, радикулит, ушибы и.т.д. и также на кож-
ные заболевания.
Соленое озеро – это природный лекарь удивительной силы. Купание в
соленой воде помогает привести в порядок нервную систему, а лечебная
грязь избавляет от суставной боли и трещин на пятках.
На сегодняшний день экологическое состояние озера оставляет желать
лучшего. Основная проблема это загрязнение прилегающей территории.
Местным населением были выкопаны мусорные ямы, в которые сбра-
сывается мусор, поставлены деревянные столики, однако этого явно не до-
статочно.
Воздух не загрязнён вредными выхлопными примесями, из-за отсут-
ствия фабрик и предприятий.
На будущее хочется пожелать, чтобы такие достопримечательные
сохранялись и передавались из поколение в поколение. Ведь задача человече-
ства состоит в том, чтобы сохранить и улучшить всё для потомков.
Минеральные источники Бутуки
В местности Бутуки бьют источники необыкновенной, исцеляющей
воды. И у каждого из них есть свое предназначение: один для устранения
сердечно-сосудистых заболеваний, другой – от желудочно-кишечных, третий
убирает нервные заболевания, четвертый – глазные, пятый – содержит много
железа и поднимает гемоглобин. Последний оставляет ржавый осадок на же-
18
лобе. Вода как обычная, но излечивает недуги. Есть достоверные факты, как
многим она помогла.
Есть основной источник – Говорящий - стоит подойти к нему, сразу за-
бурлит он, «заговорит» - начинает бурлить в одном месте, и тут же вода под-
нимается в другом. Волшебство какое-то. Сама природа постаралась, чтобы
место было красивым: наверху сосновый бор, а где бьют ключи, там березняк
и ели. Отправитесь туда, и встретят вас по закрайкам леса в полях многочис-
ленные стайки куропаток, которые не торопятся улетать от машины. А ближе
к источникам пробегут по сосняку молодые косули, где-то в глубине леса
вскрикнет зверь, прошуршит по траве пара рябчиков к ягодным местам, про-
звенит синица, подаст ей голос другая.
Один из источников радоновый. Радон оказывает многостороннее дей-
ствие на организм. На центральную нервную систему радон оказывает лег-
кое тормозящее действие, улучшается сон, настроение. При выраженных бо-
лезненных состояниях радон оказывает обезболивающий эффект. Радоновый
источник, оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Вода бога-
та микроэлементами. Рекомендуется для профилактики остеохондрозов и не-
врозов, для понижения уровня холестерина в крови, прекрасно очищает
кожу, снимает стрессы.
Качество радона – это мягкое альфа-излучение... Абсорбированная
энергия стимулирует регенерацию тканей и ликвидацию вредных окисляю-
щих стрессоров (как правило, свободных радикалов с химикатами из про-
шедших промышленную обработку продуктов питания и окружающей сре-
ды). Растет образование гормонов, включительно тех, которые снимают боль
и борются с воспалениями, улучшается работа всех составных частей
опорно-двигательного аппарата: суставов, мышц, сухожилий и соответствую-
щей сосудистой и нервной системы.
Родниковая вода уникальна по своему составу. Показана при заболе-
ваниях дыхательных путей - хронических бронхитах и синуситах, астмах, ал-
лергических заболеваниях верхних дыхательных путей .
19
С древности на планете существуют места силы, которые имеют важ-
ное культурное, историческое и духовное значение для людей. На протяже-
нии веков эти места аккумулируют духовную силу народа. Такими местами
могут быть как природные объекты: горы, источники, так и созданные людь-
ми, например, храмы, монастыри, дацаны. Одно из таких мест находится ря-
дом с источником. Какие правила поведения в таких местах, святых местах
планеты?
Когда мы начали изучать, как же раньше народы поддерживали этот
баланс, то вышли на понимание того, что на планете существуют определен-
ные места, в которых человек активно взаимодействовал с энергией приро-
дой. Мы использовали название «святые места планеты», потому что в таких
местах строили храмы, ставили святыни, обоо. Можно назвать это сакраль-
ной географией и представить как сеть, которая покрывает всю планету. Эта
сеть представляет собой единый планетарный организм. В Республике Буря-
тия духам гор поклоняются в специальных местах, называемых обоо. Такие
места, как правило, уникальные природные и культовые объекты. Незнание
содержания обряда, а главное, правил поведения, приводит к тому, что люди,
совершая обряд уважения хозяину места и, стремясь очиститься, оставляют
мусор, совершая грех по отношению к хозяину и природе.
