Напоминание

Формирование экологических знаний школьников посредством самостоятельной деятельности на уроках биологии


Автор: Зыкова Вера Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Сургутская технологическая школа"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологических знаний школьников посредством самостоятельной деятельности на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка.

«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И. С. Тургенева

«Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что

нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе

изменений

заставила

нас

задуматься

над

тем,

что

необходимо

сделать

для

того,

чтобы

окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных

условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной

личности. Реализация ФГОС в части экологического образования и воспитания школьников

является одним из необходимых условий и факторов экологического развития России. Стандарт

ориентирован

на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника

основной

школы»):

осознанно

выполняющий

правила

здорового

и

экологически

целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (извл. из

Приказа

Минобрнауки

России

от

17.12.2010

1897

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Актуальность. По ряду причин из года в год школьники демонстрируют плохое знание

экологических проблем. Они считают вопросы, касающиеся экологии, слишком легкими и не

заслуживающими

серьезной

проработки

и

осмысления.

Часто

учащиеся

опрометчиво

рассчитывают на свою общую биологическую эрудицию и сведения, почерпнутые из средств

массовой

информации.

Однако подобный легковесный

подход чреват неприятностями.

При

этом

наиболее распространенная ошибка,

как ни

странно,

вызвана непониманием

того,

что

экология

и

охрана природы не одно

и то

же,

хотя,

разумеется,

теория

и

практика охраны

природы самым тесным образом с экологией связаны.

К сожалению (и это еще одна очень

распространенная

ошибка),

проблема

охраны

природы

вообще

трактуется

крайне

узко

и

однобоко:

она

сводится

к

обсуждению

лишь

непосредственного

действия

антропогенного

фактора (деятельности человека) на природу в виде загрязнения окружающей среды.

В связи с вышеизложенным в содержание уроков включаю задания, построенные таким

образом,

чтобы для полного

и

исчерпывающего ответа на вопрос

потребовалось

не только

обязательное

знание

конкретного

материала,

но

и

умение

проявить

свой

уровень

естественнонаучного мышления, понимание цельности, взаимосвязанности и общности живого

мира,

развития

живой

природы.

Учащимся

необходимо

использовать

знания

биологии

и

экологии

при

решении

нестандартных

задач,

выделять

главное

из

множества

процессов,

протекающих

в

живом

организме,

понимать

взаимосвязи

между

различными

явлениями,

демонстрировать

способность

размышлять,

находить

причинно-следственные

связи,

делать

выводы, обосновывать каждый свой ответ и подкреплять его примерами.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности

процесса

обучения,

активизации

учащихся

на

уроке

биологии,

экологии

является

соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное

место

на современном

уроке,

потому что

учащийся

приобретает знания только

в процессе

личной

самостоятельной

учебной

деятельности.

Между

тем

все

еще

редко

можно

видеть

самостоятельные

работы,

которые

были

бы

направлены

на

формирование

приемов

познавательной деятельности, учащихся мало обучают способам и приемам самостоятельной

работы,

в

частности

приемам

развернутого

и

свернутого

описания,

объяснения,

выведения

правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания

по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной

деятельности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две

тесно связанные между собой задачи.

-

первая

из

них

заключается

в

том,

чтобы

развить

у

учащихся

самостоятельность

в

познавательной деятельности, научить их

самостоятельно овладевать знаниями, формировать

свое мировоззрение;

- вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и

практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель.

Она является

средством

борьбы

за глубокие

и

прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как

черт личности, развития их умственных способностей. Известно, кто учится самостоятельно,

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика

при

ее

выполнении

работать

напряженно.

Однако

здесь

нельзя

допускать

крайностей:

содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны

быть

посильными

для

учащихся,

а

сами

ученики

-

подготовлены

к

выполнению

самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки

самостоятельной

работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный

показ

приемов

работы

с

учителем,

сопровождаемый

четкими

объяснениями,

записями

на

доске.

Самостоятельная

работа,

выполненная

учащимися

после

показа

приемов

работы

учителем,

носит

характер

подражания.

Она

не

развивает

самостоятельности

в

подлинном

смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений,

более

высокой

формы

самостоятельности,

при

которой учащиеся

оказываются

способными

разрабатывать

и

применять

свои

методы

решения

задач

учебного

или

производственного

характера.

4.

В

некоторых

случаях

для

самостоятельной

работы

нужно

предлагать

такие

задания,

выполнение

которых

не

допускает

действия

по

готовым

рецептам

и

шаблону,

а

требует

применения

знаний

в новой

ситуации.

В

этом случае

самостоятельная работа способствует

формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями,

умениями

и

навыками

различными

учащимися

требуется

разное

время.

Осуществлять

это

можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в

целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с

заданиями на выполнение более сложных.

Некоторым учащимся количество тренировочных

упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в

различных

вариациях,

чтобы

они

усвоили

новое

правило

или

новый

закон

и

научились

самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на

выполнение

более

сложных

заданий

должен

быть

своевременным.

Здесь

вредна

излишняя

торопливость,

как

и

чрезмерно

продолжительное

«топтание

на

месте»,

не

продвигающее

учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся.

Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед

учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

Учащиеся

всегда

проявляют

большой

интерес

к

самостоятельным

работам,

в

процессе

выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в

учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и

навыки.

8. При организации

самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное

сочетание

изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний,

умений

и

навыков.

В

этом

деле

нельзя

допускать

крайностей:

излишнее

увлечение

самостоятельной работой может замедлить темпы изучения

программного материала,

ввиду

чрезмерной перегрузки учащихся.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна

принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное

включение

в

учебный

процесс.

Он

определяет

цель,

содержание

и

объем

каждой

самостоятельной

работы,

ее

место

на

уроке,

методы

обучения

различным

видам

самостоятельной

работы.

Он

обучает

учащихся

методам

самоконтроля

и

осуществляет

контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при

организации самостоятельной работы.

Самостоятельную

работу

можно

использовать

на

уроках,

как

для

усвоения

нового

материала,

так

и

при

повторении,

закреплении

и

проверке

качества

знаний

и

умений,

выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;

- в парах;

- групповой.

преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя - не давать

учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Самостоятельная

работа

-

это

высшая

работа

учебной

деятельности

школьника

и

является

компонентом

целостного

педагогического

процесса,

поэтому

ей

присущи

такие

функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

В процессе управления самостоятельной деятельностью следует перечислить следующие

принципы:

1)

дифференцированный

подход

к

учащимся

с

соблюдением

посильности

учебных

заданий;

2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к

более неточным и

неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

3)

постепенное отдаление учителя и

занятие им

позиции пассивного

наблюдателя

за

процессом;

4) переход от контроля учителя к самоконтролю.

Организация самостоятельной работы - это отбор учителем средств, форм и методов,

стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

На

различных

уроках

биологии

с

помощью

разнообразных

самостоятельных

работ

учащиеся

приобретают

знания,

умения

и

навыки.

Все

эти

работы

только

тогда

дают'

положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют

систему.

При

построении

системы

самостоятельных

работ

необходимо

соблюдать

ряд

дидактических требований:

1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических

задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных

способностей,

формированию

умения

самостоятельно

приобретать,

расширять

и

углублять

знания, применять их на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам

доступности

и

систематичности,

связи

теории

с

практикой,

сознательной

и

творческой

активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию,

чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически

вытекало

из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих.

Эффективность

самостоятельной

работы

достигается,

если

она

является

одним

их

составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на

каждом

уроке,

если

она

проводится

планомерно

и

систематически,

а

не

случайно

и

эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в

выполнении

различных

видов

самостоятельной

работы

и

наращиваются

темпы

в

ее

выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания

следует

руководствоваться,

как

и

во

всем

процессе

обучения,

основными

принципами

дидактики.

Наиболее

важное

значение

в

этом

деле

имеют

принцип

доступности

и

систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей,

принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Применение

этих

принципов

к

руководству

самостоятельной

работой

имеет

следующие

особенности:

1.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой

формулировкой

цели

работы.

Задача

учителя

заключается

в

том,

чтобы

найти

такую

формулировку задания,

которая вызывала бы у школьников интерес к работе и

стремление

выполнить

ее

как

можно

лучше.

Учащиеся

должны

ясно

представлять,

в

чем

заключается

задача

и

каким

образом

будет

проверяться

ее

выполнение.

Это

придает

работе

учащихся

осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому,

что учащиеся,

не

поняв цели работы,

делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за

разъяснением

к

учителю.

Все

это

приводит

к

нерациональной

трате

времени

и

снижению

уровня самостоятельности учащихся в работе.

Содержание

предмета

биологии

позволяет

применять

разнообразные

виды

самостоятельных работ. Это и:

Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ,

план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

Решение задач и практические, лабораторные работы.

Проверочные, самостоятельные работы.

Доклады и рефераты.

Индивидуальные и групповые задания.

В настоящий момент важная роль в современном подходе к преподаванию биологии в

школе отводится использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.

