Автор: Шохина Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №4 с/п "Детский сад Буратино"
Населённый пункт: Самарская область,г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Тест определения уровня наглядного мышления"
Раздел: дошкольное образование
Тест определения уровня наглядного мышления
«Доски Сегена»
Выполнил:
Учитель-логопед
Шохина Т.В.
2017 г.
Тест изобретен 1866 году :
французским врачом и
педагогом
Эдуардом Сегеном (1812-1880),
одним из основоположников
олигофренопедагогики
«Доски форм»
относятся
к тестам действия,
или
невербальным
тестам интеллекта
Цель теста:
- Выявить уровень
развития наглядного
мышления
(способы, формы
наглядного мышления)
Методика:
Задание может быть предложено даже без
словесной инструкции или с очень простыми, не
фиксированными словесными объяснениями.
Экспериментатор показывает больному доски с
правильно вложенными вкладками, а затем на его глазах
опрокидывает доску так, что вкладки падают на стол.
В некоторых случаях, для того чтобы больной начал
действовать – вкладывать вкладки в выемки,
экспериментатор должен начать работу сам, т.е. вставить
в нужные места 2–3 вкладки. После этого, как правило,
даже слабоумные больные пытаются продолжать эту
работу.
Методика:
•
Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами.
Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 с),
после чего доска переворачивается, выпавшие из соответствующих гнезд
фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все
фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется.
•
Процедура последовательно повторяется с каждой из остальных четырех
досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания,
характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в
протоколе обследования. В случае, если испытуемый не справляется с
заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или
стимулирующего характера.
•
В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может
прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку,
рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а
потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый
вид помощи оказывается через определенные промежутки времени (напр.,
1 мин) с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого
после оказания помощи.
Отличие от других тестов:
- легкость прослеживания
момента вербализации детьми
выполняемых ими действий.
Это дает педагогу возможность
более дифференцированно оценивать
индивидуальный уровень развития
мышления в его наглядных формах –
как неопосредствованного словом,
или опосредствованного неправильно,
или же опосредствованного с
«недостаточной»,
«достаточной» или «необходимой»
адекватностью использования слова.
Оборудование:
Для исследования используются разные варианты
досок, среди которых есть совсем простые и более
сложные.
Простые представляют собой фанерные или
выполненные из органического стекла доски с
выемками разной формы и вкладками, которые точно
соответствуют этим выемкам. (
Самая простая доска
пригодна при исследовании слабоумных больных старческого
возраста и умственно отсталых детей
.)
Более сложные варианты отличаются тем, что
выемки в доске могут быть заполнены лишь
комбинацией нескольких вкладок.
Инструкция:
•
«Вставь «сюда» (показ) нужные фигурки»
Истолкование:
•
Истолкование этого очень простого опыта возможно в самых различных
направлениях. Во-первых, иногда оказывается важным установить,
что простую работу, не требующую усвоения инструкции, больной
выполняет охотно, старательно, испытывая видимое удовольствие от
удачи. Это удовольствие проявляется у некоторых больных так явно, они
так рады, что получили задание по силам, что по собственной
инициативе вновь и вновь выбрасывают и вкладывают вкладки. Это
не характерно для личностного слабоумия.
•
Некоторым показателем глубины интеллектуальной недостаточности
служит способ работы. Так, например, более сохранные больные,
отыскав взором нужную выемку, сразу подносят к ней вкладку и
вкладывают ее. Более слабоумные берут вкладку и пытаются
поочередно втиснуть ее то в одно, то в другое отверстие (так называемым
методом проб и ошибок).
•
Обнаруживается плохая дифференциация форм. Так, например, овальную
форму больные пытаются втиснуть в круглую выемку, вкладку в виде
звезды – в крестообразную выемку (наблюдается при сосудистой
деменции, при имбецильности).
Применение:
•
Исследование детей начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет.
•
Тест используется при обследовании детей с задержкой развития как
органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками
как игру и охотно выполняют предложенные задания.
•
Доска Сегена за рубежом наиболее широко используется при диагностике
умственного развития детей-олигофренов, дифференциальной диагностике
задержки умственного развития, связанной с органическим поражением
центральной нервной системы.
•
В нашей стране методика распространена в клинической психодиагностике и
практике психолого-педагогической экспертизы.
•
Сегодня психологи всего мира широко используют «доски Сегена» для
исследования особенностей зрительного восприятия, моторики, зрительно-
моторной координации.
•
Позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер
специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической
деятельности. (3.стр.20.)
Важность:
Появление в психолого-педагогической
практике методики Сегена можно считать
началом развития психокоррекционных
технологий.
…Никто лучше меня не понимает
пустоты воспитания для воспитания,
науки без плодов, жизни без результатов.
Эдуард Сеген
Источники:
1.
Акимова М.К. «Психологическая диагностика» Под ред. М.К.
Акимовой– СПб.: Питер, 2005. - 303с.
2.
Процко Т.А. Психолого–педагогическое обследование учащихся
младших классов вспомогательной школы: учебно–метод.
Пособие– Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2000- 111с.
3. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте»- М.: Академия, 2002. - 232 с.
Раздаточный материал: