Напоминание

"Опыт повышения мотивации обучающихся к повышению спортивного мастерства в секции футбола"


Автор: Калинин Александр Андреевич
Должность: студент
Учебное заведение: ЗабГУ
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт повышения мотивации обучающихся к повышению спортивного мастерства в секции футбола"
Раздел: полное образование





Назад




Калинин Александр Андреевич

Студент ЗабГУ

Группы ФКОз-16

Опыт повышения мотивации обучающихся к повышению

спортивного мастерства в секции футбола

Физическая

культура

отличная

основа

для

формирования

мотивационной сферы личности детей, роль которой начинается с интересов

в обучении. Проявление активности ребенка формируется в условиях

двигательной

потребности.

Двигательная

потребность,

как

ведущая

потребность школьников, проявляется в трудовых способностях, с ее

помощью дети познают окружающую действительность, общаются друг с

другом в процессе игровой деятельности. На данном этапе развития науки, в

которой поднимаются вопросы о формировании побудительной сферы

личности

частности,

интересов)

во

всем

многообразии

процесса

физического воспитания, достаточно актуальны.

Проблема

формирования

мотивационной

сферы

личности

раскрывается в трудах многих ученых. Р.А. Пилоян в своих исследованиях

неоднократно подчеркивал важность мотивации в спортивной деятельности,

анализировал механизм возникновения мотивации к спорту, особенности ее

формирования в разных возрастных периодах.

И.П. Волков исследует место мотивации в спортивной психологии.

И.В. Веретельнников исследовал мотивацию занятий спортом на примере

фитнеса. М.В. посвятила свои монографии теории мотивации, в том числе и

в спортивной деятельности. Основам мотивационной сферы в спорте

посвящены труда Р.С. Уэйберга и д. Гоулда. Ю.Н. Яровая исследовала

психологические аспекты мотивационного поведения спортсменов.

По мнению указанных исследователей, спортивная деятельность имеет

большое количество отличающих ее особенностей. Так к психологических

отличиям спортивной деятельности А.Ц. Пуни относит высокий уровень

эмоциональных нагрузок спортсменов, которые нацелены на получение

высокого результата. Спортивная деятельность содержит в себе такие

важные элементы как: публичность, соперничество. Все эти элементы

оказывают непосредственное влияние на формирование мотивационной

сферы.

По мнению О.И. Головановой, «результаты в современном спорте

тесно

переплетаются

с

мотивационной

сферой

человека.

Мотивация

направляет его к поставленной цели, влияет на процессы, происходящие в

организме. Зависимость результатов от мотивации спортсмена это ее главная

особенность. В условиях жесткой конкуренции высокие результаты может

показать только мотивированный спортсмен, обладающий четко выраженной

мотивацией. Не учитывая мотивационных факторов педагоги, спортсмены

могут не реализовать те силы которые они прилагали при занятиях спортом».

Актуальность исследования обусловлена:

– в

социальном

аспекте:

необходимостью

совершенствования

мотивационной

сферы

личности

школьников,

так

как

правильно

сформированная

мотивация

является

хорошей

основой

для

интеллектуального и физического развития человека.

– в

теоретическом

аспекте:

недостаточной

разработанностью

проблемы

использования

дополнительного

образования

в

процессе

совершенствования мотивационной сферы личности школьников.

– в методическом аспекте: необходимостью применения средств и

методов

дополнительного

физкультурного

образования

в

процессе

совершенствования

мотивационной

сферы

личности

школьников

и

отсутствием достаточного количества научно-методических источников,

освещающих технологию их применения.

Проблема исследования: как посредством дополнительных занятий

физической культуры формировать мотивационную сферу школьников.

Объект

исследования

учебно-воспитательный

процесс

по

физической культуре в учреждениях дополнительного образования.

Предмет

исследования

формирование

мотивационной

сферы

личности школьников.

Гипотеза исследования: предполагается, что традиционная методика

мотивации школьников к росту спортивного мастерства не позволяет в

полной

мере

добиться

ожидаемого

результата

и

нуждается

в

совершенствовании

с

направленностью

на

использование

методов

конкуренции.

Цель работы: разработка и теоретическое обоснование методики

формирования у школьников мотивации к росту спортивного мастерства в

процессе дополнительных занятий футболом.

В работе применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической

литературы;

- психодиагностика;

-педагогическое наблюдение;

- методы математической статистики.

В процессе анализа научно-методической литературы была

изучена и проанализирована научно-методическая литература, в результате

чего определена сущность и актуальность проблемы. При обработке

литературных источников рассматривались такие вопросы – понятие

мотивационной

сферы

личности

школьников,

методы

и

средства

формирования мотивационной сферы

личности

школьников, изучался

потенциал дополнительного образования в формировании мотивационной

сферы личности.

Психодиагностика

была

проведена

с

помощью

следующих

методик:

]Методика «Мотивы занятий спортом» Автор А. В. Шаболтас.

Методика предназначена для выявления доминирующих целей [личностных

смыслов] занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения

мотивации

достижения

[ТМД]

предложена

М.Ш.

Магомед-Эминовым

предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов

личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

Опросник «MAC» Методика разработана В. И. Тропниковым

предназначен

для

выяснения

степени

важности

различных

причин

(ситуаций, обстоятельства), которые побудили и побуждают спортсмена

продолжать заниматься выбранным им видом спорта.

Исследование было организовано и проведено в три этапа с сентября

2020 по март 2021 года.

На первом этапе (октябрь-декабрь 2021г), осуществлялся анализ

научно-методической литературы по вопросам развития мотивационной

сферы подростков, по методике мотивации подростков к занятиям спортом.

На втором этапе,

с

января по февраль 2021 года,

проводился

педагогический эксперимент на базе СДЮШОР Читы с учащимися старших

классов.

В

эксперименте

принимали

участие

подростки

12-15

лет,

посещающие занятия футболом.

Анализ мотивов занятий спортом показал, что основными мотивами

для занятий спортом у подростков футбольной секции являются:

- социально-моральный мотив, среднее значение по которому

составило 25,1.

- гражданско-патриотический мотив (среднее значение 25,3),

- достижение успехов в спорте (23,2),

- эмоциональное удовлетворение (22,1).

наименее важным мотивом оказался мотив рационально-волевой.

Также мало выражен спортивно-познавательный мотив, который

предполагает наличие интереса к технике, тактике спортивной подготовки

для профессионального мастерства.

Согласно полученных результатов, для юных футболистов наиболее

значимыми являются мотивы общения, физического совершенствования,

желание славы и коллективная направленность деятельности.

В результате проведения исследования по методике А. Мехрабиана

выявлено, что у 48 % респондентов выявлено стремление к успеху. У

44% выявлено стремление избегать неудач. У 8 % преобладания

мотивации не выявлено.

Результаты диагностики показали, необходимость организации

работы по повышению мотивации подростков к ростов спортивного

мастерства посредством развития компонента «Стремление к успеху»

Методика формирования мотивации у юных футболистов на начальном

этапе обучения в ДЮСШ включает в себя следующие компоненты:

1. Формирование благоприятных взаимоотношений в спортивной

команде

2. Анализ низкой эффективности соревновательной деятельности и

объяснение ее выражением недостаточности усилий на тренировках и

соревнований

3. Формирование у юных футболистов способностей к самоанализу

своей деятельности

4. Формирование внутренней процессуальной мотивации.

5. Работа с лидером и ведомыми в плане управления игровым

взаимодействием

6. Организация межличностного взаимодействия.

7.

Удовлетворение

актуальных

потребностей

в

движениях,

одобрении, самосовершенствовании

Каждая тренировка юных футболистов должна быть мотивирована,

занятия нужно организовывать так, что бы между игроками существовала

конкуренция. Это даст возможность улучшить тактический, технический и

физический уровни тренировки спортсменов.

Нами

произведен отбор специальных упражнений, позволяющих

оптимизировать уровень мотивации футболистов. Каждый игрок должен был

знать, что его участие в соревнованиях напрямую зависит от уровня его

физической, психической, технической и тактической подготовленности.

В ходе подготовки принцип выполнения упражнения не меняется,

однако схема выполнения упражнения менялась в зависимости от количества

участников (нападающий, полузащитник, защитник, вратари). Содержание

упражнений направлено на повышение состязательности и мотивации

игроков.

Таким образом, учебно-тренировочный процесс, который построен с

учетом

индивидуальных

особенностей

юного

футболиста,

позволяет

сформировать

мотивацию

достижения

высоких

результатов

(как

неотъемлемый

компонент

его

готовности)

и

это,

в

свою

очередь,

способствует воспитанию целеустремленности и уверенности в победе.

Список литературы

1. Анисимов, О. С. Потребности и мотивы: сущность и типология / О.С.

Анисимов // Мир психологии. - 2018 .- № 1. - С. 229-236.

2. Беляничева, В.В. Формирование мотивации занятий физической

культурой у студентов /В.В. Беляничева // Физическая культура и спорт:

интеграция науки и практики. Вып. 2.– Москва: Юрайт. – 2017. - С. 12.

3. Бодров, В. А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности /

В.А. Бодров // Психолог. журн. – 2016. - № 2. - С. 90-100.

4. Бабушкин,

Г.Д.

Формирование

спортивной

мотивации

/

Г.Д.

Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2019. - 179 с.

5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас –

Москва: Тринити. - 1976 – С. 23.

6. Воробьева, Е. В. Современные психогенетические исследования

интеллекта и теория мотивации достижений / Е.В. Воробьева // Журн.

прикладной психологии. – 2014. - № 3. - С. 53-59.

7. Высотская, Н. Е Психофизиологические предпосылки высокой

двигательной активности человека / Н.Е. Высотская // Психофизиология

спортивных и трудовых способностей человека. – Лениград, 1974. - С. 108.

8. Голованова, О.И. Педагогические условия повышения спортивной

мотивации юных спортсменов в учреждениях дополнительного образования

О.И. Голованова // Сборник статей Всероссийской с международным

участием научно-практической конференции студентов. - 2017- С. 23.



В раздел образования




Яндекс.Метрика