Авторы: Руджиева Лариса Марисовна, Кудряшова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5.г.Гурьевска" Кемеровской области
Населённый пункт: г.Гурьевск Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение - форма научно- познавательной и просветительской деятельности
Раздел: начальное образование
Руджиева Л.М.
Кудряшова С.В.
Краеведение - форма научно-познавательной
и просветительской деятельности
Важная роль комплексного изучения своей малой родины была осознана
в России давно. В начале ХХ века такое изучение стали называть
краеведением. Д.С. Лихачёв в своей работе «Краеведение как наука и как
деятельность» чётко сформулировал: «Мы не храним старину не потому, что
её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало
патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что
слишком спешим, слишком требуем немеленой «отдачи», не верим в
медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как
ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к природе».
История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живёт. В
90-е годы ХХ века можно было часто услышать такие суждения, что
служение только России для российского гражданина должно уйти в
прошлое. Его нужно заменить служению всему человечеству. Понятие
«патриотизм» у многих вызывало усмешку. Но ведь только благодаря именно
любви к Родине нашему народу удавалось выходить из самых сложных
ситуаций в тяжёлые периоды истории. Поэтому необходимо возрождение
высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше всего с родного
края, с малой родины.
Краеведение
как
особая
форма
научно-познавательной
и
просветительской деятельности давно уже стало органической частью
отечественной науки, культуры, образования. Многие педагоги по-разному
видят
и
оценивают
роль
и
место
краеведения
в
образовательно-
воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные
формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не
противоречат друг другу, а чаще взаимосвязаны, что позволяет школьникам
получать краеведческие знания не только на уроке, но и участвовать в
практической краеведческой деятельности, посещая занятия в краеведческих
кружках, музеях, научных обществах. В основе краеведческой работы лежит
глубокий интерес к прошлому, поиск.
Вот основные достоинства педагогической значимости краеведческой
работы среди школьников.
1.
В ходе изучения своего родного края в распоряжение школы
представляется собранный ребятами краеведческий материал, который
будет затем использоваться в учебной работе. На его основе учителем
может
быть
приготовлен
раздаточный
материал
(воспоминания
ветеранов, письма, заметки из газет и т.д.) Предметы из школьного
музея могут быть использованы на уроках истории, окружающего мира
и других.
2.
Краеведческий материал используется и в воспитательной работе. На
основе
собранного
материала
учащиеся
готовят
учебно-
исследовательские работы для школьных и районных практических
конференций.
3.
Принимая участие в изучении истории родного края во всех его
формах (работа в библиотеке, музее, встречи с интересными людьми и
др.), учащиеся развивают уже имеющиеся и приобретают новые
умения и навыки интеллектуальной работы, учатся ответственности.
Таким образом, краеведческая работа позволяет создавать ситуации
развития личности ребёнка, способствует реализации его личной
активности.
4.
Краеведческая деятельность оказывает положительное влияние на
выбор профессии учащихся и на профессиональное совершенствование
учителя. Ученики мечтают стать историками, археологами, музейными
работниками.
5.
Применение
краеведческого
материала
помогает
осуществлять
творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий,
что в свою очередь, позволяет повышать их эффективность и вызывает
интерес к уроку.
В нашей педагогической деятельности краеведческая работа
носит системный характер. При этом мы пытаемся,, решать такие задачи:
- расширение и углубление знаний по истории своей школы, города,
области;
- формирование умений и навыков общения, подготовка и проведение
внеклассных мероприятий и выступлений перед другими детьми,
готовность учащихся использовать полученные знания на пользу
общества;
- воспитание патриотических чувств, уважения к традициям своего
народа, чувства гордости за его многовековую историю.
Большую
роль
в
этом
играют
школьный
музей
и
городской
краеведческий музей. Очень ценно то, что юные краеведы находят темы
исследований совсем близко, в окружающей жизни. Хорошо известно, что
труднее всего найти что-то значительное и интересное в привычном и
доступном. Ребята - исследователи погружаются в проблемы истории,
геральдики, архитектуры, культурной жизни и т.д.
Работая над исследовательскими работами и рефератами, ребята
получают практические навыки по сбору и систематизации краеведческого
материала; умение написать и оформить учебно-исследовательскую работу,
реферат; умение анализировать и сопоставлять краеведческий материал о
малой родине с историческими событиями в России; приобретают
практический опыт работы с краеведческой литературой и архивными
документами.
У А.С. Пушкина есть замечательные слова: «Клянусь честью, что ни за
что на свете я не хотел, бы переменить отечество или иметь другую
историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Родина у человека одна и любить её нужно такой, какая она есть. А для
этого необходимо знать не только историю своего Отечества, но и того
места где родился, вырос и живёшь, откуда твои родовые корни. Здесь
очень хорошим помощником в воспитательной работе является школьный
музей.
Школьный музей, как семейный альбом, сохраняет моменты жизни своих
учеников. Как летопись, он ведёт повествование о событиях, оставивших
свой след в истории школы и в памяти её учеников. В свою очередь дети,
приходя в школу, во время экскурсий всегда с интересом слушают о том,
как учились их родители, чем занимались. Ребятам всегда интересно
сравнить, понять, просто узнать о том, как в школе жили до них. Поэтому
главной целью школьных музеев является возможность сохранить страницы
истории школы, которые всегда связаны с историей страны.
Школьный музей – это отражение коллективных и материальных
достижений народа, поэтому роль музейной экспозиции в сохранении
традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознании их
новыми поколениями незаменима. В условиях туристско-краеведческого
движения, когда проявляется всеобщий интерес к самым разнообразным
краеведческим исследованиям, школьный музей находит новые формы
изучения родного края.
Вот уже на протяжении нескольких лет члены совета музея успешно
выступают на школьных научных и районных конференциях «Живи земля
Кузнецкая» по краеведению. Большое внимание уделяют ветеранам войны и
боевых действий, труженикам тыла, учителям-ветеранам, работавшим в
школе. Ребята постоянно навещают их, приглашают на встречи.
Краеведение – это одновременно и наука и деятельность. Оно связано с
изучением
прошлого
и
настоящего
родного
края,
местных
достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории,
культуре.
Цели, которые мы ставим перед собой в работе по краеведению:
- «приблизить» историю, литературу, культуру Сибири и Кузбасса к
ученику;
- открыть для ребят новые имена;
- связать культуру Кузнецкого края и общерусскую культуру и на этой
основе помочь учащимся «… поэтапно войти в этот новый и необычный,
но такой близкий мир…»
Составляя план воспитательной работы по краеведению, стараемся
разнообразить формы ученической деятельности. Используем такие виды
работы:
- экскурсии, прогулки по городу;
- посещение музеев, выставок;
- беседы о родном крае;
- творческие встречи с местными поэтами, писателями, художниками;
- конкурсы на лучшего чтеца авторских стихов;
- викторины;
- участие в школьных, городских и районных конференциях с
исследовательскими работами по краеведению.
Краеведческую работу будем
продолжать, систематизировать,
улучшать. Ученики должны знать историю своего края, научиться ценить и
любить его, чувствовать его красоту и значимость, сохранять память для
себя и для потомков. Время неумолимо. Города уходят в небытие почти
неощутимо для нас. Сносят на улицах старые дома, ставят на их месте
новую «высотку», а потом ещё одну, и ещё, ещё… И вот уже нет прежней
улицы. Она исчезает, обретает новый облик, сохраняя лишь старое
название. Уходит былая красота, а мы порой не сразу понимаем, что
потеряли что-то важное, ценное, душевное. Это чувство неуловимо, как
неуловимо тепло родного дома, материнская любовь, но без него нам
неуютно, тревожно.