Напоминание

"Роль дидактических игр в развитии детей с ЗПР"


Автор: Сошина Полина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 79 комбинированного вида Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактических игр в развитии детей с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактических игр в развитии детей с ЗПР

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей с

задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной

игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности

ребенка. Дидактическая игра успешно используется и как форма обучения, и

как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания

различных сторон личности ребенка.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь

детям

с

задержкой

психического

развития

включиться

в

учебно-

воспитательный процесс за счет коррекции недостаточного сформированных

интеллектуальных навыков. Лучшим способом тренировки памяти у детей

дошкольного возраста служат игры. В процессе игры ребенок запоминает

информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на

подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как

лучше запоминается та или иная информация.

Ребенку

необходимо

развивать

ассоциативное

мышление,

что

необходимо для хорошей памяти. Всегда надо помнить, что все упражнения

должны быть даны ребенку в качестве игры. Нельзя заставлять ребенка, ведь

игра - дело добровольное.

Работа

по

формированию

пространственных

представлений

осуществляется поэтапно, О.П. Гаврилушкина предлагает следующую

методику:

На

первом

этапе

педагогами

ДОУ

осуществляется

работа

по

формированию

представлений

о

собственном

лице,

теле

(уровень

пространства собственного тела), в дальнейшем она продолжается на

объектах,

расположенных

по

отношению

к

телу

с

точки

зрения

“вертикальной организации" его пространства (его вертикальной оси). Затем

работа проводится по вертикальной оси, по усложнению.

На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном

уровне, поэтому здесь используются различные игры на понимание данных

понятий.

Задачи

начинают

решаться

на

занятиях

индивидуальных,

подгрупповых:

работа с зеркалами: “Дразнилки”, “Узнай и покажи”, “Покажи у

соседа” и т. д.

После того, как у детей сформируются определенные знания в этой

области, для закрепления подключаются к работе

игровые упражнения: “Что похоже, а что нет”, “Найди отличия”,

“Перышко”, “Ухо - нос”, “Муха”, “Аист”, “Путаница”, “Обведи свои

ладошки”;

чтение художественных произведений;

аппликация и лепка по лексическим темам.

подвижные игры и оздоровительные паузы.

закрепление усвоенных знаний в режимных моментах

Второй этап. Продолжается работа по формированию представлений о

собственном теле (здесь продолжается работа над схемой тела); объектах,

расположенных по отношению к телу.

Вводится

задача

по

формированию

представлений

о

взаимоотношениях объектов с точки зрения “горизонтальной организации"

пространства - вначале только по формированию пространства “впереди”.

Необходимо анализировать “что нельзя описывать словами выше, ниже, над,

под расположение частей тела, если они находятся в горизонтальной

плоскости”.

Далее

анализ

расположение

объектов

в

горизонтальном

пространстве, производится только по отношению к себе (отсчет ведется от

собственного тела). Лучше всего детьми данные понятия усваиваются через

практические

собственные

действия

с

разными

предметами.

Здесь

необходимо добиваться правильного употребления полученных понятий в

активной речи. Что в свою очередь определяет использование педагогами

группы на занятиях:

игр с высокой речевой активностью

игры на развитие ориентировку в пространстве

Игры инсценировки

Игры с заданием

3 этап. На этом этапе педагогами проводится работа над дальнейшим

закреплением

схемы

тела

с

упором

на

право-левую

ориентировку

(относительно

основной

вертикальной

оси

ребенка,

то

есть

его

позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения

объектов в пространстве с точки зрения “сторонности” по отношению, в

первую

очередь,

к

собственному

телу.

Продолжительность

данного

направления характеризуется работой над теми частями собственного тела,

которые могут отражать метрические соотношения по оси право - лево.

Данный

этап

предусматривает

закрепление

усвоенных

детьми

пространственных и представлений на практическом уровне и с вербальным

отражением пространственных взаимоотношений. На третьем этапе педагог

уточняет

и

закрепляет

пространственные

и

квазипространственные

представления

детей

на

занятиях:

формирование

элементарных

математических представлений; ознакомление с окружающим; развитие

связной речи.

В работе для развития детей речи детей с ЗПР решаться такие задачи:

- развитие навыков самостоятельной речевой деятельности;

- развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы;

- развитие творческих способностей детей;

- развитие моторной активности;

- совершенствование умений совместной и самостоятельной игры;

- познание окружающего мира в игре.

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации

и

взаимоотношениями

детей,

по

роли

преподавателя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее

выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но

четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с

содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно выделить

следующие типы игр:

игры по сенсорному воспитанию;

словесные игры;

игры по ознакомлению с природой;

по формированию математических представлений

Также игры соотносятся с материалом:

игры с дидактическими игрушками;

настольно-печатные игры;

словесные игры;

псевдосюжетные игры.

По виду деятельности воспитанников можно выделить несколько типов

дидактических игр:

игры-путешествия;

игры-поручения;

игры-предположения;

игры-загадки;

игры-беседы (игры-диалоги).

Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную,

направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и

через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со

сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи,

решение

которых

требует

сосредоточенности,

внимания,

умственного

усилия;

умения

осмыслить

правила,

последовательность

действий,

преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и

восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают

возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным

способам решения тех или иных умственных и практических задач.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех

основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее

проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление

и

обобщение

знаний,

развитие

сенсорных

способностей,

активизация психических процессов;

-

установление

соответствия

отобранной

игры

программным

требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения

игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

-

ознакомление

детей

с

содержанием

игры,

с

дидактическим

материалом.

-объяснение хода и правил игры.

- показ игровых действий.

Анализ или подведение итогов игры

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность

ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать

не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи.

Использование дидактических игр в воспитании и развитии детей в

условиях дошкольного образовательного учреждения помогает решить не

только проблему коммуникации детей, но и формировать пространственные

представления.

Усвоение

нового

происходит

в

игре

с

большим

количеством

картинного и предметного материала. Зачастую игры, изготовленные

самостоятельно помогают усваивать детям материал лучше, чем игры,

приобретенные

в

специализированных

магазинах.

В

игре

ребенок

раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал. Таким образом,

любимое

занятие

детей

становится

для

них

не

только

приятным

времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и

развития.

Список литературы:

1.

Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. / Б.Г. Ана-

ньев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение,1994. -304с.

2.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвеще-

ние, 2015.

3.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. -М.: МГУ, 1998. - 212

с.

4.

Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития пси-

хики аномальных детей / В.И. Лубовский // Дефектология. - 2011. - № 6.

5.

Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просве-

щение, 2014. - 255 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика