Напоминание

Основные аспекты формирования порядкового счета у дошкольников


Автор: Менх Наталья Андреевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 10 муниципального образования Усть-Лабинский район
Населённый пункт: поселок Двубратский
Наименование материала: статья
Тема: Основные аспекты формирования порядкового счета у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные аспекты формирования порядкового счета у дошкольников

Аннотация:

пространственное

представление

важная

составляющая

полноценного развития ребенка. Без формирования и закрепления таких

понятий, как «лево-право», «близко-далеко», «раньше-позже», «верх-низ»,

«спереди-сзади»

затруднено

освоение

пространственных

отношений.

Пространственное

представление

процесс

постепенный,

поэтому

им

необходимо заниматься с раннего возраста. Если такое направление развития

дошкольника не принимать во внимание, то в начальной школе это отразится

на

успеваемости

ребенка.

Материалы

будут

полезны

специалистам,

работающим

с

детьми

дошкольного

возраста:

педагогам,

психологам,

дефектологам, а также родителям, уделяющим внимание развитию ребенка.

Ключевые слова: пространственное представление, нейропсихология, раннее

развитие, порядковый счет в пределах десяти, дошкольное развитие.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного образования перед педагогами, стоит одна из серьезных задач –

обеспечить полноценное развитие дошкольника. Дошкольный возраст (3-7 лет)

характеризуется онтогенетическим потенциалом к развитию. Это период

овладения

человеческими

отношениями,

языком,

осмысленной

речью,

образным мышлением, вниманием, памятью, воображением, ориентировкой в

пространстве и времени.

Педагоги дошкольного образования в работе с детьми особое внимание

уделяют изучению пространства, развитию пространственных представлений.

Механизм развития пространственных представлений начинается с раннего

возраста

и

формируется

постепенно.

Первоначальные

представления

о

пространстве ребенок раннего возраста получает, ориентируясь на собственное

тело,

относительно

которого

он

может

определять

направление.

Под

руководством педагога, родителя ребенок правильно определяет и называет

свою правую руку или левую ногу. Именно правая рука «выступает как рука,

выполняющая основные действия…Определить положение других частей тела

в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к

положению правой руки» [1, с. 186].

Собственное тело в формировании пространственных преставлений играет

важную роль. Отечественный психолог Л.С. Выготский в книге «Мышление и

речь» пишет, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения».

Осваивая схему собственного тела, ребенок запоминает ощущение напряжения

и расслабления мышц. Например, ребенок тянется к игрушке и при этом у него

формируется и закрепляется представление о собственном теле и расположении

внешнего предмета.

В дальнейшем, ориентировку в пространстве дети усваивают на примере

отношений между предметами по отношению к собственному телу, позднее в

схематичном пространстве, например, пространстве листа. Только к концу

дошкольного возраста у ребенка появляется способность ориентироваться в

пространстве независимо от своего тела и предметов, да и то не у всех.

При формировании пространственного представления важно задействовать

также восприятие и зрительную функцию. Для восприятия важно потрогать

предмет, изучить его на ощупь, руками.

Перед педагогами, работающими с детьми старшего возраста, стоит задача

научить дошкольника порядковому счету в пределах десяти. Некоторым детям

трудно запомнить порядок счета. Одной из причин возникновения подобных

трудностей

является

недостаточно

сформированное

пространственное

представление.

Пространственное

представление

это

«представление

о

пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях,

величине, форме, относительном расположении объектов» [2, с. 9]. Для

формирования

элементарных

математических

представлений

необходимо

ориентироваться в пространстве собственного тела, пространстве листа, и

владеть основными пространственными понятиями: лево-право, верх-низ,

близко-далеко, спереди-сзади.

Трудностями формирования пространственных представлений занимается

нейропсихология. Нейропсихология – область психологии, тесно связанная в

мировой науке и практике с именем отечественного психолога А.Р. Лурия. Это

наука,

которая

изучает

мозговую

организацию

психических

функций.

Благодаря открытиям нейропсихологии мы знаем, что пространственные

представления связаны с работой височно-теменной-затылочной области коры

головного мозга. В формировании пространственных представлений участвуют

правое и левое полушарие головного мозга. Существуют практические

нейрометодики,

помогающие

формированию,

развитию

и

закреплению

пространственных представлений, следующих авторов: А.В. Сунцова, С.В.

Курдюкова, А.А. Цыганок, А.Е. Соболева, Л.Я. Шкоп, Н.В. Пономарева, А.В.

Семенович, Н.В. Гатанова и др.

В изучении и закреплении порядкового счета в пределах десяти важно

опираться на схему собственного тела и нейроупражнения. Например, вначале

образовательной

деятельности

по

формированию

элементарных

математических представлений, а именно порядкового счета в пределах десяти,

рекомендуем начать с игры, которая формирует мышечную память:

- Покажите правую руку. Какая это рука?

- Покажите правой рукой правый глаз. Какой это глаз?

- Покажите правое ухо. Какое это ухо?

- Топните правой ногой. Какой ногой вы топнули?

- Покажите левую руку.

- Покажите левой рукой левый глаз.

- Топните левой ногой. Какой ногой вы топнули?

Обязательно важно сделать вывод по итогу упражнения: правая щека,

правый бок, правая нога находятся с той же стороны, что и правая рука. А

левый глаз, левое ухо, левая щека, левый бок, левая нога – с той же стороны,

что и левая рука.

Далее, применить упражнения по пространственной ориентации с опорой

на внешний предмет и другого человека. Например, предложить дошкольникам

взять в правую руку карандаш.

- В какой руке находится карандаш?

- Назовите соседа, сидящего справа от вас.

- Назовите соседа, сидящего слева от вас.

После этого имеет смысл переходить на пространство листа, например

тетрадного листа в клетку:

- Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.

- Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.

- Эта сторона находится справа и называется – правая.

- Эта сторона находится слева и называется – левая.

- Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.

- Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый.

После этих упражнений можно переходить непосредственно к счету,

предложив ребятам, например, отсчитать девять кружочков и положить на

верхней полоске, а затем на полоске ниже добавить еще один кружочек. И

закрепить полученный результат:

- Сколько на верхней полоске кружочков?

- На нижней полоске квадратиков?

- Всем кружочкам хватает пары? Почему?

- Какое число больше (меньше) 9 или 10?

- Как сделать, чтобы и кружочков, и квадратиков было поровну?

Далее могут следовать любые упражнения по закреплению порядкового

счета в пределах десяти, например, просто сосчитать количество предметов (по

тематике занятия), отыскать цифры, которые куда-то спрятались, или показать

путь герою на листе бумаги.

Таким

образом,

пространственное

представление

дошкольника

и

порядковый счет в пределах десяти – это кропотливый труд ребенка и

взрослого,

результат

которого

достигается

постепенно.

Применение

нейропсихологических

забавных

игр

и

упражнений

позволит

ребенку

незаметно

избавиться

от

трудностей,

связанных

с

пространственным

представлением.

Список литературы

1. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество». – М: Издательский центр «Академия», 1999г. – 565с.

2. Сунцова А.В. «Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-

далеко» / А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова. – М.: Эксмо, 2009г. – 64с.

3. Выготский Л.С. «Мышление и речь». – Изд. 5. испр. – М: Лабиринт,

1999г. – 352с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика