Авторы: Минина Ольга Владимировна, Ольга Владимировна Минина
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Новый Мир, Троицкий район
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по биологии. 5-9 классы. ФГОС
Раздел: среднее образование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Выпускник
научится
пользоваться
научными
методами
для
распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить
наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические
объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты.
Выпускник
овладеет
системой
биологических
знаний
–
понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит
общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах
массовой
информации
и
Интернет-ресурсах,
критически
оценивать
полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических
явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать,
приводить
доказательства
родства
различных
таксонов
растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных,
грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,
бактерий,
грибов)
на
основе
определения
их
принадлежности
к
определенной
систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп
растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к
среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток
и тканей, органов и систем органов;
использовать
методы
биологической
науки:
наблюдать
и
описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями
растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними
животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,
животных,
бактерия
и
грибах
на
основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных
для организма человека;
аргументировать,
приводить
доказательства
взаимосвязи
человека
и
окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у
человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток
и тканей, органов и систем органов;
использовать
методы
биологической
науки:
наблюдать
и
описывать
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и
объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании
первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной,
научно-популярной
литературе,
Интернет-ресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека
и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать,
приводить
доказательства
необходимости
защиты
окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения
их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать
роль
биологии
в
практической
деятельности
людей;
роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять
механизмы
наследственности
и
изменчивости,
возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
органов и систем органов;
использовать
методы
биологической
науки:
наблюдать
и
описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать
и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить
в
учебной,
научно-популярной
литературе,
Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов,
рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-
ценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ:
Обучение предмету биология направлено на достижение обучающимися следующих
результатов:
В 5 КЛАССЕ:
личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере — формирование чувства гордости за
российскую
биологическую
науку,
гуманизма,
целеустремленности,
научного
мировоззрения;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов
экологической культуры;
5)
формирование
ответственного
отношения
к
соблюдению
правил
техники
безопасности;
метапредметных
1) умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и
оформлять их результаты;
2) умение проводить простейшие исследования, ознакомиться на практике с методами
проведения научных исследований и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы
и
оформлять
её
результаты;
4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;
5) умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения
и установления сходства их состава;
6)
умение
выделять
существенные
признаки
изучаемых
живых
организмов;
7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей
организмов
со
средой
обитания;
8) использование различных источников для получения необходимой биологической
информации.
предметных
В познавательной сфере:
1) иметь представление о биологии как науке, о методах её изучения, о значении
биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни
общества;
2) давать определения изученных понятий: «биология», «экология», «биосфера», «царства
живой природы», «экологические факторы», «клетка», элементам клетки, «клеточное
строение живых организмов», «семенные растения», «плод», «цветок», «жизненные
формы»;
3)
наблюдать,
описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык
биологии;
4) знать названия, описывать и различать изученные царства живых организмов;
5) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических
процессов, прогнозировать свойства неизученных живых объектов по аналогии со
свойствами
изученных;
6) иметь начальные представления о многообразии растений и животных, о сезонных
изменениях в их жизни, о связи со средой обитания;
7) иметь начальные представления о строении клетки, её химическом составе и
жизнедеятельности;
8) знать устройство увеличительных приборов, уметь работать с ними, иметь навыки
приготовления микропрепаратов;
9) иметь первоначальные понятия о тканях и выполняемых ими функциях в
растительном организме;
10) иметь представление, начальные сведения о бактериях, грибах, водорослях,
лишайниках, мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, голосеменных и покрытосеменных
растениях, их строении и роли в природе и жизни человека;
11) знакомиться с биологической информацией, полученной из других источников.
В
ценностно-ориентационной
сфере:
1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с использованием растительных
живых
организмов.
В
трудовой
сфере:
1)
уметь
проводить
биологический
лабораторный
эксперимент.
В
сфере
безопасности
жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного
поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
В 6 КЛАССЕ:
личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере — формирование чувства гордости за
российскую
биологическую
науку,
гуманизма,
целеустремленности,
научного
мировоззрения;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов
экологической культуры;
5)
формирование
ответственного
отношения
к
соблюдению
правил
техники
безопасности;
метапредметных
1) умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и
оформлять их результаты;
2) умение проводить несложные исследования, ознакомиться на практике с методами
проведения научных исследований и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы
и
оформлять
её
результаты;
4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;
5) умение определять отношение объекта с другими объектами;
6)
умение
выделять
существенные
признаки
изучаемых
живых
организмов;
7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей
организмов
со
средой
обитания;
8) использование различных источников для получения необходимой биологической
информации;
9) уметь различать объём и содержание понятий;
10) различать видовое и родовое понятие;
11) уметь осуществлять классификацию;
12) под руководством учителя уметь оформлять отчёт, включающий описание объектов
наблюдений, их результаты, выводы;
13) уметь организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться
друг с другом).
предметных
В познавательной сфере:
1)
знать
внешнее
и
внутреннее
строение
органов
цветковых
растений;
2) знать видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
3)
наблюдать,
описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык
биологии;
4) знать названия, описывать и различать наиболее встречаемые растения;
5)
уметь
различать
и
описывать
органы
цветковых
растений;
6) объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
7) знать и уметь характеризовать и объяснять основные процессы жизнедеятельности
растений;
8) знать особенности минерального и воздушного питания растений;
9) знать и уметь объяснять роль различных видов размножения у растений;
10) знать и показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
11) знать основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел,
царство;
12)знать характерные признаки однодольных и двудольных растений и их основных
семейств;
13) знать важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания и значение;
14)
уметь
делать
морфологическую
характеристику
растений
и
работать
с
определительными карточками;
15) знать растительные сообщества и их типы, влияние деятельности человека на
растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
16) проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных
сообществах;
17) знакомиться с биологической информацией, полученной из других источников.
В
ценностно-ориентационной
сфере:
1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с использованием растительных
живых
организмов.
В
трудовой
сфере:
1)
уметь
проводить
биологический
лабораторный
эксперимент.
В
сфере
безопасности
жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного
поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
В 7 КЛАССЕ:
личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере — формирование чувства гордости за
российскую
биологическую
науку,
гуманизма,
целеустремленности,
научного
мировоззрения;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов
экологической культуры;
5)
формирование
ответственного
отношения
к
соблюдению
правил
техники
безопасности;
метапредметных
1) умение проводить наблюдения в живой природе, наблюдать и описывать различных
представителей животного мира, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;
2) умение проводить несложные исследования, ознакомиться на практике с методами
проведения научных исследований и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы
и
оформлять
её
результаты;
4) умение работы с текстом и иллюстрациями учебника;
5)
умение
выделять
существенные
признаки
изучаемых
живых
организмов,
классифицировать
по
их
принадлежности
к
систематическим
группам;
6) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей
организмов
со
средой
обитания;
7) использование различных источников для получения необходимой биологической
информации;
8) давать характеристику методов изучения биологических объектов;
9) применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке
сообщений, докладов, презентаций;
10) использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
предметных
В познавательной сфере:
1) знать эволюционный путь развития животного мира, внешнее и внутреннее строение
его
представителей;
2)
знать
историю
изучения
животных;
3) знать структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические
категории;
4) уметь определять сходство и различие между растительным и животным организмом;
5) уметь объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете,
для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
В
ценностно-ориентационной
сфере:
1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с использованием животных
организмов.
В
трудовой
сфере:
1)
уметь
проводить
биологический
лабораторный
эксперимент.
В
сфере
безопасности
жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного
поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
В 8 КЛАССЕ:
личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере — формирование чувства гордости за
российскую
биологическую
науку,
гуманизма,
целеустремленности,
научного
мировоззрения;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4)
формирование
ответственного
отношения
к
соблюдению
правил
техники
безопасности;
метапредметных
1) уметь работать с учебником и дополнительной литературой;
2) умение проводить необходимые исследования, и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы
и оформлять их результаты;
4) использовать знания по анатомии человека в повседневной жизни.
