Напоминание

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (В.Даль)


Автор: Горбунова Олеся Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Муром, Владимирская область
Наименование материала: Эссе
Тема: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (В.Даль)
Раздел: начальное образование





Назад




ЭССЕ

на педагогическую тему:

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать

воспитанника» (В.Даль)

Выполнила: учитель начальных

классов

Горбунова Олеся Алексеевна

2020 год

Я очень долго мучилась размышлениями: какую тему выбрать для

написания эссе. Не потому, что у меня было много времени на выбор,

«вынашивание» и «рождение» некоего шедевра, - скорее наоборот. Не

потому, что мал выбор и хотелось еще чего-то особого для себя,- выбор был.

Не потому, что есть плохие и хорошие темы, - как поймешь, не начав

писать?! А...практически все темы - цитаты. А значит, есть гарантия

«провалиться», «утонуть» в них: выдернутая из контекста, казалось бы,

спасательная ниточка - веревочка может быть привязана

к скрытому

камешку, который потянет... Так произошло и со мной... В преддверии

первого весеннего праздника я решила сильно не «заморачиваться» и

выбрать тему, главная мысль которой лежит на поверхности. Вот она - бери и

пиши... Возьму и напишу... А погода пошла на плюс. Мартовский воздух,

словно в апреле. И даже совсем не страшно, что «очень вырос в целом мире

гриппа вирус ... - ха! «...три-четыре», что «ширится, растет заболевание...» В

общем, впереди дни отдыха, а я занемогла. Занемогла. В первый день ничего

не могла. Во второй могла уже скучать. В третий смогла думать. И даже

смогла потихоньку читать...

У Феликса Кривина, педагога-филолога по образованию, автора

многочисленных философских сказок, в том числе и книги «Подражание

театру», есть «Загадка семи мудрецов»:

Среди многих загадок на свете

Есть загадка семи мудрецов:

Почему нас не слушают дети ?

Почему они против отцов?

И ответов найдется немало.

Вот один, подходящий как раз:

Как бы зеркало нас отражало,

Если б не было против нас?

Значит, «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». Театр, как и наши

дети, наши воспитанники, - это отражение нас самих. А разве школа - не

театр? А учитель - не актер? Не дирижер? Так какими мы отразимся в

зеркале - памяти наших воспитанников? Вот Владимир Иванович Даль мне и

пришел на подмогу. И я определилась с темой. Конечно же, номер три -

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».

Так какой я должна быть? Какими я хочу сделать своих будущих

воспитанников? Третий день моей болезни уже начал определять мои

желания. О фильме «Большая перемена»- старом и добром - много слышала.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем... Посмотрела. Да, с

современных позиций темпа он неспешный. А многие эпизоды заставляют

думать. Вот, например, уставшая учительница (школа-то вечерняя) кладет

после урока журнал и говорит: « Завтра снова в бой!» Что это за бой: «и

вечный бой, покой нам только снится», « и вся-то наша жизнь есть борьба»,

«бороться и искать, найти и не сдаваться»? Или бой с теми, кто не хочет

учиться, борьба за хорошие результаты в работе, борьба за выживание - что

за бой? Многие, кто в детстве мечтал о какой-либо профессии, не дошли до

нее. Почему? Многие ли, завершив образование, остаются верными своей

мечте и работают в той сфере, которую выбрали с детства? Почему? На что

ориентироваться при выборе профессии: на здравый смысл или мечту?

Безжалостная статистика говорит: лишь у 9% российских детей мечты о

профессии сбылись во взрослой жизни. А остальные 91%? А я в какой доле?

Если говорить формально, то... нет, все-таки затруднюсь: мечтала стать

учителем русского языка и литературы, мечтала о вузе... Не сбылось.

Я взрослела. А, как известно, по мере взросления у человека

происходит переоценка ценностей и даже меняется вектор приоритетов. Мой

карьерный план пока очень скромен: я хочу, чтобы мои личные и

профессиональные цели совпали. Знаю, что не всегда так случается. Если

происходит такое несовпадение, то человек начинает исследовать реальность

и соотносить с ней свои цели. И тогда многие меняют траекторию, род

занятий.

Например, римский император Диоклетиан в 305 году отрекся от

короны и уехал в провинцию в свои владения... выращивать капусту. «Если

бы вы видели, какую капусту я вырастил, вы бы не стали просить меня об

этом»,- ответил он отказом на просьбу вернуться к государственным делам.

Это, конечно, редкий случай, потому и вошел в историю. А что другие?

Одни маются от понедельника до субботы, ждут выходного, отпуска,

карантина... А есть и такие, которые слово «надо» применяют к себе не в

свете борьбы, а потому что жить не могут без своей профессии. Кто не знает

Григория Перельмана, ученого - математика из Петербурга? Живет на

мамину пенсию, носит перешитый папин плащ, отказался от Нобелевской

премии, доказав теорему Пуанкаре... Кто он? Умный чудак? Но для него

работа - призвание. А значит, дело не в деньгах. Другие «другие» хотят

хороший дом, хорошую школу, хороший отдых. Их за это нужно осуждать?

Наверное, нет. Может, мир, в котором состоялся выбор их профессии, был

другим или стал другим?

Дети - отражение нас, взрослых, воспитателей. А если мы зануды? И на

первом месте у нас слово «надо»? Значит, вырастим много маленьких зануд?

Вспоминается эпизод из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: маленький

девятилетний Сережа Каренин сидит, а мимо, как маятник, туда-сюда, туда-

сюда ходит его отец Алексей Александрович, «государственная машина», и

ровным голосом говорит: «Во-первых, не качайся, пожалуйста... А во-

вторых, дорога не награда, а труд. И я желал бы, чтобы ты понимал это. Вот

если ты будешь трудиться, учиться для того, чтобы получить награду, то

труд тебе покажется тяжел; но когда ты трудишься, любя труд, ты в нем

найдешь для себя награду». А далее мудрый писатель-педагог Лев

Николаевич продолжает: «Блестящие нежностью и весельем глаза Сережи

потухли и опустились под взглядом отца. Это был тот самый давно знакомый

тон, с которым отец всегда относился к нему и к которому Сережа научился

подделываться. Отец всегда говорил с ним - так чувствовал Сережа,- как

будто он обращался к какому-то воображаемому им мальчику, одному из

таких, какие бывают в книжках, но совсем не похожему на Сережу. И Сережа

всегда с отцом старался притвориться этим самым книжным мальчиком.

Ты понимаешь, я надеюсь? - сказал отец.

Да, папа,- отвечал Сережа, притворяясь воображаемым мальчиком».

Я не хочу, чтобы детские глаза потухали, чтобы дети умели подделываться,

притворяться книжными мальчиками. Лев Николаевич далее пишет так о

Сереже: «Ему было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она

была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви

никого не пускал в свою душу». Ключ любви - вот что главное! Если я к ним,

моим будущим воспитанникам без ключа любви, только с требованиями,

ничего у нас не получится! Они закроются и от меня, и от других. И будут

беречь свою душу. А может, вырастут лицемерами: я буду таким, как вы

хотите. В школе. А в жизни ?..

А в жизни? …Есть известная фраза: « Поступок - мерило всего». Как

часто мы ее употребляем! Но я заметила: чаще по отношению к другим. Про

себя как-то забываем, умалчиваем. Знакомая студентка - второкурсница

рассказывала, как она на внеклассной практике проводила мероприятие на

знание правил дорожного движения. Все шло по плану: вопросы, ответы,

анализ проблемных ситуаций. Потом студентка задала провокационный

вопрос: «Ребята, а вы когда-нибудь нарушали правила? Или, может, видели,

как другие нарушают? Что вы при этом делали?» Сначала дети молчали,

потом активно уверяли, что нет, они всегда соблюдают правила. Потом

повернули головы к учительнице, сидящей сзади, и начали робко говорить:

«А вот Вы, Марина Васильевна, однажды перешли на красный свет. Мы

видели». Учительница сначала растерялась, затем встала и сказала: «Да,

ребята, было такое однажды. Очень спешила. Не заметила. Больше никогда

так не сделаю. А вы молодцы, что подсказали мне. Какие вы у меня

внимательные!» Инцидент был исчерпан. Дети заулыбались. И закричали:

«Мы Вам верим! Мы Вас любим!» А я подумала: разве это не урок

педагогики в действии? Детям нельзя лгать. Нельзя лицемерить. Они порой

бывают индикатором нравственности взрослых. Да, если мы хотим, чтобы

наши дети были хорошо воспитаны, надо начинать с себя.

Надо помнить, что желание - залог успеха...И вот, я не студентка

Муромского педагогического колледжа, а его выпускница, молодой педагог.

И вот моя мечта, мои « хочу» и «могу», наложенные на личные и

профессиональные цели, проходя проверку на резус- конфликт, приходят в

панику: где те условия, в которых можно творить? где те понимающие дети и

не менее понимающие родители? что, интерактивная доска не работает? и

заполнять электронный журнал? и каждый день проверять тетради?

А если попробовать и в этих условиях? Надо!

-А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?-

спросил однажды молодой и дерзкий Маяковский.

-Если вам дали хорошее образование, это не значит, что вы его

получили,- сказал кто-то умный.

-Дерзайте!- хотелось бы в тот момент сказать самой себе.

Да, у меня есть знания, небольшой педагогический опыт, есть результаты

моего творческого отношения к делу. Но и много амбиций. А они мешают

порой. «Я - золотая яблоня, но меня нужно потрясти, чтобы упало золотое

яблоко», - признался то ли шутя , то ли всерьез известный физик Лев Ландау.

Как же нужно трясти? Кто будет трясти? Я приду в школу - кто меня

встретит, кроме моих учеников и родителей? Администрация. Для меня пока

страшное слово. Хотелось бы понимания. Может, чуть снисхождения. Я

многого боюсь. И признаюсь в этом. Но я буду искать в себе силы признавать

свои ошибки. Наверное, самопознание и самовоспитание - вот те две

тропинки, которые мне помогут. Педагогическая рефлексия - как часто мы

видели и слышали это словосочетание на практике. И как трудно реально

оценить себя самого. Нужно ли учить этому своих воспитанников? Думаю,

да. Не только для того, чтобы признать ошибки, но и увидеть в будущем

предполагаемый результат. Чтобы трудиться. Чтобы идти вперед. Получать

удовольствие от работы, от жизни.



В раздел образования




Яндекс.Метрика