Напоминание

«Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе.»


Автор: Лубсандоржиева Наталья Бимбацыреновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Иройская СОШ
Населённый пункт: улус
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе.»
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка

Тема: «Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в

начальной школе.»

Направленность: данная работа предназначена для учителей начальных классов.

Краткое содержание: в работе изложены основные аспекты использования метода

театрализации как одного из форм творческих пересказов. Аргументированы и предложены

приемы использования элементов театрализации при работе с литературным текстом.

Представлены некоторые виды упражнений на каждом этапе использования метода

театрализации. Диагностическая карта по литературному чтению. А также

последовательность введения метода театрализации при работе с литературными

произведениями в начальной школе.

Пояснительная записка

Цель: Повышение качества образования путем формирования навыков осознанного

чтения с использованием методики театрализации на уроках литературного чтения в

начальных классах.

Задачи:

1. Проанализировать эффективность использования метода театрализации на развитие

творческих способностей учащихся;

2.Разработать приемы использования элементов театрализации на уроках литературного

чтения, соответствующие возрастной группе учащихся и их индивидуальным способностям;

3. Разработать виды упражнений на некоторых этапах введения метода театрализации на

уроках литературного чтения;

4. Апробировать приемы;

5. Внедрить предложенную методику в практику.

Актуальность:

В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколениия

современная система образования направлена на формирование высокообразованной,

интеллектуально развитой и творческой личности. Важнейшей отличительной особенностью

новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе

системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников

познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит,

образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию

действий учеников.

Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их

потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли

наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование

театрализации на уроке литературного чтения.

В методической разработке изложены основные аспекты работы с литературным

произведением в начальной школе с использованием творческого потенциала детей.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу,

фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с

течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального

внимания и дальнейшего развития. Общество нуждается в людях инициативных, творческих,

готовых найти новые подходы к решению социально-экономических, культурных задач. В

связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой

активности личности. Эта задача находит свое отражение в альтернативных

образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной

школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий

характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в

нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды

уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной

работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

В методической разработке представлена одна из форм творческой работы с

литературным произведением, которые помогут учителям и школьникам в изучении

литературных произведений, организации исследовательской и творческой работы.

Новизна

Данные приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения

можно использовать как основу для работы в начальных классах над многими

литературными произведениями меняя только порядок работы или объединяя формы.

Апробация:

Как сделать урок более разнообразным, интересным, насыщенным и неповторимым?

Существует много способов для повышения познавательной творческой активности

учащихся. Один из них - нестандартные уроки.

Нестандартные уроки - это импровизация учебного занятия, имеющую нетрадиционную

структуру.

Данные уроки позволяют изменить форму занятия, повысить интерес, стимулировать

познавательную активность учащихся. В педагогической практике есть множество типов

нестандартных уроков. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих

творческую деятельность учащихся, является урок-театрализация.

В рамках урока литературного чтения есть возможность использовать элементы театра,

так как литература и театр - два искусства, общим для которых является слово.

Театрализация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, речь,

усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения.

Метод театрализации художественных произведений я применяю на уроках

литературного чтения при изучении рубрики «Наш театр», «Мастерская писателя», понятия

«пьеса», басни разных народов, русские народные сказки. Данную методику на уроках

литературного чтения я применяю на протяжении многих лет. Обобщение данного

педагогического опыта осуществлялось в 2017-2018 году в форме анализа посещенных

уроков и внеклассных мероприятий, творческого отчета и анализа результатов учебной

деятельности. Этот метод также был апробирован учителями начальных классов нашей

школы. Опытом работы по теме: «Театрализация на уроках литературного чтения» я

неоднократно делилась на семинарах и педагогических чтениях района.

Технологичность:

Метод театрализации прост в применении. Его могут использовать не только учителя

начальной школы, но и учителя литературы в своей практической деятельности.

Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если

они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя. Именно в

театрализации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также

выражение эмоционального восприятия.

Результативность.

Использование инсценирования, ролевых игр, приемов персонификации способствует

повышению интереса к урокам, побуждает к чтению, развивает не только устную, но и

письменную речь. Каждый учащийся может найти себе роль по интересу, выбрать задание

по своим возможностям (быть актером, режиссером, художником и др.), то есть быть

активным участником учебного процесса. Практически все учащиеся не только читают те

произведения, которые заданы на урок, но и читают дополнительную литературу, многие

посещают библиотеки, пишут стихи, сочиняют свои рассказы и даже пьесы.

Эффективность.

Все приемы, которые представлены в разработке, имеют конкретные примеры с уроков.

Их легко можно видоизменять, а значит использовать на уроках разного типа (вводных,

обобщающих, контрольных и других).

Практическая ценность.

Представленные уроки или их фрагменты будут интересны как начинающим учителям,

так и опытным.

Все предложенные рекомендации использованы на личном опыте, материалы

апробированы, а это значит, могут быть успешно использованы другими учителями.

Методика использования материалов.

Методическая разработка представляет собой комплекс материалов, раскрывающий

практические возможности использования различных приемов театрализации на уроках

литературного чтения, указания по введению в практику некоторых активных методов и

форм обучения, а также разработки уроков с использованием этих методов и приемов. Все

рассмотренные приемы (персонификация, ролевые игры, инсценирование, создание

композиций) позволят учителю использовать театрализацию в системе.

Описание опыта работы.

Мой опыт работы подтверждает несомненное положительное влияние театрализации на

развитие детей, формирование гармоничной личности. Уроки литературного чтения вела в

направлении " Театр". На уроках использую различные приемы работы, остановлюсь лишь

на тех из них, которые могут быть применимы практически на любом занятии. Среди них

инсценирование литературных произведений, небольших "документальных" эпизодов,

создание кукольных сцен, подражание литературному герою, ролевая игра, перевоплощение,

примерка образа (в том числе рассказчика, сказочника) и другое. Учащиеся с удовольствием

участвуют в инсценировках, создают спектакли и ставят их. Им нравится "примерять" на

себя образы литературных героев, "проживать" их, нравится сам процесс подготовки к уроку

и, конечно же, они получают большое удовлетворение от занятий.

В работе представлены рекомендации к урокам литературного чтения, на которых

используется театрализация в ее разных видах, а также уроки или фрагменты мероприятий,

которые успешно были апробированы.

Персонификация, или Образ рассказчика на уроках литературы.

Введение в образовательный процесс элементов театрализации можно с уверенностью

считать отличительной чертой нетрадиционного урока, направленного на развитие речевых

умений и коммуникативных способностей учеников.

Особое место на уроках литературы занимают занятия, где главной целью является

отработка умения пересказывать содержание, передавать ход событий произведения. Как

сделать так, чтобы пересказ не был скучным ответом у доски? Что нужно для того, чтобы

рассказчика-ученика слушали с интересом, а потом еще задали вопросы, включились в

диалог с ним?

Рассмотрим несколько вариантов применения этого приема на уроках

литературного чтения в 4 классе.

При изучении с литературной сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»,

учитель всегда отводит время на знакомство с автром, с его биографией. Отец Аленушки,

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, - писатель. Он сидит за столом, наклонившись над

рукописью своей будущей книги. Вот он встает, подходит поближе к Аленушкиной кровати,

садится в мягкое кресло, начинает рассказывать... Внимательно слушает девочка про глупого

индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины

собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один

глазок у Аленушки уже спит... Спи, Аленушка, спи, красавица.

Аленушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном все идет снег...

Так проводили они вдвоем долгие зимние вечера - отец и дочка. Аленушка росла без

матери, ее мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал все, чтобы ей

хорошо жилось.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке.

Он издал их отдельной книгой и назвал ее "Аленушкины сказки".

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с

Аленушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон

косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками;

медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о

стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.

Один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое -

слушает.

Баю-баю-баю...

Учитель может предложить роль рассказчика (сказочника) ученику, который будет

знакомить, с новыми для них словами, то есть провести словарную работу, которая будет

подготовлена в качестве домашнего задания.

В качестве следующего примера приведем урок изучения былин и народного эпоса в 4

классе. Здесь в роли героя-рассказчика может выступить былинный богатырь. Эту роль с

удовольствием примерят на себя мальчики. Им нравится рассказывать о невероятных

подвигах, о неимоверной силе богатырей, они уверенно держатся в этой роли.

На уроке можно оживить картину В.Васнецова "Богатыри". "Кто изображен на картине?

Что вы знаете об этих богатырях? Хотите узнать больше?" Знакомство с героями может быть

очным.

Представление Ильи Муромца:

"Здравствуйте, я Илья Муромец. Родился я, как говорят, 5 сентября в 1143 году в селе

Карачарово, это под Муромом, во Владимирской области. Именно поэтому и зовут меня

Муромец. Отец мой - крестьянин Иван сына Тимофея. От рождения я был немощен, «не

владел ногами», поэтому не мог ходить. Но однажды, когда мои родители трудились в поле,

в дом зашли калеки перехожие, это были паломники к святым местам.

Они попросили у меня воды. Я сначала отказал, так как не мог выполнить их просьбу, но

они настаивали на своем. Представьте мое изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, я

вдруг почувствовал, что они держат меня! Выпив воды, я почувствовал в себе силу, вторично

испив воды, ощутил в себе еще более силы, а выпив третий раз, почувствовал себя

богатырем. Старцы сказали мне тогда, Русь в беде и ее защищать надобно. И пошел я тогда

на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от врагов.

Я совершил огромное количество подвигов, а также участвовал в многочисленных

сражениях, защищая свою родную землю. Самый почитаемый подвиг – с Соловьём-

разбойником, который оккупировал дорогу до Киева и никому не давал на неё въехать.

Я простой крестьянский сын. Я спасал русских людей, красных девиц, малых деточек,

старых матерей. Мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять".

Далее рассказ следующего богатыря:

"Я Добрыня Никитич, служу богатырём при князе Владимире. Жену мою зовут Настасья,

она дочь всем известного Микулы Селяниновича. Я сын рязанского воеводы Никиты. Часто

мне дает князь разные поручения: то собрать и перевезти дань, то выручить княжую

племянницу.

Бывает, что меня величают князем, а иногда называют племянником Владимира Красного

Солнышка. Могу метко стрелять, ловко плавать, пою, отлично играю на гуслях. Я выдержал

два боя со змеем. После первого боя змей, чтобы не погибнуть, предложил мне побрататься и

пообещал не летать на Русь, не уносить людей в полон. Я поверил, великодушно согласился,

но змей нарушил данное слово и унес в свои пещеры дочку князя Владимира. И тогда я

вновь решился на бой со змеем. Длился тот бой три дня и три ночи. Тяжело было, но одолел

я поганого змея, освободил из полона и дочку княжескую, и весь народ русский".

После рассказывает Алеша Попович:

"Я Алеша Попович. Я не такой сильный, как мои соседи-богатыри, но я очень

находчивый, хитрый, смекалистый. Умею отлично играть на гуслях. Иногда бываю

хвастливым, лукавым и увёртливым. Люблю пошутить, но иногда мои шутки не очень

нравятся товарищам, поэтому они на меня злятся, осуждают меня. Жену мою зовут Елена,

Еленушка.

Однажды мне пришлось выйти на бой с Тугарином. Я поразил Тугарина по дороге в Киев.

Тугарин грозил мне задушить меня дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем,

даже проглотить живьём. Но не тут-то было! Одолев Тугарина, я рассек его и разметал по

чистому полю".

Вести рассказ от первого лица очень интересно учащимся 4 класса. Они хорошо

вживаются в роль, представляют себя теми, в кого перевоплощаются. Хочется отметить, что

во время такой персонификации дети активно пользуются такими актерскими приемами, как

мимика, жесты.

Для девушек интересны будут женские роли: сказочница, волшебница, сестрица. Любому

подойдет роль очевидца событий или сказителя. Еще один интересный пример, которому

всегда найдется место на уроке.

Девушки в деревенском наряде, например, начала ХХ века могут открыть урок изучения

русской поэзии "Тихая моя родина". Чтение стихотворений, рассказывание прибауток,

закличек, исполнение народных песен произведет огромное впечатление на учащихся,

создаст необходимый эмоциональный настрой на урок.

Образ рассказчика на уроках литературы.

Нередко бывает, что в изучаемом тексте не много диалога. Но и в этом случае актеры

могут донести авторский текст до зрителей. Весь секрет в том, что если слова нельзя отдать

кому-то из персонажей, так как в них выражено отношение самого автора, то эту роль может

выполнить рассказчик (сказочник), который выступит в роли автора.

Мы видим, что рассказчик участвует на уроке в роли помощника учителя, он некий

экскурсовод, консультант, гид. Персонификация очень интересна как выступающим, так и

слушателям, и зрителям, так как они являются непосредственными участниками действия,

могут включиться в диалог, задать "живые" вопросы, а главное то, что персонификация

всегда уместна на уроках литературного чтения.

Ролевые игры.

Каждому учителю важно исходя из цели урока, конкретного содержания изучаемого

произведения, его жанра, найти нужную форму урока, чтобы помочь развитию творческих

способностей учащихся. Одной из таких форм может быть ролевая игра. Чтобы провести на

уроке ролевую игру, необходимо прежде всего выбрать тему, определить круг действующих

лиц, после этого важно обрисовать не только внешний портрет персонажа, но и

психологический. К уроку, на котором будет проводиться ролевая игра, подготовка

начинается заранее, например, с домашнего задания. Учащимся предлагается продумать ход

своих действий, своего выступления, подобрать костюм или некоторые атрибуты, по

возможности сделать декорации.

Развитие событий, динамика игры напрямую зависит от инициативы, фантазии и

некоторого опыта участников.

Во время игры обращение к персонажу должно быть только по его игровому имени.

В основе ролевой игры может лежать конфликтная ситуация. Важно максимально

вжиться в роль, прочувствовать ее. Для того чтобы игра состоялась, каждому участнику

необходимо хорошо ориентироваться в тексте, понимать события эпохи. Каждый участник

ролевой игры заранее должен продумать некоторые аргументы в защиту ролевой позиции, в

этом большую роль сыграет подготовительная домашняя работа.

Важно понимать, что особое место при подготовке игры отводится опережающим

заданиям, которые получают учащиеся за несколько уроков до проведения игры. Такие

задания помогают учащимся лучше сориентироваться в материале, при необходимости

подобрать веские доказательства, аргументы, соответствующие цитаты, продумать план

своего будущего выступления. Опережающие задания могут быть подготовлены в виде

карточек.

В ролевой игре все учащиеся класса обязательно должны быть задействованы. Некоторые

ученики будут играть основные роли, кто-то будет лишь соучастником игры, то есть будет

задавать вопросы (они могут быть заранее продуманы), высказывать свое мнение об

увиденном и услышанном, кто-то напишет отзыв об игре (возможно, это будет домашнее

задание).

Во время подготовки сценария ролевой игры учитель является помощником, а вот

элементы костюма, некоторые декорации могут быть изготовлены учащимися

самостоятельно или с помощью родителей.

Ролевая игра, в отличие от представления, имеет более свободный ход сценария,

допускает некоторую импровизацию по ходу игры. В ролевой игре меньше театральной

атрибутики, чем во время представления, инсценирования.

Важной особенностью ролевой игры является то, что ситуация, которая обыгрывается, не

представлена в художественном тексте в готовом виде, она создается в процессе игры, это не

инсценирование готового фрагмента. Для того чтобы написать сценарий ролевой игры,

необходимо хорошо знать текст, уметь выбрать из него необходимые факты.

Таким образом, во время подготовки и в ходе самой игры не только проверится, но и

углубится знание текста учащимися, его понимание. А коллективная работа поможет лучше

узнать друг друга, будет способствовать формированию взаимопомощи, ответственности,

добросовестности, так как от работы каждого будет зависеть общий результат игры.

На уроках, в основе которых лежит ролевая игра, можно предложить различные варианты

контроля знаний. Оценка может быть поставлена непосредственно за работу на уроке, за

участие в ролевой игре, за работу в группе. Также оценка может быть поставлена за

подготовительную работу дома, например, подготовку сценария, разработку вопросов,

изготовление костюмов и декораций, за подготовку сообщений и так далее.

Ролевая игра помогает учащимся адаптироваться к новым условиям, помогает

формировать навыки учебной деятельности, снимает напряжение, способствует

формированию устойчивого интереса к предмету. Ролевая игра помогает сплотить

коллектив, несет радость общения с одноклассниками. Кроме того, она вырабатывает

целеустремленность, ответственность при выполнении своей личной задачи в общем

коллективном деле. Ролевая игра эмоционально воздействует на учащихся, а значит, у них

формируются более прочные и осознанные знания.

Инсценирование. Постановка спектакля.

Удачной формой организации урока может быть инсценирование. Здесь каждому

найдется дело: кто-то будет актером, кто-то художником, кто-то возьмется за изготовление

костюмов, создание афиш, подборку музыкального сопровождения.

Заучивание роли очень хорошо тренирует память. При проведении инсценирования очень

важна красота костюмов, антуража. Для создания костюмов могут быть привлечены

родители, также на уроках технологии могут делать самостоятельно.

При подготовке инсценирования и работа над сценарием, и изготовление костюмов

становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся.

Во время подготовки и проведения уроков с использованием инсценирования развиваются

творческие способности учащихся. При создании сценария учащиеся читают не только

художественный текст, но и знакомятся с критической литературой, отбирают

стихотворения, учат их, готовятся исполнять. Учащиеся подбирают необходимые

музыкальные произведения, усиливающие эмоциональное впечатление при инсценировании.

Таким образом, полученные на уроках знания и навыки направлены на творческую

деятельность.Ученики инсценируют самые разные произведения.

Для преодоления трудностей, связанных с чтением и пониманием драматических

произведений необходимы определенные условия, которые должны осуществляться в

системе.

Во-первых, учащихся необходимо готовить к сознательному чтению, к умению понимать

драматическое произведение, уметь его анализировать. Важно понимать особенности

конфликта драматического действия, способы и средства его выражения. Необходимо уметь

делать характеристику драматического персонажа, учитывая особенности его речи, манеры

поведения, оценку другими персонажами. Значение речи действующих лиц вообще является,

пожалуй, ключевым моментом при анализе драматического произведения.

Важным моментом является обязательное чтение драматического произведения вслух.

На уроках литературного чтения может быть организовано инсценирование небольших

эпизодов драматического произведения.

Важно обращаться и к профессиональному театру, встречи с актерами могут быть

вживую, если это невозможно по каким-то причинам, знакомство с драматическим

произведением или его фрагментами может быть заочным (запись спектакля в театре,

аудиоспектакля). Обращение к профессиональному театру является одной из задач

литературного образования, которая направлена на развитие школьников.

Инсценирование предполагает введение в урок заранее подготовленных элементов

театрального действия, необходимого художественного и музыкального оформления, когда

заранее подготовленные ученики в театральном костюме или с некоторыми его элементами

читают монологи, вступают в диалог с другими участниками инсценирования.

Инсценированием можно назвать как создание целого спектакля, так и его фрагмента. Его

можно использовать на любом этапе уроке, оно может занимать как некоторую часть урока,

так и целое занятие.

Инсценирование имеет большие возможности для серьезной умственной деятельности

учащихся, оно помогает углубить их отношение к тексту как к предмету исследования. И

сценический вариант, создаваемый на основе художественного текста, также может быть

подвергнут анализу. Инсценирование требует от ученика понимания значения каждого

слова, именно поэтому инсценирование текста особенно важно в период начального

обучения анализу текста.

Во время подготовки театральной постановки (инсценирования) учащиеся нуждаются в

дополнительной информации. И они сами начинают поиск нужного материала: читают

дополнительную литературу (справочную, научно-популярную), обращаются за

консультацией к учителю или родителям. Все это создает условия для формирования

необходимых навыков самообразования.

Для постановки даже небольшого спектакля необходимо большое количество времени,

поэтому учителю важно понимать, что придется работать, скорее всего, и во внеурочное

время. Работу над спектаклем необходимо начинать примерно за месяц до его исполнения.

Посмотрим этапы работы при подготовке инсценирования (постановке спектакля).

Первый этап – подготовительный. Он предполагает первичное чтение художественного

текста, по которому ставится спектакль, в том числе и фрагментарное чтение. В это время

происходит непосредственное восприятие текста, его осмысление и анализ.

Подготовительный период работы – это восприятие произведения, осмысление его

содержания. Важно знать, когда, где, в каких условиях происходят события, какими чертами

обладают герои, как они выглядят (портрет), каковы мотивы их поведения, какие

взаимоотношения между героями, как они относятся друг другу. На уроках, когда идет

восприятие текста, важно особое внимание уделять комментариям языкового характера.

Именно на этом этапе следует обратить внимание на дополнительные сведения об авторе, об

истории создания художественного произведения, об эпохе, во время которой происходят

события, описываемые в тексте.

Следующий этап предполагает интерпретацию художественного текста. Важным на этом

этапе является составление сценария. Привлечение учащихся к сочинению сценария

позволяет раскрыть творческие способности детей, развить речевые навыки, мышление,

воображение, умение анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию

успеха. Работа по созданию сценария – это своего рода сотворчество учителя и учащихся.

В это же время идет работа над эскизами, костюмами, над декорациями, над музыкальным

и световым оформлением. Оформительская работа – один из видов заданий при постановке

театральных сцен. Сюда отнесем и создание эскизов костюмов, и создание декораций,

зарисовки портретов героев. Немаловажную роль сыграют и созданные учащимися афиши к

спектаклям. Любую театральную постановку украсит музыкальное оформление. Каждый

участник на этом этапе осваивает определенный вид деятельности: кто-то знакомится с

ролью сценариста, кто-то с ролью режиссера, некоторые - актера, художника по костюмам.

Далее идет репетиционный этап. Проверяется знание сценического текста, правильное

понимание роли актерами, умение исполнять свою роль. В процессе репетиций что-то будет

меняться, что-то уточняться. Задача Учителю важно поддержать учеников, помочь им

поверить в себя, в свои силы.

Во время работы над созданием спектакля или подготовки инсценирования учителю

важно проводить беседы и консультации с детьми, которые испытывают затруднения при

выполнении поставленной задачи.

Следующий этап - выступление перед зрителями. Это может быть постановка спектакля,

инсценирование фрагмента художественного произведении, своего рода презентация

подготовленного проекта. На этом этапе важно все: знание текста, умение сыграть роль,

прочувствовать ее, суметь передать зрителям не только основное содержание, но и

внутренние переживания героев. Важна также смена декораций, музыкальное и световое

сопровождение. Ничто не должно остаться без внимания.

Обязательным и очень важным этапом является самооценка достигнутых результатов.

Рефлексия может быть как промежуточной, так и итоговой, то есть после постановки

спектакля.

Рефлексия – это своего рода обмен впечатлениями после просмотра спектакля. В это

время может быть создана проблемная ситуация, которая будет являться мотивацией для

нового обращения школьников к тексту. На этом этапе может быть проведен

сопоставительный анализ художественного текста и увиденного спектакля или

инсценированного эпизода.

Таким образом, театрализация является одним из эффективных средств развития

творчества на уроках. Театрализация подчиняет себе разные художественные аспекты: выбор

репертуара, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, музыкальное

оформление, сценическую речь, сценическое движение и другое. Таким образом создаются

благоприятные условия для формирования у учащихся эстетического вкуса и эстетических

ценностей. Постановка театрализованных сцен на уроках литературы служит реализации

межпредметных связей, которые, в свою очередь, способствуют формированию

мировоззрения учащихся.

Урок - литературная композиция. Литмонтаж.

Учащиеся начальных классов любят подражать любимым героям, сопровождают свою

речь жестами, мимикой. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в

памяти впечатления от изученного произведения. Это происходит потому, что театральные

постановки воздействуют не только на разум ученика, но и на его чувства.

В процессе подготовки литературной композиции, учащиеся испытывают потребность в

дополнительной информации, они начинают поиск нужного материала, читают

дополнительную литературу, обращаются за консультацией к учителю или родителям.

Урок - литературная композиция привлекателен ещё и тем, что он вносит в череду

обычных школьных уроков атмосферу праздника, поднимает настроение. При подготовке

таких уроков все приносит радость: работа над сценарием, изготовление костюмов,

репетиции. Литературные композиции становятся результатом коллективной деятельности.

Литературная композиция чаще всего идет в сочетании с музыкой, а это значит ее можно

называть композицией литературно-музыкальной. Широко распространено мнение, что

литературно-музыкальная композиция — это некое театральное представление, созданное по

произведениям литературы и музыки. Литературно-музыкальная композиция рассчитана на

несколько актеров и исполнителей, поэтому часто в ней принимает участие большинство

учащихся класса.

В чем же особенности литературно-музыкальной композиции? Эти особенности точно

отражены в самом названии. В основе сценария лежит художественная, публицистическая и

научная литература, именно поэтому композиция называется литературной. Музыкальной

называют композицию потому, что музыка в таких представлениях играет немаловажную

роль, это не просто фон, музыка становится частью каждого цикла представления, то есть

литература и музыка сосуществуют наравне друг с другом.

Таким образом, литературно-музыкальная композиция — это один из видов современного

театрализованного представления, где сочетаются литературно-художественные и

музыкальные элементы.

В литературно-музыкальной композиции композиционное построение смыкается с

творческим монтажом. Монтаж связан с содержательной сущностью произведения.

Литмонтаж появился еще в 20-х годах прошлого века и представлял собой комбинирование

стихов, газетных отрывков и других материалов. Такие комбинированные фрагменты и

назывались литмонтажами.

Урок- литературная композиция требует большой и качественной подготовки.

Необходима большая подготовительная работа, которая начинается с распределения

обязанностей и ролей. Составляется своего рода план действий, после каждого этапа

необходимо проводить рефлексию, а учителю важно отслеживать качественность

выполнения работы каждым учащимся.

