Напоминание

"Способы соединение брусков. Соединения врезкой в половину толщины бруска"


Автор: Горошко Александр Иванович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ-Чемерновская СОШ
Населённый пункт: п.Чемерна, Клинцовский р-н, Брянская обл.
Наименование материала: урок
Тема: "Способы соединение брусков. Соединения врезкой в половину толщины бруска"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Чемерновская средняя общеобразовательная школа

Клинцовского района Брянской области

Горошко Александр Иванович,

учитель технологии

высшей квалификационной категории

номинация: «Индустриальные технологии» (Технический труд)

Урок

технологии в 6 классе

Раздел. Создание изделий из древесины и древесных материалов.

Тема: «Способы соединение брусков. Соединения врезкой в половину толщины

бруска»

п.Чемерна

2017 год

Методическая разработка урока

Предмет «Технология. Технический труд»

Раздел: Создание изделий из древесины и древесных материалов.

Тема: «Способы соединение брусков. Соединения врезкой в половину толщины бруска»

Цели:

1.

Познакомить уч-ся со способами соединения деталей из древесины;

2.

Освоение приемов соединения деталей “в полдерева”;

3.

Знакомство учащихся с историческим литературным прошлым деревянного зодчества, развитие речи, обогащение

словарного запаса школьников.

Задачи:

1. Учебно-познавательные

создать условия для получения знаний о способах соединения брусков, приемах выполнения работы.

2. Развивающие

развить навыки правильной, рациональной работы столярным и разметочным инструментом, навыки самоанализа,

взаимоанализа;

развить познавательные и творческие способности;

формировать навыки анализа проблемы, поиска способов ее решения;

развитие СУД посредством методики проблемного обучения, ИКТ

3. Воспитательные

способствовать формированию положительной мотивации к предмету;

способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;

способствовать воспитанию уважения к труду, человеку труда.

Тип урока: комбинированный.

Технология: проблемное обучение. Технология на основе активизации деятельности учащихся.

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Ориентация на личностные структуры: ЗУН + СУД

Подход к ребенку: сотрудничество + свободное воспитание

Целевые ориентации:

приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности;

развитие познавательных и творческих способностей,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, инструкционные карты по ТБ, технологические

карты по изготовлению венца (в полдерева),

плакаты, столярный и разметочный инструменты,

столярный верстак.

Разметочный инструмент: линейки, рейсмусы, карандаши, столярные угольники. Рабочий инструмент: долота, стамески,

ножовки, киянки, приспособления для распиловки, подкладные доски. Образец элемента изделия. Образцы деревянных

изделий: ложки, туеса, корзины, солонки, тарелки. Демонстрационный столик.

Оформление доски: Тема урока: “Соединение брусков из древесины”. Изделие: “Изба деревенская”. Материал: сосновые

бруски. Новые термины и слова: плотник; изба; очаг; сруб.

Структура урока: цель – мотив – содержание – средства – контроль;

Технологическая карта урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируем УУД

Личност-

ные

Регулят

ивные

Коммуни-

кативные

Познавате-

льные:

1

Организационн

ый момент

Отмечает

отсутствующих.

Приветствует

учащихся. Проверяет

посадку учеников.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

2

Актуализация

Учитель подводит

Слушают учителя,

Осмысливаю

Сформи

Умение

выбор

знаний

учащихся к

определению темы

урока:

1. напоминает

ученикам с помощью

чего и как можно

соединить бруски.

2. Показывает

несколько изделий

сложной формы и

спрашивает учеников

– как соединены

бруски?

3. Предлагает

ответить на вопрос –

каким инструментом

можно изготовить

елочную

крестовину?

совместно с

учениками

определяет цель и

задачи урока:

4. Спрашивает

учеников: где они

могут встретить

изделия

,соединенные

вполдерева

5. Какие знания

необходимо

анализируют

информацию,

рассматривают

образцы, отвечают на

поставленные вопросы

– в результате

самостоятельно

приходят к

определению темы

урока, целей и задач.

При показе изделий

(елочная крестовина) и

ответе на вопросы

учителя – отвечают:

изготовить с помощью

чего можно изготовить

изделие. Ученики

вспоминают, где они

могли встретить

подобные изделия.

При ответе на вопрос о

знаниях предполагают,

что необходимо

изучить технологию и

правила безопасной

работы (тем самым

определяя план урока).

Зарисовывают

инструмент в рабочие

тетради.

При решении

т тему урока.

Проявлять

интерес к

новому

содержанию

ровать

умение

самосто

ятельно

обнаруж

ивать и

формули

ровать

учебную

проблем

у,

определ

ять цель

учебной

деятельн

ости

(формул

ировка

вопроса

урока).

