Напоминание

"Формирование патриотизма как чувства любви к Отечеству, малой родине во время внеурочной деятельности."


Автор: Никитина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НСОШ №1 им.Н.И.Зубилина Урицкого района Орловской области
Населённый пункт: п.Нарышкино Урицкого района Орловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование патриотизма как чувства любви к Отечеству, малой родине во время внеурочной деятельности."
Раздел: начальное образование





Назад




Никитина Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ НСОШ №1 имени Н.И. Зубилина

п. Нарышкино, Орловская область

Формирование патриотизма как чувства любви к Отечеству, малой

родине во время внеурочной деятельности

Современный учебно-воспитательный

процесс

направлен

на

достижение национального воспитательного идеала, который означает, что

школа

должна

готовить

высоконравственных,

творческих

граждан,

принимающих

судьбу

Родины

как

свою

личную,

осознающих

ответственность за настоящее и будущее своего Отечества. Поэтому одним

из ключевых понятий современного воспитания является патриотизм[1].

Патриотизм

как

чувство

любви

к

Отечеству,

малой

родине,

выражающееся в особом эмоциональном отношении к родной природе,

отчему дому, родному краю, активными действиями на благо Родины, по

своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и

странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с

культурой межнациональных отношений.

На основе возвышающих человека чувств патриотизма появляется

чувство ответственности за судьбу страны, желание сохранять и укреплять

материальные

и

духовные

ценности,

развивается

благородство

и

достоинство личности. Основой такого глобального и

многогранного

чувства как патриотизм является любовь к своей малой родине, бережное и

ценностное отношение к ней [2].

Младший школьный возраст отличается высокой эмоциональной

восприимчивостью. По мнению В. А. Мухиной, именно этот возраст

является сенситивным для формирования

моральных и нравственных

ценностей, так как в младшем школьном возрасте ребёнок уже способен

окунуться в сложную гамму высоких нравственных чувств и переживаний.

Приобретенный уже в младшем школьном возрасте нравственный опыт и

моральные

знания

становятся

основой

ценностного

отношения

к

общественным

идеалам

и

регулятором

духовно-ориентированного

поведения.

Программа внеурочной деятельности, предусмотренная Федеральным

государственным образовательным стандартом, предполагает вовлечение

учащихся в разнообразную деятельность

и

предоставляет

широкие

возможности для формирования, в том числе и у младших школьников,

знаний о своей малой родине, положительного эмоционального отношения

к ней, потребности действовать на благо ей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с трепетного

отношения к семье, к самым близким людям - к маме, папе, бабушке,

дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим

окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед

собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в дальнейшем становлении

личности патриота, способного любить и защитить свою Родину, бережно к

ней относиться и стремиться к приумножению ее благополучия [3].

Процесс формирования ценностного отношения младших школьников

кмалой родине необходимо строить с учетом имеющегося у учащихся пока

еще ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных

знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот

период

обуславливается

тесной

связью

с

выполнением

учебных,

общеобразовательных задач. Широкие возможности для реализации таких

программ предоставляет именно внеурочная деятельность, являющаяся

обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса в начальной

школе, создающая реальные условия для проявления и развития интересов

детей на основе постижения духовно-нравственных ценностей и культурных

традиций [4].

Внеурочная деятельность, как и любая другая,

подразумевает

достижение

конкретного

результата.

При

формировании

трепетного

отношения

к

малой

родине

в

рамках

нравственно-патриотического

воспитания

младших

школьников,

формы

организации

внеурочной

деятельности могут быть абсолютно различными: экскурсии, в том числе

туристические, кружки, соревнования, слёты, круглые столы, олимпиады,

поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Привлекая родителей к работе по изучению, облагораживанию своего

родного

края,

целенаправленно

развиваются

общие

интересы

между

родителями и детьми, создаётся атмосфера взаимопонимания и поддержки в

семье. И это действительно так, в формировании ценностного отношения к

малой родине, как и в патриотическом воспитании, огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, дедушек и

бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и

трудовых подвигов, необходимо привить детям такие важные понятия, как

«долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

Большую роль играют здесь встречи - беседы с выдающимися земляками,

экскурсии по местам боевой славы и др.

В

своей

педагогической

практике

планирование

работы

по

формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших

школьников

в

рамках

внеурочной

деятельности

провожупо

следующимтемам: «Моя семья»; «Моя малая родина – капелька России»;

«История моей школы» и многие другие. Работа по каждой теме включает

занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по

некоторым темам - праздники.

Представляется

возможным

вовлечь

детей

в

поисково-

исследовательскую работу и проектную деятельность по краеведению,

организовать

сотрудничество

с

краеведческим

музеем,

экскурсии

к

памятным местам и достопримечательностям малой родины, встречи с

выдающимися людьми родного края в ходе работы кружка, обеспечить

участие младших школьников в социально-значимых акциях, установить

тесное сотрудничество с семьями младших школьников для изучения и

облагораживания родного края.

Таким

образом,

внеурочная

деятельность

действительно

предоставляет широкие возможности для формирования

ценностного

отношения к своей малой родине у младших школьников.

Родная школа тоже малая родина. Ценные моменты невозможно отнять

ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся глубоко в сердце.

Литература

1.

Башмакова

С.

Н.

Патриотическое

воспитание

младшего

школьника// Теория и практика образования в современном мире: материалы

VIIМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.:

Своеиздательство, 2015 — С. 66-68.

2.

ПашковаА.М.Формыорганизациивнеурочнойдеятельностивначал

ьной школе // Начальная школа, 2015 - №11- С.45-49.

3.

Морозова

Н.Н.

Формирование

патриотического

отношения

кмалой родине / Н.Н. Морозова. - 2009 - № 11.- С.64-66

4.

Подгорнова

С.В.

Культуроориентированные

модели

внеурочнойдеятельности

школьников:

учебно-методическое

пособие

/

науч.ред.:Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014 –113 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика