Автор: Головкина Екатерина Николаевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №274
Населённый пункт: 190000, г Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно - нравственное воспитание детей начальной школы в группе продлённого дня
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание детей
начальной школы в группе продлённого дня.
"Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)
.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли
она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного
человеком в семье и школе.
Эта проблема является одной из ключевых, стоящих перед каждым
родителем, обществом и государством в целом.
Наши дети растут в то время, когда снижается культурный и духовно –
нравственный уровень подрастающего поколения, процветает
невежество, равнодушие к дальнейшей судьбе Отечества, когда у
молодежи складывается ограниченное, схематическое представление о
богатейшем наследии собственного народа. Молодые люди не знают
истоков своей культуры, языком общения становится язык сленга. Все
это ведет к духовному обнищанию, к культурной деградации личности и
общества.
Главным средством восстановления духовного, нравственного и
интеллектуального потенциала подрастающего поколения является
возрождение системы духовно – нравственного воспитания и
просвещения.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную
радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность
радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности
закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему,
что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать
добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять
сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми,
удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека
будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться
сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах
духовно-нравственного воспитания.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в
школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и
понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет
некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и
справедливость, традиции и обычаи народа.
В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются
различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на
собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности,
проблема духовно – нравственного развития и воспитания молодого
поколения становится все более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников –
основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом
возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет
строить свои отношения с окружающим его миром.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного
идеала. Каким же должен быть идеал? Современный национальный
воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого
оказывают определённое воздействие негативные факторы?
Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой
одеждой или внутреннюю красоту?
Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости
формировать в ребёнке с ранних лет не только брать, но и отдавать;
развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того.
Что сделал кому-то доброе дело.
Но как добиться того, чтобы в важном деле воспитания человека было
наиболее действенным? Мне кажется, что у учителя начальных классов,
воспитателя группы продленного дня путей для решения этой задачи
немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение
возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить
ошибки в воспитании.
Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности в
принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках,
развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию
отношений.
Понимая что, важным условием нравственного воспитания является
организация коллективной учебной, общественно полезной
деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации
непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и
поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю
особое внимание проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники,
игры - это важный фактор формирования маленького человека, его
нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей
интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе,
содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению
инициативы и самостоятельности. В ходе КТД проходят творческие
выставки, интеллектуальные игры, КВН.
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию
своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным
краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в
ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить
стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком,
научить восхищаться прекрасным в жизни это одна из задач моей
работы.
Также я и мои дети принимаем участие в подготовке и проведении
коллективных творческих дел школы: «Защитникам Отечества
посвящается», «Масленица», «День 8 Марта», «Поклонимся великим тем
годам». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями,
развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души,
создание условий для раскрытия способностей и природных задатков
личности, межвозрастное общение, выявление наиболее
любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и
внеурочной деятельности, сплочение школьного и классного
коллективов.
Ученики с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший
рисунок, плакат, на лучшего чтеца, изготовление поздравительных
открыток, лучшая новогодняя игрушка, в конкурсах инсценированной
песни.
Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё
продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники
воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в
которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их
интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то
необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы.
При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности
отвожу внеурочной работе.
Так, например, детям очень нравятся встречи с гостями. В гости к
ребятам приходят участники Великой Отечественной войны, ветераны
труда. К таким встречам ребята тщательно готовятся. Каждая встреча -
прикосновение к подвигу, к труду взрослых. Встречи со знатными
людьми благотворно влияют на нравственное становление младших
школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашённых,
но и демонстрируют творческие работы, выступают с художественной
самодеятельностью.
Особенно детям нравятся различные олимпиады, конкурсы, экскурсии на
природу, городской музей. Стали традиционными и любимыми такие
праздники как «Путешествие в страну Знаний», «Сказки осени», «День
игр», «День матери», «Путешествие в страну Здоровья», праздник,
посвящённый Дню защитников Отечества. Школьники устраивают
выставку рисунков, поделок, делают презентации. Такое проведение
праздника вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования,
перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива
учащихся.
Провожу турниры, литературные викторины. Как и все педагоги, также
провожу этические беседы по культуре поведения, по правилам для
учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине,
трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. Среди
проводимых бесед есть также такие темы: ««Давайте уважать
старость!»», ««Дети - граждане России».», «История нашего города»,
««В дружбе наша сила!»», «Государственные символы», «Россия-
Родина моя», «Удивительное рядом», «Охранять природу – значит
охранять Родину», «Тепло родного очага»…
Сегодня в нашей школе в начальных классах есть все условия для
духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное
образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них
можно считать физкультурно-оздоровительное (лёгкая атлетика),
художественно-эстетическое («Сказка своими руками»), музыкальное
(вокальный ансамбль «Созвучие»), дёйствует кружок по обучению детей
шахматам и шашкам.
Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если
родители личным примером будут способствовать воспитанию
нравственности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования предусматривает реализацию основной
образовательной программы начального общего образования через
урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации
внеурочной деятельности обучающихся является работа ГПД,
проведение внеклассных мероприятий, праздников, предметных недель
и олимпиад.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Для детей,
посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких
формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и
т. д.
Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение
школьников к культурным ценностям своей этнической или
социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского
общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования
гражданской идентичности. Воспитатель создает систему
воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику
осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом
учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика
и создаются условия для формирования у детей активной
деятельностной позиции.
Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:
•
формирование ценностных ориентации, социальных компетенций,
моделей поведения младших школьников;
•
расширение кругозора, развитие общей культуры;
•
ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-
этическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран;
•
формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого
содержания, активной жизненной позиции, потребности в
самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
•
развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
•
формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с
окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической,
физической и экологической культуры.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
осуществляется через комплексную программу формирования знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Цели этого направления:
•
обеспечивать пробуждение в детях желания заботиться о своем
здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному
здоровью);
•
формировать установки на использование здорового питания;
•
создавать условия для использования оптимальных двигательных
режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных
особенностей;
•
развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
•
соблюдать режим дня;
•
формировать знания негативных факторов риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и
другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
•
способствовать становлению навыков противостояния вовлечению в
табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и
сильнодействующих веществ;
•
формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать
свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы
начального общего образования в образовательном учреждении для
воспитанников должны создаваться условия, обеспечивающие
возможность:
•
выявления и развития способностей воспитанников через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
•
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-
исследовательской деятельности;
•
участия воспитанников, их родителей (законных представителей) в
разработке основной образовательной программы начального общего
образования в разделах «Программа духовно-нравственного воспитания
и развития детей младшего школьного возраста» и «Программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», а
также в формировании и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся;
•
использования в воспитательном процессе современных технологий
деятельностного типа.
Организация работы групп продленного дня должна строго
соответствовать основным нормативным документам.
Нормативная база организации внеурочной деятельности в школе
•
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об
образовании» (с изменениями и дополнениями).
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 22.12.2009 № 15785).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания
обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального и среднего профессионального образования. СанПиН
2.4.5.2409-08»),
•
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №
233 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного образования детей».
•
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №
196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении».
•
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11 -13 «Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной
школы».
•
Методические рекомендации «Организация и режим работы группы
продленного дня», утвержденные Главным санитарно-
эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 №
2111-79.
Список литературы:
1.Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных
проявлений младших школьников в процессе этического воспитания //
Этическое воспитание. – 2007. - N 3.
2.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и
нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. –
2003. - N 2.
3.Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании
школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007.
4.Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. — М., 1998.
Этические диалоги с учениками 5—6 классов. В 2-х кн. — М., 1998.
5..Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Кн. для занятий по
духов, воспит. Кн. 4. — М., 1997.
6.Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших
школьников // Интеграция образования. - 2007.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права