Конечно, такие уроки не проводятся каждый день. Это невозможно, во-первых, из-за

огромных затрат сил и времени. А во-вторых, потерялся бы особый интерес к таким урокам,

они бы стали для учеников привычным занятием. К тому же, чтобы урок был не только

интересным, но и продуктивным, необходима тщательная подготовка.

Трудно переоценить использование театрализации в социализации учеников, в

воспитании гражданственности, в развитии творческих способностей, в формировании

толерантности.

Заключение.

Театрализация – это использование средств театра в образовательном процессе.

Изучение литературы предусматривает широкие межпредметные связи. Использование

театрализации на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации

межпредметных связей. Именно они помогают формированию мировоззрения учащихся, их

эстетическому развитию.

Использование элементов театрализации позволяет развивать личность, помогает сделать

процесс обучения радостным. Кроме того, использование различных приемов театрализации

способствует освоению коммуникативной культуры.

Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмысленному анализу

художественного произведения. Именно в театрализации каждому возможно выражение

эмоционального восприятия текста.

Знакомство учеников с художественным языком театра необходимо начинать с основных

понятий театрального искусства. Нужно формировать представления о театре, сцене, афише,

декорации, звуке как средствах театральной выразительности. Знакомство с театральной

терминологией должно вестись постепенно, последовательно.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной

педагогики положительно воспринимаются учениками.

Театральная деятельность предполагает активное включение в творческую коллективную

работу, именно поэтому ученики более эффективно усваивают учебный материал. Театр

моделирует поведение человека в условиях взаимодействия с другими людьми, а это значит,

что данная форма работы является хорошим воспитательным средством.

Учащиеся на уроках с использованием различных приемов театрализации выступают как

актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет прочувствовать состояние

того или иного героя в предлагаемой им ситуации, помогает понять мотивы и цели его

поступков, домыслить то, о чём автор порой прямо не заявляет. Работа режиссера требует

глубокого анализа, определения взаимосвязей между персонажами, заставляет объяснять

поведение всех действующих лиц и даже разгадывать позицию автора.

Оформительская работа - также важная часть “театральных” заданий. Создание эскизов

костюмов, декораций, афиш к спектаклям или фильмам, а также музыкальное оформление

произведений тоже большой труд, который не должен оставаться незамеченным. В классе

обязательно надо анализировать такую работу или проводить защиту творческих работ

учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Это важно, потому что, создавая

костюмы, придумывая оформление, афиши, ученик обязательно анализирует произведение,

обращает внимание на всевозможные детали.

Уроки с использованием театрализации позволяют изменить форму занятия, повысить

интерес, стимулировать активность учащихся. Театрализация позволяет превратить обычный

школьный урок в своеобразный спектакль, где участниками становятся все, так как театр -

это коллективное творчество.

Наличие результатов:

Использование метода театрализации на уроках литературного чтения оказали

положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и

богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на

повышение интереса к чтению. Все это сказалось на уровне качества обучения.

Подтверждение этому – успешная сдача итогового метапредметного тестирования.

Механизм оценки:

До использования метода театрализации литературных произведений учащиеся

испытывали затруднения в интерпретации и понимании текстов. Проведение мониторинга

показало, что после изучения метода театрализации литературных произведений, школьники

успешно справились с заданием по комплексному анализу предложенных им текстов.

Повысились знания учащихся и интерес к чтению.

Обобщающий урок с использованием элементов театрализации

по басням И.А. Крылова

Цели:

1.Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное,

систематизировать знания учащихся по басням И.А. Крылова

2.Выявить умение определять актуальность прочитанного произведения, способствовать

формированию умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения

и характеров персонажей;

3.Продолжить работу по формированию умений учащихся осмысливать свои поступки,

видеть и понимать жизненные факты через знакомство с баснями И.А.Крылова.

Домашнее задание к уроку.

Задания даютя по рядам, уровень задания зависит от подготовленности и способности

детей.

1.

Выразительное чтение басни по ролям.

2.

Подготовить «крылатые выражения» из басен И. Крылова

3.

Подготовка игровой картинки «Кто я?» (герой и басня по выбору)

4.

Подготовить инсценировку басни. (Басня С. Михалкова «Слон-живописец»)

Оборудование: мультимедийный проектор и презентация к уроку, корзина с игрушками-

героями, реквизит к инсценировке басни.