вести

учебное

сотруднич

ество на

уроке с

однокласс

никами,

в группе,

умение

выражать

мысли,

аргументи

ровано

отстаивать

свою точку

зрения.

наиболее

оптимальных

средств и

способов

решения

проблемы,

выделение

цели, поиск

информации.

получить для того

чтобы овладеть

инструментом.

Объясняет (с

элементами беседы)

и демонстрирует

учебный материал:

- показывает

ученикам

инструмент и

просит определить:

назначение

стамески , долото,

киянки - создает

проблемную

ситуацию: как

закрепить заготовку

на крышке верстака?

Выслушивает

гипотезы и

совместно с

учащимися

определяет

возможные приемы

закрепления с

наглядными

примерами. -

актуализирует

знания, полученные

при изучении темы –

разметка

проблемной ситуации

выдвигают гипотезы о

способах закрепления

заготовок на крышке

верстака. Совместно

выбирают наиболее

рациональные методы.

Вспоминают

информацию по теме

«разметка», дают

определение –рейсмус.

Выдвигают

дополнительные

гипотезы о способах

разметки заготовки

Работают с учебником,

находят информацию о

приемах работы ручным

инструментом, после

чего активно

наблюдают за

демонстрацией учителя

приемов работы с

инструментом и

приспособлениями.

(определение

понятия –рейсмус).

Предлагает ответить

на вопрос – как

можно разметить

бруски?

Организует работу

учащихся с

учебником:

- предлагает в тексте

учебника найти

описание приемов

работы.

Демонстрирует

приемы работы с

инструментом и

приспособлениями.

3

Совместное

открытие

знаний.

Практический этап

1. Объяснение

учителя с опорой на

личные знания

учащихся.

Заслушивание

сообщений

учащихся.

2. Использование

различных способов

закрепления знаний,

вопросов,

Работают в группах и

готовят ответы.

-проявление

эмоциональн

ого

отношения и

волевых

усилий в

учебно-

познавательн

ой

деятельности

- выдвиже-

ние гипотез,

основанных

самокон

троль

выполне

ния

задания

-

взаимок

онтроль

и

внесени

е

коррект

ив

Сформиро

вать

умение

самостояте

льно

организов

ывать

учебное

взаимодей

ствие в

группе.

Познаватель

ные УУД:

развитие и

углубление

потребностей

и мотивов

учебно-

познавательн

ой деятель-

ности

-усвоение

новых

способов

требующих

мыслительной

активности,

творческого

осмысления

материала.

Обращение учителя

по поводу ответа

ученика к классу с

требованием

дополнить, уточнить,

исправить, взглянуть

на изучаемую

проблему с иной

стороны.

Умение учащихся

узнавать и

соотносить факты с

понятиями,

правилами и идеями.

Практическая

работа.

Вводный

инструктаж

учителя:

-сообщение

учащимся названия

Самостоятельная

работа учащихся

на жиз-

ненном

опыте

учащихся

- восприя-

тие,

осмысление,

запоминание

учебного

материала;

-формирова-

ние умения

выcказывать

своё

отношение к

новому

материалу,

выражать

свои эмоции

-формиров-

ание

мотивации к

обучению и

целенаправле

нной

познавательн

ой дея-

тельности

-формирова-

ние умения

оценивать

учебно-

познават

ельную

деятельн

ость

.

умственной

деятельности

через разные

виды получе-

ния

информации;

-умения

структуриров

ать знания

-выбор

наиболее

эффективных

способов

решения

задач

-построение

логической

цепи

рассуждений

практической

работы;

-разъяснение

учащимся задач

практической

работы;

-ознакомление

учащихся с объектом

труда - образцом;

-ознакомление

учащихся со

средствами

обучения, с

помощью которых

будет выполняться

задание

(оборудование,

инструменты,

приспособления);

-ознакомление

учащихся с учебно-

технической

документацией

-предупреждение

учащихся о

возможных

затруднениях при

выполнении работы);

-инструктаж по

технике

безопасности.

поступки в

соответст-

вии с

определён-

ной

ситуацией.

Текущий

инструктаж

учителя (проводится

по ходу выполнения

учащимися

самостоятельной

работы):

Формирование

новых умений:

-проверка

организованности

начала работы

учащихся;

-проверка

организации рабочих

мест учащихся

(рабочий стол,

инструменты,

приспособления);

-соблюдение правил

техники

безопасности,

санитарии и гигиены

труда при

выполнении задания;

Усвоение новых

знаний:

-проверка

правильности

использования

учащимися учебно-

технической

документации;

-инструктирование

по выполнению

задания в

соответствии с

технологической

документацией.

