Автор: Игнатенко Оксана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 75
Населённый пункт: город-герой Волгоград
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» , 5 класс
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Повторение по теме «Имя прилагательное» , 5 класс
Структура урока
Деятельность
учителя
Деятельность учеников
Планируемые
результаты (УУД)
Общая часть
Тема занятия: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксические признаки.
Задачи:
Обучающая:
пополнить
практический
опыт
учащихся
в
употреблении
имен
прилагательных
в
словосочетаниях,
предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: - развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения
выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к
слову.
Используемые средства обучения Мультимедийная презентация; карточки для индивидуальной работы, видеосюжет.
Используемая технология: Технология критического мышления
Этап 1. Вызов (вхождение в тему урока)
- Приветствие, перекличка;
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
У вас всё готово? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
Учитель: Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с
замечательного стихотворения, которое поможет нам
окунуться в атмосферу урока. А называется оно «Сказка про
краски».
- подготовка к восприятию материала ( прослушивание
стихотворения по видеосюжету с аудиозаписью)
Метапредметные
- умение выполнять
действия,
соответствующие
предъявляемым
требованиям
Личностные
- умение вести диалог
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
Учитель: - Вы прослушали стихотворение, попробуйте
определить его тему. О чем оно?
Обучающиеся отвечают, что мир разноцветный, мир
прекрасен таким, каков он есть.
Этап 2. Погружение в тему урока
1)
Учитель: Слова какой части речи помогают раскрыть
тему и основную мысль стихотворения?
2)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить
на уроке?
3)
Учитель: действительно, мы сегодня будем говорить о
прилагательном.
4)
–Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.
Запланируем свою деятельность.
-Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется
1)
Обучающиеся отвечают, что прилагательные
Об имени прилагательном
Метапредметные
-
умение слушать учителя и
друг друга;
- умение работать
индивидуально и в группе;
-умение осуществлять
проверку и самопроверку
работ с использованием
прилагательным. И вы правы. Но перед тем как его
задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик
по имени Митрофан демонстрирует свое знание
прилагательного как части речи
Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из
грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да
прилагательна.
Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя:
существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Г-жа Простакова: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Г-жа Простакова: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему
месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не
навешана: так покамест существительна.
Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак
прилагательное, потому что оно прилагается к глупому
человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
-Правильно ли истолковал Митрофанушка понятие имя
прилагательное?
-Предлагаю вам дать правильное толкование этой
части речи.
-Чтобы восстановить все, что мы знаем об имени
прилагательном, будем работать с кластером
1) Что такое имя прилагательное? Что обозначает имя
прилагательное? На какие вопросы отвечает?
ключей
Личностные
-умение рационально
организовывать работу;
-умение слушать,
высказывать и доказывать
свою точку зрения;
Ученик читает текст:
5)
Наступила… весна. ….. лучи солнца греют землю.
Небо …. Побежали ….. ручейки. Мы радуемся ….
погоде.
6)
Слово учителя: - Ребята, вам понравился этот рассказ?
Не очень!? А как украсить текст, который мы видим?
Конечно же, при помощи имён прилагательных!
7)
Запись текста в тетрадях. Работа со смартдоской.
8)
Слово учителя:
9)
- Что вы сделали при помощи прилагательных?
10)
- Как называют такие слова?
Эпитет - красочное
прилагательное, один из основных приемов в
литературе.
11)
- Какого стиля получился текст?
-Значит, для чего нужны имена прилагательные?
12)
Учитель: -С какой частью речи связано имя
прилагательное в предложении? (с именем
существительным)
13)
–Какие морфологические признаки есть у имени
прилагательного? (род, число, падеж)
(показ на кластере)
14)
Отметьте род, число падеж имен существительных
и имен прилагательных в предложениях.
15)
-Как узнать род, число , падеж имени
прилагательного?
Учащиеся подбирают подходящие прилагательные
(прекрасная, говорливые, лазурное, ласковые,
чудесной). Затем текст записывается с
прилагательными.(работа со смартдоской)
Обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы
рассказать об окружающем мире, описать
удивительное и разное - для этого понадобятся имена
прилагательные; они украшают нашу речь.
Чтобы определить род и число имени прилагательного,
надо:
1.
Найти имя существительное, к которому
относится имя прилагательное.
2.
Определить род, число, падеж имени
существительного.
3.
По роду, числу и падежу имени
существительного определить род, число и
падеж имени прилагательного.
Помни: Род имён прилагательных определяется
только в единственном числе.
(Смартдоска)
В этих же предложениях подчеркните члены
предложения. Проверка.
-Каким членом предложения являются имена
прилагательные?
(показ на кластере)
-В каких формах могут употребляться имена
прилагательные
Распределите имена прилагательные в 2 колонки.
Определите форму прилагательных.
Ребята, молодцы. Значит, в наш кластер мы можем
включить форму имен прилагательных. (полная и
краткая)
(показ на кластере)
-Обратим внимание на получивашийся кластер. По
нему вспомним усвоенные знания.
-Молодцы! Вы хорошо усвоили тему.
-В полных и кратких.
(Работа со смарт доской)
Этап 3. Рефлексия.
Учитель: Что сегодня на уроке мы с вами
повторили?
-А теперь проведем рефлексию. Выберите,
пожалуйста, фразу, подходящую вам.
1.
Я хорошо усвоил материал и доволен
своей работой на уроке.
2.
В учебном материале встретились
некоторые трудности. Я мог бы работать
лучше.
3.
Я мало понял. Мне было трудно
работать на уроке.
4.
Я ничего не понял. Это затруднило
работу.
Выставление оценок.
Учащиеся обобщают материал урока, проводят рефлексию
Домашнее задание
1) Написать текст «Мое любимое
животное», используя имена
прилагательные.