Напоминание

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по произведению Б. Екимова «Ночь исцеления»


Автор: Паринова Юлия Андреевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №6"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по произведению Б. Екимова «Ночь исцеления»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по произведению Б. Екимова

«Ночь исцеления»

Тема урока: Б.Екимов «Ночь исцеления». Как важно вовремя успеть.

Тип урока: урок внеклассного чтения,

урок-размышление.

Цели:

Образовательные:

1.

Познакомить с автором рассказа Б. Екимовым и его творчеством.

2.

Вызвать интерес к творчеству Б. Екимова через его рассказ.

3.

Продолжить обучение анализу литературного произведения.

Развивающие цели:

1.

Развивать навыки осмысленного чтения.

2.

Развивать умение выделять главное в тексте: эпизоды, характеристики родителей, бабы

Дуни, Гриши.

3.

Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: любовь, ответственность.

4.

Развивать навыки анализа текста.

Воспитательные цели:

1.

Показать гуманное отношение к страдающему человеку.

2.

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к старшим, знакомым и незнакомым.

3.

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к исторической памяти народа.

4.

Воспитывать у учащихся стремление быть честным по отношению к себе и окружающим.

5.

Способствовать пробуждению у учащихся интереса к самостоятельному чтению.

Предметные результаты: Вызвать интерес к творчеству Б. Екимова.

Метапредметные результаты: Вызвать эмоциональный отклик на произведение, в ходе урока

у учащихся развивается умение аргументировать собственное мнение.

Оборудование:

портрет Б. Екимова, стенд с высказываниями известных людей о добром,

гуманном отношении к человеку (Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои

добрые мотивы. В.Дудинцев. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет

меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не

искать прямой отдачи. В.Распутин. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и

путь в жизни. Л.Сухоруков. и т.д.), распечатанный текст рассказа.

Методические приемы: рассказ учителя, слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом,

сообщение учащегося.

Литература: Б. Екимов «Ночь исцеления», «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Ход урока:

1.

Оргмомент (1мин)

2.

Мотивация. Активизация знаний учащихся. Слово учителя о писателе (10 мин)

3.

Чтение и анализ текста (20 мин)

4.

Самостоятельная работа (9 мин)

5.

Итог ( 2 мин)

6.

Рефлексия (2 мин)

7.

Домашнее задание (1 мин)

План конспекта (развёрнутый)

Эпиграф:

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Персидский поэт М. Саади

I . Организационный момент (1 минута)

II. Мотивация. Активизация знаний учащихся. Слово учителя о писателе.(10 мин)

Слово учителя

В истории нашей родины произошло немало знаменательных событий, но одно из них

до сих пор не отпускает сердца людей, отзываясь в них слезами горя и радости

одновременно, - это победа нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945

годов. Эта война «прошлась» по душам не только тех, кто бил врага на поле боя или

мужественно переносил муки плена, но и мирных жителей, самоотверженным трудом

приближающих заветный день – 9 мая 1945 года.

Страшные военные годы для кого-то прошли, а для кого-то и нет. Кто-то прожил горькое

и забыл, а кого-то оно и по сей день не отпускает.

Как жить с этим? Как преодолеть нестерпимую боль, испытанную когда-то? Как исцелить

свою душу и кто в этом сможет помочь?

Сегодня на уроке мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании и

понимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и

нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. И воспоминания о войне не дают

спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.

Наш урок мы сегодня назовем « Как важно вовремя успеть…» Обратите внимание, в

конце фразы стоит многоточие. Когда мы ставим многоточие? (Многоточие – это знак

препинания, представляющий собой написанные рядом три точки. Служит для

обозначения незаконченной мысли или паузы автора. Преимущественно ставится для

того, чтобы показать незавершенность высказывания) Мне бы хотелось, чтобы вы к концу

урока закончили это предложение.

Ребята, обратите внимание на эпиграф урока. Как вы понимаете это высказывание?

Почему человек не заслуживает звания человека, будучи равнодушным?

Слово о писателе (доклад одного из учеников)

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края

в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья переехала

сначала в Иркутск, а в следующем году — в поселок Или Алма-Атинской области. Здесь до

1945 года, когда семья перебралась в Калач-на-Дону, и прошли первые годы жизни

будущего писателя.

Первая книга писателя — "Девушка в красном пальто" — появилась в издательстве

"Современник" в 1974 году. Потом были другие книги: "У своих", "Офицерша", "Доехали

благополучно", "Последняя хата", "Тёплый хлеб", "Ночь исцеления" и др. Имя его заняло

прочное место в столичных журналах.

В последнее десятилетие от малых эпических форм Б.Екимов сделал попытку перейти к

крупным. Это роман "Родительский дом", впервые опубликованный в 1988 году

журналом "Волга". Но, по справедливому замечанию критики, он романом "не стал, хоть

и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования..." Однако хороший и

своеобразный роман у Б.Екимова все же написан — это большая серия его хуторских

рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то

второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее.

В 1999 году — лауреат Государственной премии России и Всероссийской

литературной премии "Сталинград".

Слово учителя.

Павел Басинский назвал Б.П.Екимова «первоклассным русским рассказчиком». Владимир

Васильев в статье «Высота Б.Екимова» писал, что в произведениях писателя «находят

художественное выражение благороднейшие чувства и порывы человеческого чувства». В

статье Н. Б. Ивановой «Испытание правдой» мы читаем следующее: «Давая выговориться

самой жизни…, Борис Екимов не оценивает прямо поступки и действия героев. Оценку

должен вынес сам читатель».

Валерий Сердюченко в статье «Русская литература на рубеже третьего тысячелетия»

отмечает «нравственную чистоту авторской позиции и, что главное, изобразительный

талант» писателя. В центре рассказа Екимова всегда находится Человек, писателя

интересует его внутренний мир, процессы, происходящие в его душе, иными словами,

момент самоопределения (становления) личности.

Излюбленным объектом художественного и психологического исследования для писателя

являются самые обыкновенные люди, чаще всего деревенские жители, его земляки.

Внимательный наблюдатель и тонкий психолог – знаток человеческих душ, Б. Екимов

умеет показать в своих произведениях «необычность судьбы обыкновенного человека»,

его нравственную силу, проявляющуюся не в словах, а в поступках, в работе. С особой

теплотой создает писатель образы стариков и детей, намеренно сближая их в рассказах,

что также становится одним из способов выражения авторской позиции.

исцелить свою душу и кто в

этом сможет помочь

III. Чтение рассказа и его анализ (20 мин)

Аналитическая беседа

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа? (Тревогу.

Жалость к бабе Дуне. Удивление поведением Гриши. Облегчение. Жалость к тем, у кого

нет близких, и они остаются один на один со своей бедой)

- Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова? Что волнует писателя?

(Гуманное отношение к страдающему человеку, память о войне, взаимоотношение

поколений, выбор поведения человека в той или иной ситуации (проблема нравственного

выбора), проблема милосердия и сострадания).

Ребята, как вы понимаете слова «милосердие», «сострадание»? (Работа со словарём)

Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем.

(«Словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы.

Как вы думаете ребята, была ли одинокой баба Дуня?

Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?

(Она испытывает чувство покинутости, порой ненужности)

Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?

(«А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала»,

«про хвори забыла» И живым духом веяло в доме»)

-Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей?

За что она корила себя? Почему себя чувствовала виноватой?

«..я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу, разбудила тебя. Прости, Христа

ради..»)

- Что пережила баба Дуня во время войны?

(рассказ ученика)

(Много бед принесла война людям, много пришлось пережить и бабе Дуне. Потеря

хлебных карточек грозила голодом. Ничего не оставалось, как собирать желуди и этим

спасать от голода троих детей и себя. Но желуди отобрали… Надвигалась новая беда –

суровая зима. Дети раздеты и разуты. «Чирики бы какие у вас пошить. Мне ничего не

надо… Детишки босые..»

Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в

госпиталь. Везде нужны были пропуск, документы. Кругом война, опасность, всюду могли

возникнуть подозрения…)

- Какое слово часто повторяла во сне баба Дуня? (карточки)

А вы знаете, что такое хлебная карточка?

Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при

нормированной системе их распределения.

Как Гриша пришел к мысли, что именно он должен бабушке помочь?

-Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

( он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее

лечь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимало мысли Гриши.

