Напоминание

Ранняя профориентация дошкольников ДОУ


Автор: Салихова Залира Юнусовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№4 с.Кандры Туймазинского района РБ
Населённый пункт: с.Кандры Туймазинского района РБ
Наименование материала: "Ранняя профориентация дошкольников ДОУ"
Тема: Ранняя профориентация дошкольников ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ"

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем,

например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач,

завтра- банкир и даже Президент…

Система мероприятий, направленных на выявление личностных

особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания

ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его

индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле

деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление

дошкольной педагогики.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о

профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и

широким выбором профессий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического

воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому

виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми

характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут

развиты в школе.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в

младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со

взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую

осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у

них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что

способствует ранней профессиональной ориентации.

С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных

группах?

Вторая группа раннего возраста.

Наблюдение за трудовым действием помощника воспитателя (помощник

воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца)

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых,

понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель,

помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар,

продавец, шофер, строитель.

В средних группах продолжаем знакомить с профессией шофера,

почтальона, врача и с профессиями родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную

значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского

хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих

профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного

искусства, результатами их труда.

Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в

которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера,

врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт

совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети

стараются изобразить профессии родителей.

Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного

города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт,

труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются

представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на

пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

Главная цель ранней профориентации детей - это развитие

эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру,

предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах

деятельности.

Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается

уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется

его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов

и склонностей к конкретной профессии.

Основные задачи ранней профориентации дошкольников:

- расширить представление детей о профессиях;

- сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их

значения в жизни общества;

- мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой,

познавательно-исследовательской деятельности;

- развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия

профессий, рассказывать об их особенностях.

Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их

подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в

самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной

деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении

Периоду дошкольного детства соответствует первый этап

профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных

представлений о мире профессий.

На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная

основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие

профессионального самосознания, а так же положительное отношение к

профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.

Методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное

отношение к труду взрослых:

1. Уточните знания детей о труде взрослых

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что

дошкольники знают о труде взрослых.

2. Создайте условия

Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-

педагогические условия:

- учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения

дошкольников к труду;

- организовать развивающую предметно-пространственную среду (подобрать

наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и

дидактических игр, нетрадиционное оборудование);

- включить в работу всех участников воспитательно-образовательного

процесса (педагогов, детей, родителей).

Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное

отношение к труду взрослых.

1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда,

воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.

2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные

на практике методики.

3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка,

организуйте наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал

постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.

5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем

материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и

осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.

3. Используйте разнообразные методы и приемы.

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду

вообще, нужно использовать разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование,

инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как

ведущему виду деятельности дошкольников. В результате

профориентационных сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются знания о

профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания

достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя

ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут

самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми

невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным

особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

4. Организуйте сотрудничество с семьями детей

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой

родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка

формируется представление о труде вообще.

Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все

профессии важны», «Профессии наших родителей». Предложите им

рассказать о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом,

существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и

дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания

ребенка.

Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат,

создать папки-передвижки под названием: «В мире профессий», «Мамы

разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно» и т. д. Пригласить

родителей принять участие в экскурсиях, занятиях организованных детским

садом.

Проводя работу с родителями нужно придерживаться следующих

направлений:

Четыре направления взаимодействия с родителями:

1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном

возрасте;

2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с

воспитателями, участвовать в жизни группы;

3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной

деятельности с детьми;

4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье.

Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось

желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей –

осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать

ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно

влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно

знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей,

приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате

этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда

пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность

детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью

их социализации.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в

нашей группе.

Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях.

В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом

сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей,

медсестры ,швеи, прачки, заведующей, повара, дворника. При этом мы

стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает

дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло,

уютно и интересно.

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с

различными профессиями.

Начали свою работу по профориентации детей нашей группы со знакомства

с профессиями сотрудников детского сада. Выпустили стенгазету «Кто

работает у нас в саду», провели экскурсии в медицинский кабинет, на кухню,

в прачку, наблюдали за работой дворника. С участием родителей сделали

подборку сюжетно-ролевых игр с костюмами: "Больница», "Поликлиника,

"Почта", "Салон красоты", "Повар", "Автомастерская", "Мы строители",

"Магазин". Создали альбом «Профессии наших родителей», где родители,

раскрыли свою трудовую деятельность.

Разработали конспекты занятий по знакомству с профессиями повара,

врача, продавца, швеи, парикмахера.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким

бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в

самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,

труд является основой нашей жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью

каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — не только по причине, что это им нравится

и интересно, а еще и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы,

принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика