Автор: Менх Наталья Андреевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 10 муниципального образования Усть-Лабинский район
Населённый пункт: поселок Двубратский
Наименование материала: статья
Тема: Основные аспекты формирования порядкового счета у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Основные аспекты формирования порядкового счета у дошкольников
Аннотация:
пространственное
представление
–
важная
составляющая
полноценного развития ребенка. Без формирования и закрепления таких
понятий, как «лево-право», «близко-далеко», «раньше-позже», «верх-низ»,
«спереди-сзади»
затруднено
освоение
пространственных
отношений.
Пространственное
представление
–
процесс
постепенный,
поэтому
им
необходимо заниматься с раннего возраста. Если такое направление развития
дошкольника не принимать во внимание, то в начальной школе это отразится
на
успеваемости
ребенка.
Материалы
будут
полезны
специалистам,
работающим
с
детьми
дошкольного
возраста:
педагогам,
психологам,
дефектологам, а также родителям, уделяющим внимание развитию ребенка.
Ключевые слова: пространственное представление, нейропсихология, раннее
развитие, порядковый счет в пределах десяти, дошкольное развитие.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования перед педагогами, стоит одна из серьезных задач –
обеспечить полноценное развитие дошкольника. Дошкольный возраст (3-7 лет)
характеризуется онтогенетическим потенциалом к развитию. Это период
овладения
человеческими
отношениями,
языком,
осмысленной
речью,
образным мышлением, вниманием, памятью, воображением, ориентировкой в
пространстве и времени.
Педагоги дошкольного образования в работе с детьми особое внимание
уделяют изучению пространства, развитию пространственных представлений.
Механизм развития пространственных представлений начинается с раннего
возраста
и
формируется
постепенно.
Первоначальные
представления
о
пространстве ребенок раннего возраста получает, ориентируясь на собственное
тело,
относительно
которого
он
может
определять
направление.
Под
руководством педагога, родителя ребенок правильно определяет и называет
свою правую руку или левую ногу. Именно правая рука «выступает как рука,
выполняющая основные действия…Определить положение других частей тела
в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к
положению правой руки» [1, с. 186].
Собственное тело в формировании пространственных преставлений играет
важную роль. Отечественный психолог Л.С. Выготский в книге «Мышление и
речь» пишет, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения».
Осваивая схему собственного тела, ребенок запоминает ощущение напряжения
и расслабления мышц. Например, ребенок тянется к игрушке и при этом у него
формируется и закрепляется представление о собственном теле и расположении
внешнего предмета.
В дальнейшем, ориентировку в пространстве дети усваивают на примере
отношений между предметами по отношению к собственному телу, позднее в
схематичном пространстве, например, пространстве листа. Только к концу
дошкольного возраста у ребенка появляется способность ориентироваться в
пространстве независимо от своего тела и предметов, да и то не у всех.
При формировании пространственного представления важно задействовать
также восприятие и зрительную функцию. Для восприятия важно потрогать
предмет, изучить его на ощупь, руками.
Перед педагогами, работающими с детьми старшего возраста, стоит задача
научить дошкольника порядковому счету в пределах десяти. Некоторым детям
трудно запомнить порядок счета. Одной из причин возникновения подобных
трудностей
является
недостаточно
сформированное
пространственное
представление.
Пространственное
представление
–
это
«представление
о
пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях,
величине, форме, относительном расположении объектов» [2, с. 9]. Для
формирования
элементарных
математических
представлений
необходимо
ориентироваться в пространстве собственного тела, пространстве листа, и
владеть основными пространственными понятиями: лево-право, верх-низ,
близко-далеко, спереди-сзади.
Трудностями формирования пространственных представлений занимается
нейропсихология. Нейропсихология – область психологии, тесно связанная в
мировой науке и практике с именем отечественного психолога А.Р. Лурия. Это
наука,
которая
изучает
мозговую
организацию
психических
функций.
Благодаря открытиям нейропсихологии мы знаем, что пространственные
представления связаны с работой височно-теменной-затылочной области коры
головного мозга. В формировании пространственных представлений участвуют
правое и левое полушарие головного мозга. Существуют практические
нейрометодики,
помогающие
формированию,
развитию
и
закреплению
пространственных представлений, следующих авторов: А.В. Сунцова, С.В.
Курдюкова, А.А. Цыганок, А.Е. Соболева, Л.Я. Шкоп, Н.В. Пономарева, А.В.
Семенович, Н.В. Гатанова и др.
В изучении и закреплении порядкового счета в пределах десяти важно
опираться на схему собственного тела и нейроупражнения. Например, вначале
образовательной
деятельности
по
формированию
элементарных
математических представлений, а именно порядкового счета в пределах десяти,
рекомендуем начать с игры, которая формирует мышечную память:
- Покажите правую руку. Какая это рука?
- Покажите правой рукой правый глаз. Какой это глаз?
- Покажите правое ухо. Какое это ухо?
- Топните правой ногой. Какой ногой вы топнули?
- Покажите левую руку.
- Покажите левой рукой левый глаз.
- Топните левой ногой. Какой ногой вы топнули?
Обязательно важно сделать вывод по итогу упражнения: правая щека,
правый бок, правая нога находятся с той же стороны, что и правая рука. А
левый глаз, левое ухо, левая щека, левый бок, левая нога – с той же стороны,
что и левая рука.
Далее, применить упражнения по пространственной ориентации с опорой
на внешний предмет и другого человека. Например, предложить дошкольникам
взять в правую руку карандаш.
- В какой руке находится карандаш?
- Назовите соседа, сидящего справа от вас.
- Назовите соседа, сидящего слева от вас.
После этого имеет смысл переходить на пространство листа, например
тетрадного листа в клетку:
- Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
- Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
- Эта сторона находится справа и называется – правая.
- Эта сторона находится слева и называется – левая.
- Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
- Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый.
После этих упражнений можно переходить непосредственно к счету,
предложив ребятам, например, отсчитать девять кружочков и положить на
верхней полоске, а затем на полоске ниже добавить еще один кружочек. И
закрепить полученный результат:
- Сколько на верхней полоске кружочков?
- На нижней полоске квадратиков?
- Всем кружочкам хватает пары? Почему?
- Какое число больше (меньше) 9 или 10?
- Как сделать, чтобы и кружочков, и квадратиков было поровну?
Далее могут следовать любые упражнения по закреплению порядкового
счета в пределах десяти, например, просто сосчитать количество предметов (по
тематике занятия), отыскать цифры, которые куда-то спрятались, или показать
путь герою на листе бумаги.
Таким
образом,
пространственное
представление
дошкольника
и
порядковый счет в пределах десяти – это кропотливый труд ребенка и
взрослого,
результат
которого
достигается
постепенно.
Применение
нейропсихологических
забавных
игр
и
упражнений
позволит
ребенку
незаметно
избавиться
от
трудностей,
связанных
с
пространственным
представлением.
Список литературы
1. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество». – М: Издательский центр «Академия», 1999г. – 565с.
2. Сунцова А.В. «Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-
далеко» / А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова. – М.: Эксмо, 2009г. – 64с.
3. Выготский Л.С. «Мышление и речь». – Изд. 5. испр. – М: Лабиринт,
1999г. – 352с.