Автор: Якушева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 101"
Населённый пункт: г. Петрозаводска
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Морское путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 101 «Карусель»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по
формированию элементарных математических представлений
для детей средней группы.
Тема: «Морское путешествие»
Автор: Якушева Н.Н. воспитатель.
г. Петрозаводск, 2017 год.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе на тему:
«Морское путешествие».
Автор: Якушева Н.Н., воспитатель МДОУ
«Детский сад № 101 «Карусель»
Цели:формировать у детей элементарные математические представления.
Задачи:
1.
Совершенствовать навыки счета в пределах пяти в прямом и обратном
порядке.
2.
Продолжать формировать умение соотносить количество предметов с
числом
и
уравнивать
группы
предметов
по
количеству,
закреплять
понятие «поровну», «одинаковое количество».
3.
Закреплять умение сравнивать предметы по величине (в пределах 5),
раскладывать
их
в
убывающей
последовательности,
обозначая
результат сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше,
самый маленький, больше.
4.
Закреплять
умение
ориентироваться
на
листе
бумаги,
знания
о
геометрических фигурах.
5.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
6.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её.
7.
Воспитывать
внимание,
умение
грамматически
правильно
формулировать ответ.
8.
Воспитывать дружелюбное отношение и интерес к обитателям морских
глубин.
Методы и приемы:
словесные:
беседа
,
напоминание,
вопросы,
индивидуальные
ответы
детей;
практические:
физкультурная
минутка
«Рыбки»,
работа
с
математическими карточками и камушками, математические игры на
интерактивной доске «Киты», «Разноцветные рыбки»;
наглядные: макет подводной лодки, макет осьминога.
Материалы
и
оборудование: интерактивная
доска,
презентация,
математические карточки с цифрами по количеству детей, камушки крупного
размера, раздаточный материал: квадраты из ткани; геометрические фигуры
(квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник) по количеству детей.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Слайд 1
-
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
я
вам
предлагаю
отравиться
в
необыкновенное путешествие. А куда именно вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона…. (Море)
- Правильно, море.
- Молодцы! Вставайте в круг и повторяйте за мной волшебные слова:
Мы тихонечко пошли, в сказку двери мы нашли,
Руки дружно вверх подняли и на море мы попали!
(звучит музыкальное сопровождение «Шум моря»)
-
Ребята,
посмотрите
вокруг.
Мы
и,правда,
оказались
на
море.
Присаживайтесь, давайте понаблюдаем…Слайд 2
1 задание
На экране появляется изображение китов.
- Смотрите, кто это? (киты) Да, это киты, самые крупные обитатели моря.
- Как нам узнать, сколько всего китов? (посчитать)
- Давайте посчитаем! (один, два, три, четыре, пять) Всего? (пять китов)
- Посчитай, пожалуйста! (считает ребенок) Правильно, всего 5 китов.
- Скажите, чем они отличаются? (разные по величине, маленькие и большие).
- Правильно, они разные по величине.
- Покажи, пожалуйста, самого большого кита! (показывает ребенок) Самого
маленького!
- Чтобы нам лучше рассмотреть китов, давайте расположим их от самого
большого к самому маленькому.
- Попробуй, пожалуйста! (ребенок выполняет задание)
Рассказывает
о
величине
предметов,
используя
слова: самый
большой,
поменьше, еще поменьше, маленький, самый маленький).
- Молодец!
- Проверяем! Первый кит? (самый
большой) Второй? (поменьше) Третий?
(еще меньше) Четвертый? (маленький) Пятый? (самый маленький)
Слайд 3
- Смотрите, киты ныряют под воду! Давайте и мы тоже побываем под
водой, посмотрим на обитателей морских глубин. Вот только я не знаю, как
же мы сможем погрузиться под воду? Может быть, вы мне подскажете, что
нужно для погружения?(нам нужна подводная лодка)Слайд 4
- Подводная лодка умеет погружаться на большую глубину. Лодка у нас есть,
можно отправляться! Проходите, садитесь!
2 задание
-
Ребята,
сначала,
нужно
сделать
пульт
управления,
которым
мы
будем
управлять нашей лодкой. На пульте у нас будет расположено 5 кнопок разной
формы.
Что
они
напоминают? (геометрические
фигуры) Назови
их,
пожалуйста! (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал)
- У вас на столах лежит «панель управления» (квадрат из ткани), положите её
перед собой на столе и слушайте внимательно:
в левом верхнем углу положите, пожалуйста: зеленый квадрат;
в правом нижнем углу положите, пожалуйста: коричневый прямоугольник;
в середине пульта - красный круг;
в левом нижнем углу положите: оранжевый овал;
в правом верхнем углу положите: желтый треугольник;
- Посчитайте, сколько всего получилось кнопок? (получилось пять кнопок)
- Посмотрите и проверьте себя, проверьте соседа, правильно ли он сделал.
