Автор: Кудлай Лариса Леонидовна
Должность: учитель английского языка, методист
Учебное заведение: МБОУ Гимназия имени А.И.Яковлева
Населённый пункт: г.Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок. От технологии к качеству
Раздел: среднее образование
Титульный слайд (1)
Методический семинар «Современный урок. От технологии к качеству»
Любое действие, как мы знаем, совершается
ради достижения определенной
цели….
№2
Цель нашего семинара - осмысление необходимости и возможности применения
современных образовательных технологий как инструмента повышения качества
образования …и повышение эффективности взаимодействия педагога и учащихся в
образовательном процессе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи
- Проанализировать подходы к организации современного урока и транслировать
накопленный опыт применения современных образовательных технологий в нашем
учреждении.
Чтобы придать нашему мепроприятию практическую направленность, хочется
максимально уйти от сухих научных формулировок и простым понятным языком
описать суть и значимость современного урока.
№3
Когда-то давно ученики спросили своего учителя: «Учитель, скажите, почему вы
не даёте нам Знания, а заставляете нас самих думать, размышлять и
додумываться до всего?».
Учитель не ответил прямо на вопрос и в свою очередь спросил ученика:
— Скажи, если тебе понадобится попасть в место, в котором ты никогда не
был, что ты станешь делать?..
— Я обращусь к тому, кто знает Путь, — ответил ученик.
— А как ты предпочтёшь оказаться в этом месте: чтобы тебя доставили туда
с закрытыми глазами и открыли их только тогда, когда ты уже будешь там, или
чтобы
тебя
провёл
знающий
человек,
предоставляя
тебе
запоминать
окрестность и самому учиться определять правильный путь, лишь время от
времени помогая отыскать верное направление?
—
Конечно
же,
лучше
чтобы
знающий
провёл
меня,
помогая
мне
ориентироваться в пути и отличать верный Путь от неверного, — сказал ученик.
Кто же тот проводник в мир открытий и знаний?
Я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Кого вы в нем увидели? (ответы)
Конечно, вы увидели в нем самого себя. Мы все разные, но нас объединяет одно –
мы учителя.
№4
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,
высокой
мобильностью,
для
молодого
поколения
появляется
большое
количество
возможностей.
В связи с этим, подготовка учеников к жизни закладывается уже в школе,
поэтому требования к образованию меняют свои приоритеты.
№5
Обновляются цели и содержание, появляются новые средства и технологии
обучения, но при всём многообразии нововведений – урок остаётся главной
формой организации
учебного процесса. И для того, чтобы реализовать
требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать
актуальным, современным!
Это понимает любой современный педагог….понимают это и наши дети
№6
Готовясь к семинару, мы попытались выяснить мнение учащихся по этому
вопросу. В наших видеоматериалах вы наверняка ознакомились с их суждениями.
Перед вами лишь некоторые высказывания из которых мы видим, что «низы»
уже не хотят, а «верхи» не могут жить по старому
и надо что то менять
Так как же разработать урок по-новому? Что будет главными составляющими
современного урока?
№7
Чтобы внести в наш разговор немного весенних ноток, мне захотелось изобразить
Современный УРОК в виде цветка! Каждый лепесток будет олицетворять собой
самые необходимые и важные компоненты.
Непосредственными участниками образовательного процесса являются: ученик и
учитель
№8
Давайте попробуем охарактеризовать их деятельность на современном уроке
Что делает учитель….
Учитель: направляет, помогает, координирует, взаимодействует, побуждает…
Ученик:, добывает, сотрудничает, применяет, перерабатывает, узнает, открывает
реализуется … ) Вместе они Взаимодействуют и сотрудничают, т.е ученика и
учителя можно назвать
№9
«Содеятелями и соучастниками»
Причем ученик сотрудничает не только с
учителем, но и с другими учащимися. Детский коллектив превращается в
творческую лабораторию, ведь в коллективе или группе добывать знания всегда
легче и продуктивнее. Одна голова хорошо, а две лучше.
№10
Итак, первые составляющие современного урока
- это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и
СОТРУДНИЧЕСТВО.
Рождение любого урока начинается с постановки цели…что помогает добиться
поставленной цели? Грамотно разработанный алгоритм действий, применение
новых методов и приемов, позволяющих повышать интерес и как следствие
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ.
Другими словами, необходима технологичность образовательного процесса.
Глупо сегодня задавать вопрос «А какие образовательные технологии вы знаете и
применяете». Уверена, Нет такого педагога среди нас, который, Хотя бы раз не
обращался к той или иной технологии или ее приемам. Выбор технологии – это
сугубо частная преференция и зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Педагоги, которые сегодня будут анализировать свои уроки, затронут этот аспект в
своих выступлениях
№11
Итак, третья важная составляющая урока - ТЕХНОЛОГИЯ
Эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается
инновационной образовательной средой, другими словами, системой ресурсов.
Давайте остановимся на системе ресурсов.
№12
Перед вами – росток (будущий цветок) и малыш (будущий ученик)
Для эффективного роста и развития того и другого необходимы определенные
условия или система ресурсов.
? Найдите общий ресурс, относящийся и к ученику и цветку. Что им необходимо?
Выход на климат и ресурс….( тепло, уют, забота, питание, свет…)
Педагоги и психологи единодушны в том, что
современный урок должен
обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта
учителем.
№13
Итак, пришло время открыть следующий лепесток. Это - «КОМФОРТ». В
нашем случае, комфорт – это благоприятный психологический и эмоциональный
климат урока
Ну и наконец, мы подошли к главной составляющей любого урока. Ради чего мы
учимся, что приобретаем? Что добывает на каждом уроке ученик под опытным
руководством учителя-наставника
-№14
это ЗНАНИЯ. ЗНАНИЕ, Само по себе ничего не значит, если его не применять и
не получать от него пользу.
№15
Обратите внимание на слайд. Что изображено, на ваш взгляд на этих картинках
Все они изображают некое развитие…движение вперед?
№16
РАЗВИТИЕ.
Наш цветок распустился и заиграл другими красками, таким образом мы
определили составляющие современного урока:
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- СОТРУДНИЧЕСТВО
- ТЕХНОЛОГИИ
- КОМФОРТ
- ЗНАНИЯ
- РАЗВИТИЕ
Опираясь на эти понятия, становится очевидным, что на современном уроке
учащийся
должен
активно
действовать
в
ходе
учебного
процесса,
сотрудничать, благодаря применению со стороны педагога педагогических
технологий и созданию комфортности на уроке.
Самостоятельно добывать
знания под руководством учителя-наставника. Тем самым на уроке мы создаем
условия для воспитания, формирования и развития личности.
На вопрос ученика из притчи о важности знания Пути и умения разбираться в
нем, мудрый учитель ответил: «Знать конечную цель не означает добраться до
неё, нужно ещё уметь различать Путь и нужна сила, чтобы пройти по нему
своими ногами, ибо никто нас не понесёт на своих плечах.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.
«Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак
того, что вам необходимо меняться» говорил великий (Марк Твен)