Целевые обходы:

-инструктирование

учащихся по

выполнению от-

дельных операций и

задания в целом;

-концентрация

внимания учащихся

на наиболее

эффективных

приемах выполнения

операций;

-оказание помощи

слабо

подготовленным к

выполнению задания

учащимся;

-контроль за

бережным

отношением

учащихся к

средствам обучения;

-рациональное

использование

учебного времени

учащимися.

Заключительный

инструктаж

учителя:

-анализ выполнения

самостоятельной

работы учащимися;

-разбор типичных

ошибок учащихся;

-вскрытие причин

допущенных

учащимися ошибок;

-повторное

объяснение учителем

способов устранения

ошибок.

4

Закрепление

изученного

материала и

рефлексия.

- Что вам

понравилось сегодня

на уроке?

- Что нового вы

узнали?

- Какая информация

оказалась полезной?

Обобщают полученные

знания, отрабатывают

основные понятия.

Самооценка,

взаимооце-

нка

результатов

деятельно-

сти.

5

Домашнее

задание.

Параграф 6 с29-36

вопросы в конце

параграфа с.36..

Осмысливают объем

задания.

Этапы урока:

1. Вводная часть – 5 мин.

Организационный момент:

Приветствие. Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих, организации рабочего места учащихся.

постановка задачи;

2. Основная часть– 15 мин.

сообщение технико – технологических сведений;

беседа по безопасным приемам работы;

вводный инструктаж по выполнению технологических операций;

3. Практическая работа– 60 мин.

изготовление изделия;

получение практических навыков и умений;

контроль за соблюдением технологии;

текущий инструктаж

сборка изделия

4.

Заключительная часть – 10 мин.

заключительный инструктаж

оценка проделанной работы;

уборка рабочих мест и помещения;

анализ работы учащихся.

Конспект урока

ХОД УРОКА

1.

Оргмомент.

Звучит мелодия колокольного звона. На проекционном экране высвечивается цветное изображение

построек деревянного зодчества

(Слайд 2 -3)

2.

Ввод в урок

Учитель (под сменяющиеся слайды с храмами):

Открыты окна… в окна дышит

Пахучей свежестью дерев,

И человек с дороги слышит

Крестясь, молитвенный напев.

Вот храм, построенный из бревен,

Когда-то был села красой,

Теперь он ветх, хотя не древен,

И не отмечен был молвой.

С древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим. Большинство христианских храмов так

же

строилось

из

дерева.

Множество

куполов,

покрывались

лемехами

резными

пластинами

из

осины.

Когда

они

переливались на солнце, то казались золотыми. Россия - страна бескрайних лесов. Проживающий в лесном краю человек

не мог не быть плотником. В России бытует поговорка:

Плотник – первый на селе работник ”. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и

“двора”, делали из древесины. Наши предки изумляли мир деревянными хоромами, Слайд 4(а) пользовались деревянной

посудой и мебелью, Слайд 4(б)

искусно украшали их резьбой и росписью. Слайд 4(в)

Существовали даже деревянные часы, Слайд 5(а) велосипеды, Слайд 5(б)

швейные машины целиком сработанные из дерева. Слайд 5(в)

Гостей встречало лицо дома – резные наличники, резные ворота, Слайд 6(а)

украшенное резьбой точеное крыльцо Слайд 6(б), а в доме – ступа, корзины, Слайд 6(в), колыбель для ребенка Слайд 6(г),

посудный резной шкаф со створками, Слайд 6(д), расписанными цветами, с берестяной утварью на полках.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Технология создания изделий из древесины». Тема нашего

урока «Способы соединения брусков. Угловое ступенчатое соединение». Запишите её в тетрадь. (Слайд 7 – ТЕМА,

ЦЕЛИ):

- Ребята, а какие вы знаете способы столярных соединений? (Ответы: на гвоздях, шурупах, нагилях, клеевые)

-Правильно.

Учитель объявляет ЦЕЛИ урока: А сегодня мы с вами:

познакомимся с угловым ступенчатым соединением (его еще называют соединением вполдерева);

научимся выполнять его, станем настоящими мастерами-плотниками.

- А как вы думаете, где мы встречаем подобное соединение? (ответы: …………….)

- Да, правильно, все эти строения содержат элементы соединения деревянных деталей. И вот сегодня мы должны

постараться и срубить настоящую деревенскую избу. Каждый из вас сделает один из её элементов – венец /на экране

демонстрируется элемент сруба и деревенская изба/. (Слайд 8).

