Напоминание

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем


Автор: Хайдукова Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: Киселевск Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного

возраста через ознакомление с родным краем

Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с

дошкольного возраста, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка

формируется индивидуально. Именно в дошкольном возрасте закладываются

основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру,

формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей

семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и,

конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен

хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия

своих действий.

Старший дошкольный возраст как период становления личности имеет

свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных

чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Большой вклад в

научное обоснование нравственно-патриотического воспитания

дошкольников внесли Р.И. Жуковская, И.В. Виноградова, Е.И. Радина, В.Г.

Нечаева, П.А. Маркова, С.А. Козлова и другие.

Как показывают исследования, в этом возрасте:

- увеличивается общая произвольность поведения на основе активного

развития волевых процессов (В.К. Котырло, Н.К. Непомнящая);

- развивается способность управлять своим поведением, сдерживать

непосредственное побуждение, подчинять свои поступки выдвигаемым

требованиям;

- эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и

устойчивый характер;

- значительно расширяется объем знаний об окружающем мире,

которыми овладевают дети, что связано с их возрастными возможностями в

умственном развитии. По мнению Л.Г. Смирновой, если патриотическим

воспитанием не заниматься в дошкольные годы, то в последующем эта

работа может оказаться бесполезной, это связано с особенностями

психического развития детей.

Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине,

преданность к своему Отечеству, своему народу; и как привязанность к месту

своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои

интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.

Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что

представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться.

Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем

ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история

своего города или края, традиции предков.

Патриотические чувства связаны с духовным миром человека. И задача

педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные,

экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое

главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и

всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине

нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без

корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение,

перекати – поле».

Кроме того педагог должен отобрать из массы впечатлений,

получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают

ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей,

традиции, общественные события и т.д.

Основными формами ознакомление детей старшего дошкольного

возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии,

целевые прогулки, беседы, игры. Ценность этих форм работы определяется

не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с

городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения

конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания

о стране.

Воспитание патриотизма старших дошкольников строится на

ознакомлении их с традициями родного города, села, края при максимальном

использовании краеведческого материала. Детей знакомят также с

героическим прошлым края и страны и с ее настоящим. Полученные знания

и впечатления отражаются в играх детей, в которых они строят родной город,

ездят по его достопримечательным местам. Подобные игры захватывают

детей.

Основное содержание патриотического воспитания определяется в

программе «От рождения до школы» (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,

М.А. Васильева). В данном документе с детьми старшего дошкольного

возраста рекомендуют проводить следующую работу, направленную на

патриотическое воспитание: расширять представления детей о родной

стране, о государственных праздниках.; продолжать формировать интерес к

«малой Родине», рассказывать детям о достопримечательностях, культуре,

традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край;

поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране,

воспитывать чувство гордости за ее достижения; формировать представление

о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная

страна; рассказать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей

Родины, познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна;

продолжать расширять представления детей о Российской армии;

воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Таким образом, процесс формирования патриотических чувств у

старших дошкольников имеет свою специфику, которая заключается в

установлении и поддержании связи между сообщением детям знаний,

формированием на их основе отношений и организацию доступной

деятельности. Важной составляющей для решения задач патриотического

воспитания является создание условий для формирования у детей чувств и

отношений. Эффективность работы во многом зависит от отношения

педагогов и родителей к данной проблеме. Если взрослые поистине любят

свою малую Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и

показывать ребенку привлекательные стороны, то и работа по

патриотическому воспитанию даст необходимый результат.

Литература:

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое

пособие. [Текст]/ Н.В. Алешина – Москва, 2004 г.

2. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое

пособие. [Текст]/ Н.Г. Пантелеева - Издательство ТЦ «Сфера».

3. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие

для педагогов и родителей. [Текст]/ Е.К. Ривина - М.: Мозаика – Синтез,

2008г.

Изучение статей в журналах:

1. Волкова Л. В. Калабина И.А. Ознакомление старших дошкольников со

своей родословной. //Воспитатель ДОУ.- 2013 г., №2, с 77.

2. Павлова Е.Ю. Организация нравственно – патриотического воспитания на

современном этапе // Воспитатель ДОУ.- 2014 г. № 3, с 6-10.

3. Путешествие по родной сторонушке// Дошкольное воспитание. - 2014 г., №

6, с 32-34.

4. Герои в нашей семье// Дошкольное воспитание. – 2014 г., № 4, с. 4-8.



В раздел образования




Яндекс.Метрика