Авторы: Ядринцева Татьяна Николаевна, Татьяна Николаевна Ядринцева
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ФЦДТ
Населённый пункт: город Фокино Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психология личности в динамике раскрытия индивидуально-артистических способностей в театральной педагогике
Раздел: дополнительное образование
«Психология личности в динамике
раскрытия
индивидуально – артистических
способностей в театральной педагогике»
Методическая разработка
по дисциплине искусство театра
Автор: Ядринцева Татьяна Николаевна, педагог дополнительного
образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. Личность в психологии деятельности……………………..3
1.1.
Основные свойства
личности……………………………………......................................3
1.2.
Творческий и духовный мир человека………………………….....5
1.3.
Творческие способности……………………………………….......6
ГЛАВА II. Упражнения по актерскому мастерству,
способствующие развитию памяти, внимания, фантазии,
воображения………………………………………………..……………...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................13
Введение
« Театр-это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…»
(Б.М.Теплов)
Проблема воспитания через творчество всегда стояла очень остро. Это
связано с тем, что воспитание личности – процесс заведомо сложный,
многоаспектный, и многие педагоги приходят к выводу о необходимости
комплексного подхода к решению задач воспитания, в том числе с помощью
искусства. Одним из действенных средств к этому является театральное
творчество. Театральное искусство в силу своей заразительности общения
«здесь,
сегодня,
сейчас»
обладает
огромным
духовно-нравственным
потенциалом. Воспитательное значение театра особенно необходимо юному
формирующемуся человеку, поскольку оно способно обогащать душу
ребенка. Помимо общего развития, которое обеспечивает театр, происходит
этическое наполнение образа, основным элементом становится нравственная
составляющая, без которой невозможна вообще любая воспитательная
работа.
Театральная
мастерская
дает
возможность
раскрыть
индивидуальность ребенка, развить природные данные (музыкальность,
пластичность,
голосовые
возможности,
артистичность).
С
помощью
развивающих игр, пластических этюдов, работы с предметами, масок можно
показать всю безграничность возможностей театра.
Театр
–
единственный
учитель
нравственности,
поведения,
возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику.
I Личность в психологии деятельности
1.1. Основные свойства личности
Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий,
как человек, индивид, индивидуальность. Человек - понятие видовое и
включает
в
себя
две
взаимосвязанные
системы:
биологическую
и
психическую, духовную. В этом физиологическом и психическом развитии
человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество,
юность, взрослость, старость. Индивид-это отдельный конкретно взятый
человек. Индивидуальность- совокупность физиологических и психических
особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.
Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе
взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и
духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого
взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя
как личность. Быть личностью – это, значит, иметь активную жизненную
позицию, о которой можно сказать: « На том стою и не могу иначе». Быть
личностью – это, значит, осуществлять выборы, возникшие в силу
внутренней потребности, уметь оценить последствия принятого решения и
держать за них ответ перед собой и обществом.
Личность
-
человек
как
субъект
отношений
и
сознательной
деятельности.
Повторяющиеся, устойчивые проявления личности логично признать
основными параметрами ее психологической структуры. Это интеллект,
определяющий меру осознания человеком событий в мире, своих действий и
места в обществе.
Нельзя быть человеком в полном смысле этого слова, не относясь
сознательно к себе, окружающим, своему делу, не стремясь соотнести,
понять в связи друг с другом свои и «чужие» проблемы.
Интеллект - наиболее общее когнитивное образование личности.
Главное в интеллекте - постижение сущности и взаимосвязи явлений.
В воле как синтетической характеристики личности выражается
практическая сторона сознания. Есть воля – есть человек, нет воли – нет
человека. Волевые действия предполагают способность личности подчинять
удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым. Важнейшим
психологическим механизмом является волевое усилие. Волевое усилие –
сознательное самопобуждение к предпочтению высших устремлений и
торможению низших, преодолевая внешние и внутренние трудности.
Волевые компоненты тесно переплетены с эмоциями человека. Истинными
двигателями, мотивами нашего поведения являются « эмоции-импульсы».
Чтобы стать движущей силой деятельности, каждая потребность должна
принять форму мотива, соответствующего ей определенного побуждающего
переживания. Потребность в самосохранении может в зависимости от
обстоятельств выразиться в пассивно-оборонительной эмоции - страхе и
активно-оборонительной
–
ярости,
агрессии.
При
возникновении
потребности в труде нарастает неодолимая тяга к труду. Трудовое
вдохновение, увлечение делом – высшие формы проявления потребности в
труде.
Чувство
любви,
а
также
чувства
дружбы,
товарищества,
коллективизма представляют собой эмоциональное выражение потребности
человека в других людях. Без учета этих эмоций невозможно составить
правильное представление о специфике доминирующей деятельности.
