Напоминание

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития


Автор: Корсакова Евгения Владимировна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУ "Арзамасский ДСОД "Маяк"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с

тяжелыми множественными нарушениями развития.

На современном этапе развития российского общества наблюдается

рост количества умственно отсталых детей с тяжелыми множественными

нарушениями развития (ТМНР). Из всех функциональных отклонений в

состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная

отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом

развития.

Умственная отсталость понимается не как болезнь, а как состояние

психического

недоразвития,

характеризующееся

многообразными

признаками в клинической картине (вследствие органического поражения

ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических,

интеллектуальных, эмоциональных качеств.

У таких детей отсутствует интерес к окружающему, они ослаблены,

инертны. Потребность в общении и эмоциональный контакт со взрослым не

возникает очень долго. Ребенок не предпринимает попыток тактильно-

двигательного обследования предметов, имеет недоразвитие моторики и

зрительно-двигательной

координации,

что

существенно

снижает

его

возможности в ознакомлении с окружающим предметным миром. Движения

умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно

замедленны или, напротив, импульсивны. Слабое развитие моторики

проявляется

во

всех

видах

деятельности

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью. Обычно для них необходим длительный период обучения,

направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.

Познавательная активность умственно отсталых детей крайне низкая.

Сенсорно-перцептивная сфера не сформирована, память характеризуется

малым объемом, мыслительные операции на элементарном уровне.

Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,

с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), характерен

ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в

поведении,

негибкость

в

контактах,

повышенная

эмоциональная

истощаемость,

грубое

недоразвитие

речи

и

всех

ее

функций:

коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная

речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими

сильно затруднено либо невозможно. Все вышеперечисленные факторы

мешают полноценному взаимодействию ребенка с миром, его социализации

и адаптации в обществе.

Работа логопеда с такими детьми занимает важное место, поскольку

нарушения речи являются очень распространенными, имеют стойкий

характер и проявляются на фоне грубого нарушения познавательной

деятельности, аномального психического развития в целом. В связи с

медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в

области речеслухового анализатора, умственно отсталый ребенок долго не

различает

звуки

речи,

не

разграничивает

слова,

произносимые

окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих,

поэтому логопедическая работа обусловлена, с одной стороны характером

нарушения

высшей

нервной

деятельности,

психопатологическими

особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого

развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием

речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой

мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

Поэтому главными особенностями работы логопеда с умственно

отсталыми детьми с множественными нарушениями является максимальное

включение различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного),

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Характерным

является и частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у

обучающихся трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

В работе с такими детьми логопеду необходимо опираться на

основные принципы педагогики:

Принцип природосообразности – работа с детьми, имеющими

нарушения в развитии должна основываться на понимании взаимосвязи

естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами

развития природы и человека, взаимодействовать с ребенком согласно его

полу и психофизиологическим особенностям.

Принцип

индивидуально-дифференцированного

подхода

обеспечивает реализацию работы с учетом индивидуальных особенностей

детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

Принцип системности подразумевает, что развитие ребенка – процесс,

в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя

развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию и

коррекции ребенка с ограниченными возможностями.

Принцип деятельностного подхода основан на признании того, что

именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой

развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая

деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в

данном периоде онтогенеза.

Принцип единства диагностики и коррекции, который заключается в

целостности

процесса

оказания

коррекционной

и

медико-социальной

помощи в развитии ребенка.

Принцип

коррекционной

направленности

предусматривает

преодоление недостатков психофизического развития детей посредством

формирования новых способов познавательной деятельности, общения,

поведения и эмоционального реагирования.

Принцип «пошаговости» -

постепенный переход от простого к

сложному, от неизвестного к новому, при этом каждый последующий шаг

основывается на результатах предыдущего.

Таким образом, при регулярной, систематической коррекционно-

логопедической работе у большинства умственно отсталых детей с ТМНР

происходит

развитие

восприятий

и

моторики,

идет

формирование

познавательной деятельности и обогащение пассивного словаря, что является

предпосылками к развитию речевого восприятия детей, но, при этом,

активный словарный запас, связная речь, грамматический и смысловой

уровни развития речи часто не достигают нормы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика