Автор: Никитина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НСОШ №1 им.Н.И.Зубилина Урицкого района Орловской области
Населённый пункт: п.Нарышкино Урицкого района Орловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование патриотизма как чувства любви к Отечеству, малой родине во время внеурочной деятельности."
Раздел: начальное образование
Никитина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ НСОШ №1 имени Н.И. Зубилина
п. Нарышкино, Орловская область
Формирование патриотизма как чувства любви к Отечеству, малой
родине во время внеурочной деятельности
Современный учебно-воспитательный
процесс
направлен
на
достижение национального воспитательного идеала, который означает, что
школа
должна
готовить
высоконравственных,
творческих
граждан,
принимающих
судьбу
Родины
как
свою
личную,
осознающих
ответственность за настоящее и будущее своего Отечества. Поэтому одним
из ключевых понятий современного воспитания является патриотизм[1].
Патриотизм
как
чувство
любви
к
Отечеству,
малой
родине,
выражающееся в особом эмоциональном отношении к родной природе,
отчему дому, родному краю, активными действиями на благо Родины, по
своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и
странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с
культурой межнациональных отношений.
На основе возвышающих человека чувств патриотизма появляется
чувство ответственности за судьбу страны, желание сохранять и укреплять
материальные
и
духовные
ценности,
развивается
благородство
и
достоинство личности. Основой такого глобального и
многогранного
чувства как патриотизм является любовь к своей малой родине, бережное и
ценностное отношение к ней [2].
Младший школьный возраст отличается высокой эмоциональной
восприимчивостью. По мнению В. А. Мухиной, именно этот возраст
является сенситивным для формирования
моральных и нравственных
ценностей, так как в младшем школьном возрасте ребёнок уже способен
окунуться в сложную гамму высоких нравственных чувств и переживаний.
Приобретенный уже в младшем школьном возрасте нравственный опыт и
моральные
знания
становятся
основой
ценностного
отношения
к
общественным
идеалам
и
регулятором
духовно-ориентированного
поведения.
Программа внеурочной деятельности, предусмотренная Федеральным
государственным образовательным стандартом, предполагает вовлечение
учащихся в разнообразную деятельность
и
предоставляет
широкие
возможности для формирования, в том числе и у младших школьников,
знаний о своей малой родине, положительного эмоционального отношения
к ней, потребности действовать на благо ей.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с трепетного
отношения к семье, к самым близким людям - к маме, папе, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в дальнейшем становлении
личности патриота, способного любить и защитить свою Родину, бережно к
ней относиться и стремиться к приумножению ее благополучия [3].
Процесс формирования ценностного отношения младших школьников
кмалой родине необходимо строить с учетом имеющегося у учащихся пока
еще ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных
знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот
период
обуславливается
тесной
связью
с
выполнением
учебных,
общеобразовательных задач. Широкие возможности для реализации таких
программ предоставляет именно внеурочная деятельность, являющаяся
обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса в начальной
школе, создающая реальные условия для проявления и развития интересов
детей на основе постижения духовно-нравственных ценностей и культурных
традиций [4].
Внеурочная деятельность, как и любая другая,
подразумевает
достижение
конкретного
результата.
При
формировании
трепетного
отношения
к
малой
родине
в
рамках
нравственно-патриотического
воспитания
младших
школьников,
формы
организации
внеурочной
деятельности могут быть абсолютно различными: экскурсии, в том числе
туристические, кружки, соревнования, слёты, круглые столы, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Привлекая родителей к работе по изучению, облагораживанию своего
родного
края,
целенаправленно
развиваются
общие
интересы
между
родителями и детьми, создаётся атмосфера взаимопонимания и поддержки в
семье. И это действительно так, в формировании ценностного отношения к
малой родине, как и в патриотическом воспитании, огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, дедушек и
бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и
трудовых подвигов, необходимо привить детям такие важные понятия, как
«долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.
Большую роль играют здесь встречи - беседы с выдающимися земляками,
экскурсии по местам боевой славы и др.
В
своей
педагогической
практике
планирование
работы
по
формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших
школьников
в
рамках
внеурочной
деятельности
провожупо
следующимтемам: «Моя семья»; «Моя малая родина – капелька России»;
«История моей школы» и многие другие. Работа по каждой теме включает
занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по
некоторым темам - праздники.
Представляется
возможным
вовлечь
детей
в
поисково-
исследовательскую работу и проектную деятельность по краеведению,
организовать
сотрудничество
с
краеведческим
музеем,
экскурсии
к
памятным местам и достопримечательностям малой родины, встречи с
выдающимися людьми родного края в ходе работы кружка, обеспечить
участие младших школьников в социально-значимых акциях, установить
тесное сотрудничество с семьями младших школьников для изучения и
облагораживания родного края.
Таким
образом,
внеурочная
деятельность
действительно
предоставляет широкие возможности для формирования
ценностного
отношения к своей малой родине у младших школьников.
Родная школа тоже малая родина. Ценные моменты невозможно отнять
ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся глубоко в сердце.
Литература
1.
Башмакова
С.
Н.
Патриотическое
воспитание
младшего
школьника// Теория и практика образования в современном мире: материалы
VIIМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.:
Своеиздательство, 2015 — С. 66-68.
2.
ПашковаА.М.Формыорганизациивнеурочнойдеятельностивначал
ьной школе // Начальная школа, 2015 - №11- С.45-49.
3.
Морозова
Н.Н.
Формирование
патриотического
отношения
кмалой родине / Н.Н. Морозова. - 2009 - № 11.- С.64-66
4.
Подгорнова
С.В.
Культуроориентированные
модели
внеурочнойдеятельности
школьников:
учебно-методическое
пособие
/
науч.ред.:Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014 –113 с.