Напоминание

"Развитие мелкой моторики, как средство развития речи"


Авторы: Старикова Юлия Алексеевна, Бушуева Лариса Владимировна
Должность: учителя- логопеды
Учебное заведение: МБДОУ " Центр развития ребенка- детский сад №30"
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: семейный клуб
Тема: "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №30»

Семейный клуб

«Развитие мелкой моторики, как

средство развития речи»

Составители

Учителя-логопеды

Старикова Юлия Алексеевна

Бушуева Лариса Владимировна

г..Снежинск, 2017

I.

Сегодня мне хочется поговорить с вами про мелкую моторику.

Я уверена, что практически все родители слышали это словосочетание.

Большинство мам, да и наверное, пап знает, что развитие мелкой моторики

важная составляющая раннего развития. Но несмотря на свою популярность,

на обилие игрушек для ее развития, мелкая моторика так и остается

недооцененной. Очень немногие из родителей до конца понимают, каким

именно образом развитие мелкой моторики сказывается на развитии ребенка

в целом и в речи в частности . Давайте с вами попробуем разобраться?

Вы когда-нибудь задумывались, почему не находя подходящего слова , мы

начинаем помогать себе жестами? А ребенок, увлекшись рисованием или

письмом, непроизвольно высовывает язык?

Дело в том, что мелкая моторика и речь тесно связаны между собой

исторически и физиологически.

В первобытные времена люди постоянно использовали жесты при общении,

которые часто сопровождались эмоциональными возгласами и другими

голосовыми реакциями. Появившаяся в скором времени речь была долгое

время в постоянной связке с активной жестикуляцией. Именно поэтому в

коре головного мозга области, отвечающие за речь и действия руки,

находятся по соседству.

Когда в деятельности человека задействованы тонкие движения кисти и

пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но еще и речи. И

наоборот.

Что такое мелкая моторика?

Ни что иное, как все те скоординированные действия вашего ребенка,

которые направлены на выполнение точных и мелких движений кистями и

пальцами рук. В свою очередь, скоординированные действия кистей рук

достигаются за счет скоординированного функционирования нервной,

мышечной, зрительной и костной систем. Поэтому, дорогие мамы и папы,

мелкая моторика – это не просто умение захватывать мелкие предметы. Это

не просто умение сделать красивую поделку из пластилина или застегнуть

пуговицу. Прежде всего это работа сразу нескольких систем организма.

Связь мелкой моторики и речи

Об этой связи знают большинство родителей и специалистов. И о ней же

написано множество научных работ и статей. Если попробовать кратко

уложить суть того, к чему пришли наши великие умы, то можно говорить о

прямой зависимости уровня развития речи от уровня сформированности

точных и тонких движений, которые ребенок совершает кистями и пальцами

рук. Другими словами, если будет развита мелкая моторика, то будет развита

и речь. С одной стороны, здесь все понятно. А с другой, об этом так часто и

так много говорится, что принимается во внимание лишь сам факт

существования этой связи, без каких либо объяснений: мелкая моторика

важна и на этом все.

Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II

веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены

методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с

помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так

далее).

Научные доказательства взаимосвязи были представлены общественности в

конце XIX века и неоднократно подтверждены в последующем.

Одним из самых интересных экспериментов оказалось наблюдение за

малышами первых недель жизни. Мамочки в течение нескольких минут

массировали ручку ребенка, сгибали и разгибали пальчики. Ученые при этом

отслеживали биоритмы мозга. Спустя два месяца таких регулярных

упражнений, исследователи обнаружили, что возбуждение двигательной

зоны стало распространяться на область, отвечающую за речь. То есть

движения пальчиками и кистями помогают малышу скорее научиться

говорить.

А между тем, просто ужасающее число детей в возрасте от 3-х до 5 лет, с

которыми я сталкиваюсь в процессе работы в детском дошкольном

учреждении, элементарно не умеют держать правильно ложку или карандаш,

пользуются ими очень неловко. Не могут самостоятельно одеться, застегнуть

у себя на одежде кнопки (о пуговицах даже говорить не приходится). И

конечно, уровень речевого развития этих детей оставляет желать лучшего.