Особые правила в местах поклонения:
«нужно быть одетым чисто и опрятно»
«чисто должно быть убрано вокруг святых мест»
«вести себя надо благожелательно, нельзя кричать, ругаться, распивать
спиртные напитки»
«вокруг святого места нельзя рубить деревья»
«ни деревья, ни ветки – нельзя ломать. Даже камень нельзя сдвигать с места»
«нельзя стрелять, зверей, если загонят туда не трогают вообще»
Наши предки поклонялись воде, горам, голубому небу, свято охраняли
окружающую природу и учили этому своих детей.
20
Результат наших работ дают повод считать эти объекты интересными в
туристско- познавательской сфере, их сохранение для будущих поколений
просто необходимо.
7. Снаряжение необходимое для проведения похода
Для осуществления похода группа применяла общекомандное и личное
снаряжение (Табл.15)
Таблица 15
Список снаряжения
№
п/п
Наименование
Количество,
шт
Общекомандное снаряжение
1
Палатки для ночлега
6
2
Палатка хозяйственная
2
3
Лопата
2
4
Ведра
3
5
Топор
2
6
Коврики
13
7
Спальные мешки
14
8
Тент хозяйственный
1
9
Компас
4
10
Бинокль
2
11
Ремнабор
2
12
Пила
1
13
Канистры под питьевую воду (5 л)
3
14
Аптечка медицинская
2
15
Рюкзак
3
16
Набор посуды
2
17
Пакеты для мусора
10
Специальное снаряжение
18
Веревка диам. 10 мм (40-60 м)
5
19
Веревка диам. 5 мм (40 м)
1
20
Индивидуальная страховочная система
11
21
21
Каска
11
22
Жюмар
2
23
Спусковые устройства (восьмерка)
2
24
Карабин
40
25
Петли самостраховки
11
26
Локальные петли
4
Кроме вышеперечисленного снаряжения каждый участник имел личное
снаряжение: сменную одежду и обувь, головные уборы, комплект посуды
(чашка, ложка, кружка, нож в чехле), рюкзак, перчатки и т.д.
В связи с высокой пожарной опасностью в данное время перед выхо-
дом в поход все участники были проинструктированы по правилам противо-
пожарной безопасности в полевых условиях. Кроме того дети прошли
инструктаж по общим правилам проведения походов и экскурсий.
Все учащиеся на момент похода имели прививки от клещевого энцефа-
лита, а также были застрахованы на случай укуса клеща и несчастные случаи.
Во время похода руководители своевременно выявляли нарушения пра-
вил техники безопасности и проводили разъяснительные беседы с учащими-
ся.
22
Заключение
В ходе подготовки и реализации данного проекта была восстановлена
забытая туристская тропа «Лесными тропинками к целебным водам» 1982г.
Поход получился увлекательным и познавательным, все поставленные зада-
чи были выполнены.
В походе учащиеся познакомились со старожилами сел Шаралдай и Га-
шей, посетили музей Исая Калашникова, сельские библиотеки, провели эко-
логические акции по очистке территории вокруг источников «Бутуки» и озе-
ра «Эхе-Нур», пополнили краеведческий фонд Центра по истории родного
края новыми материалами и многое другое. Также ребята значительно попол-
нили свои знания и навыки по технике пешеходного туризма и длительному
пребыванию в природной среде.
Обобщая все выше сказанное можно сделать следующие выводы:
В целом говоря о маршруте, следует отметить его легкую доступ-
ность для проведения походов небольшой продолжительности. В
связи с тем, что протяженность маршрута относительно не вели-
ка (31,2 км), и рельеф участка не имеет очень сложных препят-
ствий, для его прохождения могут привлекаться учащиеся, не
имеющие значительного опыта в сфере туризма;
Наличие на данном маршруте ценных культурно-исторических и
природных объектов позволяет проводить на нем не только похо-
23
ды для учащихся, но и небольшие экскурсионные туры для всех
желающих;
Лечебные свойства источников и озера могут быть использованы
для оздоровления широкого круга людей;
Наиболее благоприятными сезонами для организации таких по-
ходов являются летний и весенний, это связано с суровыми зим-
ними условиями характерными для этой местности;
Следует уделять больше внимания экологической обстановке во-
круг природных объектов на маршруте, как основе их сохранения
для будущих поколений;
Развитие более широкой тур. индустрии могло бы хорошо по-
влиять на сохранение и дальнейшее развитие культуры местного
населения передающейся из в поколения в поколение.
24