Эмоции другого типа, такие как удовольствие- неудовольствие, радость-горе,
восторг-отчаяние, являются как бы индикаторами, то есть показателями того,
как проходит удовлетворение потребностей.
Особое положение в ряду системных качеств личности занимают
темперамент,
способности
и
характер.
Особенности
темперамента,
обусловленные свойствами нервной системы, жизненным опытом человека,
занимают важное место в деятельности и структуре личности. Столь же
правомерно
считать
способности
особым
структурным
компонентом
личности. О наличии у человека способностей говорят в том случае, если
ему присуще когнитивные, эмоциональные и волевые свойства.
1.2.Творческий и духовный мир человека
Творчество - многогранный процесс. Участие в нем человека
затрагивает его непосредственное бытие, внутренний, душевный мир.
Люди, причастные к творческой деятельности, проходя психоанализ,
жалуются, что после него не могут заниматься творчеством. Исходя из
этого в рамках психоаналитической теории был сделан вывод о
творческой силе неврозов, то есть невроз не является источником
творчества. Невроз есть некое противоречие между сознанием и сферой
бессознательного.
Фантазия свидетельствует о мощном напоре бессознательного на
сознание. Фантазирование играет огромную роль в творчестве.
Во-первых, в основе творчества лежит бессознательная сфера, в
частности либидо. Во- вторых, творчество осуществляется на основе
сублимации, определяемой глубиной дарования. И, в-третьих, неврозы
обладают творческой силой, а творчество в свою очередь – исцеляющей
силой. Но подлинное творчество представляет собой не просто выход
бессознательной сферы, но содержит в себе очищение, катарсис. Как ни
странно, но именно сильная одаренность, в основе которой, безусловно,
лежит духовность, и глубокие психические проблемы, отражающиеся на
жизненной судьбе, составляют природу гениальности. Катарсис- это
очищение души, а чистоту в душу вносит духовность. Катарсис
возникает в результате воссоединения человеческой души с духом. Это
случается, когда спектакль уже закончен, а зрители и актеры не могут
расстаться,
все еще пребывая в возвышенном состоянии, громко
апплодируя.
Исцеляющая
сила
подтверждается
и
в
деятельности
представителей творческих профессий. Актер, которому не здоровится,
сыграв свою роль, отмечает заметное улучшение самочувствия. В основе
искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные влечения и
желания.
1.3. Творческие способности
Творческие
способности
можно
разделить
на
3
группы:
способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности), с
темпераментом (эмоциональность) и умственные способности.
Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее
усвоенного - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Прежде
чем обнаружить что-то новое, не замеченное другими наблюдателями,
нужно
сначала
сформировать
понятийный
аппарат,
который
формируется с помощью словесно-речевой символизации. Могут быть
использованы и другие информационные коды.
Нужно помочь человеку «найти» себя, то есть понять, какие
символы, какой код информации для него наиболее доступен.
Боковое мышление – способность увидеть путь к решению
проблемы, используя постороннюю информацию. Боковое мышление –
подсказка из далекой области, широко распространенное внимание
повышает шансы на решение проблемы.
Жизнь
указывает
на
две
категории
людей:
мыслителей
и
художников. Художники захватывают деятельность целиком, сполна,
живую деятельность без всякого дробления. Мыслители именно дробят
ее и тем самым как бы умерщвляют ее.
Слова « плохая память» слишком расплывчаты. Память включает в
себя способность запоминать, опознавать, воспроизводить немедленно.
Когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать на ту
информацию, которую в данный момент воспринимает, и на ту, которую
сумеет извлечь из памяти. При решении проблемы преимущество
получит не тот, у кого более эрудиция, а кто быстрее извлечет из памяти
необходимую информацию. Это называется сообразительностью, но
одной из ее составляющих служит готовность памяти выдать нужную
информацию в нужную минуту.
II. Упражнения по актерскому мастерству, способствующие
развитию памяти, внимания, фантазии, воображения
Сценическое внимание – очень активный сознательный процесс,
где
участвуют все
системы восприятия
(зрение,
слух,
осязание,
обоняние). Оно является самым важным элементом творческого
состояния
актера
и
главным
условием
правильного
внутреннего
сценического самочувствия. Главная задача педагога научить детей
удерживать свое внимание в непрерывной активной фазе в процессе
сценического действия.
Упражнение 1. «Переходы».
Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание
каждого из них на цвет волос. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы
крайним слева сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним
– потемнее, а крайний справа был бы самый темный. Сидя на месте,
молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по
хлопку педагога все одновременно меняются местами. Пересядьте по
алфавиту фамилий, имен, по росту, по датам своего рождения. Все
должно проходить бесшумно, четко, легко, без лишних движений.
Упражнение 2. «Фигуры перестановок».
Потренируем
перемену
положения
стульев
в
определенном
порядке. По определенному счету проходит превращение полукруга в
различные фигуры: треугольник, прямоугольник, овал, квадрат, лесенку.
В каждом из таких превращений надо добиться точного распределения
движения во времени. По счету, например, «десять» овал превращается в
квадрат, квадрат в треугольник.
Упражнение 3. «Держи свою мелодию».
По одному хлопку каждый из вас начинает медленно петь свою песню.
Какую именно – мы пока не знаем, у каждого будет своя. По двум хлопкам –
все поют вслух. Будьте внимательны, чтобы ритм песни соседа не мешал
вашему ритму, не сбивал вас. Запомните, один хлопок – про себя, два хлопка
–
вслух.
Тренируя
сосредоточенное
внимание
учеников
и
навыки
произвольного
переключения,
педагог
ведёт
это
упражнение,
иногда
усложняя его двумя однородными хлопками подряд, по одному или по два
удара.
Упражнение 4. «Змейка».
Одно из упражнений на повторение движений партнера. Ученики идут
по комнате змейкой, в затылок друг другу, причём ведущий обходит
воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а
остальные
повторяют
его
движения.
По
команде
педагога
ведущий
переходит в хвост змейки, а второй становится ведущим. Это упражнение не
преследует полного взаимодействия с партнером. Еще нет требований «жить
жизнью
партнера,
мыслить
его
мыслями,
смотреть
его
глазами.
Организованность, рабочая четкость – единственное требование.
Упражнение 5. «Сонар».
Есть такой технический прибор «Сонар» – улавливатель звуков.
Вообразим, что включили сонар.
-Тишина, послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум
улицы за окнами, приглушённый гул разговоров и шагов в коридоре, а
наверху, на следующем этаже, еле слышны звуки музыки и притопывание в
танцевальном зале. Всё вместе – общий разнохарактерный шум, слегка
доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составляющие части.
Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных звуков.
-Теперь включены только звуки улицы.
-Теперь только танцевальный зал.
-Только коридор.
Переключайтесь по команде! Улица! Коридор! Зал! Коридор! Зал!
Поскольку искусство актера состоит в воспроизведении на сцене
человеческого
поведения,
объектом
его
наблюдательности
является
главным образом человек – во всех его проявлениях. Наблюдая человеческое
поведение, артист мобилизует все пять органов чувств.
Упражнение 6. «Наблюдательность».
Первый материал в упражнениях на развитие творческой зрительной
памяти можно найти в рабочей аудитории.
- Хорошо
ли
вам
известен
внешний
облик
ваших
товарищей?
Присмотритесь к соседу справа. Найдите в нём то, чего не замечали до сих
пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите
на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чём различие? А
какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей?
– Отвернитесь, и, вспоминая соседа, опишите его нам.
– Каждый - выберите любого партнера в полукруге и понаблюдайте за
ним. Теперь отвернитесь от него и подробно опишите его своему соседу так,
чтобы он понял, за кем вы наблюдали.
Упражнение 7. «Фотоаппарат».
Тренировка зрительной памяти для развития наблюдательности должна
происходить постоянно и на самых разнообразных объектах. Ученики в
полукруге. Один из них, стоя перед полукругом, «фотографирует» товарищей
(с обусловленной выдержкой на 20, 10, 5), а затем выходит из аудитории. Во
время короткой паузы ученики пересаживаются на другие места. Можно
звать «фотографа».
- Как раньше сидели товарищи?
Зажимы, блокировки, штампы, стереотипное мышление не дают
ученикам достигнуть творческой свободы, которая так необходима в
театральном искусстве. Для достижения этой цели педагогу необходимо
создать особый творческий микроклимат, в котором царит дружеская
поддержка, чуткость и внимательность к партнеру.
Упражнение 8. «Кто я».
Упражнение подходит для первого занятия; надо иметь в виду, что
возможен «щелчок по самолюбию или наоборот». Каждый участник пишет
на листке бумаги ответ на вопрос «Кто я?». Необходимо оговорить
количество характеристик, например 10 - 12. Ответ состоит из одного слова,
характеризующего черты характера, чувства, интересы, привычки. После
написания каждый прикалывает листок у себя на груди. Затем участники
медленно ходят по комнате, подходят к другим членам группы, читают их
перечни, не стесняясь комментировать прочитанное. Главное условие
выполнения упражнения — отсутствие иронии и положительный, серьезный
настрой, который должен обеспечить руководитель. Вариант: чтение вслух
своего перечня группе. Если участники группы знакомы друг с другом или
упражнение применяется не в первый раз, важно проследить, как меняется
самооценка.
