Автор: Ирина Ивановна Петрушина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Жуковской СОШ № 1 им.Б.В.Белявского
Населённый пункт: г. Жуковка Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ёлки-2020"
Раздел: начальное образование
Тема классного часа «Ёлки - 2020»
Цели:
1.
Привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в
период предновогодних и новогодних праздников.
2.
Развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных
деревьев.
3.
Воспитывать у детей бережное отношение к хвойным деревьям.
Ход классного часа.
Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Очень приятно вновь вас всех видеть! Сегодня мы
проведем вместе классный час. Желаю вам хорошей работы и отличного
настроения. Хочу, что наша встреча была для вас полезной.
Введение в тему классного часа.
- Помогать судить в течение классного часа мне будет красавица Лисичка. А
она в свою очередь будет раздавать вам сувениры в подарок, потому что нам
предстоит соревнование. Чья команда соберет больше всего сувениров,
побеждает.
Начнем мы с небольшой игры. Игрок каждой из команд передает мяч
другому по цепочке, пока я читаю речовку. Как только круг команды
замыкается,
мяч
передается
другой
команде.
Тот,
на
ком
речовка
заканчивается, отгадывает загадку.
1). Конкурс «Экомячик»
«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
(Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
Под соснами, под елками
Ползет клубок с иголками. (Еж)
Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка —
И на завтрак, и в обед. (Сорока)
Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Летит спать в дупло. (Сова)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки… (Ёлки)
Сегодня на классном часу поговорим про елки - ЕЛКИ 2020.
- А начнем мы с путешествия в еловую страну.
(Фрагмент презентации «5 фактов о ёлке»)
(Слайд). 1. В России традицию наряжать ёлку ввел Петр Первый. В этот
период Новый год был сугубо городским праздником. Знать, устраивавшая
пышные балы, наряжала ёлки с энтузиазмом.
2. В молодой еловой хвое витамина С больше, чем в лимоне.
3. Ель прекрасно очищает воздух, удаляет пыль и показана даже аллергикам.
4. Ель живет 300-400 лет (возраст некоторых долгожителей достигает 500
лет). А на то, чтобы вырастить одну елочку потребуется 15 лет. Возраст
самой старой известной ели с учётом клонов достигает 9550 лет.
5. Из еловой хвои делают лечебные настои, чай, вино, варят варенье и даже
принимают ванны с хвоей. Варенье из сосновых шишек укрепляет
иммунитет.
5. Первые искусственные елки изготавливались из гусиных перьев и
проволоки. А в 1892 г. американский инженер Томас Эдисон и его помощник
Эдвард Джонсон создали первую гирлянду из маленьких лампочек.
- в еловой стране, ребята, живут по экологическим законам.
- выясним, все ли вы знаете эти законы.
2). Конкурс «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и
помогать вам соблюдению правила разумных взаимоотношений с природой.
Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе
своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия
полезны для неё! Продолжай помогать природе!
(Показать кружки красного, ЖЕЛТОГО, ЗЕЛЕНОГО цвета, в зависимости
от того решения, которое принимается.)
1.
Дети оставили костёр в лесу. (КРАСНЫЙ)
2.
Ученики очищают лес от мусора. (ЗЕЛЕНЫЙ )
3.
Ребята увидели гнездо в траве на лесной полянке. (ЖЕЛТЫЙ)
4.
Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (КРАСНЫЙ)
5.
Дети вешают кормушку. (ЗЕЛЕНЫЙ )
6.
Дети ловят в лесу певчих птиц. (КРАСНЫЙ)
7.
Мальчики рассматривают жука (ЖЕЛТЫЙ)
8.
Ребята наблюдают за муравьями. (ЗЕЛЕНЫЙ
9.
Мальчики взяли в лес весной собаку(КРАСНЫЙ)
10.Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (ЗЕЛЕНЫЙ )
11.Ребята срезают грибы ножиком. (ЖЕЛТЫЙ)
12.Дети громко кричат в лесу. (КРАСНЫЙ)
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три , четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе –раз, это –брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плыли, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Ребята, красавицы ёлки растут в лесу. Леса - это экосистемы, в которых
деревья являются главной формой жизни. Имеются там и кустарники, и
травянистые растения, и мхи с лишайниками. И большое количество живых
организмов. И все эти элементы связаны в единое целое различными
процессами.
(Слайд)
Леса занимают порядка 1/3 части суши Общая площадь
лесов составляет от 40 млн. км
2
Больше всего лесов находится в России -
почти 8 млн. км
2
Леса оказывают огромное влияние на многие жизненно-важные
процессы,
происходящие
в
природе.
К
примеру,
леса
участвуют
в
круговороте воды, улучшают водный режим водоёмов. Они серьёзно влияют
на климат, делая его более равномерным. Леса делают воздух чище, а также
помогают преобразовывать углекислый газ в кислород.
