Напоминание

"Как и зачем родителям играть с детьми"


Автор: Чеботарь Ольга Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловской обл.
Наименование материала: "Как и зачем родителям играть с детьми"
Тема: "Как и зачем родителям играть с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как и зачем родителям играть с детьми.

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка – игровая.

Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через

игру. Этим ребёнок и занимается практически всё время, свободное ото

сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность

развиваться, знакомится с «взрослым» миром на детском языке,

постигать правила жизни, учится взаимодействию и взаимопомощи.

Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»?

Как научить его, не прибегать к нудным увещеваниям, выражать свои

симпатии и антипатии?

Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в

игре! Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой: мол,

сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья,

ровесники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться

потом, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления

о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и

взрослеть. «Ролевые игры – известные всем «Дочки – матери»,

«Семья» - с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило,

ребёнок неохотно берёт на себя «детскую» роль в игре он всегда

старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете

взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение,

ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить

зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью,

понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить

ситуацию к лучшему.

2

При совместной игре родители могут подсказать и показать более

сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому

трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и

помочь найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребенку

развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и

самому в неё играть, как получится, не пытаться объяснить что-то

взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме- взрослой, «ведомой»

в этой игре – объяснить основную идею, распределить роли,

согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении

сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не

заострять внимания, как бы, между прочим, донести до ребёнка те идеи,

которые вам хотелось бы с ним обсудить. Нередко слышишь от

родителей: «Я не умею играть! Мне неинтересно! У меня времени нет»

Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не

принесёт ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до

выходных и подключите фантазию – вашу и вашего ребёнка. Вы

валитесь с ног от усталости? Падайте! На диван, а лучше- на ковёр и

играйте. Вы – Эверест, а ребёнок – отважный покоритель вершин, вы-

большая белая медведица, а ребёнок медвежонок Умка… фантазируя,

вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его

думать и фантазировать. А ещё для дальнейшей жизни очень полезно

уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения

другого с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой

Картонной Коробки или Старого Башмака.

С ребёнком постарше уже можно заняться играми с правилами.

Незаслуженно забытые «ходилки – бродилки» - научат соблюдать

3

очерёдность, случайность выигрыша или проигрыша поможет

спокойно принять поражение и надеяться на победу в следующий раз.

Игра «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно

держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и

планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех

«корабликов», постепенно увеличивая «флотилию».

Для развития памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото-

старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не

только вдвоём с ребёнком, но и взять в компанию бабушек, дедушек,

младших и старших братьев и сестёр. Ирга, как ничто другое, развивает

воображение. И опять же именно родители побуждают ребёнка

пользоваться воображением для продвижения вперёд, для познания

нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже

знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни

человека трудно переоценивать. Кстати, в последнее время

возрождается и другие семейные старинная русская игра «бирюльки»,

которая, помимо внимания и умения сосредоточится, отлично

тренирует мелкую моторику и графо моторные навыки.

Конечно, ребёнок может играть со сверстниками. И наверняка, будет

играть с ним. Но научить понимать и принимать правила игры,

показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства,

могут только родители. Их задача – сделать это тактично и терпеливо,

учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны

слёзы и огорчения, а зачастую - на всю жизнь остаётся неприятие игры

«на победителя» из –за страха проиграть, оказаться неуспешным.

Избежать же ситуацию соревнования и в школьные годы, и в

4

дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь

ребенку развивать эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у

более взрослого человека.

Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой

времени и сил. Поэтому не поощряют, а скорее, подавляют игровую

деятельность или ,в крайнем случае, стараются направить в «полезное»

русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша,

рамки-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных….

Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей

необходимо: без взрослых ребёнок не идёт вперёд, а останавливается,

многократно повторяя уже пройденный путь, или теряя к занятиям

интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и

другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной

сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии,

обедняются, скудеют. . Как сказал В.А. Сухомлинский. «Если вы

хотите, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, дайте ему наиграться»

А не «доигравший» ребёнок гораздо труднее приспосабливается к

окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с

родителями в сенситивный (благоприятный для развития) период, ему

приходится осваивать самому, причём сразу же в «боевых» условиях,

зачастую не имея прав на ошибку.

Позвольте себе побыть ребёнком, воспользуйтесь возможностью

иногда возвращаться в детство – и давайте играть!

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика