Автор: Казакова Наталья Вячеславовна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ ДО "Дворец детского и юношеского творчества"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Центра раннего развития «Всезнайка» «Подготовишки»
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации г. Чебоксары
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования
города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Центра раннего развития «Всезнайка»
«Подготовишки»
Возраст детей, на которых рассчитана
программа: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Методист: Казакова Наталья
Вячеславовна
Чебоксары, 2020
1
Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………4
1.3. Учебный план…………………………………………………..................................5
1.4. Содержание программы…………………………………………………….………..6
1.5. Планируемые результаты…………………………………………………………….9
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно-учебный график……………………………………………………….12
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………20
2.3. Форма аттестации…………………………………………………………………….21
2.4.
Методические материалы
…………………………………………………………..21
2.5.
Список
литературы…………………………………………………………………..21
2
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-
правовой базы для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ на 2020-2021 уч. год:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Дворец
детского
(юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы
Чувашской Республики;
Устав МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития
ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления
личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно
развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности,
например, игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего
фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Сегодня дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс,
объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для
свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от
осваиваемой или основной образовательной программы.
Появление при учреждениях дополнительного образования детей центров и
объединений раннего развития дошкольников – это практический совет российской
системы образования на возникшую у многих родителей потребность не только
подготовить ребенка к школе, но и развить его разнообразные способности, склонности,
интересы.
Группы раннего развития при учреждениях дополнительного образования детей
привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность
посещать в одном месте занятия по разным направлениям. Кроме того, в отличие от
детского сада, куда ребенок вынужден ходить, группу раннего развития он посещает
добровольно. Это способствует формированию положительной мотивации к процессу
обучения и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.
Все эти факторы превращают учреждения дополнительного образования в
реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы образования детей
дошкольного возраста.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения
3
им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоения мира. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от
уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.
Программа дополнительного образования «Подготовишки» имеет социально-
педагогическую направленность.
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и
школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличие данной
дополнительной
образовательной
программы
от
других
программ.
Образовательная программа «Подготовишки» отличается от других программ тем,
что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую
роль в формировании детской личности.
Педагогическая
целесообразность
данной
образовательной
программы
обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах
воспитания
и
образования
детей
дошкольного
возраста.
Данная
программа
предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность
индивидуального
подхода
к
каждому
ребенку.
В
ходе
реализации
программы
предусмотрены
различные
виды
деятельности:
игры,
рисование,
штриховка,
интерактивные проекты, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной
памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять
свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию
мышления.
Новизна
программы заключается в том, что при ее разработке были учтены
сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей,
переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство воспитания и
обучения, преемственность работы ОУ и семьи.
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в
центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих
творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.
Программа «Подготовишки» рассчитана для детей 5-7 лет. Срок ее реализации 1
год. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей
при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные
способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника. На
протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии,
внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в
произвольные. И поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей
учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к
обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к
волевым усилиям.
Форма и режим занятий. Формой осуществления образовательного процесса
является учебная группа, составленная по возрастному принципу (дети от 5 до 7 лет).
Набор детей в группы по программе «Подготовишки» свободный, единственным
условием является соответствующий возраст обучающихся.
Занятия по данной программе проводятся с начала сентября по 31 мая в форме
урока общей продолжительностью 20 минут, перемены между уроками 5 минут.
1.2.
Цель и задачи программы
4
Целью данной программы является всестороннее гармоничное развитие детей 5-7
лет,
обеспечение
непрерывности
и
преемственности
дошкольного
и
школьного
образования, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к
учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы,
позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Основные задачи программы:
сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств;
формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности;
формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений;
развитие умений действовать по правилам.
Дополнительная
образовательная
программа
«Подготовишки»
опирается
на
следующие педагогические принципы:
принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к
сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов
программы;
принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми,
помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
1.3.
Учебный план
Программа представлена следующими разделами:
1.
Заниматика
2.
Развитие речи
3.
ИЗО и подготовка руки к письму
4.
Английский для малышей
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в
развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку
успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его
развития.
Продолжительность
занятий
Периодичность в
неделю
Количество
часов в неделю
Количество
занятий в год
Заниматика
20 минут
2 раза
2
72
Азбука
20 минут
2 раза
2
72
ИЗО и подготовка руки к
письму
20 минут
2 раза
2
72
Английский для малышей
20 минут
2 раз
2
72
5
Итого часов в год
288
288
1.4.