\

Учитель : Плотник - от русского слова “плот” - сплав бревен по реке. Слово “изба” произошло от древнерусского слова

“истьба”, истопка, очаг, т.е. жилое помещение с печью. “…Плотничать должны были все взрослые мужики! Чувствуешь ты

дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается - все равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. Да

и нужда заставит. На том и стояло плотницкое мастерство”. Народные мастера, а ими были русские мужики, возводили,

подлинные произведения искусства. Шедевры народного деревянного зодчества – не просто памятники архитектуры, но и

свидетельство высочайшего плотницкого мастерства. На доске написаны слова: плотник, сруб, изба, очаг.

Давайте запишем их в тетрадях и запомним. (Ученики записывают слова)

(Слайд 9)

Над рекою голубою,

Деревушка в два ряда...

Позабытая судьбою

Деревянная изба...

Профессия плотник существует на земле более 5 тысяч лет. Русские города строились плотниками. Плотник выполняет

свою работу сам от начала и до конца, заранее зная, что только от него, от его опыта, умения, зависит ее качество, и что в

случае удачи он по праву может гордиться своим трудом, так как все сделал сам, и это обязывает плотника всегда работать

хорошо.

Избу срубить – не простое дело, это не только четыре угла да крыша. Русский крестьянин ставил дом прочно,

основательно на века. Строили дома, соблюдая три главных принципа, чтобы:

1) самому было удобно

2) соседу не мешало

3) вид деревни не портило.

Поэтому не каждый способен был срубить избу, но лишь хороший, опытный плотник. Инструменты нехитрые – топор,

скобель да долото. Топором было сподручнее всего работать, им справный мастер и дерево срубит, и обтешет его в доску.

Дед отца учил строить, отец – сына, а тот внука. Дерево отдает человеку силы, полученные от солнца, земли и ветра.

Итак, самым главным инструментом плотников был топор, (Слайд 10) напоминающий секиру.

В Поморье бытует

пословица:

“Плотник думает топором”. Это значит, что задумает, то и сделает им.

- Давайте посмотрим, как же устроен плотницкий топор. (Учитель демонстрирует топор)

Вот

его основные части: лезвие, боёк, носок, пятка, бородка, проух, обух, топорище, захват, хвост. Самым главным

элементом топора является его форма, она представляет собой клин. Клином – топор разделяет волокна древесины.

Форму клина

(

Слайд 11) имеют режущие кромки столярных инструментов, которыми нам предстоит сегодня работать. Это

– долото, столярная стамеска, ножовка по дереву /на экране демонстрируются инструменты и их режущие кромки/.

Каковы же секреты плотницкого мастерства? В старину практически каждый крестьянин владел искусством плотника и

мог срубить избу. Глагол “срубить” не случайно заменяет привычный ныне «построить». Раньше чуть ли не единственным

инструментом плотника был топор. Им и рубили деревья, и очищали их от сучьев, и расщепляли на доски.

“А почему не работали пилой, как вы думаете? (ответы- Объяснение просто: при распиливании концы бревен махрятся,

а значит, будут быстро впитывать влагу и гнить. При обработке же топором деревянные волокна уплотняются и не

пропускают воду. Вот и весь секрет!)

Следует сказать еще и о том, что топор никогда не оставляли воткнутым в бревно или чурбак и не ставили к стене, а

только клали под лавку, причем разворачивали лезвием к стене, чтобы никто случайно не поранился. Вспомним загадку:

“Кланяется, кланяется, придет домой – растянется”.

Еще первобытный человек пользовался острым базальтовым камнем в форме клина – остроугольного треугольника.

Таким инструментом можно было выкапывать коренья, а, привязав к нему палку, получали топор или копьё.

Учитель технологии:

Способов соединения деталей из древесины русские плотники

знали несколько: Слайд 12:

1. Рубка в “охряпку” - отличается формой вырубки

2.Рубка в “лапу” - соединение по углам;

3.Рубка в “погон” - врезка тонких брёвен;

4.Рубка в “столб” - для хозяйственных построек;

5.Рубка в “иглу” - укладка бревен в разном направлении.

Учитель:

Заготавливали лес под строительство зимой. Не случайно древние славяне называли январь сечень. По

известным

приметам,

строевой

лес

рубили

в

новолунье,

так

как

вырубленный

на

ущербе

сгнивает.

Размер

дерева

подбирали согласно поговорке: “Всяк по себе дерево рубит”, чтобы бревна были не слишком тяжелы в работе. Как правило,

года три уходило на подготовительные работы, перед кладкой сруба.

- Сегодня мы осваиваем технологию соединения брусков, угловое серединное соединение. Этот способ соединения

деталей из древесины носит название ступенчатое или “вполдерева”. Со стороны посмотреть, так кажется, одно бревно

сквозь другое пропущено. Получается это так, не на самом конце, но отступя от него, делается вырубка до середины, на

перекрестном бревне такая же вырубка. Бревна ложатся вырубками, а концы их торчат наружу. (Слайд13).

- Это называется рубить в “обло”, иначе

говоря, с “остатком”.

3. Практическая работа

Как я уже говорил мы с вами постараемся сделать один венец избы.

Вначале выбираем заготовки и размечаем их по чертежу. Перед вами лежит чертёж. Размеры брусков: длина – 300 мм;

ширина – 30 мм; высота – 30 мм; глубина паза –

15 мм (“вполдерева”). Для разметки используем угольник, линейку, рейсмус. “Рейсмус” - слово немецкое, буквально

означает “инструмент для проведения параллельных линий”. (Слайд 14).

С его помощью проводим линии перпендикулярные боковой стороне заготовки. Использование рейсмуса позволяет

сделать точную разметку на всех четырех заготовках.

От торца заготовки отступим 40 мм и отметим карандашом, затем при помощи угольника делаем разметку на 4

плоскости бруска, т.к. ширина заготовки 30 мм, значит, ширина паза будет тоже 30 мм, от линии отмеряем 30 мм, опять при

помощи угольника делаем разметку. Высота заготовки у нас 30 мм т.к. соединение у нас «вполдерева» значит, глубина паза

будет….15 мм размечаем рейсмусом, он у вас уже настроен. В такой же последовательности производим разметку с

противоположного торца, и так на всех 4-х заготовках. Можно одновременно начать размечать 2-4 заготовки при помощи

угольника.

Вырезаемые участки размечаем Х, а соединяемые углы 1,2,3,4

Выполняем вторую операцию – делаем пропилы поперек заготовок, так чтобы, линии разметки оставались снаружи

пропила.

Затем долотом вырубаем лишние куски древесины. Долото должно двигаться от середины к краям паза. Удары по

рукоятке долота наносим деревянным молотком – киянкой.

(Слайд 15).

При

работе

необходимо

соблюдать правила безопасной работы: запил выполнять с помощью доски – направителя,

прочно закрепив заготовку; при долблении, пользоваться подкладной доской: направление движения долота и стамески –

“от себя”: правильно класть режущие инструменты на верстак.

При долблении работать разрешается только острыми хорошо заточенными долотами и стамесками; рукоятки должны быть

прямо и плотно насажаны; во избежание раскалывания при ударе надеты металлические кольца; запрещается работать

инструментами с трещинами и расколами на рукоятках.

После того как вырубили все пазы необходимо выполнить зачистку, а затем подгонку и сборку деталей. При выполнении

этой операции нужно быть предельно внимательным и аккуратным /учитель показывает последовательность выполнения

операций, приемы обработки, знакомит с каждой операцией/. При выполнении практической работы учитель технологии

корректирует действия учащихся, обращает внимание на ошибки, показывает индивидуально приемы работы, проводит

текущий инструктаж.

Во время текущего инструктажа учитель технологии предлагает ученикам самим решить - как же выбрать размер

ширины паза.

Вот мы и выполнили практическую задачу по обработке заготовок. Каждый из вас изготовил один из элементов избы.

Одному плотнику требовалось много времени для постройки избы. Поэтому мастеровые люди работали бригадами. Такая

бригада называлась “артелью”. Вот, сейчас, и организуем артель по сборке нашей избы. Сруб укладывали на фундамент из

камней плоской формы. А мы установим сруб на демонстрационный столик. Для этого каждый из вас установит свой венец

на столик – друг на друга. А весь класс будет оценивать качество работы: плотно ли прилегают “бревна”- бруски друг к

другу, нет ли щелей, просветов и за каждую работу выставим оценки.

Итак, что - же у нас получилось? Правильно – “сруб”.

4.Заключительная часть.

Давайте подведём итоги урока:

И так, мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов. Что вы нового узнали? Что вам запомнилось?

Вы познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений. Пригодится ли

это вам? Оценка деятельности учащихся. Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно

для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни.

Д/З.

Параграф 6 стр. 29-36 вопросы в конце параграфа с.36

Составить технологическую карту по изготовлению рамочки с применением соединение в “обло”

Благодарю вас за участие в работе урока. Ученики наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят

себя в порядок.

Приложение 1.



В раздел образования




Яндекс.Метрика