Например, для развития навыков метод самостоятельной работы с книгой необходимо

систематически работать с учебником на уроках. При этом возможно использование заданий на

подготовку

по

учебнику

ответов

на вопросы,

составление

плана

параграфа

или

его

части,

нахождение

основных

терминов,

выделенных

курсивом,

определений,

составление

схем

и

таблиц на основе текста учебника.

Также

для

развития

навыков

самостоятельного

изучения

материала,

элементов

исследования,

важную

роль

играют

уроки

обобщения

материала.

На

обобщающем

уроке1

выявляется степень сформированное™ у обучающихся различных умений, например, умение

ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. На этих уроках используются и

письменные

проверочные

работы,

в

которых

предлагаются:

тестовые

задания

с

выбором

правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие».

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с

наблюдением

на

уроках,

проводятся

в

форме

лабораторных

занятий.

Они

развивают

наблюдательность,

вызывают

интерес

к

учебному

предмету

и

изучению

живой

природы,

активизируют

познавательную

деятельность

школьников,

способствуют

лучшему

усвоению

обучающимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре

труда.

В

связи

с

вышеизложенным

мною

разработана

учебно

-

тематическая

карта

урока,

которая

посвящена

вопросам

организации

самостоятельной

работы

учащихся

на

уроках

биологии

экологии

и

представлена

как

дидактический

материал,

предназначенный

для

организации как устных так и письменных опросов учащихся по материалу курса биологии.

Учебно- тематическая карта составлена в соответствии с требованиями государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования.

Последовательность

заданий

внутри учебно- тематических карт может быть изменена учителем в соответствии с изложением

материала в учебнике и может быть предложена по вариантам.

Учебно- тематическая карта включает в себя таблицу, вмещающую несколько заданий

по одной учебной теме.

Выполнение

предлагаемых

в

каждой

учебно

-

тематической

карте

устных

заданий

представляет первичное усвоение базовых понятий и выявление типичных затруднений. Кроме

того, устные опросы развивают у школьников умение сравнивать,

обобщать,

анализировать

биологические

объекты

разных

уровней

организации

живой

материи.

Письменные

задания

способствуют закреплению или проверке знаний и умений по теме.

Все учащиеся на уроке получают от учителя учебно-тематические карты по изучаемой

теме. Однако каждый школьник может работать и над своим вариантом. При этом учащиеся

проверяют

ответы

в

форме

самопроверки,

взаимопроверки

или

проверки

учителя,

а

также

участвуют

в

обсуждении

изученной

темы.

Это

позволяет

значительно

сэкономить

время

учебного занятия и осуществить контроль знаний большинства учащихся по заданной теме.

Таким

образом,

применение

учебно

-

тематических

карт

позволяет

задействовать

в

опросе большое количество учащихся, разнообразить методы проверки

знаний

и

умений,

а

также формы организации учебной деятельности (приложение 1. Учебно- тематическая карта

по теме: «Биогеоценозы, экосистемы и биосфера» (9 кл.).

Приложение 1

Учебно - тематическая карта.

Тема: «Биогеоценозы, экосист емы и биосфера».

(Биология 9 класс, учебник И.Н Пономарева, О.А Корнилова, Н.М. Чернова).

( на этапе закрепления учебного материала на уроке)

Цель урока: познакомить с сущностью понятий «Биоценоз», «Биогеоценоз», «Экосистема» и

«Биосфера», сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях

организмов с окружающей средой.

Учебный

материал

Задания и вопросы для проверки полученных знаний

Рекомендации по

выполнению

заданий. Оценка.

Используйте

§55, с.235-240

Задача: сформулируйте задачу исходя из поставленной

цели урока.

Выполните последовательно задания № 1— 4.

Задание № 1

Как

соотносится

понятия

«биоценоз»,

«экосистема»

и

«биогеоценоз»?

Задание № 2

Почему

биосферу

называют

глобальной

экосистемой?

Обоснуйте ответ.

Задание № 3

Каковы

основные

компоненты

экосистемы?

Выберите

четыре

необходимых

компонента

экосистемы:

бактерии,

животные,

консументы,

грибы,

климат,

редуценты,

растения, абиологический компонент, продуценты, вода.

Задание № 4 (за каждый правильный ответ -1 балл)

Вставь пропущенное слово:

1)

............

-

организмы,

которые

в

процессе

своей

жизнедеятельности

превращают

органические

остатки в неорганические вещества.

2)

............

-

совокупность

живых

организмов

и

условий среды, в которой они обитают.

3)

Соревнование

организмов

одного

трофического

уровня

за

потребление

ресурса,

имеющегося

в

ограниченном количестве, называю т

...............

Устно.

Работа в парах

Письменно в

рабочей тетради.

Письменно в

рабочей тетради.