Стало думаться об утре, о рыбалке…»)

-Как позже реагирует внук на крики бабушки во сне?

(Он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с бабушкой о

том, что слышал от нее во сне. И он был поражен тем, что сны могли стать причиной

настоящих слез).

- Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью

внука? Докажите. (Разговор по телефону с мамой)

- Что происходило в душе мальчика после разговора с мамой? («Стало думаться о

бабушке… она казалась такой слабой и одинокой.. И с какой , верно, тягостью ждет она

ночи.. Но как помочь?

- Какое решение нашел Гриша? (Ночью во время очередного крика бабушки внук не стал

следовать совету мамы. «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв

обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: -

вот ваши карточки, бабаня)

- Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки? (Его трясло, почему-то было

холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…)

- Кого еще жалел мальчик? (Того, кому война принесла боль, страдания, кого

несправедливо обижали, унижали).

- Какое ключевое слово повторяется в тексте ? (сердце)

. Что символизирует мотив сердца? (Душевную боль, страдание, сочувствие,

сострадание, любовь к людям, милосердие)

- А с каким мотивом неразрывно связан мотив сердца? (почему оно болело – не

могло спать?)

- Мотив сна… что он символизирует? (воспоминание, проживание заново давно

прошедших событий)

- Обратите внимание на слова повествователя «.. воспоминаие резануло по сердцу»

«Сердце мальчика облилось жалостью и болью.. слезы катились и катились. Они шли от

сердца, потому что сердце болело и ныло»

- Почему автор так часто использует слово «сердце? (В душе героя происходят сильные

перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной

боли. В нем росло «большое сердце» в нем зародилось милосердие и сострадание.)

- Почему Гриша не выбирает мамин способ?

- Почему Гриша не рассказывает бабушке о случившемся?

( Он вовремя понял, что нельзя говорить « Нужно делать и молчать и придет исцеление.

Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не

наступит.Поэтому он решает молчать. «Это должно остаться и умереть в нем»)

- «Ночь исцеления» - так называется рассказ.

Как вы понимаете это слово, что значит исцеление? (Исцеление – это полное

выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной

раны)

О каком и чьём исцелении идёт речь в финале рассказа? (В эту ночь Гриша «нашёл

ключик» к недугам бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить ее,

исцелить её душу. Исцелилась не только баба Дуня –исцелился и сам Гриша, исцелился от

черствости и равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать, не

случайно писатель рисует как бы две жизни, которые проживает юноша. Днем –

счастливое время школьных каникул: рыбалка, лыжи. Ночью он как будто переносится на

несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта

«ночная» жизнь становится для него важнее.)

IV

Самостоятельная работа. Составление таблицы. (9 мин)

Сопоставительный анализ образов героев (привести цитаты из текста, сделать вывод)

Дети

Внук

1.

Поддерживают ли они бабу

Дуню?

“свили гнезда в городе”;

“наезжали редко – хорошо, коли раз в

год”;

“И к ней, в родительский дом,

приезжали лишь в отпуск, по лету”.

“... в годы войдя, стал ездить чаще: на

зимних каникулах, на октябрьские

праздники да майские. Он зимой и летом

рыбачил в Дону, грибы собирал, катался

на коньках да лыжах, дружил с

уличными ребятами – словом, не

скучал”.

Вывод

Дети отдалились не только от родных

мест, но и от матери.

Внука тянет к родным истокам, к

родному человеку.

2.

Как это отражается на жизни

бабы Дуни?

“ И снова баба Дуня осталась одна”.

Ведет хозяйство одна, ей физически

трудно. Но главное – она одинока. И

это одиночество тяжело давит на нее.

Жизнь течет однообразно. Ей нечем

отвлечься от тяжелых воспоминаний, и

они берут верх над ней.

“Внук приехал... А баба Дуня, разом

оживев, резво суетилась в доме: варила

щи, пирожки затевала, доставала варенья

да компоты... Лежала на диване рубашка

внука, книжки его – на столе, сумка

брошена у порога – все не на месте,

вразлад. И живым духом веяло в доме”.

Вывод

Ей очень не хватает детей. Она их

вырастила с такой любовью, всю душу

вложила в них, боролась за них, спасла

их в трудные военные и послевоенные

годы.