Но давайте вернемся к связи мелкой моторики и речи. У всех нас есть

начальные знания о том, что из себя представляет головной мозг человека. И

все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга: левого и

правого. Эти полушария покрыты слоем серого вещества – корой головного

мозга. По функциям кору головного мозга можно разделить на зоны. Так,

существуют ассоциативные, моторные и сенсомоторные зоны. Но в большей

степени, нас будет интересовать моторная зона, или по-другому двигательная

кора, в которой выделяют первичные и вторичные моторные области. Так вот,

в первичной моторной коре располагаются те нейроны, которые отвечают за

иннервацию (снабжение тканей и органов нервами) мышц лица, туловища,

рук и ног. Примечательно в этом то, что проекции мышц туловища и ног

занимают очень небольшую область в двигательной коре. А вот проекции рук

и мышц лица занимают бОльшую площадь. И располагаются следом друга за

другом в первичной моторной коре. Вот — эта самая связь мелкой моторики

и речи. Речедвигательный центр не просто находится рядом с двигательным

центром коры, он является ее частью. Поэтому все ученые, которые

занимались исследованиями детского мозга и психики, говорили о том, что

функция руки оказывает большое стимулирующее влияние на развитие

ребенка.

Так что в данном случае можно говорить не просто о связи мелкой

моторики и речи, а прямой зависимости. Речь вашего ребенка будет

напрямую зависеть от уровня развития мелкой моторики. Как правило, дети с

хорошо развитой моторикой рук умеют логично рассуждать, имеют

обширный словарный запас, отличную память и более общительны. Есть

такой метод определения речевого развития ребенка: надо попросить малыша

показать один, два и три пальчика (при этом сначала показать самому, как это

сделать). Дети, которым легко удаются изолированные движения пальчиков,

уже умеют хорошо говорить. Если пальчики не слушаются, поднимаются все

вместе или совсем вялые, речь следует развивать интенсивнее.

Конечно, бывают и исключения из правил. Есть дети с прекрасной речью и

плохо развитой моторикой и наоборот.

Но на этом роль мелкой моторики в развитии ребенка не заканчивается…

Связь мышления и речи

Кант говорил о том, что рука – это мозг, который вышел наружу. Это

высказывание вполне справедливо. И если можно наблюдать зависимость

уровня развития речи от уровня развития точных движений пальцев рук, то в

такой же степени можно говорить о том, что мышление ребенка зависит от

уровня развития речи. Речь по праву можно назвать инструментом

мышления. Слово это не просто набор звуков. В нем заключено гораздо

больше информации, если рассматривать слово как понятие. И я думаю, что в

данном случае нет необходимости ссылаться на исследования ученых. Скажу

лишь, что в развитии ребенка существует определенная стадия, когда

мышление и речь идут по разным дорожкам. Но примерно к двум годам их

дорожки пересекаются, и речь потихоньку начинает становится

интеллектуализированной, а мышление ребенка – речевым. Мышление

ребенка не может формироваться и существовать вне речи. Развивая мелкую

моторику, мы влияем на развитие речи, а речь по сути можно назвать формой

существования мысли. Поэтому развитие мелкой моторики – это самая

настоящая школа раннего развития. Порой мы об этом забываем и слишком

увлекаемся интеллектуальным развитием, что в большей степени вредит, чем

развивает.

Какие последствия возможны при недостаточном или

плохом развитии мелкой моторики?

Как вы уже догадались, если мелкая моторика плохо развита, то это

напрямую сказывается на речи, и, как следствие, мышлении ребенка. Разного

рода отклонения в формировании речи: нарушение звукопроизношения,

бедный словарный запас, недоразвитие связной речи накладывают свой

отпечаток на развитие ребенка. Если говорить про дошкольный возраст, то у

детей может появится неуверенность в себе: он не может нарисовать,

слепить, построить и т.д. так как другой ребенок его возраста. Движения

неловкие и неуклюжие, ребенок из-за этого может становится агрессивным и

обидчивым. Нередко у детей с различными речевыми нарушениями так же

отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, может быть

снижена наблюдательность и мотивация. Плюс ко всему, ребенок с

недостаточно развитой речью испытывает различного рода трудности в

общении с окружающими. Социально бытовые навыки тоже страдают,

ребенок становится менее самостоятельным. А самостоятельность играет не

последнюю роль в развитии.

