Автор: Салихова Залира Юнусовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№4 с.Кандры Туймазинского района РБ
Населённый пункт: с.Кандры Туймазинского района РБ
Наименование материала: "Ранняя профориентация дошкольников ДОУ"
Тема: Ранняя профориентация дошкольников ДОУ
Раздел: дошкольное образование
"Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ"
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем,
например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач,
завтра- банкир и даже Президент…
Система мероприятий, направленных на выявление личностных
особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания
ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле
деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление
дошкольной педагогики.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о
профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и
широким выбором профессий.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического
воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому
виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми
характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут
развиты в школе.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в
младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со
взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у
них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что
способствует ранней профессиональной ориентации.
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных
группах?
Вторая группа раннего возраста.
Наблюдение за трудовым действием помощника воспитателя (помощник
воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца)
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых,
понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель,
помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар,
продавец, шофер, строитель.
В средних группах продолжаем знакомить с профессией шофера,
почтальона, врача и с профессиями родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную
значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского
хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих
профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного
искусства, результатами их труда.
Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в
которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера,
врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт
совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети
стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного
города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт,
труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются
представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на
пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
Главная цель ранней профориентации детей - это развитие
эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру,
предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах
деятельности.
Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается
уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется
его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов
и склонностей к конкретной профессии.
Основные задачи ранней профориентации дошкольников:
- расширить представление детей о профессиях;
- сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их
значения в жизни общества;
- мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой,
познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия
профессий, рассказывать об их особенностях.
Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их
подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в
самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной
деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении
Периоду дошкольного детства соответствует первый этап
профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных
представлений о мире профессий.
На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная
основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие
профессионального самосознания, а так же положительное отношение к
профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.
Методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное
отношение к труду взрослых:
1. Уточните знания детей о труде взрослых
Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что
дошкольники знают о труде взрослых.
2. Создайте условия
Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-
педагогические условия:
- учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения
дошкольников к труду;
- организовать развивающую предметно-пространственную среду (подобрать
наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и
дидактических игр, нетрадиционное оборудование);
- включить в работу всех участников воспитательно-образовательного
процесса (педагогов, детей, родителей).
Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное
отношение к труду взрослых.
1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда,
воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные
на практике методики.
3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка,
организуйте наблюдения окружающей действительности.
4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал
постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем
материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и
осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.
3. Используйте разнообразные методы и приемы.
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду
вообще, нужно использовать разнообразные методы:
наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
практические (упражнения, экспериментирование, моделирование,
инсценировки);
игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как
ведущему виду деятельности дошкольников. В результате
профориентационных сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются знания о
профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания
достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя
ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут
самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми
невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным
особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
4. Организуйте сотрудничество с семьями детей
Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой
родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка
формируется представление о труде вообще.
Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все
профессии важны», «Профессии наших родителей». Предложите им
рассказать о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом,
существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и
дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания
ребенка.
Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат,
создать папки-передвижки под названием: «В мире профессий», «Мамы
разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно» и т. д. Пригласить
родителей принять участие в экскурсиях, занятиях организованных детским
садом.
Проводя работу с родителями нужно придерживаться следующих
направлений:
Четыре направления взаимодействия с родителями:
1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном
возрасте;
2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с
воспитателями, участвовать в жизни группы;
3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной
деятельности с детьми;
4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье.
Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось
желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей –
осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать
ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно
влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно
знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей,
приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате
этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда
пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность
детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью
их социализации.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в
нашей группе.
Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях.
В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом
сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей,
медсестры ,швеи, прачки, заведующей, повара, дворника. При этом мы
стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает
дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло,
уютно и интересно.
Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с
различными профессиями.
Начали свою работу по профориентации детей нашей группы со знакомства
с профессиями сотрудников детского сада. Выпустили стенгазету «Кто
работает у нас в саду», провели экскурсии в медицинский кабинет, на кухню,
в прачку, наблюдали за работой дворника. С участием родителей сделали
подборку сюжетно-ролевых игр с костюмами: "Больница», "Поликлиника,
"Почта", "Салон красоты", "Повар", "Автомастерская", "Мы строители",
"Магазин". Создали альбом «Профессии наших родителей», где родители,
раскрыли свою трудовую деятельность.
Разработали конспекты занятий по знакомству с профессиями повара,
врача, продавца, швеи, парикмахера.
Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким
бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в
самостоятельную жизнь.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,
труд является основой нашей жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью
каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — не только по причине, что это им нравится
и интересно, а еще и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы,
принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.