Авторы: Гергель Нина Васильевна, Орлова Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5
Населённый пункт: п.Власиха, Московская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Первые шаги в экологию"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 "Звездочка"
городского округа Власиха Московской области
Проект
«Первые шаги в экологию »
(вторая младшая группа №3 "Звездочеты")
Подготовили:
Гергель Н.В.
Орлова Н.В.
2021 г.
Информационная карта проекта
Название проекта: "Первые шаги в экологию"
Авторы проекта: Орлова Н.В., Гергель Н.В.
Продолжительность: 7 месяцев
Тип проекта: долгосрочный
.
Участники проекта: Воспитатель, дети и родители группы.
Возраст детей: 3-4 года.
Проблема: проблема экологии на протяжении многих лет остается
одной из главных и труднорешаемых проблем для России.
Актуальность проблемы: Умение жить в согласии с природой,
окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего
детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку
увидеть красоту, научиться ценить ее. Большинство современных
детей редко общается с природой, проводя время за планшетом и
телевизором. Экологическое образование начинается со знакомства
с
объектами
ближайшего
окружения,
с
которыми
ребенок
сталкивается каждый день. В любой местности можно найти
интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы,
насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании
детей
дошкольного
возраста
играет
практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в
процессе детского исследования ребенок получает конкретные
познавательные
навыки:
учиться
наблюдать,
рассуждать,
планировать
работу,
учиться
прогнозировать
результат,
экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и
обобщения, развивает познавательные способности.
Цель
проекта:
создание
благоприятных
условий
для
экологического
воспитания
детей
и
формирования
у
них
экологической культуры.
Задачи проекта:
Образовательные:
-формировать представления детей о растительном и животном
мире;
-формировать
систему
элементарных
экологических
знаний,
доступных пониманию ребенка – дошкольника;
-формировать умения и навыки наблюдений за природными
объектами и явлениями;
-формировать умения и желания сохранять природу и при
необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами),
а также навыков элементарной природоохранительной
деятельности в ближайшем окружении;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к миру природы ;
-развивать познавательный интерес к исследовательской
деятельности, желание познать новое;
-развивать логическое мышление, речь;
-кругозор;
Воспитательные :
-воспитывать чувство прекрасного, любовь и заботливое
отношение к природе родного поселка;
-воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и
эстетическое отношение к природному миру.
Формы реализации проекта:
-занятия;
-дидактические игры;
-подвижные игры;
-пальчиковые игры;
-сюжетно - ролевые игры;
-театрализованная деятельность;
-продуктивная деятельность;
-чтение художественной литературы;
-музыкально – ритмические движения
Продукты проекта: кормушка для птиц «Гостеприимный дом»,
коллективная работа (совместное творчество педагога и детей)
аппликация – панно «Бабочки на лугу».
Ожидаемые результаты:
-повышение роли природной окружающей среды в экологическом
воспитании детей;
-увеличение непосредственного участия детей в организации и
проведении различных экологических мероприятий ;
-формирование навыков культурного поведения в природе родного
поселка;
-формирование положительно - эмоционального и осознанного
отношения к природе поселка: доброжелательность к живым
существам;
-эмоциональная отзывчивость на их состояние;
-развитие познавательного интереса детей;
-вызвать желание и умение заботиться о живом.
Содержание проекта:
Этапы реализации:
1.Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана
проекта, определение сроков реализации и ответственных за
отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического
материала, для реализации идеи, иллюстративного материала,
литературных произведений по теме проекта. Разработка
конспектов занятий.
2. Основной
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная
работа воспитанников, родителей (законных представителей) и
педагогов по теме проекта.
3. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
План реализации проекта
1 этап – организационный
-составление проекта по теме: «Первые шаги в экологию»
-создание благоприятных условий для экологического воспитанию
детей и формирования у них экологической культуры;
-проведение бесед по экологическому воспитанию;
-привлечение внимания родителей и детей к воспитанию
экологической культуры;
-подбор материалов для реализации проекта;
-создание условий для реализации проекта (технических,
дидактических, наглядных, ИКТ).
2 этап - основной
Месяц
Формы работы
1.Октябрь
-экологическая беседа (ФЦКМ) «Осень, осень,
листопад»;
-занятие «Фруктовый сад»;
-подвижные игры: «Дети и медведь», «У медведя во
бору», «Мы листики осенние».
-прогулка: наблюдения «Осень на нашем участке»
(наша клумба осенью, осенняя погода, разноцветные
листочки, птицы улетают, куда прячутся насекомые);
-вечер «Загадок – отгадок»: загадывание загадок о
растениях, животных, насекомых;
-просмотр иллюстраций по теме: «Осень»;
-дидактическая игра «Чудесный мешочек» (фрукты,
овощи);
-раскраски по теме;
- рисование ладошками «Осеннее дерево»;
-пальчиковые игры: «Серый зайчик под сосной»,
«Улитка, улитка покажи рожки!», «Собери грибы»;
-игра – драматизация «Репка».