Содержание программы
«Заниматика»
Задачи:
формировать знания о количестве: один - много,
формировать знания о размерах: большой – маленький, высоко – низко,
формировать знания о формах: шар, куб, круг, квадрат, треугольник,
формировать представления о взаимосвязи между предметами, в их сходстве и
различии,
формировать представление о свойствах предметов,
учить конструировать из строительного материала,
учить ориентироваться в окружающем пространстве,
учить составлять группы из однородных предметов,
учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов,
учить считать до 10, пользуясь правильными приемами счета,
познакомить с наглядным изображение чисел 1-10,
расширять представление о контрастных частях суток: день – ночь, утро –вечер,
учить писать цифры от 1 до 10,
учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших и сравнивать их, при записи
пользоваться математическими знаками «больше» (>), «меньше» (<), «равно» (=),
закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа –
слева, вверху –
внизу, в середине, в углу),
учить преобразовывать геометрические фигуры: путем складывания, разрезания,
выкладывания из палочек;
познакомить с основами геометрии.
В содержание программы входят:
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий;
узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по
расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу,
вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по
материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности
чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и
последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше,
на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры:
треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки»,
«Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление
фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры
в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
6
- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и
их
использование
для
выполнения
задания,
проведение
анализа,
синтеза,
сравнения, построение простых рассуждений и др.
«Азбука»
Задачи:
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
Развитие грамматического строя речи;
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи
детей;
Обучение звуко-слоговому анализу слов;
Развитие мелкой моторики руки.
Воспитание у дошкольников основ экологического сознания, ценностных
ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное
отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному
и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для
ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха,
бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным;
Формирование элементарных понятий: «трава», «кустарники», «деревья»,
«растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные
изменения».
Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем
социальном окружении;
Формирование этических норм и правил поведения в обществе.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и
чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному
произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом
речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной
дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц,
поговорок, загадок;
беседа о прочитанном по вопросам педагога (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров
основных
действующих
лиц,
умением
услышать,
воспринять
на
слух
выразительные
языковые
средства,
эпитеты,
сравнения,
разумеется,
без
использования терминологии);
разучивание наизусть и выразительное чтение.
«ИЗО и подготовка руки к письму»
Задачи:
сформировать умения и навыки работы разными художественными материалами;
развивать мелкую и так называемую пишущую моторику;
развитие эмоций и фантазии;
развивать усидчивость и глазомер;
развивать художественный вкус;
развивать тактильные ощущения на занятиях лепкой;
7
развивать пространственное мышление, дать ребенку начальное понятие о
геометрии окружающего мира;
воспитать трудолюбие;
развить творческую активность;
сформировать понимание прекрасного в жизни и искусстве;
познакомить с приемами и техниками рисования, лепки, аппликации;
формировать умение оценивать созданные труды.
развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и
жест.
развитие
изобразительных
и
графических
умений
детей
в
процессе
изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
Содержание программы включает:
Рисование
Известно,
что
детский
рисунок-это
отражение
мира
ребёнка,
его
жизненных
впечатлений, интуитивных, неосознанных желаний и стремлений.
Рисование также полезно детям для психологической разрядки, оно помогает
справится со стрессами, напряжением, является попыткой малыша разобраться в своём
внутреннем мире.
И самое главное наблюдение: в любом возрасте рисование- это истинное
удовольствие.
Лепка
Работа солёным тестом, пластилином, позволяет детям расслабиться, даёт
возможность получать тактильные ощущения. Разминая в пальцах рук кусочек теста или
пластилина, мы снижаем напряжение, развиваем мелкую моторику, стимулируем нервные
окончания пальцев и тем самым способствуем развитию мышления и речи. Лепка
развивает у ребёнка пространственное мышление, даёт малышу начальное понятие о
геометрии окружающего мира.
Также развиваются навыки ручного труда, дети учат координировать движения
рук, приобретают новый сенсорный опыт - чувство пластики, формы и веса. Кроме того
они учатся планировать свою работу и доводить её до конца занятия лепкой несут в себе
много возможностей обучения и развития детей. Это развитие речи, ознакомление с
окружающим
миром,
развитие
фантазии
и
творчества,
личностное
развитие,
самоутверждение, эстетическое развитие.
Аппликация
Одним из интереснейших занятий для детей дошкольного возраста является
аппликация - вырезание из цветной бумаги. Изображения предлагаются детям с
постепенным усложнением содержания и способов выполнения.
«Английский для малышей»
Задачи:
формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на
английском языке;
развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления;
воспитание интереса и уважения к культуре других народов;
расширение словарного запаса, развитие навыков диалогической и монологической
речи на английском языке;
8
развитие языковой догадки, мышления, творчества;
обучить пониманию несложной, вполне доступной по содержанию речи на
английском языке;
Содержание программы включает:
Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на
английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая
разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части
занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и
закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку
или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на
уроке используется магнитофон и кассеты с записями стихов и песен на английском
языке.
Программа построена таким образом, что главной задачей является коммуникативная
ориентация.
Обучение
фонетической,
лексической
и
грамматической
сторонами
речи
осуществляется во взаимосвязи.
На начальном этапе больше внимания уделяется аудированию (понимание на слух)
и говорению (выражение мыслей на языке).
Обучение говорению включает следующие этапы:
- аудирование и понимание слова (реплики);
- заучивание наизусть;
- точное воспроизведение образа;
- выбор по заданной схеме.
Фонетические упражнения являются неотъемлемой частью каждого занятия. Они
разрабатывают подвижность речевых органов, способствуют избежанию дефектов
произношения.
Обучение лексической стороне речи строится с опорой на наглядность: игрушки,
картинки, пиктограммы, изображение действий, жесты. Лексика носит конкретный
характер.
При обучении грамматике следует руководствоваться игровыми принципами, а
также необходимо использовать принцип аналогии с родным языком. Важнейшее условие
успешности
обучения
–
активизация
речемыслительной
деятельности
детей
и
максимальное вовлечение их в иноязычное общение, побуждение к языковой догадке.
Необходимо позаботиться об обеспечении процесса преподавания наглядными
пособиями и дидактическими материалами.
1.5.
Планируемые результаты
В результате обучения детей по программе «Знайки» происходит воспитание таких
качеств,
как
аккуратность,
трудолюбие,
организованность,
дисциплинированность,
коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается
умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать
друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в
школе.
По разделу «Заниматика» обучающиеся будут:
знать:
1. Количество и счет:
9
–
выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства,
сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая
группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого);
–
считать (отсчитывать) в пределах до 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 10;
–
уравнивать
неравные
группы
предметов
двумя
способами
(удаление
и
добавление нужного числа);
–
считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков,
движений по образцу и заданному числу;
–
понимать независимость числа от величины предметов,
расстояния
между
предметами, формы, их расположения, а также направления счета;
–
получит навык письма цифр от 0 до 9;
–
пользоваться математическими знаками +, -, =, >, <;
–
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, при
решении пользоваться цифрами и арифметическими знаками;
–
соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
–
составлять
числа
от
3
до
10
из
двух
меньших,
записывать
ответы
математическими знаками «больше» (>), «меньше» (<), «равно» (=).
2. Величина
–
располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине;
–
сравнивать два предмета по величине с помощью условной меры, с помощью
наложения, приложения и на глаз;
–
делить предмет на 2, 4 и более частей.
3. Форма:
–
различать и называть разновидности четырехугольника: квадрат, прямоугольник,
трапеция, ромб;
–
различать
форму
окружающих
предметов:
круглую,
треугольную,
четырехугольную;
4. Ознакомление с пространственными и временными отношениями:
–
определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение
одного предмета по отношению к другому;
–
ориентироваться на листе бумаги;
–
будет знать, последовательность частей суток, что утро, день, вечер, ночь
составляют сутки;
–
на конкретных примерах, устанавливать последовательность различных событий:
что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был
вчера, какой будет завтра.
5. Основы геометрии:
–
преобразовывать геометрические фигуры: путем складывания и разрезания;
–
будет знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических
фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон);
–
различать понятия точка и линия;
–
находить точки пересечения двух линий.
уметь:
объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого
множества и целое по известным частям;
называть числа в прямом и обратном порядке до10;
соотносить цифру и количество предметов;
составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
пользоваться цифрами и математическими знаками;
различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу.
10
По разделу «Азбука» обучающиеся будут:
знать:
буквы русского алфавита;
графическое обозначение звуков (гласный-красный квадрат, твердые согласные -
синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);
понимать термины «звук», «буква», «слог», «предложение»;
уметь:
писать буквы русского алфавита в клетке;
определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
соотносить звук и букву;
писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим
значком;
проводить звуковой анализ слова;
составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
По разделу «ИЗО и подготовка руки к письму» обучающиеся будут:
уметь:
различать и называть цвета и оттенки;
создавать сюжетные композиции;
владеть ножницами: правильно их держать, резать по прямой, разрезать
квадратные треугольники на глаз, вырезать из квадрата круг, из прямоугольника
овал и мелкие детали;
создавать изображение предметов с натуры по представлению и воображению;
объединять несколько изображений в сюжетную композицию;
владеть быстрыми способами вырезания: по частям; из бумаги сложенной
гармошкой; симметричным вырезанием;
пространственно ориентироваться на листе бумаги;
согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
По разделу «Английский для малышей» обучающиеся будут:
знать:
фразы Hello, Hi, Good evening (Good morning), What is your name?, I am…,
Good-bye, их правильное произношение;
названия животных: a cat, a mouse, a dog, a bear, a hare, a frog, a donkey, a
monkey, a lion, a tiger, a crocodile, a kangaroo;
количественные числительные от 1 до 5;
глаголы движения fly, jump, run, swim, sleep, wake up, dance, step, clap,
stamp, nod, sit down, stand up;
лексику по теме «Лицо, части тела»: eyes, ears, a nose, a mouth, hair, a head,
shoulders, toes, knees;
лексику по теме «Семья»: a mother, a father, a sister, a brother
уметь:
11
здороваться и прощаться друг с другом по-английски, правильно
воспроизводить звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодику, паузы,
интонацию;
называть животное, строить фразы типа: I am a hare, I have a cat;
считать до 5; понимать слова по теме и выполнять команды;
употреблять глаголы в игровых ситуациях;
называть части тела;
рассказывать о семье, употреблять лексику в игровых ситуациях и строить
фразы типа «I have а mother».
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план по программе
«Азбука»
Месяц
№
п/п
Тема уроков
5-7 лет
Форма
занятия
Колич
ество
часов
Форма
контроля
Сентябрь
1
Знакомство: Звук и буква, графическое
изображение звука в слове (квадрат).
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
2
Знакомство: Слог как часть слова, графическое
изображение слова (прямоугольник).
1
3
Звук и буква А.
1
4
Звук А: графическое изображение гласного
звука, место звука в слове (начало, середина,
конец)
1
5
Буква А: место буквы в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
1
6
Звук и буква У.
1
7
Звук У: место звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
1
8
Буква У: место буквы в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
1
Октябрь
9
Звук и буква О.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
10
Звук О: место звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
1
11
Буква О: место буквы в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
1
12
Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове,
соотношение названий предметов со схемами
слов.
1
13
Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы).
Печатание буквы.
1
14
Звук и буква Э: место звука и буквы в слове,
соотношение названий предметов со схемами
слов.
1
15
Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).
1
16
Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э -
Закрепление пройденного материала.
1
Ноябрь
17
Звук и буква Л: место звука в слове, чтение
Игра, беседа,
1
Устный
12
слогов, ударение, называние слов с начальных
слогов, чтение слов.
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
опрос,
практические
задания
18
Звук и буква М: графическое изображение
твёрдого согласного звука, место звука в слове,
чтение слогов.
1
19
Звук и буква Р: место звука в слове, чтение
слогов, выделение первого слога в слове.
1
20
Звуковой анализ слов, деление слов на слоги,
ударный слог и ударный гласный в слове.
1
21
Закрепление пройденного материала
1
22
Чтение слогов, фонетический разбор слов,
написание слов знаками и буквами, чтение слов.
1
23
Знакомство с предложением, чтение знакомых
слов в предложении, графическое изображение
предложений.
1
24
Закрепление: гласные и согласные звуки и
буквы, фонетический разбор слов и их
соотношение со схемой.
1
Декабрь
25
Буква Я: буква в начале слова, соотношение
первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие
согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое
изображение на схеме.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
26
Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р,
соотношение первого звука в слове с буквой (А,
Я).
1
27
Закрепление: Звуко - буквенный анализ слов (Я-
Н-А), фонетический разбор слова, чтение
предложения.
1
28
Буква Ю: место буквы в словах, соотношение
первого звука в слове с буквой (У, Ю),
фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК).
1
29
Закрепление: Звуко - буквенный анализ слов,
фонетический разбор слова, чтение слов.
1
30
Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА),
чтение и фонетический разбор слов.
1
31
Предложение: работа над предложением по
картине.
1
32
Буква Ё: место буквы в словах, чтение и
фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).
1
Январь
33
Звук и буква И: место звука в слове, чтение
слогов, слов, фонетический разбор.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
34
Закрепление: твёрдые и мягкие согласные
звуки; слова и слоги, чтение предложений.
1
35
Звуки Г и Гь: графическое изображение,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),
письмо букв.
1
36
Звуки К и Кь: графическое изображение,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),
письмо букв.
1
37
Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и,
соотнесение схем слов с названием предметов.
1
38
Звуки Д и Дь: графическое изображение мягких
и твёрдых согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой).
1
13
39
Звуки Т и Ть: графическое изображение мягких
и твёрдых согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой).
1
40
Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и
фонетический разбор слов, соотнесение схем
слов с названием предметов.
1
Февраль
41
Звуки В и Вь, Ф и Фь: графическое изображение
мягких и твёрдых согласных в слове,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),
чтение слогов, письмо буквы В.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
42
Звуки Ф и Фь: графическое изображение мягких
и твёрдых согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов,
письмо буквы Ф.
1
43
Буквы В, Ф: Чтение слов с буквами В/Ф и
фонетический разбор слов, соотнесение схем
слов с названием предметов.
1
44
Звуки З и Зь: графическое изображение мягких
и твёрдых согласных и твёрд. согласных в
слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов, письмо буквы
З.
1
45
Звуки С и Сь: графическое изображение мягких
и твёрдых согласных и твёрд. согласных в
слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов, письмо буквы
З.
1
46
47
Буквы З, С: Чтение слов буквами З/С и
фонетический разбор слов, составление слов из
слогов.
1
Звуки Б и Бь: графическое изображение мягких
и твёрдых согласных и твёрд. согласных в
слове, чтение слогов, письмо буквы Б.
1
48
Звуки П и Пь: графическое изображение мягких
и твёрдых согласных и твёрд. согласных в
слове, чтение слогов, письмо буквы П.
1
Март
49
Буквы Б, П: чтение слов с буквами Б/П и
составление слов из слогов
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
50
Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков,
чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический
разбор слов.
1
51
Предложение: Работа с предложением
(закончить и написать слово по буквам), чтение
рассказа и поиск слов со звуком Х.
1
52
Звуки и буквы Ж и Ш: характеристика, звуков,
чтение слогов, фонетический разбор слов,
письмо букв Ж и Ш.
1
53
Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ
звуков (звонкий/глухой), чтение отрывка из
стихотворения, письмо букв Ч и Щ.
1
54
Звук и буква Ц: характеристика звука, место
звука в слове, чтение отрывка из стихотворения,
письмо буквы Ц.
1
55
Звук и буква Й: характеристика звука, чтение
слов с буквой Й на конце, письмо слов по
1
Устный
опрос,
14
буквам и знакам.
практические
задания
56
Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов
(УГОЛ, УГОЛЬ), чтение стихотворения, письмо
буквы Ь.
1
Апрель
57
Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов
(СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ,
анализ и чтение слов.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
58
Слог. Деление слов на слоги. Слова:
составление из букв, чтение и письмо.
1
59
Предложение: составить по картинке
предложение и дописать пропущенное слово.
1
60
Закрепление: Гласные и согласные звуки и
буквы: дописать в слове пропущенные буквы.
1
61
Закрепление: алфавит, чтение стихотворений,
письмо букв.
1
62
Ребусы. Разгадывание ребусов.
1
63
Кроссворды. Разгадывание кроссвордов.
1
64
Устное народное творчество. Русские народные
сказки.
1
Май
65
Устное народное творчество. Русские народные
сказки.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей
тетради
1
Устный
опрос,
практические
задания
66
Сказки народов мира.
1
67
Литературные сказки. В. Сутеев. Сопоставление
сказок
1
68
Басни и сказки. Л.Н. Толстой.
1
69
«Для чего нужны руки» Е. Пермяк. Составление
рассказа.
1
70
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Рассказы о животных.
1
71
Загадка. Составление загадок по сюжетным
картинкам.
1
72
Скоро в школу. Чтение стихотворений и
пословиц о школе. «Соедини правильно»,
чтение вопросов и написание ответов на них.
1
Итого:
72
Календарно - тематический план по программе
«Заниматика»
месяц
№
п/п
Тема занятий
5-7 лет
Форма занятия
Колич
ество
часов
Форма
контроля
сентябрь
1
Счет: отсчитывание, пересчитывание,
нахождение указанного количества предметов.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
2
Количественный и порядковый счет в
пределах 10.
2
3
Образование чисел до 5 путем прибавления
единицы. Число и цифра 1.
2
4
Математические загадки. Число и цифра 2.
Сравнение «столько же». Знаки «=» и «≠».
2
октябрь
5
Число и цифра 3. Выкладывание квадрата из
счетных палочек.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
6
Геометрические узоры. Математические знаки
«+».
2
7
Решение логических задач на установление
2
15
несоответствия. Число и цифра 4.
8
Состав числа из единиц.
2
ноябрь
9
Счет: отсчитывание, пересчитывание,
присчитывание.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
10
Решение задач на сложение. Число и цифра 5.
2
11
Порядковый счет.
2
12
Больше – меньше (<,>). Сравнение групп
предметов.
2
декабрь
13
Сравнение рядом стоящих чисел в пределах
10.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
14
Составление задач на сложение.
2
15
Математические знаки «-». Решение задач на
вычитание.
2
16
Число и цифра 6. Задачи-загадки. Сравнение,
установление последовательности.
2
январь
17
«Сколько всего?», «Какой?», «Который по
счету?»
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
18
Геометрические фигуры:
«четырехугольники», «ромб», «трапеция»
2
19
Решение задач на вычитание.
2
20
Получение равенств из неравенств.
2
февраль
21
Числа и цифры 1-6. Знаки «>» и «<».
Независимость числа от расположения
предметов.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
22
Счет по осязанию, на слух, движений.
2
23
Математические загадки, запись решения с
помощью знаков и цифр.
2
24
Получение неравенств из равенств.
2
март
25
Составление задач на вычитание.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
26
Чтение математических записей. Часть и
целое.
