Автор: Зверева Маргарита Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Копейск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей "Рекомендации логопеда на летний период»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» Копейского городского округа
Консультация для родителей
«Рекомендации логопеда на летний период»
Учитель-логопед
Зверева Маргарита Андреевна
Дата проведения: 20.05.2021
Копейск
2021г
Консультация для родителей на тему:
«Рекомендации логопеда на летний период»
Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Ход консультации
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей,
имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
Важно
помнить,
что
сформированные
в
течение
года
навыки
(выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные
стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в
привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в
непосредственной
близости
с
родителями,
владеющими
приемами
логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не
забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то
необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал
по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии
выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить
близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
В логопедической практике много случаев, когда летний период
«отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов
назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними
речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки,
недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все
сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я
предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя,
но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
1.
Делайте артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
2.
Развивайте мелкую моторику ребенка.
лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по
контуру;
вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
расстегивайте
–
застегивайте
пуговицы,
застежки-молнии,
завязывайте бантики.
3.
Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь
детей.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность
использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи.
При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на
использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь
богаче.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными
изменениями
в
природе,
растениями,
птицами,
животными,
людьми,
транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые,
незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
4.
Развивайте фонематический слух
«поймай» заданный звук среди других звуков;
назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в
заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале,
середине, конце);
раздели слово на слоги, прохлопывая его;
повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-
тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и
т.д.
5.
Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и
заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их;
составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о
животном и т.д.
6.
Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать
и т.д.
На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для
словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения
сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения,
впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и
наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в
естественных
условиях
ребёнок
усвоит
значение
глаголов
«вскопать»,
«подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в
живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост,
цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи
и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте
больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе.
Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте
рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из
ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
Литература
1.
Новиковская О.А. 350 упражнений для развития речи. – М.: АСТ, 2017. –
288 с.
2.
Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. -
Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.
3.
Ульева Е. Большая книга по развитию речи. Для детей 4-8 лет, их
воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек. – М.: Грамотей,
2013. – 48 с.