Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: город Сухой Лог
Наименование материала: тезисы
Тема: "Способы формирования основ нормативного поведения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Тезисы
Способы формирования основ нормативного поведения
дошкольников
Исполнитель: Веневцева И.В
Актуальность обусловлена тем, что воспитание нормативного поведения –
одна
из
актуальных
и
сложнейших
проблем,
которая
должна
решаться
сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу
ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы
говорим
о
необходимости
в
обществе
нормативного
поведения,
что
непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Формировать у детей навыки нормативного поведения, воспитывать
сознательно активное отношение к порученному делу, товариществу, нужно
начинать
с
дошкольного
возраста,
поэтому
перед
дошкольными
образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи
формирования нормативного поведения.
Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования в
содержание
программы
дошкольного
образования
включает
такую
образовательную
область
как
«социально-коммуникативное
развитие»,
которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе [8].
В
последнее
десятилетие
в
российском
обществе
ощущаются
недостаток сознательно одобряемых и принимаемых большинством граждан
норм и правил жизни, согласия в вопросах социального взаимодействия.
Поэтому
необходимо
«с
ранних
лет
воспитывать
у
детей
стремление
и
желание соблюдать нормы социального поведения, строить взаимоотношения
с другими людьми на основе сотрудничества, проявлять по отношению к
другим людям доброжелательность, заботу, участие» [1].
Однако научить ребенка испытывать и проявлять гуманные отношения
как норму поведения при общении с другими людьми – одна из наиболее
трудных
и
сложных
задач
системы
дошкольного
воспитания.
В
статье
[5]рассмотрена
проблема
нормативного
воспитания
детей
дошкольного
возраста, практика показывает, что представления о нормативном поведении
у некоторых дошкольников недостаточно сформированы, нормы поведения
проявляются эпизодически.
Нормативное
поведение
–
это
поведение
в
полном
соответствии
с
социальными нормами ( Волченко Л.Б).
Нормативное поведение включает нормы принятые в обществе или
какой либо социальной группе (Стрелкова. Л.П.)
Следовательно, нормативное поведение включает в себя социальные
нормы, принятые в обществе.
Социальные
нормы
(лат.
norma
—
образец,
правило)
—
принятые
стандарты
деятельности,
формирующие
действия
и
поведение
людей
в
соответствии с определенными ценностями, присущими данному обществу,
общности, группе.[3] Если бы люди не выполняли предписанные правила,
социальная жизнь превратилась бы в хаос.
Правило, и норма это установленный порядок действий, отношений. Но
правило
имеет
частный
и
более
узкий
смысл.
Правило
может
быть
единичным,
относящимся
к
определенной
ситуации,
к
определенному
предмету.
Норма
носит
более
обобщенный
характер,
она
характеризует
общую
направленность
отношений
и
поведения
и
конкретизируется
в
правилах.[6].
В дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к
выполнению
правил,
стремление
понять
их.
Более
того,
старшие
дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и
того же правила в разных ситуациях.
Нормативность поведения личности является общей для всех видов
ответственности,
так
как
ответственность
состоит
не
только
в
том,
что
человек боится получить наказание за нарушение норм поведения, но и в том,
что он и без наказания знает, что нарушение норм поведения – это плохо и
чувствует свою вину. Именно такую ответственность следует воспитывать у
дошкольника с детства, воспитывать так, чтобы ребенок сам видел вред,
который он наносит другим и себе, нарушая нормы поведения в обществе.
[7].
Таким
образом,
общие
подходы
к
формированию
нормативного
поведения
гражданина
России
сформулированы
в
законодательных
и
нормативно-правовых актах – Конституции Российской Федерации, Законе об
образовании Российской Федерации, ФГОС. Выполнение социальных норм,
закрепленных
законодательно,
является
обязательным
для
каждого
гражданина нашего общества.
Нормативное
поведение
очень
важно
формировать
в
дошкольном
возрасте, по мнению Волченко Л.Б, этот период детства сенситивен для
формирования
основ
нормативного
поведения
и
гуманного
отношения
к
другим людям [4].
Всю
работу
по
развитию
у
дошкольников
нормативного
поведения
необходимо вести вместе с родителями.
Только
такая
взаимосвязь
поможет
сформировать
нормативное
поведение как основу социализации ребёнка. Если это достигнуто, то ребёнку
легко общаться, легко жить в коллективе, легко в будущем будет учиться По
отношению к
детям
дошкольного
возраста
нормативное
поведение
определяется как «совокупность устойчивых и полезных для общества форм
повседневного поведения ребенка в быту, в общении, в различных видах
деятельности » [2].
Федеральный
Государственный
Стандарт
дошкольного
образования
указывает на целевые установки усвоения дошкольниками норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В связи
с
чем,
формирование
нормативного
поведения
–
одна
из
актуальных
и
сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет
отношение к детям.
Нормативное
поведение
определяют
положение
человека
в
группе,
коллективе,
в
обществе.
От
того
как
оно
сформировано,
зависит
благополучие,
удовлетворенность
или
неудовлетворенность
человека
в
данной общности. Нормативное поведение это позиция личности ко всему,
что ее окружает и к самой себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова
В.В.
Развитие
гуманных
отношений
в
группе
сверстников в онтогенезе // Дошкольное образование. 2007. № 5.
2. Бобнева
М.И. Социальные
нормы
и
р е г ул я ц и я социального
поведения / М.И. Бобнева. М.: Просвещение, 2008.
3. Буре Р.С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в
деятельности на занятиях: Социальное развитие ребенка / Р.С. Буре. М. :
Просвещение.
4.
Волченко
Л.Б.
Гуманность,
деликатность,
вежливость
и
этикет:
ценности культуры и морали / Л.Б. Волченко. М. : Изд-во МГУ, 2011.
5.
Воробьева
М.
В.
Формирование
эмоциональной
отзывчивости
у
дошкольников:
сб.
науч.
трудов
//
Современное
образовательное
пространство. Саратов: СГУ, 2009.
6.
Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных
ситуациях; авт.-сост.: П. А. Воронихин. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010.
7.Кошелева
А.Д.
Эмоциональное
развитие
дошкольников
/
А.Д.
Кошелева. М. : Академия, 2011
8.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.)