2
27
Математические загадки, запись решения с
помощью знаков и цифр. Число и цифра 7.
2
28
Составление задач в одно действие на
сложение и вычитание.
2
апрель
29
Установление соответствия между числом,
цифрой и количеством.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
30
Математические задачи, запись решения с
помощью знаков и цифр. Число и цифра 8.
2
31
Вычитание. Дорисовывание геометрических
предметов.
2
32
Основы геометрии: точка.
2
май
33
Линия: прямая, кривая, точки пересечения
линий. Решение задач.
Игра, беседа,
выполнение
упражнений в
рабочей тетради
2
Устный
опрос,
практическ
ие задания
34
Продолжение: вертикальные, горизонтальные,
наклонные линии.
2
35
Замкнутые и незамкнутые линии.
2
36
Ломаная линия. Многоугольники из счетных
палочек.
2
итого
72
Календарно-тематический план по программе
«Английский для малышей»
месяц
№
Тема занятий
5-7 лет
Форма занятия
Колич
ество
часов
Форма
контроля
16
сентябрь
1
Приветствие и знакомство «Hi»,«Im».
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
аудиоматериалов
1
Устный
опрос
2
Буква английского алфавита “Aa”, развитие
мелкой моторики
1
3
Веселая лисичка. Тренировка в применении
форм речевого этикета «Hello»
1
4
В гостях у Красной Шапочки. Тренировка в
применении форм речевого этикета «Hello»,
«Goodbuy», «Good morning(evening)»
1
5
Буква английского алфавита “Bb”, развитие
мелкой моторики
1
6
Приобретение страноведческих знаний
«Путешествие по странам» (английский язык
и его распространение в мире)
1
7
Приобретение страноведческих знаний
«Путешествие по странам» (английский язык
и его распространение в мире). Продолжение.
1
8
В гостях Майк и Джейн
1
октябрь
9
Осень. Цвета осени.
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
аудиоматериалов
1
Устный
опрос
10
Буква английского алфавита “Cc”, развитие
мелкой моторики
1
11
«В гостях у осени». Знакомство с осенними
месяцами.
1
12
Введение и закрепление новых звуков и
структур «Сказка о язычке»
1
13
Буква английского алфавита “Dd”, развитие
мелкой моторики
1
14
«Как тебя зовут?».
1
15
«Im a girl», «Im a boy»
1
16
Буква английского алфавита “Ee”, развитие
мелкой моторики
1
ноябрь
17
Введение и активизация слов и выражений:
названия животных «Кто в гости к нам
пришел?»
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
аудиоматериалов
1
Устный
опрос
18
Буква английского алфавита “Ff”, развитие
мелкой моторики
1
19
Игра «Будь внимателен». Закрепление букв
английского алфавита.
1
20
Песня «Who are you?»
1
21
Разучивание песни «ABC»
1
22
Буква английского алфавита “Gg”, развитие
мелкой моторики
1
23
Буква английского алфавита “Hh”, развитие
мелкой моторики
1
24
Буква английского алфавита “Ii”, развитие
мелкой моторики
1
декабрь
25
Буква английского алфавита “Jj”, развитие
мелкой моторики
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
аудиоматериалов
1
Устный
опрос
26
«Загадки с буквами», вставь буквы.
1
27
Буква английского алфавита “Kk”, развитие
мелкой моторики
1
28
В гостях у радуги. Инструктаж по технике
безопасности
1
29
Буква английского алфавита “Ll”, развитие
мелкой моторики
1
30
Глаголы движения, I can…
1
31
Буква английского алфавита “Mm”, развитие
мелкой моторики
1
32
Буква английского алфавита “Nn”, развитие
мелкой моторики
1
январь
33
Песня «Clap»
Беседа, показ
видеоматериалов,
1
Устный
опрос
34
Игра «Ёлочные шары». Найди букву.
1
17
прослушивание
аудиоматериалов
35
Буква английского алфавита “Oo”, развитие
мелкой моторики
1
36
Песня «Jingle bells»
1
37
Буква английского алфавита “Pp”, развитие
мелкой моторики
1
38
Игра «Прятки с буквами»
1
39
Буква английского алфавита “Qq”, развитие
мелкой моторики
1
40
Зимушка-Зима. Знакомство с зимними
месяцами.
1
февраль
41
Буква английского алфавита “Rr”, развитие
мелкой моторики
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
аудиоматериалов
1
Устный
опрос
42
Повторение пройденных слов и выражений:
В зоопарке
1
43
Буква английского алфавита “Ss”, развитие
мелкой моторики. Песня «Hands up» («Руки
вверх»)
1
44
Буква английского алфавита “Tt”, развитие
мелкой моторики
1
45
Подвижная игра с масками «Теремок»
1
46
Буква английского алфавита “Uu”, развитие
мелкой моторики
1
47
Части тела человека.
1
48
Буква английского алфавита “Vv”, развитие
мелкой моторики
1
март
49
Буква английского алфавита “Ww”, развитие
мелкой моторики.
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
аудиоматериалов
1
Устный
опрос
50
Песня «Head and shoulders».
1
51
Буква английского алфавита “Xx”, развитие
мелкой моторики
1
52
Моя семья (mother, father, sister, brother ,
grandmother, grandfather)
1
53
Буква английского алфавита “Yy”, развитие
мелкой моторики
1
54
Игра «Расскажи о себе» (Ребята перечисляют
членов своей семьи с использованием
структуры «I have..»)
1
55
Игра «Путаница», составление диалога.
1
56
введение и активизация слов и выражений:
названия столовых приборов «На кухне»
1
апрель
57
Буква английского алфавита “Zz”, развитие
мелкой моторики
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
аудиоматериалов
1
Устный
опрос
58
введение и активизация слов и выражений:
названия продуктов «Ужин»
1
59
Буквы английского алфавита: согласные и
гласные
1
60
Повторение и закрепление пройденного
материала «В ресторане»
1
61
Знакомство с числительными с помощью
компьютерной презентации, комментируя It
is one. It is two…,
1
62
«Сколько кому лет?» структура «I am 5/6».
1
63
«Пришла Весна-красавица» Знакомство с
весенними месяцами.
1
64
Введение структуры «I can…» и
сопутствующей лексики (to run, to sing, to
play football, to swim, to jump, to ski, to walk и
т.д.)
1
май
65
Практика в составлении высказываний «I can
run in spring »
Беседа, показ
видеоматериалов,
прослушивание
1
Устный
опрос
66
Разучиваем песню «1 – a cat …..»
1
18
аудиоматериалов
67
«Давайте посчитаем животных» счет по-
английски: one frog, two frog….. .
1
68
«Давайте посчитаем животных», структура «I
can see two cats»
1
69
«Письмо в лето». Знакомство с летними
месяцами, тренировка глаголов движения (to
run, to swim, to play и т.д.).
1
70
Диалог по теме «Любимое время года.
Погода». Введение структуры: «I like …»
1
71
Повторение пройденного материала
1
72
Закрепление пройденного материала
1
итого
72
Календарно – тематический план занятий по программе
«ИЗО и подготовка руки к письму»
месяц
№
Тема занятий
5-7 лет
«ИЗО»
Форма
занятия
Коли
чест
во
часо
в
Форма
контроля
сентябрь
1
Разные фактуры
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
2
Учимся работать красками
1
3
Краски осени
1
4
Последние цветы
1
октябрь
5
Гоша и Глаша идут в школу.
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
6
Портрет сказочного героя
1
7
Лягушка на кочке
1
8
Ковер из осенних листьев
1
ноябрь
9
Радуга
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
10
Букет в вазе
1
11
Почему снежинки все разные?
1
12
Дед Мороз
1
декабрь
13
Елочка и домик
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
14
Зима
1
15
Снег идет
1
16
Новогодние игрушки
1
январь
17
Новогодние игрушки
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
18
Волшебный мир аквариума
1
19
Орнамент
1
20
Домики Радужного города
1
февраль
21
Танец. Абстракция
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
22
Зимние игры и забавы
1
23
Заяц в зимнем лесу
1
24
Весело кататься с горки
1
март
25
Зимние забавы
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
26
Следы невиданных зверей
1
27
Чувашские узоры. Орнамент.
1
28
Фантазийная картина
1
апрель
29
Веселые соседи
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
30
Разноцветное солнышко
1
31
Какого цвета дождик?
1
32
Веревочка
1
май
33
Чудо-лукошко
Беседа,
выполнение
творческих
1
Устный
опрос
34
Весенний пейзаж
1
35
Монотипия. Листочки на ветке
1
19
работ
36
Я люблю, когда в окошко светит солнышко
1
итого
36
месяц
№
Тема занятий
5-7 лет
«Подготовка руки к письму»
Форма
занятия
Коли
чест
во
часо
в
Форма
контроля
сентябрь
1
Диагностика
Выявление ведущей руки
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
2
Детский сад и игрушки
1
3
Детский сад и игрушки
1
4
Осень
1
октябрь
5
Овощи
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
6
Ягоды
1
7
Перелетные птицы
1
8
Орнамент растительный и геометрический
1
ноябрь
9
Орнамент растительный и геометрический
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
10
Орнамент растительный и геометрический
1
11
Семья
1
12
Домашние животные.
1
декабрь
13
Домашние животные.
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
14
Домашние животные.