2.Ноябрь
-беседа «Влияние человека на природу»;
-занятие (ФЦКМ) «Как звери в лесу готовятся к зиме»;
-прогулка: наблюдение за осенним солнцем, ветром, за
первыми снежинками;
- экологические игры: «Овощи – фрукты», «Найди
похожее растение», «Угадай, чей хвост»;
-подвижные игры: «Наседка и цыплята», «На лесной
лужайке», «Лиса и зайцы»;
-рассматривание альбома «Поздняя осень. Животные
средней полосы»;
-чтение стихотворений: И.Пивоварова «Осенний
клад», А.К.Плещеев «Осень наступила», «Есть в лесу
под елкой хата»;
- раскраски диких животных;
-чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»;
-аппликация «Мишка» из готовых форм.
3.Декабрь
-экологическая беседа «Наши помощники»(домашние
животные)
-занятие «Сравнение кошки и кролика».
-дидактические игры: «Узнай по описанию», «У кого
кто?», «Ферма»;
- рассматривание иллюстраций по теме: «Домашние
животные»;
- пальчиковые игры: «Встретились два котенка и
поздоровались..», «Шла собака через мост».
- подвижные игры: «Лохматый пес», «Кролики»;
-вечер « Загадок – отгадок о домашних животных»,
передающих характер животных;
-рисование: будка для собаки;
-чтение сказки «Волк и семеро козлят», стихотворений
о домашних животных.
4.Январь
-экспериментирование «Волшебная водичка»
(простейшие опыты с водой);
-чтение книги «Путешествие
капельки»(познавательная сказка);
Проведение простых опытов: вода не имеет вкуса,
цвета и запаха»,вода растворяет кристаллические
вещества: сахар и соль, вода может окрашиваться в
различные цвета».
5.Февраль -занятие по ФЦКМ «Рассматривание снегиря»;
-проведение экологической акции «Гостеприимный
дом дл птиц» (с привлечением родителей для
изготовления кормушек и сбора корма);
-прогулка: наблюдение за зимующими птицами,
зимней погодой, зимним небом;
-дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»,
«Кто лишний?», «Сложи картинку из частей»;
-подвижные игры: «Птицы и буря», «Совушка –
Сова», «Птички летают, птички клюют зернышки»,
«Воробушки и автомобиль», «Кот и воробушки»;
-пальчиковые игры: «Дружно пальчики сжимаем,
птичек разных называем»;
-рассматривание альбома «Зимующие птицы»;
-чтение стихотворений: С.Маршак «Где обедал
воробей?», А.Барто «Страшная птица», Г.Ладонщиков
«Наши друзья»;
-вечер загадок – отгадок о птицах;
-рисование «Снегирь».
6. Март
-экологическая беседа «Раз, два, три, четыре, пять
будем мы весну встречать!»;
-дидактические игры: «Чего весной не стало?», «Когда
это бывает?», «Подскажи словечко»;
-подвижные игры: «Ой, Бежит ручьем вода», «Лужи»,
«Волк и зайки»;
-пальчиковые игры: «Насекомые», «На старой кадушке
плескались лягушки»;
-рассматривание иллюстраций и тематических
альбомов «Перелетные птицы», «Весна – красна»;
-аппликация «Солнышко весеннее ярче пригревай»;
-чтение стихотворений о весне и перелетных птицах
(картотека);
-показ сказки «Заюшкина избушка»(театр на фетре).
7. Апрель
-экологическая беседа «Путешествие в весенний лес»;
-занятие ФЦКМ «Сравнение дерева и кустарника»;
-прогулка: наблюдение за небом и солнцем,
ручейками, проталинами, погодой и растениями;
-дидактические игры: «Подскажи словечко», «Кто
живет в лесу?», «Кто весной меняет шубки?», «У кого
кто?», «Разрезные картинки»;
- рассматривание тематического альбома «Весна в
лесу»;
-подвижные игры: «Бабочки летают», «Жуки
барахтаются», «Лиса и зайцы»;
-чтение художественной литературы: С.Маршак
«Детки в клетке», В.Левин «Мой приятель воробей»,
«Гнездо»;
-аппликация из фетра (совместное творчество педагога
и детей) «Бабочки на лугу».
3 этап - заключительный
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, обобщение
результатов работы, формулировка выводов, пополнение ПРС,
фотоотчет.
Заключение
Воспитание любви к природе у дошкольников должно
проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от
общения с живой природой и с привлечением различных форм
искусства: художественной литературы, музыки, живописи.
Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе,
окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно
формирование экологического сознания. Экологически
образованная личность, зная какой вред природе приносят те или
иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и
решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек
экологически образован, то нормы и правила экологического
поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут
убеждениями этого человека.
Список использованной литературы
1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 .
2. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе
детского сада. 2-4 года. 2010.
3.Соломенникова О.Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-
7 лет.2009
4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. М.2006.
5. Щербанева Е.А. Занимательная экология.2001.