Напоминание

Духовно - нравственное воспитание детей начальной школы в группе продлённого дня


Автор: Головкина Екатерина Николаевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №274
Населённый пункт: 190000, г Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно - нравственное воспитание детей начальной школы в группе продлённого дня
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание детей

начальной школы в группе продлённого дня.

"Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,

подростков и юношества от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности…

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)

.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли

она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного

человеком в семье и школе.

Эта проблема является одной из ключевых, стоящих перед каждым

родителем, обществом и государством в целом.

Наши дети растут в то время, когда снижается культурный и духовно –

нравственный уровень подрастающего поколения, процветает

невежество, равнодушие к дальнейшей судьбе Отечества, когда у

молодежи складывается ограниченное, схематическое представление о

богатейшем наследии собственного народа. Молодые люди не знают

истоков своей культуры, языком общения становится язык сленга. Все

это ведет к духовному обнищанию, к культурной деградации личности и

общества.

Главным средством восстановления духовного, нравственного и

интеллектуального потенциала подрастающего поколения является

возрождение системы духовно – нравственного воспитания и

просвещения.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную

радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность

радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности

закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему,

что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать

добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять

сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми,

удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека

будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться

сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах

духовно-нравственного воспитания.

В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в

школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и

понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет

некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и

справедливость, традиции и обычаи народа.

В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются

различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на

собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности,

проблема духовно – нравственного развития и воспитания молодого

поколения становится все более актуальной.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников –

основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом

возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет

строить свои отношения с окружающим его миром.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного

идеала. Каким же должен быть идеал? Современный национальный

воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,

компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как

свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее

своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях

многонационального народа Российской Федерации.

Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого

оказывают определённое воздействие негативные факторы?

Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой

одеждой или внутреннюю красоту?

Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости

формировать в ребёнке с ранних лет не только брать, но и отдавать;

развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того.

Что сделал кому-то доброе дело.

Но как добиться того, чтобы в важном деле воспитания человека было

наиболее действенным? Мне кажется, что у учителя начальных классов,

воспитателя группы продленного дня путей для решения этой задачи

немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение

возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить

ошибки в воспитании.

Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности в

принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках,

развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию

отношений.

Понимая что, важным условием нравственного воспитания является

организация коллективной учебной, общественно полезной

деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации

непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и

поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю

особое внимание проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники,

игры - это важный фактор формирования маленького человека, его

нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей

интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе,

содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению

инициативы и самостоятельности. В ходе КТД проходят творческие

выставки, интеллектуальные игры, КВН.

Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию

своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным

краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в

ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить

стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком,

научить восхищаться прекрасным в жизни это одна из задач моей

работы.

Также я и мои дети принимаем участие в подготовке и проведении

коллективных творческих дел школы: «Защитникам Отечества

посвящается», «Масленица», «День 8 Марта», «Поклонимся великим тем

годам». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями,

развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души,

создание условий для раскрытия способностей и природных задатков

личности, межвозрастное общение, выявление наиболее

любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и

внеурочной деятельности, сплочение школьного и классного

коллективов.

Ученики с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший

рисунок, плакат, на лучшего чтеца, изготовление поздравительных

открыток, лучшая новогодняя игрушка, в конкурсах инсценированной

песни.

Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё

продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники

воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в

которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их

интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то

необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы.

При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности

отвожу внеурочной работе.

Так, например, детям очень нравятся встречи с гостями. В гости к

ребятам приходят участники Великой Отечественной войны, ветераны

труда. К таким встречам ребята тщательно готовятся. Каждая встреча -

прикосновение к подвигу, к труду взрослых. Встречи со знатными

людьми благотворно влияют на нравственное становление младших

школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашённых,

но и демонстрируют творческие работы, выступают с художественной

самодеятельностью.

Особенно детям нравятся различные олимпиады, конкурсы, экскурсии на

природу, городской музей. Стали традиционными и любимыми такие

праздники как «Путешествие в страну Знаний», «Сказки осени», «День

игр», «День матери», «Путешествие в страну Здоровья», праздник,

посвящённый Дню защитников Отечества. Школьники устраивают

выставку рисунков, поделок, делают презентации. Такое проведение

праздника вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования,

перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива

учащихся.

Провожу турниры, литературные викторины. Как и все педагоги, также

провожу этические беседы по культуре поведения, по правилам для

учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине,

трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. Среди

проводимых бесед есть также такие темы: ««Давайте уважать

старость!»», ««Дети - граждане России».», «История нашего города»,

««В дружбе наша сила!»», «Государственные символы», «Россия-

Родина моя», «Удивительное рядом», «Охранять природу – значит

охранять Родину», «Тепло родного очага»…

Сегодня в нашей школе в начальных классах есть все условия для

духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное

образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них

можно считать физкультурно-оздоровительное (лёгкая атлетика),

художественно-эстетическое («Сказка своими руками»), музыкальное

(вокальный ансамбль «Созвучие»), дёйствует кружок по обучению детей

шахматам и шашкам.

Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если

родители личным примером будут способствовать воспитанию

нравственности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования предусматривает реализацию основной

образовательной программы начального общего образования через

урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации

внеурочной деятельности обучающихся является работа ГПД,

проведение внеклассных мероприятий, праздников, предметных недель

и олимпиад.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,

социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Для детей,

посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких

формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования,

поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и

т. д.

Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение

школьников к культурным ценностям своей этнической или

социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского

общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования

гражданской идентичности. Воспитатель создает систему

воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику

осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом

учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика

и создаются условия для формирования у детей активной

деятельностной позиции.

Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:

формирование ценностных ориентации, социальных компетенций,

моделей поведения младших школьников;

расширение кругозора, развитие общей культуры;

ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры,

духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-

этическими ценностями многонационального народа России и народов

других стран;

формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого

содержания, активной жизненной позиции, потребности в

самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с

окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической,

физической и экологической культуры.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

осуществляется через комплексную программу формирования знаний,

установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих

сохранение и укрепление физического, психологического и социального

здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих,

способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,

достижению планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования.

Цели этого направления:

обеспечивать пробуждение в детях желания заботиться о своем

здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному

здоровью);

формировать установки на использование здорового питания;

создавать условия для использования оптимальных двигательных

режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных

особенностей;

развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдать режим дня;

формировать знания негативных факторов риска здоровью детей

(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и

другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

способствовать становлению навыков противостояния вовлечению в

табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и

сильнодействующих веществ;

формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу

по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,

состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать

свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы

начального общего образования в образовательном учреждении для

воспитанников должны создаваться условия, обеспечивающие

возможность:

выявления и развития способностей воспитанников через систему

клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной

деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности

образовательных учреждений дополнительного образования детей;

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и

творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-

исследовательской деятельности;

участия воспитанников, их родителей (законных представителей) в

разработке основной образовательной программы начального общего

образования в разделах «Программа духовно-нравственного воспитания

и развития детей младшего школьного возраста» и «Программа

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», а

также в формировании и реализации индивидуальных образовательных

маршрутов обучающихся;

использования в воспитательном процессе современных технологий

деятельностного типа.

Организация работы групп продленного дня должна строго

соответствовать основным нормативным документам.

Нормативная база организации внеурочной деятельности в школе

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об

образовании» (с изменениями и дополнениями).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции

Российской Федерации 22.12.2009 № 15785).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами

«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания

обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях

начального и среднего профессионального образования. СанПиН

2.4.5.2409-08»),

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №

233 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об

образовательном учреждении дополнительного образования детей».

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №

196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об

общеобразовательном учреждении».

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11 -13 «Об

организации обучения в первом классе четырехлетней начальной

школы».

Методические рекомендации «Организация и режим работы группы

продленного дня», утвержденные Главным санитарно-

эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 №

2111-79.

Список литературы:

1.Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных

проявлений младших школьников в процессе этического воспитания //

Этическое воспитание. – 2007. - N 3.

2.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и

нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. –

2003. - N 2.

3.Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании

школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007.

4.Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. — М., 1998.

Этические диалоги с учениками 5—6 классов. В 2-х кн. — М., 1998.

5..Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Кн. для занятий по

духов, воспит. Кн. 4. — М., 1997.

6.Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших

школьников // Интеграция образования. - 2007.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права



В раздел образования




Яндекс.Метрика