Автор: Горбунова Олеся Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Муром, Владимирская область
Наименование материала: Эссе
Тема: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (В.Даль)
Раздел: начальное образование
ЭССЕ
на педагогическую тему:
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать
воспитанника» (В.Даль)
Выполнила: учитель начальных
классов
Горбунова Олеся Алексеевна
2020 год
Я очень долго мучилась размышлениями: какую тему выбрать для
написания эссе. Не потому, что у меня было много времени на выбор,
«вынашивание» и «рождение» некоего шедевра, - скорее наоборот. Не
потому, что мал выбор и хотелось еще чего-то особого для себя,- выбор был.
Не потому, что есть плохие и хорошие темы, - как поймешь, не начав
писать?! А...практически все темы - цитаты. А значит, есть гарантия
«провалиться», «утонуть» в них: выдернутая из контекста, казалось бы,
спасательная ниточка - веревочка может быть привязана
к скрытому
камешку, который потянет... Так произошло и со мной... В преддверии
первого весеннего праздника я решила сильно не «заморачиваться» и
выбрать тему, главная мысль которой лежит на поверхности. Вот она - бери и
пиши... Возьму и напишу... А погода пошла на плюс. Мартовский воздух,
словно в апреле. И даже совсем не страшно, что «очень вырос в целом мире
гриппа вирус ... - ха! «...три-четыре», что «ширится, растет заболевание...» В
общем, впереди дни отдыха, а я занемогла. Занемогла. В первый день ничего
не могла. Во второй могла уже скучать. В третий смогла думать. И даже
смогла потихоньку читать...
У Феликса Кривина, педагога-филолога по образованию, автора
многочисленных философских сказок, в том числе и книги «Подражание
театру», есть «Загадка семи мудрецов»:
Среди многих загадок на свете
Есть загадка семи мудрецов:
Почему нас не слушают дети ?
Почему они против отцов?
И ответов найдется немало.
Вот один, подходящий как раз:
Как бы зеркало нас отражало,
Если б не было против нас?
Значит, «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». Театр, как и наши
дети, наши воспитанники, - это отражение нас самих. А разве школа - не
театр? А учитель - не актер? Не дирижер? Так какими мы отразимся в
зеркале - памяти наших воспитанников? Вот Владимир Иванович Даль мне и
пришел на подмогу. И я определилась с темой. Конечно же, номер три -
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».
Так какой я должна быть? Какими я хочу сделать своих будущих
воспитанников? Третий день моей болезни уже начал определять мои
желания. О фильме «Большая перемена»- старом и добром - много слышала.
Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем... Посмотрела. Да, с
современных позиций темпа он неспешный. А многие эпизоды заставляют
думать. Вот, например, уставшая учительница (школа-то вечерняя) кладет
после урока журнал и говорит: « Завтра снова в бой!» Что это за бой: «и
вечный бой, покой нам только снится», « и вся-то наша жизнь есть борьба»,
«бороться и искать, найти и не сдаваться»? Или бой с теми, кто не хочет
учиться, борьба за хорошие результаты в работе, борьба за выживание - что
за бой? Многие, кто в детстве мечтал о какой-либо профессии, не дошли до
нее. Почему? Многие ли, завершив образование, остаются верными своей
мечте и работают в той сфере, которую выбрали с детства? Почему? На что
ориентироваться при выборе профессии: на здравый смысл или мечту?
Безжалостная статистика говорит: лишь у 9% российских детей мечты о
профессии сбылись во взрослой жизни. А остальные 91%? А я в какой доле?
Если говорить формально, то... нет, все-таки затруднюсь: мечтала стать
учителем русского языка и литературы, мечтала о вузе... Не сбылось.
Я взрослела. А, как известно, по мере взросления у человека
происходит переоценка ценностей и даже меняется вектор приоритетов. Мой
карьерный план пока очень скромен: я хочу, чтобы мои личные и
профессиональные цели совпали. Знаю, что не всегда так случается. Если
происходит такое несовпадение, то человек начинает исследовать реальность
и соотносить с ней свои цели. И тогда многие меняют траекторию, род
занятий.
Например, римский император Диоклетиан в 305 году отрекся от
короны и уехал в провинцию в свои владения... выращивать капусту. «Если
бы вы видели, какую капусту я вырастил, вы бы не стали просить меня об
этом»,- ответил он отказом на просьбу вернуться к государственным делам.
Это, конечно, редкий случай, потому и вошел в историю. А что другие?
Одни маются от понедельника до субботы, ждут выходного, отпуска,
карантина... А есть и такие, которые слово «надо» применяют к себе не в
свете борьбы, а потому что жить не могут без своей профессии. Кто не знает
Григория Перельмана, ученого - математика из Петербурга? Живет на
мамину пенсию, носит перешитый папин плащ, отказался от Нобелевской
премии, доказав теорему Пуанкаре... Кто он? Умный чудак? Но для него
работа - призвание. А значит, дело не в деньгах. Другие «другие» хотят
хороший дом, хорошую школу, хороший отдых. Их за это нужно осуждать?
Наверное, нет. Может, мир, в котором состоялся выбор их профессии, был
другим или стал другим?
Дети - отражение нас, взрослых, воспитателей. А если мы зануды? И на
первом месте у нас слово «надо»? Значит, вырастим много маленьких зануд?
Вспоминается эпизод из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: маленький
девятилетний Сережа Каренин сидит, а мимо, как маятник, туда-сюда, туда-
сюда ходит его отец Алексей Александрович, «государственная машина», и
ровным голосом говорит: «Во-первых, не качайся, пожалуйста... А во-
вторых, дорога не награда, а труд. И я желал бы, чтобы ты понимал это. Вот
если ты будешь трудиться, учиться для того, чтобы получить награду, то
труд тебе покажется тяжел; но когда ты трудишься, любя труд, ты в нем
найдешь для себя награду». А далее мудрый писатель-педагог Лев
Николаевич продолжает: «Блестящие нежностью и весельем глаза Сережи
потухли и опустились под взглядом отца. Это был тот самый давно знакомый
тон, с которым отец всегда относился к нему и к которому Сережа научился
подделываться. Отец всегда говорил с ним - так чувствовал Сережа,- как
будто он обращался к какому-то воображаемому им мальчику, одному из
таких, какие бывают в книжках, но совсем не похожему на Сережу. И Сережа
всегда с отцом старался притвориться этим самым книжным мальчиком.
Ты понимаешь, я надеюсь? - сказал отец.
Да, папа,- отвечал Сережа, притворяясь воображаемым мальчиком».
Я не хочу, чтобы детские глаза потухали, чтобы дети умели подделываться,
притворяться книжными мальчиками. Лев Николаевич далее пишет так о
Сереже: «Ему было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она
была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви
никого не пускал в свою душу». Ключ любви - вот что главное! Если я к ним,
моим будущим воспитанникам без ключа любви, только с требованиями,
ничего у нас не получится! Они закроются и от меня, и от других. И будут
беречь свою душу. А может, вырастут лицемерами: я буду таким, как вы
хотите. В школе. А в жизни ?..
А в жизни? …Есть известная фраза: « Поступок - мерило всего». Как
часто мы ее употребляем! Но я заметила: чаще по отношению к другим. Про
себя как-то забываем, умалчиваем. Знакомая студентка - второкурсница
рассказывала, как она на внеклассной практике проводила мероприятие на
знание правил дорожного движения. Все шло по плану: вопросы, ответы,
анализ проблемных ситуаций. Потом студентка задала провокационный
вопрос: «Ребята, а вы когда-нибудь нарушали правила? Или, может, видели,
как другие нарушают? Что вы при этом делали?» Сначала дети молчали,
потом активно уверяли, что нет, они всегда соблюдают правила. Потом
повернули головы к учительнице, сидящей сзади, и начали робко говорить:
«А вот Вы, Марина Васильевна, однажды перешли на красный свет. Мы
видели». Учительница сначала растерялась, затем встала и сказала: «Да,
ребята, было такое однажды. Очень спешила. Не заметила. Больше никогда
так не сделаю. А вы молодцы, что подсказали мне. Какие вы у меня
внимательные!» Инцидент был исчерпан. Дети заулыбались. И закричали:
«Мы Вам верим! Мы Вас любим!» А я подумала: разве это не урок
педагогики в действии? Детям нельзя лгать. Нельзя лицемерить. Они порой
бывают индикатором нравственности взрослых. Да, если мы хотим, чтобы
наши дети были хорошо воспитаны, надо начинать с себя.
Надо помнить, что желание - залог успеха...И вот, я не студентка
Муромского педагогического колледжа, а его выпускница, молодой педагог.
И вот моя мечта, мои « хочу» и «могу», наложенные на личные и
профессиональные цели, проходя проверку на резус- конфликт, приходят в
панику: где те условия, в которых можно творить? где те понимающие дети и
не менее понимающие родители? что, интерактивная доска не работает? и
заполнять электронный журнал? и каждый день проверять тетради?
А если попробовать и в этих условиях? Надо!
-А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?-
спросил однажды молодой и дерзкий Маяковский.
-Если вам дали хорошее образование, это не значит, что вы его
получили,- сказал кто-то умный.
-Дерзайте!- хотелось бы в тот момент сказать самой себе.
Да, у меня есть знания, небольшой педагогический опыт, есть результаты
моего творческого отношения к делу. Но и много амбиций. А они мешают
порой. «Я - золотая яблоня, но меня нужно потрясти, чтобы упало золотое
яблоко», - признался то ли шутя , то ли всерьез известный физик Лев Ландау.
Как же нужно трясти? Кто будет трясти? Я приду в школу - кто меня
встретит, кроме моих учеников и родителей? Администрация. Для меня пока
страшное слово. Хотелось бы понимания. Может, чуть снисхождения. Я
многого боюсь. И признаюсь в этом. Но я буду искать в себе силы признавать
свои ошибки. Наверное, самопознание и самовоспитание - вот те две
тропинки, которые мне помогут. Педагогическая рефлексия - как часто мы
видели и слышали это словосочетание на практике. И как трудно реально
оценить себя самого. Нужно ли учить этому своих воспитанников? Думаю,
да. Не только для того, чтобы признать ошибки, но и увидеть в будущем
предполагаемый результат. Чтобы трудиться. Чтобы идти вперед. Получать
удовольствие от работы, от жизни.