Упражнение 9. «Коллективное рисование».
Вся группа садится в круг, перед каждым лист бумаги и карандаш.
Каждый
начинает
рисовать
что-то
значимое
для
себя.
По
сигналу
руководителя участники передают свой лист партнеру, сидящему справа, и,
соответственно, получают лист с другой стороны. Их задача — продолжить
полученный рисунок (можно подправлять уже нарисованное). Необходимо
продолжать передавать рисунки по кругу, пока к каждому не вернется его
рисунок. Участники группы делятся своими ощущениями по поводу
изменившегося рисунка.
Упражнение 10. «Последняя встреча».
Упражнение можно выполнять по окончании тренинга. Все участники
садятся в круг на пол. «Нужно закрыть глаза и представить, что вы
встретились вместе в последний раз. Подумайте, что бы вы хотели сказать в
группе. Откройте глаза и скажите это».
Воображение – особая форма психики, которая может быть только у
человека. Оно непрерывно связано с человеческими способностями изменять
мир, преобразовывать действительность и творить новое.
Упражнение 11. «Путешествие по состояниям».
После выполнения любого упражнения на расслабление (например,
«Сон») нужно предложить участникам, лежащим на полу, вообразить себя
корнем или семенем любого растения, которое начинает расти, преодолевая
толщу грунта, пробиваясь к свету и теплу (убыстренный рост, как в учебных
фильмах по биологии). Необходимо помочь созданием особой атмосферы;
свет, музыка. Включение музыки с минимальной громкостью является
сигналом начала роста. Вид растения и окружающие обстоятельства
воображаются участниками. Важно не торопить процесс, он может длиться
от пяти до десяти мин. Через 10 мин. дается общее обстоятельство:
начинается ветер, ветер усиливается (нужно бороться с ветром, не дать
сломать
себя,
вырвать
с
корнем,
ураган
–
сопротивление
сломлено, полумертвые растения лежат на полу.
Упражнение 14. «На что похоже?»
Ещё Леонардо да Винчи рекомендовал художникам развивать свою
фантазию, рассматривая пятна на стенах. Фантазия проявляется в работе
воображения у человека с развитой ассоциативной мыслью, с тренированной
зрительной памятью, основой образного мышления. Все, что нас окружает в
комнате, может быть объектом фантазии.
Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут, как попало.
- Всмотритесь, - что это вам напоминает?
– Брёвна по реке плывут…
– Медведь пасть оскалил – вот глаза!
Заключение
Данная методическая разработка состоит из двух частей: в первой
части раскрывается теоретические основы психологии и индивидуальности,
во второй части представлены упражнения, которые можно использовать на
практике по актерскому мастерству.
Необходимо знать и уметь пользоваться теми рычагами нашей
психики, которые позволяют управлять своим поведением и деятельностью,
а также психическим развитием. Причем немаловажным моментом в
становлении личности является индивидуальная природа каждого отдельно
взятого человека.
Форма выражения наших мыслей и чувств на языке актерского
искусства – одна: создание на сцене жизни человеческого духа. Другой
возможности для самовыражения у артиста нет. Но для того, чтобы выразить
себя, надо сначала себя обрести. Надо распознать и найти себя.
Актерский труд главным образом состоит в том, чтобы заставить себя
пытливо и вдумчиво относится к окружающему, пропускать через свое
воображение
все
интересное,
уметь
отличать
существенное
от
второстепенного, видеть в «обыкновенном необыкновенное».
В практической части методической работы мной рассмотрены ряд
упражнений, позволяющие лучше понять концепции воспитания личности.
Список литературы
1.
Асмолов А.Г. Психология личности.- М: Издательство МГУ, 1990.
2.
Артемьев Т.И. Методический аспект проблемы способностей.- М:
Наука, 1997
3.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - МГУ,1998
4.
Выгодский Л.С. Психология искусства.- Ростов на Дону:
Издательство Феникс,1998
5.
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Е.Б.Вахтангова. - М.:
Искусство,1957
6.
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. – М.:
Искусство,1952
7.
Гессен С.И. Основы педагогики. – М.: Искусство, 1995
8.
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1972
9.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Издательство
второе М.: Политиздат,1997
10.Сеченов И.М. Психология поведения. – М.: Институт практической
психологии, 1993
11.Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности.-
Искусство, 1998
12.Топорков В.О. Четыре очерка о К.С.Станиславском. – М., 1963
13.Юнг К.Г. Структура личности и индивидуализации. – М., 1996