Напоминание

Краеведение - форма научно- познавательной и просветительской деятельности


Авторы: Руджиева Лариса Марисовна, Кудряшова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5.г.Гурьевска" Кемеровской области
Населённый пункт: г.Гурьевск Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение - форма научно- познавательной и просветительской деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Руджиева Л.М.

Кудряшова С.В.

Краеведение - форма научно-познавательной

и просветительской деятельности

Важная роль комплексного изучения своей малой родины была осознана

в России давно. В начале ХХ века такое изучение стали называть

краеведением. Д.С. Лихачёв в своей работе «Краеведение как наука и как

деятельность» чётко сформулировал: «Мы не храним старину не потому, что

её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало

патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что

слишком спешим, слишком требуем немеленой «отдачи», не верим в

медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как

ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к природе».

История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живёт. В

90-е годы ХХ века можно было часто услышать такие суждения, что

служение только России для российского гражданина должно уйти в

прошлое. Его нужно заменить служению всему человечеству. Понятие

«патриотизм» у многих вызывало усмешку. Но ведь только благодаря именно

любви к Родине нашему народу удавалось выходить из самых сложных

ситуаций в тяжёлые периоды истории. Поэтому необходимо возрождение

высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше всего с родного

края, с малой родины.

Краеведение

как

особая

форма

научно-познавательной

и

просветительской деятельности давно уже стало органической частью

отечественной науки, культуры, образования. Многие педагоги по-разному

видят

и

оценивают

роль

и

место

краеведения

в

образовательно-

воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные

формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не

противоречат друг другу, а чаще взаимосвязаны, что позволяет школьникам

получать краеведческие знания не только на уроке, но и участвовать в

практической краеведческой деятельности, посещая занятия в краеведческих

кружках, музеях, научных обществах. В основе краеведческой работы лежит

глубокий интерес к прошлому, поиск.

Вот основные достоинства педагогической значимости краеведческой

работы среди школьников.

1.

В ходе изучения своего родного края в распоряжение школы

представляется собранный ребятами краеведческий материал, который

будет затем использоваться в учебной работе. На его основе учителем

может

быть

приготовлен

раздаточный

материал

(воспоминания

ветеранов, письма, заметки из газет и т.д.) Предметы из школьного

музея могут быть использованы на уроках истории, окружающего мира

и других.

2.

Краеведческий материал используется и в воспитательной работе. На

основе

собранного

материала

учащиеся

готовят

учебно-

исследовательские работы для школьных и районных практических

конференций.

3.

Принимая участие в изучении истории родного края во всех его

формах (работа в библиотеке, музее, встречи с интересными людьми и

др.), учащиеся развивают уже имеющиеся и приобретают новые

умения и навыки интеллектуальной работы, учатся ответственности.

Таким образом, краеведческая работа позволяет создавать ситуации

развития личности ребёнка, способствует реализации его личной

активности.

4.

Краеведческая деятельность оказывает положительное влияние на

выбор профессии учащихся и на профессиональное совершенствование

учителя. Ученики мечтают стать историками, археологами, музейными

работниками.

5.

Применение

краеведческого

материала

помогает

осуществлять

творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий,

что в свою очередь, позволяет повышать их эффективность и вызывает

интерес к уроку.

В нашей педагогической деятельности краеведческая работа

носит системный характер. При этом мы пытаемся,, решать такие задачи:

- расширение и углубление знаний по истории своей школы, города,

области;

- формирование умений и навыков общения, подготовка и проведение

внеклассных мероприятий и выступлений перед другими детьми,

готовность учащихся использовать полученные знания на пользу

общества;

- воспитание патриотических чувств, уважения к традициям своего

народа, чувства гордости за его многовековую историю.

Большую

роль

в

этом

играют

школьный

музей

и

городской

краеведческий музей. Очень ценно то, что юные краеведы находят темы

исследований совсем близко, в окружающей жизни. Хорошо известно, что

труднее всего найти что-то значительное и интересное в привычном и

доступном. Ребята - исследователи погружаются в проблемы истории,

геральдики, архитектуры, культурной жизни и т.д.

Работая над исследовательскими работами и рефератами, ребята

получают практические навыки по сбору и систематизации краеведческого

материала; умение написать и оформить учебно-исследовательскую работу,

реферат; умение анализировать и сопоставлять краеведческий материал о

малой родине с историческими событиями в России; приобретают

практический опыт работы с краеведческой литературой и архивными

документами.

У А.С. Пушкина есть замечательные слова: «Клянусь честью, что ни за

что на свете я не хотел, бы переменить отечество или иметь другую

историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Родина у человека одна и любить её нужно такой, какая она есть. А для

этого необходимо знать не только историю своего Отечества, но и того

места где родился, вырос и живёшь, откуда твои родовые корни. Здесь

очень хорошим помощником в воспитательной работе является школьный

музей.

Школьный музей, как семейный альбом, сохраняет моменты жизни своих

учеников. Как летопись, он ведёт повествование о событиях, оставивших

свой след в истории школы и в памяти её учеников. В свою очередь дети,

приходя в школу, во время экскурсий всегда с интересом слушают о том,

как учились их родители, чем занимались. Ребятам всегда интересно

сравнить, понять, просто узнать о том, как в школе жили до них. Поэтому

главной целью школьных музеев является возможность сохранить страницы

истории школы, которые всегда связаны с историей страны.

Школьный музей – это отражение коллективных и материальных

достижений народа, поэтому роль музейной экспозиции в сохранении

традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознании их

новыми поколениями незаменима. В условиях туристско-краеведческого

движения, когда проявляется всеобщий интерес к самым разнообразным

краеведческим исследованиям, школьный музей находит новые формы

изучения родного края.

Вот уже на протяжении нескольких лет члены совета музея успешно

выступают на школьных научных и районных конференциях «Живи земля

Кузнецкая» по краеведению. Большое внимание уделяют ветеранам войны и

боевых действий, труженикам тыла, учителям-ветеранам, работавшим в

школе. Ребята постоянно навещают их, приглашают на встречи.

Краеведение – это одновременно и наука и деятельность. Оно связано с

изучением

прошлого

и

настоящего

родного

края,

местных

достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории,

культуре.

Цели, которые мы ставим перед собой в работе по краеведению:

- «приблизить» историю, литературу, культуру Сибири и Кузбасса к

ученику;

- открыть для ребят новые имена;

- связать культуру Кузнецкого края и общерусскую культуру и на этой

основе помочь учащимся «… поэтапно войти в этот новый и необычный,

но такой близкий мир…»

Составляя план воспитательной работы по краеведению, стараемся

разнообразить формы ученической деятельности. Используем такие виды

работы:

- экскурсии, прогулки по городу;

- посещение музеев, выставок;

- беседы о родном крае;

- творческие встречи с местными поэтами, писателями, художниками;

- конкурсы на лучшего чтеца авторских стихов;

- викторины;

- участие в школьных, городских и районных конференциях с

исследовательскими работами по краеведению.

Краеведческую работу будем

продолжать, систематизировать,

улучшать. Ученики должны знать историю своего края, научиться ценить и

любить его, чувствовать его красоту и значимость, сохранять память для

себя и для потомков. Время неумолимо. Города уходят в небытие почти

неощутимо для нас. Сносят на улицах старые дома, ставят на их месте

новую «высотку», а потом ещё одну, и ещё, ещё… И вот уже нет прежней

улицы. Она исчезает, обретает новый облик, сохраняя лишь старое

название. Уходит былая красота, а мы порой не сразу понимаем, что

потеряли что-то важное, ценное, душевное. Это чувство неуловимо, как

неуловимо тепло родного дома, материнская любовь, но без него нам

неуютно, тревожно.



В раздел образования




Яндекс.Метрика