Оцените свою

работу

Задания

1 -4

-

0 - 1

балла (за

каждый вопрос)

Максимальный балл - 6.

Самооценка

Прочитайте

раздел «Учение

о биосфере»

(§55, с. 238)

Задача: сформулируйте задачу исходя из поставленной

цели урока.

Задание

5.

Прочитайте

текст

учебника.

Заполните

таблицу.

Типы веществ биосферы.

Индивидуальная

работа

в рабочей тетради.

Тип

Характеристика

Примеры

Живое

Косное

Биогенное

Биокосное

Оцените свою

работу

Задание

5.

Ответ

полный,

таблица

заполнена

верно

-

2

балла. Если есть одна ошибка -

1 балл.

Во всех других

случаях - 0 баллов.

Взаимопроверка в

паре(обмен

тетрадями)

Оценка ученика

Используйте

полученные

знания по

данной теме

(§55, с.235-240)

Задача: учиться использовать полученные

знания к поставленной задаче, обосновывать

свой ответ, демонстрировать способности

размышлять.

Задание № 6

Найдите

ошибки

в

приведённом

тексте.

Укажите

номера предложений, в которых они сделаны, исправьте

их.

1. «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия близкие, но

не синонимы. 2. Биогеоценоз — понятие более общее. 3.

Каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая

экосистема — биогеоценоз. 4. Капля воды с живыми

организмами в ней — это биогеоценоз, но не экосистема.

5. Единая экосистема нашей планеты называется

биогеоценозом.

Ответ: _______________________________________________

Задание

6.

За

каждый

правильный

ответ

1

балл.

Максимальный балл-3.

Индивидуальная

работа в тетради.

Оценка учителя

Оценка учителя

Используйте

полученные

знания по

данной теме

(§55, с.235-240)

Задание № 7

Ответьте

на

вопрос.

Являются

ли

грибы

обязательным

компонентом

любой

экосистемы?

Дайте

полный

развернутый ответ.

Индивидуальная

работа в тетради.

Оценка учителя

Задание № 7.

Если ответ полный и не содержит

биологических ошибок -3 балла. Если ответ неполный или

имеются биологические ошибки - 0-2 баллов.

Оценка учителя

Оцените свою

работу на уроке

(выставите

количество

баллов,

полученных за

выполненные

задания в

рабочей тетради.

Сдайте рабочие

тетради для

проверки

учителю)

Оцените работу по следующей схеме:

Номер

задания

/

оценка

ученика

(балл)

Номер

задания

/

оценка учителя (балл)

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

7

Ваша оценка

Проверка и оценка

учителя

Шкала

перевода

баллов в отметку:

Отметка

Число

баллов

5

12- 14

4

9 - 1 1

3

6 - 8

2

о!

1

1

Максимальный балл за работу: 14

5.Подведение

итогов урока.

1 .Сформулируйте

задачи,

поставленные

перед

вами

во

время самостоятельной работы.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?

Рефлексия.

Устное подведение

итогов урока

6.Задание на

дом.

Выполните домашнее задание: Прочитать §55, ответить на

вопросы, новые

термины, записи в тетради.

Самостоятельная

работа дома.

Использование дидактического материала в форме учебно- тематических карт на уроках

биологии повышает эффективность обучения по следующим показателям: возрастают гибкость

и

прочность

усвоения

знаний

учащимися,

возможность

их

самостоятельного

движения

в

области

биологии

и

экологии;

существенно

повышается

интерес

к

учению,

формируется

открытость

к

саморазвитию,

учебная

ответственность,

целеполагание,

планирование,

прогнозирование, самооценка и рефлексия в учебной деятельности; наблюдается повышение

общекультурного и личностного развития учащихся.

Методическая

разработка

адресована

учителям

биологии

при

подготовке

к

урокам

школьного курса биологии, экологии.

Список использованной литературы.

Биология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Науч. изд-

во «Большая российская энциклопедия», 2001.

Воронина Г.А. Биологический тренажер: 6-11

классы: дидактические материалы / Г.А.

Воронина, С.Н. Исакова.- М.: Вентана- Граф, 2 0 1 2 .- 192 с.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. - М.:

ВАКО, 2014.-464с.- (В помощь школьному учителю).

Пономарева

И.Н.

Биология:

9

класс:

учебник

для

учащихся

общеобразовательных

организаций

/

И.Н.

Пономарева

И.Н.

,

О.А.

Корнилова.,

Н.М.

Чернова;

под

ред.

И.Н.

Пономаревой.- 6 изд., перераб., М.: Вентана- Граф, 2015. - 272 с. : ил.



В раздел образования




Яндекс.Метрика