Автор: Хайдукова Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: Киселевск Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем
Раздел: дошкольное образование
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста через ознакомление с родным краем
Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с
дошкольного возраста, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка
формируется индивидуально. Именно в дошкольном возрасте закладываются
основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру,
формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей
семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и,
конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен
хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия
своих действий.
Старший дошкольный возраст как период становления личности имеет
свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Большой вклад в
научное обоснование нравственно-патриотического воспитания
дошкольников внесли Р.И. Жуковская, И.В. Виноградова, Е.И. Радина, В.Г.
Нечаева, П.А. Маркова, С.А. Козлова и другие.
Как показывают исследования, в этом возрасте:
- увеличивается общая произвольность поведения на основе активного
развития волевых процессов (В.К. Котырло, Н.К. Непомнящая);
- развивается способность управлять своим поведением, сдерживать
непосредственное побуждение, подчинять свои поступки выдвигаемым
требованиям;
- эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и
устойчивый характер;
- значительно расширяется объем знаний об окружающем мире,
которыми овладевают дети, что связано с их возрастными возможностями в
умственном развитии. По мнению Л.Г. Смирновой, если патриотическим
воспитанием не заниматься в дошкольные годы, то в последующем эта
работа может оказаться бесполезной, это связано с особенностями
психического развития детей.
Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине,
преданность к своему Отечеству, своему народу; и как привязанность к месту
своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои
интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что
представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться.
Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем
ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история
своего города или края, традиции предков.
Патриотические чувства связаны с духовным миром человека. И задача
педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные,
экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое
главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и
всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине
нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без
корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение,
перекати – поле».
Кроме того педагог должен отобрать из массы впечатлений,
получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают
ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей,
традиции, общественные события и т.д.
Основными формами ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии,
целевые прогулки, беседы, игры. Ценность этих форм работы определяется
не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с
городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения
конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания
о стране.
Воспитание патриотизма старших дошкольников строится на
ознакомлении их с традициями родного города, села, края при максимальном
использовании краеведческого материала. Детей знакомят также с
героическим прошлым края и страны и с ее настоящим. Полученные знания
и впечатления отражаются в играх детей, в которых они строят родной город,
ездят по его достопримечательным местам. Подобные игры захватывают
детей.
Основное содержание патриотического воспитания определяется в
программе «От рождения до школы» (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,
М.А. Васильева). В данном документе с детьми старшего дошкольного
возраста рекомендуют проводить следующую работу, направленную на
патриотическое воспитание: расширять представления детей о родной
стране, о государственных праздниках.; продолжать формировать интерес к
«малой Родине», рассказывать детям о достопримечательностях, культуре,
традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край;
поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране,
воспитывать чувство гордости за ее достижения; формировать представление
о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная
страна; рассказать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей
Родины, познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна;
продолжать расширять представления детей о Российской армии;
воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Таким образом, процесс формирования патриотических чувств у
старших дошкольников имеет свою специфику, которая заключается в
установлении и поддержании связи между сообщением детям знаний,
формированием на их основе отношений и организацию доступной
деятельности. Важной составляющей для решения задач патриотического
воспитания является создание условий для формирования у детей чувств и
отношений. Эффективность работы во многом зависит от отношения
педагогов и родителей к данной проблеме. Если взрослые поистине любят
свою малую Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и
показывать ребенку привлекательные стороны, то и работа по
патриотическому воспитанию даст необходимый результат.
Литература:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое
пособие. [Текст]/ Н.В. Алешина – Москва, 2004 г.
2. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое
пособие. [Текст]/ Н.Г. Пантелеева - Издательство ТЦ «Сфера».
3. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие
для педагогов и родителей. [Текст]/ Е.К. Ривина - М.: Мозаика – Синтез,
2008г.
Изучение статей в журналах:
1. Волкова Л. В. Калабина И.А. Ознакомление старших дошкольников со
своей родословной. //Воспитатель ДОУ.- 2013 г., №2, с 77.
2. Павлова Е.Ю. Организация нравственно – патриотического воспитания на
современном этапе // Воспитатель ДОУ.- 2014 г. № 3, с 6-10.
3. Путешествие по родной сторонушке// Дошкольное воспитание. - 2014 г., №
6, с 32-34.
4. Герои в нашей семье// Дошкольное воспитание. – 2014 г., № 4, с. 4-8.