Автор: Радостева Вера Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Кременкульская СОШ
Населённый пункт: Челябинская область, село Кременкуль
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание любви к чтению
Раздел: среднее образование
«Моего не заставишь книгу в руки взять», «Читает из-под палки»,
«Совсем не интересуется книгами, не то, что я в его возрасте». Знакомо звучит,
да? К сожалению, это уже очевидный факт - на сегодняшний день значительно
снизилось влияние книги на развитие детей. Отчего? Причины разные. Во-
первых, у детей огромный выбор вариантов досуга. Тут и планшет, и смартфон,
и многообразие игрушек. Во-вторых, усталость. Ребенок часто перегружен на
курсах английского, шахмат, ментальной арифметики и пр., и хочет просто
посидеть с игрушками и расслабиться. И, в-третьих, — и это очень важно — у
детей нет образца для подражания. Как часто родители сейчас проводят вечер с
книгой? Вот то-то и оно. А ведь в мир литературы ребенка приводит не только
школа, но и семья. А дома папа играет в «Танки», мама сидит в смартфоне, с
соц.сетях, а бабушка смотрит телевизор. А ведь ребенок всегда копирует
модель поведения взрослых.
Но это не значит, что нужно сейчас бросать все и скрепя сердце браться
за книгу. Во-первых, этого недостаточно, а во-вторых, существуют и другие
способы привить ребенку любовь к чтению. Что же еще можно сделать?
1. Говорить с детьми. Исследователями доказано, что почти 90% всех
слов, что дети используют в речи к 3м годам, взяты из общения с родителями.
Чем больше мы разговариваем с ребенком, тем шире его словарный запас (и
кругозор, потому что из ребенка постоянно сыпятся разные «почему?»). Чем
выше его словарный запас, тем выше IQ, что положительно влияет на любовь
ребенка к чтению. Кроме того, отвечая на вопросы, мы поддерживаем его
интерес к познанию окружающего мира. А где он будет искать информацию,
когда научится читать? Правильно, в книге. Так что общаясь с ребенком, мы
убиваем сразу двух зайцев — создаем предпосылки для увлечения чтением, и
формируем мотивацию самостоятельного поиска информации.
2. Читайте детям. Вслух сказки на ночь, или днем отрывок из книги.
Доказано, что дети, которым читали хотя бы 20 минут в день, к 15 годам
опережают сверстников в развитии. Плюс вырабатывается привычка уделять
книге определенное количество времени каждый день.
3. Сократите время просмотра ТВ и игр в компьютер. Во-первых, это
вредно сказывается на зрении и нервной системе ребенка. Во-вторых, при
просмотре ТВ мозг получает информацию в готовом виде, а не обрабатывает ее
сам, как при чтении книг. В-третьих, у ребенка освободится время, которое он
будет стремиться занять. И тут главное вовремя подтолкнуть его к книжной
полке.
4. Мотивируйте. «Если ты прочитаешь вот эти 10 слов \ страниц \ глав, то
можешь выбрать любое мороженное в магазине \ поиграть лишние 20 минут в
планшет». Каждый родитель без труда сможет подобрать «ключик» к своему
ребенку, если захочет.
5. Берегите и поддерживайте их желание читать. Купите книгу, которую
ребенок выберет. Или несколько. Не отрывайте от чтения, если он увлекся.
Читайте параллельно с ним ту же книгу и обсуждайте с ребенком.
Очень важно привить любовь к чтению у ребенка до школы или в
младшей школе, пока всю сферу его интересов не заняли игры, компьютер или
что-то еще. Ведь чтение книги развивает самостоятельное и нестандартное
мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить
ребенка полюбить чтение.