С Гришкиным приездом она про хвори

забыла. День летел не видя, в суете и

заботах. С приездом внука она

преображалась, молодела душой. Было с

кем поговорить, для кого готовить, о ком

заботиться.

3.

Как они переносят тревожный

сон бабы Дуни?

“Конечно, все понимали, что виновата

старость и несладкая жизнь... С войной

и голодом. Понимать понимали, но от

этого было не легче. Приезжала баба

Дуня, и взрослые, считай, ночь

напролет не спали. Хорошего мало”.

На предупреждение бабушки отвечает:

“Я ничего не слышу. Сплю мертвым

сном”. Когда бабушка переживает, что

будила его ночью два раза, Гриша

говорит: “В голову не бери. Высплюсь,

какие мои годы...”.

Вывод

Приезд матери им в тягость.

Ему не в тягость просыпаться ночью от

тревожных криков бабушки. Он думает

не о себе, а о бабушке.

4.

В чем проявляется их забота?

“Водили ее к врачам, те прописывали

лекарства. Ничего не помогало”.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой

слабой и одинокой. А тут еще ночи в

слезах...” Допытывается: “Ты вправду

плачешь?”. “... это только снится, или это

было?”. Старается понять ее.

Обдумывает, как ей помочь.

Вывод

Не вникают в ее состояние.

Ограничиваются обращением к врачу, к

лекарствам.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее

сердцем.

5.

Как успокаивали бабу Дуню?

“Она лишь начнет с вечера говорить, а

ты крикни: "“Молчать!” Она

перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка

бабы Дуни, не родной ей человек, и сын

Петяня, видимо, целиком

доверившийся своей жене.

“...опустился на колени перед кроватью и

стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша

словно увидел темную улицу и женщину

во тьме...”. “... настойчиво повторял”

слова.

Вывод

Они действовали в духе того жестокого

военного времени. Своим криком –

приказом они лишь усиливали ее страх,

горечь, душевную боль.

Гриша не кричит, а действует

гипнотически, с помощью внушения. Он

как бы переносится в тревожный мир

бабушки, вживается в образ. Он

действительно любит и хочет освободить

родного человека от тягостного

душевного состояния.

6.

Как относятся к прошлому?

“Про старые годы вспоминал отец. Но

для него они прошли”. “Все люди

прожили горькое и забыли”.

“Слезы катились и катились... Сердце

болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-

то еще... Он не спал, но находился в

странном забытьи, словно в годах

далеких, иных, и в жизни чужой, и

виделось ему там, в этой жизни такое

горькое, такая беда и печаль, что он не

мог не плакать...

Вывод Видимо, прошлую горькую

жизнь сын не прочувствовал до конца.

Все тяжести и горести той жизни мать

взвалила на свои плечи. Оберегала

детей, сколько могла. Даже на сборы

желудей ходила одна.

Внук наделен острым чувством любви и

жалости, способностью сострадать горю

близкого и любимого человека.

Вывод. В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к

выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика

отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце”

по отношению к Грише.

V Итог (2 мин) VI Рефлексия.(2 мин)

О чём заставляет задуматься своих читателей автор рассказа?

(Рассказ Б.Екимова заставляет нас задуматься о том, что «самое главное человеческое

качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости»

(В.Сухомлинский), что только это делает человека по-настоящему человеком)

Ребята, давайте вспомним, как звучит тема сегодняшнего урока? Как она связана с нашим

разговором? Как бы вы закончили фразу «Как важно вовремя успеть…»

Дополните предложение

Сострадание – это………….(это способность человека с помощью энергии Любви, понять

страдания другого человека и оказать ему помощь, это умение сопереживать чужому

горю, желание помочь знакомому и незнакомому человеку, попавшему в беду)

Выставление оценок

V I I Домашнее задание (1 мин) (на выбор)

1. Написать сочинение-рассуждение « Какой след в вашем сердце оставил рассказ

Б.Екимова «Ночь исцеления»?»

2. Напишите сочинение – миниатюру «В чем заключается смысл названия рассказа «Ночь

исцеления»?

3. Напишите письмо главному герою Грише.



В раздел образования




Яндекс.Метрика