Ход урока

Ι. Организационный этап.

II. Формулирование темы, целей урока.

(На экране появляются два портрета: Эзоп и И.Крылов)

- Что связывает этих двух людей?

- Что такое басня? (Дети пытаются самостоятельно сформулировать понятие)

- Послушаем два произведения С. Михалкова. (1ребенок читает басню, 2- стихотворение)

-Кто из ребят прочитал басню? По каким признакам вы поняли что это басня? (в басне

присутствует мораль)

- Сегодня на уроке мы вспомним басни И.Крылова. Предлагаю подумать над вопросом:

почему произведения И.А.Крылова, написанные в XIX веке, с таким же интересом читаются

и в XXI веке? А сначала посмотрим, кто из вас лучше знает басни Крылова.

III. «Крылатая викторина».

-Многие строки басен стали «крылатыми» выражениями, поговорками, прочно вошли в

нашу речь, делая ее ярче, выразительней.

- Отгадайте по этим выражениям, какой герой перед вами и из какой басни и что хотел

сказать автор этими словами? (дети в костюмах героев басен читают «крылатые» выражения)

Предложенные «крылатые» выражения:

«Квартет»- «А вы, друзья, как ни содитесь, все в музыканты не годитесь»

«Волк и Ягненок»- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

«Лиса и Журавль» -

«Лебедь, Щука и Рак» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

«Слон и Моська» - «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона.»

-Ваши ответы позволяют сделать вывод, что вы неплохо знакомы с творчеством

И.А.Крылова, и теперь, если бы была такая возможность, при встрече с великим

баснописцем вам было бы, о чем поговорить с ним.

IV. Игра «Живая корзинка». (Пантомима.)

- Ребята, как вы думаете, почему в баснях чаще всего героями являются разные

животные? (повадки животных часто копируют людей)

- В этой волшебной корзине живут герои из разных басен. Попробуйте без слов показать

героя, а класс отгадает и героя, и басню. (Один ученик вытаскивает игрушку-животное и

показывает пантомиму, игрушку не показывает; после пантомимы дети сравнивают

пантомиму с «оригиналом»)

-давайте проанализируем, смог ли …….. передать основные черты характера героя в своей

пантомиме?

- Объясните, почему взято именно это животное для подражания?

- Что общего с характером человека?

- Что высмеивается в этой басне?

Предложенные басни:

«Обезьяна и Очки» (герой: Обезьяна)

«Ворона и Лисица» (ученик может взять себе помощника, герои: Лисица или Ворона)

«Две бабочки» (герои: Бабочка)

«Стрекоза и Муравей» (герой: Стрекоза)

V. Инценировка басни.

- Какие человеческие недостатки чаще всего высмеиваются в баснях (лень, лживость и

невежиство)

- Мы хорошо знаем как баснописца И.А.Крылова, а ведь басни писали многие поэты.

- Посмотрим подготовленную ребятами инсценировку басни «Слон-живописец».

-Эту замечательную басню написал С. Михалков. (текст басни появляется на экране)

Найдите мораль этой басни?

- Какие недостатки высмеивает автор в этих строчках?

VI. Итог урока.

- Вернемся к вопросу который был сформулирован в начале урока: почему басни,

написанные много лет назад, актуальны и в наше время?

- Какую цель приследуют авторы басен?

- Как называется поучительная часть басни?

Заключение.

Как видим формы работы достаточно разнообразны. Их можно применять как на

подготовительном этапе работы с методом театрализации, так и на этапе самостоятельной

инсценировки. В зависимости от вида урока, и подбираетмя форма работы.

Использование метода театрализации на уроках литературы является одним из

важных аспектов реализации межпредметных связей. Такие уроки учат ребенка думать,

творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Так же, они развивают у

учащихся интерес к самообучению, творчеству, учат мыслить и самовыражаться.

Учителю же более творчески подойти к планированию всех этапов урока, разбудить

природную любознательность детей и стимулировать познавательную активность.

В начальной школе очень важно привить ребенку творческую любознательность. Именно

это и является стимулятором для их дальнейшнго «роста».

Литература

1.

Чумакова Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках

литературного чтения // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 41 – 43

2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

3. Леонтьев А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и

педагогической психологии. - М., 2001

4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,

1982. – С. 175.

5. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр

и образование. – М., 1992. – С. 37–50.

6.Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы

работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры

школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М.,

1982. – С. 35.



В раздел образования




Яндекс.Метрика