Лес
является
пристанищем
для
огромного
количества
живых
организмов. И люди научились использовать это для своего благополучия.
Не напрасно ведь говорят - лес кормит. К этому можно лишь добавить, что
он ещё и согревает, и обогащает. Ведь деревья являются отличным
источником энергии.
-Но, ребята, не всё так хорошо. В природе созрела проблема…
(Слайд )
(фрагмент презентации «Вырубка лесов»)
Вырубка лесов - это одна из самых серьёзных проблем современности.
И тем не менее, всё больше и больше территорий подвергаются обезлесению.
Что же является причиной этого? И к чему это приведёт в последствии?
Причины уничтожения лесов
- Дерево - прекрасный строительный материал.
- Дерево используют для отопления.
- Дерево используют для производства бумаги.
- Из древесины производят многие химические вещества.
-Леса вырубаются для расчистки мест под строительство, или для создания
сельскохозяйственных угодий.
(слайд) - А теперь представим на минуту, что первая команда – белочки в этом
лесу, где вырубают ели. Вторая команда – птички. А третья команда – речка.
Какие последствия для их жизни принесет вырубка елей в лесу?
(дети совещаются, дают свои ответы)
- Верно, молодцы! А какие же ещё существуют последствия вырубки леса?
Постарайтесь ответить на этот вопрос с помощью дополнительного материала.
(дети читают раздаточный материал, отвечают)
Последствия вырубки лесов
-Увеличивается
содержание
углекислого
газа
в
воздухе.
Это
одна
из
причин глобального потепления.
- Исчезают многие виды живых организмов (животные и растения -
уничтожение экосистемы леса приводит к гибели почти всего живого).
- Образуются болота (деревья препятствуют излишнему увлажнению почвы).
- Возникают пустыни. Происходит опускание уровня грунтовых вод, что очень
критично для природных зон с малым количеством осадков. А при наличии
большого количества осадков происходит вымывание плодородного слоя, чему
раньше препятствовали деревья. Так что вырубка леса в любом случае приводит
к опустыниванию.
- Уменьшение количества вырабатываемого лесами кислорода и ухудшение
качества очищения воздуха (чем больше лесов - тем лучше очищается воздух).
- Нарушение стабильности климата
-Ухудшение качества жизни людей.
- Впереди Новый год! Прекрасный, весёлый и радостный праздник. Ну, а
какой же Новый год без красавицы ёлки! И едут люди в лес, чтобы срубить и
привезти домой это лесное чудо.
- Росла ёлочка в лесу 5-7 лет, а порой и больше, и в одночасье стала
украшением праздника. Но недолго красовалась она и приносила людям
радость. Через неделю стали осыпаться иголки, сохнуть ветки, и её
выбросили на свалку. После праздника в мусорных контейнерах и во дворах
сложены кучи ёлок. А ведь это наше богатство, наше здоровье, наша красота.
- А давайте обратимся ко всем взрослым с призывом: «Оставьте ёлочку в
лесу!». Выпустим листовки и вручим их жителям города с этим обращением.
«Уберите топоры, уберите пилы, чтобы ёлочки в лесу долго живы были!»,
«Не рубите, люди, ели. Охраняйте красоту! Сохраняйте дом зверушкам,
оставьте елочки в лесу!».
«Не губите ёлочку, к празднику срубая. Берегите ёлочку, ведь она живая!»
(ученики рисуют рисунки и готовят речовки).
Подведение итогов соревнования
«Уберите топоры, уберите пилы, чтобы ёлочки в лесу долго
живы были!»
«Не губите ёлочку, к празднику срубая. Берегите ёлочку,
ведь она живая!»
«Не рубите, люди, ели. Охраняйте красоту! Сохраняйте дом
зверушкам, оставьте елочки в лесу!»
«Уберите топоры, уберите пилы, чтобы ёлочки в лесу долго
живы были!»
«Не губите ёлочку, к празднику срубая. Берегите ёлочку,
ведь она живая!»
«Не рубите, люди, ели. Охраняйте красоту! Сохраняйте дом
зверушкам, оставьте елочки в лесу!»
«Уберите топоры, уберите пилы, чтобы ёлочки в лесу долго
живы были!»
«Не губите ёлочку, к празднику срубая. Берегите ёлочку,
ведь она живая!»
«Не рубите, люди, ели. Охраняйте красоту! Сохраняйте дом
зверушкам, оставьте елочки в лесу!»
«Уберите топоры, уберите пилы, чтобы ёлочки в лесу долго
живы были!»
«Не губите ёлочку, к празднику срубая. Берегите ёлочку,
ведь она живая!»
«Не рубите, люди, ели. Охраняйте красоту! Сохраняйте дом
зверушкам, оставьте елочки в лесу!»