Если рассматривать школьный возраст, то однозначно можно говорить о

трудностях обучения. Потому что хорошо развитая мелкая моторика – это

один из показателей готовности к школьному обучению. В школе ребенку

будет необходимо освоить навык письма, и если мелкая моторика будет плохо

развита, то и с письмом будут возникать трудности. Как следствие, ребенок

будет не успевать за ходом урока, излишне переживать из-за того, что у него

что-то не получается, что в итоге приведет к негативному отношению к учебе

и школе. И это всего лишь небольшая часть последствий, которые лежат на

поверхности.

Единственное, о чем должны помнить родители, что дошкольный возраст –

уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой

моторике отводится большая роль.

Как вы поняли, существует прямая взаимосвязь мелкой моторики и речи.

Поэтому эти знания стоит применять на практике. Ведь наша с вами задача

способствовать наиболее полному раскрытию творческого и умственного

потенциала ребенка, заложенного природой.

А так как первой естественной деятельностью малыша являются движения

рук и пальчиков (не речь!), рекомендуется организовать среду, которая будет

предоставлять максимальный простор для развития мелкой моторики.

Дополнить домашний «ассортимент» специальными игрушками, включить в

игровую деятельность ребенка физминутки, пальчиковые игры, лепку,

рисование и другие занятия, направленные на активное вовлечение ручек и

пальчиков в процесс.

Проведение совместной игровой деятельности, которая естественным путем

тренирует пальчики и ладошки ребенка, мягко и постепенно подведет его к

первым словам и фразам, если он еще мал, и устранит речевое недоразвитие

у более старшего ребенка.

Только такой подход, основанный на следовании тому, что заложенно в нас

природой, поможет воспитать гармоничного и счастливого ребенка!

Поговорим подробнее, как развить мелкую моторику

рук дома. Знакомство с выставкой.

Вы удивитесь, но развивать мелкую моторику рук у ребенка очень легко.

Представляю вашему вниманию 5 простых шагов для «пробуждения» ручек и

пальчиков у детей.

Шаг 1. Массаж и самомассаж рук с предметами и без

Когда малыш еще совсем маленький, мама может делать простой массаж

ручек. Легкими движениями помассируйте ладошку, пальчики,

останавливаясь на каждой фаланге. Согните и разогните пальчики, прижмите

ладошки друг к другу. Очень полезно с малых лет проводить ручки по

поверхностям с разной фактурой и температурой (дать подержать что-то

мягкое, гладкой, холодное, теплое). Любые ощущения, полученные через

прикосновения, пробуждают зону головного мозга, ответственную за

умственное и речевое развитие.

Когда ребенок вырастет, можно предложить ему сделать массаж ладошек

самому, повторяя за вами. Также детям будет интересно катать массажный

мячик, игрушку ежика или карандаш в ручках. Буклет "Игры с карандашами"

Шаг 2. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Сейчас выпускается очень много интересных книг и пособий, где можно

найти отличные игры для пальчиков. Детки всех возрастов очень любят и

всегда с удовольствием откликаются на упражнения, в которых мама

рассказывает стих и показывает интересные движения руками и пальчиками.

С возрастом пальчиковые игры можно усложнить и включить в них какой-

нибудь интересный сюжет. Например, разыграть по ролям сказку, где

главными героями будут пальчики. А если вы еще нарисуете на них забавные

рожицы и превратите в настоящих персонажей, спектакль точно пройдет «на

ура!».

Кроме того можно использовать упражнения на создание из рук различных

птиц и животных. Перед сном можно показывать театр теней, составляя с

ребенком из рук силуэты птиц и животных.

Очень эффективны упражнения на переключаемость движений пальцев и

рук. Такие упражнения способствуют развитию координации тонких

движений.

В общем, вариантов пальчиковых игр бесконечное множество.

Шаг 3. Игры с предметами и материалами

В качестве предметов для развития мелкой моторики могут выступать и

купленные в магазине игрушки, природные материалы (шишки, желуди,

каштаны), бытовые предметы (кастрюли, ложки, крупы, вода).

Стоит отдельно остановиться на купленных игрушках. Многие мамы

стремятся полностью обеспечить своего малыша новомодными

развивающими игрушками, разработанные по специальным системам и

методикам. Желание развивать своего ребенка похвально, при этом следует

помнить, что обычные природные материалы, простые кубики, конструкторы,

мозаика и другие игрушки «из нашего детства» развивают мелкую моторику

ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем дорогие аналоги.

Развитие мелкой моторики. Играем с бусами, резиночками для волос

(буклет).

Также следует учитывать природную любознательность ребенка. Малыш

видит, как мама орудует половником, что-то варит в кастрюле или взяла в

руки пульт от телевизора, книжку, нажимает какие-то кнопочки на телефоне.

При этом маму почему-то не интересует яркая игрушка, купленная

специально для развития мелкой моторики. Понятно, что больший интерес у

ребенка вызовет та деятельность, которой занимается мама. В итоге, малыши

тянутся не к игрушкам, а к предметам повседневного обихода. Познакомьте

маленького исследователя с окружающими «взрослыми» вещами, дайте

поиграть под вашим присмотром.

А еще лучше сделай те подобное панно своими руками.

Вы удивитесь, как много игр можно придумать с тем, что под рукой.

Например, дети с удовольствием ищут в крупах спрятанные маленькие

игрушки, вылавливают предметы из тазика с водой, перебирают мамины

украшения, играют с песком, прищепками, щетками. Ребенку постарше

можно предложить выложить контур рисунка спичками или скрепками

(буклет). Предметы обихода открывают огромный простор для проведения

детских игр.

Задумайтесь, у наших бабушек и прабабушек не было специальных игрушек

для развития мелкой моторики, однако ручки у детей были развиты просто

отлично. Почему? Потому что ребенок рос «рядом со взрослым». Что делает

взрослый, то дают и малышу (естественно, в уменьшенном и более

безопасном виде).

Любая интересная деятельность, в которой задействованы ручки ребенка,

отлично развивает мелкую моторику. Поэтому поощряйте природное

любопытство ребенка и насыщайте окружающую среду разнообразными

предметами (и специальными игрушками, и бытовыми устройствами).

Шаг 4. Игры на тренировку бытовых навыков и умений

Держать ложку, застегивать одежду, зашнуровывать обувь, выполнять

нехитрые дела по хозяйству – вроде рядовые действия, а дают колоссальный

толчок для развития мелкой моторики. Вы можете купить специальные

приспособления для тренировки навыков самообслуживания, однако лучше

освоить такие действия в быту.

Развиваем мелкую моторику. Игры с бытовыми предметамиДля того, чтобы

вызвать у малыша интерес к приобретению этих навыков, можно придумать

игру или делать действия под определенные потешки. Например, надевать

перчатки и рассказывать стишок про пальчики и так далее.

Что касается дел по хозяйству, дети любят подражать взрослым. Уже

годовалые малыши могут проводить тряпочкой по полу, как будто моют

полы, и имитировать другую хозяйственную деятельность. Всячески

поощряйте такую «помощь». Это развивает не только мелкую моторику, но

еще и отзывчивость и самостоятельность.

Шаг 5. Детское творчество

Лепка, рисование, аппликации и другие виды творчества, где ребенок руками

соприкасается с различными материалами, развивают мелкую моторику.

Рекомендую обязательно включать творческую деятельность в совместное

времяпрепровождение с малышом.

Творческие поделки, сделанные вместе, развивают мелкую моторику,

умственные способности, речь, создают атмосферу любви и эмоционального

контакта ребенка с мамой.

Занимайтесь с детьми с удовольствием и поощряйте их любознательность!

II. Обсуждение с родителями вопроса развития мелкой моторики в

домашних условиях. Обмен опытом.



В раздел образования




Яндекс.Метрика