Автор: Чеботарь Ольга Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловской обл.
Наименование материала: "Как и зачем родителям играть с детьми"
Тема: "Как и зачем родителям играть с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Как и зачем родителям играть с детьми.
Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка – игровая.
Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через
игру. Этим ребёнок и занимается практически всё время, свободное ото
сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность
развиваться, знакомится с «взрослым» миром на детском языке,
постигать правила жизни, учится взаимодействию и взаимопомощи.
Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»?
Как научить его, не прибегать к нудным увещеваниям, выражать свои
симпатии и антипатии?
Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в
игре! Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой: мол,
сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья,
ровесники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться
потом, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления
о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и
взрослеть. «Ролевые игры – известные всем «Дочки – матери»,
«Семья» - с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило,
ребёнок неохотно берёт на себя «детскую» роль в игре он всегда
старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете
взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение,
ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить
зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью,
понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить
ситуацию к лучшему.
2
При совместной игре родители могут подсказать и показать более
сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому
трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и
помочь найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребенку
развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и
самому в неё играть, как получится, не пытаться объяснить что-то
взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме- взрослой, «ведомой»
в этой игре – объяснить основную идею, распределить роли,
согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении
сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не
заострять внимания, как бы, между прочим, донести до ребёнка те идеи,
которые вам хотелось бы с ним обсудить. Нередко слышишь от
родителей: «Я не умею играть! Мне неинтересно! У меня времени нет»
Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не
принесёт ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до
выходных и подключите фантазию – вашу и вашего ребёнка. Вы
валитесь с ног от усталости? Падайте! На диван, а лучше- на ковёр и
играйте. Вы – Эверест, а ребёнок – отважный покоритель вершин, вы-
большая белая медведица, а ребёнок медвежонок Умка… фантазируя,
вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его
думать и фантазировать. А ещё для дальнейшей жизни очень полезно
уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения
другого с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой
Картонной Коробки или Старого Башмака.
С ребёнком постарше уже можно заняться играми с правилами.
Незаслуженно забытые «ходилки – бродилки» - научат соблюдать
3
очерёдность, случайность выигрыша или проигрыша поможет
спокойно принять поражение и надеяться на победу в следующий раз.
Игра «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно
держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и
планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех
«корабликов», постепенно увеличивая «флотилию».
Для развития памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото-
старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не
только вдвоём с ребёнком, но и взять в компанию бабушек, дедушек,
младших и старших братьев и сестёр. Ирга, как ничто другое, развивает
воображение. И опять же именно родители побуждают ребёнка
пользоваться воображением для продвижения вперёд, для познания
нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже
знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни
человека трудно переоценивать. Кстати, в последнее время
возрождается и другие семейные старинная русская игра «бирюльки»,
которая, помимо внимания и умения сосредоточится, отлично
тренирует мелкую моторику и графо моторные навыки.
Конечно, ребёнок может играть со сверстниками. И наверняка, будет
играть с ним. Но научить понимать и принимать правила игры,
показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства,
могут только родители. Их задача – сделать это тактично и терпеливо,
учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны
слёзы и огорчения, а зачастую - на всю жизнь остаётся неприятие игры
«на победителя» из –за страха проиграть, оказаться неуспешным.
Избежать же ситуацию соревнования и в школьные годы, и в
4
дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь
ребенку развивать эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у
более взрослого человека.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой
времени и сил. Поэтому не поощряют, а скорее, подавляют игровую
деятельность или ,в крайнем случае, стараются направить в «полезное»
русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша,
рамки-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных….
Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей
необходимо: без взрослых ребёнок не идёт вперёд, а останавливается,
многократно повторяя уже пройденный путь, или теряя к занятиям
интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и
другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной
сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии,
обедняются, скудеют. . Как сказал В.А. Сухомлинский. «Если вы
хотите, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, дайте ему наиграться»
А не «доигравший» ребёнок гораздо труднее приспосабливается к
окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с
родителями в сенситивный (благоприятный для развития) период, ему
приходится осваивать самому, причём сразу же в «боевых» условиях,
зачастую не имея прав на ошибку.
Позвольте себе побыть ребёнком, воспользуйтесь возможностью
иногда возвращаться в детство – и давайте играть!
5