Напоминание

Развитие речевого дыхания. Голосовые упражнения для детей 5-7 лет с нарушениями речи.


Автор: Каюшкина Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижегородская обл. г.Балахна
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие речевого дыхания. Голосовые упражнения для детей 5-7 лет с нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевого дыхания.

Голосовые упражнения для детей 5-7 лет.

Подготовила: учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 21»

Каюшкина О.В.

Голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех

отделов речевого аппарата:

1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани,

направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал

большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не

вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ,

мы…

2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-

му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны. ма-мо на-но ма-му на-ну и

т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои,

аоуэи, аоуи и т.д.

Речевая дыхательная гимнастика

Слоги на одном выдохе

па

по

па

по

пу

па

по

пу

пы

па

по

пу

пы

пэ

и другие звукосочетания с правильно произносимыми звуками.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе

нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить

фразы:

Ах!

Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет!

Игры на развитие силы и выразительности голоса.

Эхо

Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а

партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для

упражнения используются фразы из различных сказок.

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание упражнения

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была тишина (произносится голосом обычной силы),

тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом (громче)

грома (еще громче)

сменилась она. (громко)

И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

тихонько (произносится очень тихо)

Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Описание упражнения

Ребенок читает наизусть стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту

голоса.

Ква, ква - (произносится низким голосом)

урчат лягушки.

Ку – ку - (произносится высоким голосом)

кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Ква – ква (произносим низким голосом),

ку – ку (произносим высоким голосом).

Ква –ква ( произносим низким голосом),

ку – ку ( произносим высоким голосом).

Укачай куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

Негромко напевать на звук «А» (и др. гласные) мотив колыбельной песни

(держать в руках реальную или воображаемую куклу).

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Описание упражнения

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией

междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я - яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе

говорящего, какого человека он изображает.

После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки,

отражающие разные эмоциональные состояния людей.

После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение

передает музыка.

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во

фразе.

Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234»,

«1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и

т.д.

Описание упражнения

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и

ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся

говорить красиво».

Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке

выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:

«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то

другой учится говорить красиво.

Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово

«учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ

говорить красиво».

Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что

интонационно надо выделить третье слово «говорить».

То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет

ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо

произнести с ударением на четвертом слове.

«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся

говорить не громко и не тихо, а именно красиво.



В раздел образования




Яндекс.Метрика