Автор: Корсакова Евгения Владимировна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУ "Арзамасский ДСОД "Маяк"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Раздел: дошкольное образование
Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с
тяжелыми множественными нарушениями развития.
На современном этапе развития российского общества наблюдается
рост количества умственно отсталых детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития (ТМНР). Из всех функциональных отклонений в
состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная
отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом
развития.
Умственная отсталость понимается не как болезнь, а как состояние
психического
недоразвития,
характеризующееся
многообразными
признаками в клинической картине (вследствие органического поражения
ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических,
интеллектуальных, эмоциональных качеств.
У таких детей отсутствует интерес к окружающему, они ослаблены,
инертны. Потребность в общении и эмоциональный контакт со взрослым не
возникает очень долго. Ребенок не предпринимает попыток тактильно-
двигательного обследования предметов, имеет недоразвитие моторики и
зрительно-двигательной
координации,
что
существенно
снижает
его
возможности в ознакомлении с окружающим предметным миром. Движения
умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно
замедленны или, напротив, импульсивны. Слабое развитие моторики
проявляется
во
всех
видах
деятельности
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью. Обычно для них необходим длительный период обучения,
направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.
Познавательная активность умственно отсталых детей крайне низкая.
Сенсорно-перцептивная сфера не сформирована, память характеризуется
малым объемом, мыслительные операции на элементарном уровне.
Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,
с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), характерен
ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в
поведении,
негибкость
в
контактах,
повышенная
эмоциональная
истощаемость,
грубое
недоразвитие
речи
и
всех
ее
функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная
речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
сильно затруднено либо невозможно. Все вышеперечисленные факторы
мешают полноценному взаимодействию ребенка с миром, его социализации
и адаптации в обществе.
Работа логопеда с такими детьми занимает важное место, поскольку
нарушения речи являются очень распространенными, имеют стойкий
характер и проявляются на фоне грубого нарушения познавательной
деятельности, аномального психического развития в целом. В связи с
медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в
области речеслухового анализатора, умственно отсталый ребенок долго не
различает
звуки
речи,
не
разграничивает
слова,
произносимые
окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих,
поэтому логопедическая работа обусловлена, с одной стороны характером
нарушения
высшей
нервной
деятельности,
психопатологическими
особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого
развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием
речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой
мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
Поэтому главными особенностями работы логопеда с умственно
отсталыми детьми с множественными нарушениями является максимальное
включение различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного),
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Характерным
является и частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у
обучающихся трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.
В работе с такими детьми логопеду необходимо опираться на
основные принципы педагогики:
Принцип природосообразности – работа с детьми, имеющими
нарушения в развитии должна основываться на понимании взаимосвязи
естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами
развития природы и человека, взаимодействовать с ребенком согласно его
полу и психофизиологическим особенностям.
Принцип
индивидуально-дифференцированного
подхода
–
обеспечивает реализацию работы с учетом индивидуальных особенностей
детей в процессе коррекционно-развивающей работы.
Принцип системности подразумевает, что развитие ребенка – процесс,
в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя
развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию и
коррекции ребенка с ограниченными возможностями.
Принцип деятельностного подхода основан на признании того, что
именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой
развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая
деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в
данном периоде онтогенеза.
Принцип единства диагностики и коррекции, который заключается в
целостности
процесса
оказания
коррекционной
и
медико-социальной
помощи в развитии ребенка.
Принцип
коррекционной
направленности
предусматривает
преодоление недостатков психофизического развития детей посредством
формирования новых способов познавательной деятельности, общения,
поведения и эмоционального реагирования.
Принцип «пошаговости» -
постепенный переход от простого к
сложному, от неизвестного к новому, при этом каждый последующий шаг
основывается на результатах предыдущего.
Таким образом, при регулярной, систематической коррекционно-
логопедической работе у большинства умственно отсталых детей с ТМНР
происходит
развитие
восприятий
и
моторики,
идет
формирование
познавательной деятельности и обогащение пассивного словаря, что является
предпосылками к развитию речевого восприятия детей, но, при этом,
активный словарный запас, связная речь, грамматический и смысловой
уровни развития речи часто не достигают нормы.