Напоминание

"Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие"


Автор: Ткаченко Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГКУЗ Красноярский краевой дом ребенка № 2
Населённый пункт: г Канск Красноярский край
Наименование материала: педагогический совет
Тема: "Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический совет

разработала воспитатель первой категории Ткаченко Галина Анатольевна.

«ВОСПРИЯТИЕ МИРА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Посмотрите на жизнь вы глазами детей, Сколько радостей, сколько

открытий. Шаг за шагом С ребёнком смелей Вы по этой планете идите.

Расскажите о звёздах, о синих морях, Вместе пойте, творите, мечтайте. Как

прекрасная фея, В чистых, юных сердцах Огоньки доброты зажигайте.

Т. Шикалова

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития

в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды

чувствительности. Так, улучшается острота зрения и слуха, повышается

точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный

фонематический слух. Совершенствуется ориентировка в свойствах и

пространственных отношениях предметов.

Ребёнок усваивает общественно выработанные представления о

чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины, формы и т. д.

Этому способствуют различные виды деятельности ребёнка. С усвоением

сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые

способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.

Значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребёнка в

пространстве и пространственных расположениях предметов. Эта

ориентировка начинается с выделения ребёнком собственного тела, ведущей

руки.

Наиболее трудным для усвоения дошкольниками является ориентировка

во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. От

первоначального восприятия временных отрезков, связанных с режимными

моментами, дети переходят к восприятию сезонных изменений, дней недели.

Несколько лучше они представляют настоящее время, к концу дошкольного

возраста начинают представлять будущее, но в недалёкой временной

перспективе. Для более полного развития восприятия у ребёнка дошкольного

возраста рекомендуется использовать дидактические игры.

Восприятие - это процесс отражения человеком предметов и явлений

окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный

процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных,

двигательных и речевых механизмов.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это очень сложный и

многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все

точнее отображал окружающий мир, научался различать все тонкости

действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Новорожденный ребенок уже обладает возможностями слышать, видеть и

ощущать вкус. Но для правильного мироощущения ему нужно сформировать

сенсорные эталоны восприятия.

Формирование сенсорных эталонов восприятия

Правильное восприятие мира основано на умении сравнивать и оценивать,

что предполагает наличие в сознании каких-то мерок и шаблонов. Это и есть

сенсорные эталоны восприятия.

Сенсорика это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и

предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится

воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит

процесс обучения в будущем.

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает

окружающий мир зрение, слух, осязание, обоняние, вкус

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим

достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для

формирования других познавательных процессов (памяти, внимания,

мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

Окружающий мир состоит из различных предметов и явлений, которые

можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.

С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или

иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый,

оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет

специфический цитрусовый запах.

Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения

складываются в целостную «картинку» - восприятие.

На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок

ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус,

чтобы догадаться, что это.

Слуховое восприятие

Ребенок должен научиться слышать и понимать, что он слышит: уметь

отличить звон от стука, музыку от шума стройки и т.д. Это важно также для

формирования речи.

Зрительное восприятие

Примеры зрительных эталонов – это цвет, форма предметов, размеры.

Ребенку нужно знать, что такое красный и как выглядит, например,

треугольник и пр.

Тактильное восприятие

Здесь важно все, что можно распознать, касаясь предмета пальцами.

Это: твердое и мягкое, гладкое и шершавое, теплое и холодное и т.д.

Обонятельное восприятие

Развитое обоняние – это не только умение отличать чистый воздух от запаха

дыма, гари, запах еды от несъедобного и пр, но и ориентировать в более

тонких ароматах. Такие навыки способны спасти жизнь.

Вкусовое восприятие

Среди сенсорных эталонов вкусовое восприятие позволяет познать, что такое

сладкое, кислое, горькое и соленое. Важно также понимать различия в

консистенции и температуре: густое, горячее.

Восприятие – это психический процесс познания действительности при

помощи различных органов чувств, в результате которого формируется

целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс

является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком

наряду с активными действиями с предметами.

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте.

Восприятие малышей характеризуется конкретностью и отсутствием

чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте

– это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый

яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К

примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши

решают, что это телефон. Интересно, что малыши не узнают даже самых

близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В трехлетнем

возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий,

зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные

признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро

учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых

эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда

малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и

«некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения

малыша, а не реальные изображения предметов.

У детей с помощью действий с предметами формируется восприятие

пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и

«близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов.

Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать,

что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления

крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок

быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку - руки),

а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру,

«поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому

упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом

развития восприятия у малышей.

Сортировка по цвету, форме, величине

«Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие,

мышление и внимание к деталям.

«Путаницы».

Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать

целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.

«Волшебныймешочек»

8

«Нетрадиционные пособия для развития сенсорных способностей детей»

Игры с бельевыми прищепками, игры с крышками, и т.д

Игра «Где, чье место?! " Цель: По цвету фона определить, Чье это место?

Игра "Рисуем по гречке"

Шнуровки

Игры с шариками

Игры с застежками

Настольные игры

Сенсорика связана с экспериментированием. Проводя работу по сенсорике,

подразумеваю и деятельность по экспериментированию.

Особенности организации работы: Развитие наглядно- действенного

мышления Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их

частями, названиями, пристально рассматривают объекты. Кратковременные

наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие

поручения Произносят фразу «Я хочу сделать…» Знания, получаемые во

время экспериментирования помогают детям и в жизни. Для цветов

необходим свет, полив, подкормка. Пластилин легко мнется, катается, не

прилипает к рукам.

Тонет- не тонет. Манипуляция с предметами различной формы и структуры

полезна для детской руки.

Благодаря таким играм у ребенка:

- активно развивается речь;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

-происходит обогащение памяти ребенка,

-активизируются его мыслительные процессы, 2

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность

преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения

определенного результата;

-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; --

=формируются трудовые навыки;

- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной

активности

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в

психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все

познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс,

на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь,

память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от

непосредственного чувственного восприятия до способности составлять

обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится

узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент,

основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном

возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно

изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у

детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во

многом зависит способность малыша к обучению.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех

типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также

восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой

интеллектуального развития, - развивает наблюдательность, - готовит к

реальной жизни, - является основой для развития воображения, - развивает

внимание, - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, - влияет на

расширение словарного запаса ребенка, - влияет на развитие памяти.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от

того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

24 Спасибо за внимание!

КГКУЗ «Красноярский краевой дом ребенка №2»

Педагогический совет на тему

«Восприятие мира у детей раннего возраста через

сенсорное развитие»

Подготовила и провела воспитатель

Ткаченко Галина Анатольевна.

Канск 2021

Фото отчет

Развитие восприятия в группе «Пчелки»

«Зрительное восприятие»

Игра – эксперимент «Разноцветная водичка»

Игра-эксперимент «Вода не имеет формы, ее можно

переливать»

Игра «Сортировка»

Игра-эксперимерт «Бумага»

Игра-эксперимент «Вода, песок, земля, камни»

Игра «Тонет – не тонет»

Вкусовое восприятие.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Игра – эксперимент «Вкус воды»

Игра «Живая вода»

Игра «Мы делили мандарин»

Игра «Съедобное – несъедобное»

Слуховое внимание

Игра «Чей звук»

Игра-эксперимент «Как шумит водичка»

Игра – эксперимент «Поющая бумага»

Тактильное восприятие

Игра «Рисуем на гречке»

Игра- эксперимент «Теплое-холодное»

Игра «Отпечаток на песке»

Игра-эксперимерт «Бумага мягкая»

Игр

а «Волшебный пластилин»

Игра-эксперимент «Камни тонут, камни твердые»

Игра-эксперимент «Бумага боится воды»

Игра «Мокрый-сухой»

Обонятельное восприятие

Игра «Прятки с запахом»

Игра «Отгадай что это?

Игра « Мандарин»



В раздел образования




Яндекс.Метрика