предметных
В познавательной сфере:
1)
знать
методы
наук,
изучающих
человека;
2)
знать
основные
этапы
развития
наук,
изучающих
человека;
3) уметь выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
В
ценностно-ориентационной
сфере:
1) анализировать и оценивать последствия образа жизни для здоровья человека.
В
трудовой
сфере:
1)
уметь
проводить
биологический
лабораторный
эксперимент.
В
сфере
безопасности
жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного
поведения при проведении наблюдений над организмом человека.
В 9 КЛАССЕ:
личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере — формирование чувства гордости за
российскую
биологическую
науку,
гуманизма,
целеустремленности,
научного
мировоззрения;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4)
формирование
ответственного
отношения
к
соблюдению
правил
техники
безопасности;
метапредметных
1) уметь работать с учебником и дополнительной литературой;
2) умение проводить необходимые исследования, и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы
и оформлять их результаты;
4) использовать знания по биологии в повседневной жизни.
предметных
В познавательной сфере:
1)
знать
свойства
живого;
2)
знать
методы
исследования
в
биологии;
3) знать значение биологических знаний в современной жизни;
4) знать профессии, связанные с биологией;
5)знать
уровни
организации
живой
природы.
В
ценностно-ориентационной
сфере:
1) анализировать и оценивать последствия деятельности человека для природы.
В
трудовой
сфере:
1)
уметь
проводить
биологический
лабораторный
эксперимент.
В
сфере
безопасности
жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного
поведения с целью сохранения природы и здоровья человека.
Основное содержание программы.
5 класс
(35 ч, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства
бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого.
Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические
факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу,
ее охрана.
Лабораторные работы
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее
строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки:
поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство микроскопа. Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.
Раздел 2. Царство Бактерии. ( 3часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы ( 5часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные
грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана.
Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль
грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина,
головня, спорынья).
Лабораторные работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.
Раздел 3. Царство Растения (14 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой
обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные
группы
растений
(водоросли,
мхи,
хвощи,
плауны,
папоротники,
голосеменные, цветковые).
Водоросли.
Многообразие
водорослей.
Среда
обитания
водорослей.
Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни
человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни
человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в
природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение
голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых
в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение
зеленых
водорослей.
Строение
мха
(на
местных
видах).
Строение
спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 ч)
Клетки, ткани и органы растений.Строение семян однодольных и двудольных растений.
Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное
строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей.
Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и
расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные
виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание,
фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ.Минеральное и
воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад.
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция
процессов жизнедеятельности. Способы размножения растений. Размножение споровых
растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное)
размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание
проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение
растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала;
дыхание растений;
испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения.
Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс
Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие
сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания
и
народнохозяйственное
значение.
(Выбор
объектов
зависит
от
специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных
растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (4 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные
сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности
человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в
природных сообществах.
Резервное время— 2 ч.
Животные.
7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 ч)
Животные.Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы
изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и
растений. Строение животных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных их
роль в природе и жизни человека. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (2 ч)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Лабораторная работа.
Изучение одноклеточных животных.
Раздел 2. Многоклеточные животные (34 ч)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип
Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы.
Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви:многообразие, среда и места обитания; образ
жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и
реакцией на раздражение.
Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски:многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Лабораторные работы.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Тип Иглокожие:многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные:
многообразие; среда обитания, образ жизни и
поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни че-
ловека.
Лабораторные и практические работы
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Экскурсия.
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс
Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Многообразие хордовых животных (типы и классы хордовых).
Класс
Ланцетники. Позвоночные животные.
Надкласс Рыбы:многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ
жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения рыб,
наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс
Земноводные:
многообразие;
среда
обитания,
образ
жизни
и
поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся:многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы:многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни
и поведение; биологические и экологические особенности, приспособления к различным
средам обитания; значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и
домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана
редких и исчезающих видов животных.
Демонстрация
Видеофильм.
Лабораторная работа.
Изучение стороения млекопитающих.
Экскурсия.
Разнообразие млекопитающих.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных
(14 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела.
Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение
энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная
система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения,
продления рода. Усложнение животных в процессе эволюции.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы
Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч)
Доказательства
эволюции:
сравнительно-анатомические,
эмбриологические,
палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение
строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания.
Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 5. Биоценозы (6 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый
пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии.
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 ч)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание.
Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана
животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга.
Рациональное использование животных.
Биология. Человек.
8 класс
(70 часов, 2 часа в неделю).
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их
становление и методы исследования.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита
среды обитания человека.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в системе органического мира,систематике. Черты сходства и различия
человека и животных.
Доказательства животного происхождения человека. Основные
этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию
человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Экскурсия.
Происхождение человека.
Раздел 3. Строение организма (4 ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Строение организма человека:
клетки, ткани, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма.
Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и
биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и
развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем
организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной
мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы
возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные
нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
Опора и движение. Опорно-двигательная система.Скелет и мышцы, их функции.
Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его
приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с
развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные,
подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.
Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о
двигательной
единице. Значение
физических
упражнений
и
культуры
труда
для
формирования скелета и мускулатуры. Изменение мышцы при тренировке. Последствия
гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и
исправление. Первая
помощь
при
травмах
опорно-двигательной
системы: ушибах,
переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей.
Приёмы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушения осанки и
наличия плоскостопия.
Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Внутренняя среда организма, значение её постоянства.Компоненты внутренней среды:
кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.
Кровь.Состав
крови:
плазма
и
форменные
элементы
(тромбоциты,
эритроциты,
лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина Kв
свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Лимфа.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И.
И.
Мечников.
Антигены
и
антитела. Аллергические
реакции.
Специфический
и
неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление.
Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики
болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
Иммунология
на
службе
здоровья.Предупредительные
прививки. Лечебные
сыворотки.
Естественный
и
искусственный
иммунитет.
Активный
и
пассивный
иммунитет. Тканевая совместимость. Перелива
ние крови. Группы крови.
Резус-фактор.
Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение
крови человека и лягушки.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
Транспорт веществ. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме.
Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и
работа
сердца. Автоматизм
сердца.
Движение
крови
по
сосудам.
Регуляция
кровоснабжения органов. Кровяное
давление (артериальное), пульс.
Гигиена сердечно-
сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Приёмы
оказания первой помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу
Короткова. Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Раздел 7. Дыхание (5 ч)
Дыхание.
Значение
дыхания. Дыхательная
система.
Строение
и
функции
органов
дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных
путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газооб
мен в
лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция
дыхания: нервная и гуморальная
.
Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как
показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Гигиена органов дыхания. Заболевания
органов дыхания и их
выявление и предупреждение. Флюорография. Туберкулёз и рак
лёгких. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении
утопающего, заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть.
Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Вред табакокурения и
других вредных привычек на организм. Инфекционные заболевания и меры их
профилактики.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приёмы определения
проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук.
Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной
ёмкости лёгких. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Дыхательные движения.
Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение (7 ч)
Питание.
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Пищеварительная
система.
Строение и функции
пищеварительной
системы:
пищеварительный
канал,
пищеварительные
железы.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена
органов
пищеварения. Нарушения
работы
пищеварительной
системы
и
их
профилактика. Предупреждение
желудочно-кишечных
инфекций
и
гельминтозов.
Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Обмен веществ и
превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков,
жиров, углеводов. Обмен
воды
и минеральных солей. Заменимые и незаменимые
аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витами
-
ны. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Рациональное питание. Нормы и режим
питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по
результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)
Покровы
тела
человека. Строение и функ
ции кожи.
Ногти и волосы. Роль кожи в
терморегуляции и
обменных
процессах.
Рецепторы
кожи.
Участие
в
теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена
одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их
профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция
организма. Закаливание организма.Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика.
Выделение. Строение и функции выделительной системы.
Значение органов выделения в
поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной
системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и
конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их преду
преждение.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи». Модель почки. Рельефная таблица «Органы
выделения».
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система (5 ч)
Нервная система.Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы:
спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы —
периферическая. Рефлексы и рефлекторная дуга.
Строение и функции спинного мозга.
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и
новая
кора
больших
полушарий
головного
мозга.
Аналитико-синтетическая
и
замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших
полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной сис-
темы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их
взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Строение и функции спинного и головного мозга.
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и
среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического
и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
Анализаторы.
Значение
анализаторов. Органы
чувств. Достоверность
получаемой
информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор.Строение и функции
органа зрения. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза.
Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное
зрение. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их предупреждение.
Предупреждение
глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.
Коррекция зрения.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции органа слуха. Рецепторы
слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения слуха и
их предупреждение. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Вестибулярный
аппарат. Мышечное и кожное чувство.
Обоня
ние. Вкус.
Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика,
палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Строение и работа органа зрения.
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные,
слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна.
Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч)
Поведение и психика человека.
Вклад отечественных учёных в разработку учения о
высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального
торможения. Безусловные и ус
ловные рефлексы.
Инстинкты. Безусловное и условное
торможение.
Закон
взаимной индукции
возбуждения-торможения.
Учение А. А.
Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы,
инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы,
рассудочная деятельность, динамический стереотип. Особенности
поведения человека.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности
высшей нервной деятельности человека. Потребности людей и животных.
Речь. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя
и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные
действия и интуиция. Познавательные процессы: мышление, внимание, память.
Волевые
действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции
и
чувства: эмоциональные
реакции,
эмоциональные
состояния
и
эмоциональные
отношения. Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные
свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие
наблюдательности и мышления.
Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль
обучения и воспитания в развитии поведения и психики.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления).
Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдатель-
ность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки
нового динамического стереотипа.
Изменение
числа
колебаний
образа
усечённой
пирамиды
при
непроизвольном,
произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Эндокринная система.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны,
механизмы
их
действия
на
клетки.
Нерогуморальная
регуляция
процессов
жизнедеятельности организма.
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.
Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ.
Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного
диабета.Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель
гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6 ч)
Размножение
и
развитие.
Жизненные
циклы
организмов.
Бесполое
и
половое
размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые
системы. Половые железы и половые клетки. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых
хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование
и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в
матке. Развитие зародыша и плода. Беременность . Роды. Биогенетический закон Геккеля
— Мюллера и причины отступления от него. Вредное влияние на развитие организма
курения, употребление алкоголя, наркотиков. Наследственные и врождённые заболевания.
Медико-генетическое
консультирование.
Заболевания
и инфекции передающиеся
половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. ВИЧ-инфекция и её
профилактика..
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за
ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых
контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание,
общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в
группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Биология. Введение в общую биологию.
9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь».
Современные
научные
представления
о
сущности
жизни.
Свойства
живого. Отличительные признаки живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)
Общая
характеристика
молекулярного
уровня
организации
живого. Особенности
химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их
роль в организме. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав
живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические со-
единения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам
органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого.
Клеточное строение
организмов. Многообразие клеток. Клетка — структурная и функциональная единица
жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический
состав клетки и его постоянство. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Функции
органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомы. Хромосомный набор клетки.
Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Энергетический
обмен в клетке. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена в
жизнедеятельности клетки и организма. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и
жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы,
гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-
аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с
помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их
описание.
Раздел 3. Организменный уровень (11ч)
Рост
и
развитие
организмов.
Размножение. Бесполое
и
половое
размножение
организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности
передачи
наследственной
информации.
Генетическая
непрерывность
жизни. Наследственная
и
ненаследственная
изменчивость. Закономерности
изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)
Система
и
эволюция
органического
мира.
Вид
–
основная
систематическая
единица.Критерии вида. Признаки вида. Структура вида. Происхождение видов.
Развитие
эволюционных
представлений. Ч.Дарвин
–
основоположник
учения
об
эволюции. Основные положения теории эволюции. Популяция — элементарная единица
эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Результаты эволюци: многообразие видов, приспособленность
организмов к среде обитания. Доказательства эволюции.
Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Взаимосвязь организмов с
окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние
экологических
факторов
на
организм. Приспособленность
и
её
относительность.
Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и
животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность,
приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретном примере).
Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)
Экосистемная
организация
живой
природы. Биоценоз.
Экосистема.
Биогеоценоз.
Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Взаимодействие разных видов в экосистеме
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Цепи
питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные
биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели
экосистем.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Раздел 6. Биосферный уровень (14 ч)
Биосфера
–
глобальная
экосистема.
Биосфера
и
её
структура,
свойства,
закономерности. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Круговорот
веществ и энергии в биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы и кризисы.
Основы рационального природопользования. Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
Краткая история развития органического мира.
Демонстрация
Модели-аппликации
«Биосфера
и
человек».
Окаменелости,
отпечатки,
скелеты
позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема
Кол-во
часов
Характеристика основных видов учебной деятельности
Биология. Бактерии, грибы, растения
5 класс
Введение
6
Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.
Соблюдают правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
Клеточное
строение
организмов
7
Соблюдают правила работы с лупой, микроскопом и биологическими
инструментами
Выделяют
существенные
признаки
строения
и
жизнедеятельности
клетки.
Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их.
Бактерии
Грибы
8
Выделяют
существенные
признаки
строения
и
жизнедеятельности
бактерий.
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых бактериями.
Выделяют
существенные
признаки
строения
и
жизнедеятельности
грибов.
Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.
Различают съедобные и ядовитые грибы.
Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых грибами.
Растения
14
Выделяют существенные признаки строения растений разных отделов.
Различают на живых объектах и таблицах растения разных отделов.
Определяют принадлежность растений к определенной систематической
группе (классифицируют).
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на
основе сравнения.
Объясняют роль растений разных отделов в жизни человека.
Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции
растений.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и
оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений
6 класс
Строение
и
многообразие
покрытосеменных
растений
12
Выявляют существенные признаки строения органов покрытосеменных
растений.
Сравнивают
клетки
разных
тканей,
образующих
органы
покрытосеменных растений, на основе сравнения делают выводы.
Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей,
органов и выполняемыми ими функциями у растений.
Различают на живых объектах и таблицах органы покрытосеменных
растений.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и
оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Жизнь растений
10
Выделяют
существенные
признаки
процессов
жизнедеятельности
растений.
Сравнивают способы размножения растений, делают выводы на основе
сравнения.
Ставят
биологические
эксперименты
по
изучению
процессов
жизнедеятельности растительного организма и объясняют их результаты.
Проводят наблюдения за ростом и развитием растений.
Осваивают приемы выращивания и размножения культурных растений.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и
оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Классификация
6
Выделяют существенные признаки классов и семейств покрытосеменных
растений
растений.
Сравнивают представителей разных семейств и делают выводы на основе
сравнения.
Различают на живых объектах, таблицах и
гербариях наиболее
распространенные растения разных семейств, опасные для человека
растения.
Объясняют роль представителей разных семейств растений в жизни
человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями.
Осваивают приемы: работы с определителями растений; оказания первой
помощи при отравлении ядовитыми растениями.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и
оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Определяют принадлежность растений к определенному классу и
семейству (классифицируют)
Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.
Природные
сообщества
4
Выделяют
существенные
признаки
разных
типов
растительных
сообществ.
Выявляют приспособленность растений к среде обитания, взаимосвязи в
растительном сообществе.
Определяют цель и смысл своих действий по отношению к объектам
растительного мира.
Биология. Животные
7 класс
Введение
2
Выделяют
существенные
признаки
строения
и
жизнедеятельности
животных.
Сравнивают растения и животных. Делают выводы на основе сравнения.
Объясняют роль различных животных в жизни человека.
Выделяют эстетические достоинства представителей животного мира.
Простейшие
2
Выделяют существенные признаки одноклеточных животных.
Сравнивают представителей разных групп простейших, делают выводы
на основе сравнения.
Наблюдают и описывают простейших.
Различают на живых объектах и таблицах представителей разных групп
простейших, опасных простейших для человека.
Объясняют роль простейших в жизни человека.
Выявляют принадлежность простейших к определенной систематической
группе.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых простейшими.
Находят информацию о простейших в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и
оценивают ее, переводят из одной формы в другую.
Выявляют эстетические достоинства некоторых простейших.
Многоклеточные
животные
3
4
Выделяют существенные признаки многоклеточных животных разных
групп.
Сравнивают представителей разных групп животных, делают выводы на
основе сравнения.
Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах животных
разных типов и классов, опасных для человека животных.
Объясняют роль различных животных в жизни человека.
Выявляют принадлежность животных к определенной систематической
группе.
Осваивают приемы оказания первой помощи при укусах животных.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых животными.
Находят информацию о животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и
оценивают ее, переводят из одной формы в другую.
Выявляют эстетические достоинства представителей животного мира.
Эволюция
строения
функций
органов и их систем
у животных
1
4
Выделяют
существенные
признаки
строения
и
процессов
жизнедеятельности животных разных групп.
Сравнивают строение и процессы жизнедеятельности животных разных
групп, делают выводы на основе сравнения.
Выявляют взаимосвязи между особенностями строения органов и
выполняемыми ими функциями.
Наблюдают и описывают поведение животных.
Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах органы и
системы органов животных разных типов и классов.
Приводят доказательства усложнения животных в ходе эволюции.
Находят информацию о животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и
оценивают ее, переводят из одной формы в другую.
Развитие
и
закономерности
размещения
животных на Земле
4
Приводят
доказательства
родства,
общности
происхождения
и
усложнения животных в ходе эволюции.
Объясняют причины многообразия видов в природе.
Выявляют закономерности размещения животных на Земле.
Биоценозы
6
Выделяют существенные признаки естественных и искусственных
биоценозов; продуцентов, консументов, редуцентов в биоценозе.
Определяют принадлежность животных разных групп к консументам и
редуцентам.
Объясняют
влияние
факторов
среды
на
биоценозы.
Выявляют
приспособленность животных к среде обитания и взаимосвязи в биоценозе.
Животный
мир
и
хозяйственная
деятельность
человека
6
Выделяют существенные признаки домашних животных.
Различают
на
таблицах
наиболее
распространенных
домашних
и
промысловых животных.
Объясняют роль домашних и промысловых животных в жизни человека.
Осваивают приемы выращивания и размножения домашних животных.
Приводят
доказательства
необходимости
охраны
животных
и
рационального использования животного мира.
Находят информацию о воздействии человека на животный мир; о
домашних и промысловых животных; об охраняемых территориях и
животных Красной книги в научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее,
переводят из одной формы в другую.
Выявляют эстетические достоинства домашних животных; цель и смысл
своих действий по отношению к представителям животного мира.
Биология. Человек
8 класс
Введение. Науки,
изучающие
организм человека
2
Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
зависимости
здоровья
человека
от
состояния
окружающей
среды,
необходимости защиты среды обитания человека.
Выявляют эстетические достоинства человеческого тела.
Происхождение
человека
3
Объясняют место и роль человека в природе.
Приводят
доказательства
родства
человека
с
млекопитающими
животными.
Строение
организма
4
Выделяют существенные признаки организма человека; клеток, тканей,
органов и систем органов человека.
Сравнивают клетки, ткани организма человека, делают выводы на основе
сравнения.
Различают на таблицах органы и системы органов человека.
Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.
Опорно-
двигательная
система
7
Выделяют
существенные
признаки
опорно-двигательной
системы
человека.
Выявляют влияние физических упражнений на развитие скелета и
мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и
органов опорно-двигательной системы.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.
На основе наблюдения определяют нарушения осанки и наличие
плоскостопия.
Осваивают приемы оказания первой помощи при травмах опорно-
двигательной системы.
Внутренняя
среда организма
3
Выделяют существенные признаки процессов свертывания и переливания
крови; иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток.
Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их
функциями.
Наблюдают и описывают клетки крови на готовых микропрепаратах.
Кровеносная
и
лимфатическая
системы организма
6
Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме
.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
сердечно-сосудистых заболеваний.
Различают на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы.
Осваивают приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания
первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
5
Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена.
Сравнивают газообмен в легких и тканях, делают выводы на основе
сравнения.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.
Различают на таблицах органы дыхательной системы.
Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах Интернет
информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде
рефератов, докладов, презентаций.
Осваивают приемы профилактики простудных заболеваний; оказания
первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Пищеварение
7
Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.
Различают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
нарушений работы пищеварительной системы.
Обмен веществ и
энергии
3
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений
энергии в организме человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.
Покровные
органы.
Терморегуляция.
Выделение
4
Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции,
процесса удаления продуктов обмена из организма.
Различают на таблицах органы мочевыделительной системы.
Приводят доказательства необходимости закаливания организма, ухода
за кожей, волосами, ногтями, соблюдения мер профилактики заболеваний
мочевыделительной системы.
Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечных
ударах, ожогах, обморожениях, травмах.
Нервная система
5
Выделяют
существенные
признаки
процесса
регуляции
жизнедеятельности организма.
Различают на таблицах и муляжах органы нервной системы.
Анализаторы.
Органы чувств
5
Выделяют
существенные
признаки
строения
и
функционирования
органов чувств, анализаторов.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
нарушения зрения и слуха.
Высшая нервная
деятельность
Поведение. Психика
6
Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.
Железы
внутренней
секреции
(эндокринная
система)
2
Выделяют
существенные
признаки
процесса
регуляции
жизнедеятельности организма.
Различают на таблицах и муляжах органы эндокринной системы.
Индивидуальное
развитие организма
6
Выделяют
существенные
признаки
воспроизведения
и
развития
организма человека.
Объясняют
механизмы
появления
наследственных
заболеваний
у
человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ – инфекций; медико-
генетического консультирования
для
предупреждения
наследственных
заболеваний человека.
Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах Интернет
информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформляют её в виде рефератов,
устных сообщений, презентаций.
Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Биология. Введение в общую биологию
9 класс
Введение
2
Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.
Овладевают методами биологической науки: постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
Выделяют отличительные признаки живых организмов.
Молекулярный
уровень
10
Выделяют существенные признаки вирусов.
Сравнивают химический состав живых организмов и тел неживой
природы, делают выводы на основе сравнения.
Классифицируют органические соединения по группам.
Объясняют
роль
органических
соединений
в
жизнедеятельности
организмов.
Клеточный
уровень
14
Выделяют существенные признаки строения клетки и процессов обмена
веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта
веществ, деления клетки.
Различают на таблицах основные части и органоиды клетки.
Выявляют взаимосвязи между строением и функциями клеток.
Наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах.
Организменный
уровень
1
1
Выделяют
существенные
признаки
процессов
роста,
развития,
размножения.
Объясняют механизмы мейоза, наследственности и изменчивости.
Сравнивают митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и
бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие
организмов, делают выводы на основе сравнения.
Популяционно-
видовой уровень
8
Выделяют существенные признаки вида.
Объясняют
формирование приспособленности
организмов
к
среде
обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов.
Выявляют
приспособления
у
организмов
к
среде
обитания
(на
конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.
Экосистемный
уровень
6
Выделяют
существенные
признаки
экосистемы,
процессов
потока
веществ и превращений энергии в экосистемах.
Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения
экосистемы.
Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Наблюдают и описывают экосистемы своей местности.
Биосферный
уровень
1
4
Выделяют существенные признаки круговорота веществ в биосфере.
Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы.
Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды,
соблюдения правил отношения к живой природе.
Анализируют
и
оценивают
последствия
деятельности
человека
в
природе.