Автор: Гагаркина Любовь Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района"
Населённый пункт: село Бакчар, Томской области
Наименование материала: Семинар для педагогов
Тема: Особенности работы педагога – психолога по психологическому сопровождению детей с ОВЗ.
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы
педагога – психолога
по психологическому
сопровождению детей с ОВЗ.
Автор: Гагаркина Любовь Александровна,
Педагог – психолог
ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся
без попечения родителей,
Бакчарского района»
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-
инвалиды
либо
другие
дети
в возрасте
до 18
лет,
не признанные
в установленном
порядке
детьми-инвалидами,
но имеющие
временные или
постоянные
отклонения
в физическом
и (или)
психическом
развитии
и
нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
На сегодняшний день в нашем учреждении из 23 детей:
20 детей – обследовано ( имеются протоколы центральных или территориальных
ПМПК))
5 детей – имеют статус «Ребенок - инвалид»
10 детей – с диагнозом умственная отсталость
8 детей – имеют диагноз F83 (задержка развития (7 вид))
2 ребенка – с диагнозом F81. 3 (Другие нарушения)
1 ребенок – норма.
C каждым годом в наше учреждение
приходит
все
больше
детей,
которые
имеют
отклонения
от
условной
возрастной нормы.
Это не только часто болеющие дети, но
и
дети
с
логоневрозами,
повышенной
возбудимостью,
нарушениями
поведения и познавательных процессов
(внимание, память, мышление), а также с
гораздо более серьезными проблемами
(ЗПР, умственная отсталость, ДЦП).
Они нуждаются в специализированной
помощи, индивидуальной программе,
особом режиме.
Группа детей с ОВЗ не однородна, в неё входят дети
с разными нарушениями развития, выраженность
которых может быть различна:
*дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
* дети с нарушениями интеллектуального развития;
* дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
* дети с комплексными (сложными) нарушениями
развития;
*дети с нарушениями слуха;
*дети с нарушениями зрения;
*дети с тяжелыми нарушениями речи.
Характерные недостатки развития детей с ограниченными
возможностями здоровья:
-замедленное и ограниченное восприятие;
-недостатки развития моторики;
-недостатки речевого развития;
-недостатки развития мыслительной деятельности;
-недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная
активность;
-пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире,
межличностных отношениях;
-недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и
неоправданная зависимость от окружающих, низкая
коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или
завышенная самооценка, неумение управлять собственным
поведением).
КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГА ЯВЛЯЮТСЯ :
•
диагностическое (индивидуальная и групповая (скрининг));
•
консультирование (индивидуальное и групповое);
•
коррекционная и развивающая работа (индивидуальное и
групповое);
•
профилактическое;
•
психологическое просвещение: формирование
психологической культуры, развитие психолого-
педагогической компетентности воспитанников, администрации
учреждения, специалистов;
•
консультативная работа со специалистами центра;
•
Организационно – методическое направление.
КОНСУЛЬТАТИВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ
И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Работа
по
данному
направлению
обеспечивает
оказание
специалистам
помощи
в
воспитании
и
обучении ребёнка.
Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии
с
возрастными
и
ндивидуально
-типическими
особенностями
детей,
проводит
мероприятия,
способствующие
повышению
профессиональной
компетенции педагогов, и включению их в решение
коррекционно-воспитательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ
СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
соблюдение интересов ребёнка;
системность и доступность;
вариативность;
принцип создания ситуации успеха;
принцип психологической комфортности;
гуманность и реалистичность.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Для
успешности
воспитания
и
обучения
детей
с
ОВЗ
необходима
правильная оценка их возможностей и
выявление особых образовательных
потребностей.
В
связи
с
этим
особая
роль
отводится психолого-медико-
педагогической диагностике.
Коррекционно-развивающее направление
Основными направлениями коррекционно -развивающей работы
психолога с детьми с ОВЗ являются:
*развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков;
*развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций;
*формирование произвольной регуляции деятельности
и поведения;
*формирование и развитие социальных
навыков и социализации.
Организационно – методическое направление
Данное направление деятельности
педагога
-
психолога
включает:
подготовку
материалов
к
консилиумам,
педагогическим
советам,
семинарам,
участие
в
указанных
мероприятиях,
а
также оформление документации.
Коллектив нашего центра использует единый
«Принцип педагогической экологии»,
который
заключается
в
том,
что
педагоги
должны строить свои отношения с ребенком на
основе
его
безусловного
принятия,
на
без
оценочном
отношении
независимо
от
преобладания
в
нем
сильных
или
слабых
сторон,
на
педагогическом
оптимизме
и
доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении
его личности, прав и свобод.
Я как педагог – психолог использую следующие
методы и методики работы с детьми с ОВЗ…
-
Работаю
по
программе:
«Я
могу!!!»
(коррекционная
-
развивающая
программа
с
применением
танцевально-оздоровительных
методик
для
детей с ОВЗ и детей – инвалидов);
Основная цель: Преодоление
барьеров,
детей
с
ОВЗ,
в
общении,
развитии
лучшего
понимания
себя
и
других,
снятие
психического
напряжения, создание возможностей самовыражения для детей с ОВЗ.
-
Программа:
«Я танцую…» (Психологическая
и
социальная
адаптация
подростков, имеющих эмоциональные расстройства, нарушения общения и
межличностного взаимодействия)
Основной целью танцевальной терапии является: Побуждение к свободе
и выразительности движения, развитие подвижности и укреплению сил, как на
физическом, так и на психическом уровне.
Использую музыкотерапию:
Основная цель: Коррекция отклонений в личностном развитии,
психоэмоционального
состояния.
Эмоциональное
активирование
в
ходе вербальной психотерапии. Развитие навыков межличностного
общения, коммуникативных функций и способностей. Регулирующее
влияние на психовегетативные процессы. Повышение эстетических
потребностей.
Использую цветотерапию:
Основная
цель:
Создание
условий
для
сохранения
психологического
здоровья
детей,
повышения
адаптивных
возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими,
раскрытия потенциальных творческих резервов.
Индивидуальная коррекционно – развивающая программа.
Основная цель: Коррекция и развитие когнитивной и эмоционально –
волевой сфер.
Участвую в различных мероприятиях центра, в процессе которых
дети чувствуют себя раскованней и показывают себя совсем с другой
стороны. Я наблюдаю за их поведением и поступками, что помогает
мне с ними сблизится и лучше их понять.
Мы против СПИДА…
И многое другое…
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир
«особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою
странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!