(Дети проверяют задание друг у друга)
- Пульты управления есть, можно погружаться! Начинаем обратный отчет! (5,
4, 3, 2, 1 и нажимают красную кнопку)
(звучит музыка «Погружение»)Слайд 5
3 задание
- Вот мы и под водой. В подводном царстве живет много самых разных рыб.
Посмотрите в иллюминаторы, какие красивые рыбки приплыли Слайд 6.
- Рыбки плавают, резвятся в море. Давайте, мы поиграем как рыбки! Встаньте
все в круг и повторяйте за мной движения.
Физминутка "Рыбка"
Рыбки весело резвятся, шевелят «плавниками»
В чистой тепленькой воде,
Рыбки прыгают, играют, прыжки на месте
Рыбки хвостиком виляют, показывают «хвостики»
То сожмутся, разожмутся сжаться, выпрямиться – руки вверх
То зароются в песке приседание
(дети выполняют движения в соответствии с текстом и возвращаются на свои
места)
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем рыбки отличаются? (они разного цвета)
- Да, верно. Посчитай, пожалуйста, сколько желтых рыбок? (одна, две, три,
четыре, пять; всего пять желтых рыбок)
- Посчитай, пожалуйста, синих рыбок. (одна, две, три, четыре; всего четыре
синие рыбки)
- Мы посчитали правильно, не пропустили ни одной рыбки.
- Ребята, маленькие рыбки очень боятся акулу. Как вы думаете, почему?
(ответы детей) Правильно, акула хищная рыба, она охотится на маленьких
обитателей моря. Желтые рыбки прячутся под скалу слева от вас, а синие -
под скалу справа от вас.
- Давайте, спрячем рыбок под нужную скалу.
- Спрячь рыбку! (ребенок выполняет задание)
- Попробуй, пожалуйста, спрятать рыбку! (ребенок выполняет задание)
Дети выполняют задание, пока не будут спрятаны все рыбки.
- Выбери, пожалуйста, цифру, которая обозначает количество желтых рыбок.
(ребенок считает, выбирает цифру, ставит на скалу)
- Выбери, пожалуйста, цифру, которая обозначает количество синих рыбок.
(ребенок считает, выбирает цифру, ставит на скалу
- Ребята, что вы можете сказать о количестве желтых и синих рыбок? Каких
рыбок больше? (желтых больше, синих меньше)
- Да, желтых больше. Сколько всего? (пять) Синих меньше. Сколько всего?
(четыре)
- Насколько больше желтых рыбок, чем синих? (на одну, потому – что 5
больше чем 4 на 1, а 4 меньше чем 5 тоже на 1)
-
Что
надо
сделать,
чтобы
желтых
и
синих
рыбок
стало
поровну
или
одинаковое
количество? (надо убрать одну желтую рыбку или добавить
одну синюю рыбку, потому что 5 больше чем 4 на 1, а 4 меньше чем пять
тоже на 1)
- Мы не будем прогонять одну желтую рыбку, мы добавим одну синюю.
Попробуй! (ребенок добавляет синюю рыбку) Сколько
желтых
рыбок? (5)
Сколько синих рыбок? (5)
- Соответствует ли цифра 4 количеству синих рыбок? (нет)
- Найди, пожалуйста, цифру, которая соответствует количеству рыбок!
- Что можно сказать о количестве синих и желтых рыбок? (их по пять,
поровну или одинаковое количество)
- Мы помогли рыбкам спрятаться и можем продолжить свой путь.
Слайд 7
- Ребята посмотрите, кто же это, вы не знаете? (ответы детей)
- Здравствуй, осьминог, мы рады видеть тебя. Ребята, смотрите, его ноги
щупальца завалило камушками, он не может плавать. Для того чтобы его
очистить нужно убрать камушки.
4 задание
- Карточки с цифрами помогут нам. С правой стороны от цифры нужно
положить
столько
камушков,
сколько
обозначает
эта
цифра. (Дети
выполняют самостоятельно)
- Проверь себя - посчитай, пожалуйста (проверка выполненной работы).
-
Молодцы!
Посмотрите,
мы
почти
освободили
осьминога. Слайд
8
Следующее, что нужно сделать это: выложить слева на карточке из камушков
цифру, которая изображена на вашей карточке.
- Какую цифру ты выложил из камушков? (ответы детей)
- Молодцы! Все справились. Теперь осьминог сможет плавать.Слайд 9, 10
- А наше морское путешествие подошло к концу, пора возвращаться.
- Занимайте свои места в лодке. Молодцы, можно всплывать! Начинаем
обратный отсчет! (5, 4, 3, 2, 1 и нажимают)
Слайд 11
- Ребята, мы опять оказались на берегу моря и нам пора вернуться в наш
детский сад.
- Предлагаю встать в круг и произнести волшебные слова:
Мы тихонечко пошли, в сказку двери мы нашли,
Руки дружно вверх подняли, снова в садик мы попали!
- Вот мы и снова в детском саду. Интересное было путешествие? Кого
встретили? Кому помогли? Что особенно запомнилось? Что понравилось?