1
15
Зимние забавы
1
16
Зимние забавы
1
январь
17
Наш город
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
18
Зимующие птицы
1
19
Домик
1
20
Фиксики
1
февраль
21
Фрукты
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
22
Фрукты
1
23
Комнатные растения
1
24
Одежда и обувь
1
март
25
Мебель. Квартира
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
26
Осьминожки.
1
27
Оригами. Кошка
1
28
Оригами.Кораблик
1
апрель
29
Оригами. Пароход
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
30
Бытовые приборы
1
31
Бабочки
1
32
Листочки
1
май
33
Насекомые
Беседа,
выполнение
творческих
работ
1
Устный
опрос
34
Насекомые
1
35
Корабли и море
1
36
Диагностика
Обследование мелкой моторики.
1
итого
36
2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы кабинеты, оснащенные детской
учебной мебелью. Занятия проводятся с сентября по май, 2 раза в неделю по 15 минут
каждое занятие, с перерывом на 5 минут. Занятия проходят параллельно у нескольких
групп одновременно, так как по каждому разделу программы преподает отдельный
педагог.
20
Ведущим методическим приемом на уроке выступают дидактическая игра и
игровые упражнения. Педагог прививает детям элементарные учебные умения: слушать
объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и
интерес к предлагаемой деятельности, поддерживает усилия детей качественно выполнить
задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения
детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Педагоги,
занятые
в
реализации
программы
«Заниматика»:
педагоги
дополнительного образования, педагоги дошкольного образования и начальной школы
Материальное оснащение программы
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради,
раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры
и технические средства обучения
2.3. Формы аттестации
Формы и методы контроля данной образовательной программы: наблюдение в ходе
занятий, анализ рабочих тетрадей, проверочные задания, конкурсах, беседы с родителями
и т.п. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме открытого занятия для родителей и педагогов.
2.4. Методические материалы
В ходе занятий используются следующие методы обучения: словесный, наглядный,
практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятий: беседа, встреча с интересными людьми,
игра, конкурс, открытое занятие, праздник, практическое занятие.
Структура занятия:
1.Вводная часть длится 2-3 минуты: используются вводные слова, которые дают
установку на начало занятия, объяснение темы занятия.
2.Основная часть занимает 12-15 минут: включает в себя закрепление учебного
материала, физкультминутку.
3.Заключительная
часть
занимает
3-5
минут:
подведение
итогов
занятия,
индивидуальные ответы детей о прошедшем занятии.
2.5. Список литературы
1.
Арапова-Пискарева
Н.А.
Формирование
элементарных
математических
представлений. – М., 2006
2.
Бунеева Р.Н. Учебник тетрадь для детей 4-5 лет. По дороге к Азбуке в 2 частях, -
М. 2002
3.
Бунеева Р.Н. Учебник для первоклассников, - М. 2010
4.
Голубева Е. Учим и поем буквы для малышей и их родителей. – М.,2015
5.
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.,
1992.
6.
Калинченко
А.В.,
Микляева
Ю.В.,
Сидоренко
В.Н.,
Развитие
игровой
деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с. –
(Дошкольное воспитание и развитие)
7.
Колесникова Е.В. Математика для детей. – М., 2013.
8.
Крылова О.Н. Я учусь читать 3-4 года, - М., 2013
21
9.
Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей, – СПб.,2007
10. Микляева Н.В., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи
и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
11.
Мониторинг
в
детском
саду.
Научно-методическое
пособие.
–
СПб.:
«Издательство «Детсво - Пресс», 2011. – 592 с. + цв. вклейка.
12.
Музыкально – эстетическое воспитание детей на современном этапе развития
общества: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Йошкар-Ола,
19 – 20 февраля 2010 г.). / Под ред. Р.Р. Лоскутовой, Н.Н. Чалдышкиной – Йошкар – Ола:
МарГУ, 2010. – 398 с.
13.
Муллаева Н.Б. Крепыш (авторская образовательная программа по физическому
развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста). – Набережные Челны, ГДТДиМ,
2005г. – 40 с.
14. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе, - М., 2006
15. Пилипенко Л. Для веселых ребятишек про лисичек и зайчишек. – СПб.,2014
16. Пилипенко Л. Приходи поскорей, дедушка мороз. Песни, стихи и загадки для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.,2014
17. Пилипенко Л. Ритм для самых маленьких. Методическая разработка для работы с
детьми ясельно-детсадовского возраста. – СПб.,2014
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
19. Тарасова Л.Е. Азбука От буквы к Слову, - М., 2015
20.
Учимся творчеству: Второй сборник методических материалов ДОУ №4
«Улыбка» г. Череповец. / Под редакцией Т.А. Сидорчук – Ульяновск,2006. – 65 с.
21.
Учимся творчеству: Сборник методических материалов ДОУ №4 «Улыбка», г.
Череповец / Под ред. Т.А. Сидорчук. – Вологда, 2003. – 160 с.
22