Напоминание

"Способы формирования основ нормативного поведения дошкольников"


Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: город Сухой Лог
Наименование материала: тезисы
Тема: "Способы формирования основ нормативного поведения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тезисы

Способы формирования основ нормативного поведения

дошкольников

Исполнитель: Веневцева И.В

Актуальность обусловлена тем, что воспитание нормативного поведения –

одна

из

актуальных

и

сложнейших

проблем,

которая

должна

решаться

сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу

ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы

говорим

о

необходимости

в

обществе

нормативного

поведения,

что

непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Формировать у детей навыки нормативного поведения, воспитывать

сознательно активное отношение к порученному делу, товариществу, нужно

начинать

с

дошкольного

возраста,

поэтому

перед

дошкольными

образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи

формирования нормативного поведения.

Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования в

содержание

программы

дошкольного

образования

включает

такую

образовательную

область

как

«социально-коммуникативное

развитие»,

которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности;

развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного

отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и

взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным

видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в

быту, социуме, природе [8].

В

последнее

десятилетие

в

российском

обществе

ощущаются

недостаток сознательно одобряемых и принимаемых большинством граждан

норм и правил жизни, согласия в вопросах социального взаимодействия.

Поэтому

необходимо

«с

ранних

лет

воспитывать

у

детей

стремление

и

желание соблюдать нормы социального поведения, строить взаимоотношения

с другими людьми на основе сотрудничества, проявлять по отношению к

другим людям доброжелательность, заботу, участие» [1].

Однако научить ребенка испытывать и проявлять гуманные отношения

как норму поведения при общении с другими людьми – одна из наиболее

трудных

и

сложных

задач

системы

дошкольного

воспитания.

В

статье

[5]рассмотрена

проблема

нормативного

воспитания

детей

дошкольного

возраста, практика показывает, что представления о нормативном поведении

у некоторых дошкольников недостаточно сформированы, нормы поведения

проявляются эпизодически.

Нормативное

поведение

это

поведение

в

полном

соответствии

с

социальными нормами ( Волченко Л.Б).

Нормативное поведение включает нормы принятые в обществе или

какой либо социальной группе (Стрелкова. Л.П.)

Следовательно, нормативное поведение включает в себя социальные

нормы, принятые в обществе.

Социальные

нормы

(лат.

norma

образец,

правило)

принятые

стандарты

деятельности,

формирующие

действия

и

поведение

людей

в

соответствии с определенными ценностями, присущими данному обществу,

общности, группе.[3] Если бы люди не выполняли предписанные правила,

социальная жизнь превратилась бы в хаос.

Правило, и норма это установленный порядок действий, отношений. Но

правило

имеет

частный

и

более

узкий

смысл.

Правило

может

быть

единичным,

относящимся

к

определенной

ситуации,

к

определенному

предмету.

Норма

носит

более

обобщенный

характер,

она

характеризует

общую

направленность

отношений

и

поведения

и

конкретизируется

в

правилах.[6].

В дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к

выполнению

правил,

стремление

понять

их.

Более

того,

старшие

дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и

того же правила в разных ситуациях.

Нормативность поведения личности является общей для всех видов

ответственности,

так

как

ответственность

состоит

не

только

в

том,

что

человек боится получить наказание за нарушение норм поведения, но и в том,

что он и без наказания знает, что нарушение норм поведения – это плохо и

чувствует свою вину. Именно такую ответственность следует воспитывать у

дошкольника с детства, воспитывать так, чтобы ребенок сам видел вред,

который он наносит другим и себе, нарушая нормы поведения в обществе.

[7].

Таким

образом,

общие

подходы

к

формированию

нормативного

поведения

гражданина

России

сформулированы

в

законодательных

и

нормативно-правовых актах – Конституции Российской Федерации, Законе об

образовании Российской Федерации, ФГОС. Выполнение социальных норм,

закрепленных

законодательно,

является

обязательным

для

каждого

гражданина нашего общества.

Нормативное

поведение

очень

важно

формировать

в

дошкольном

возрасте, по мнению Волченко Л.Б, этот период детства сенситивен для

формирования

основ

нормативного

поведения

и

гуманного

отношения

к

другим людям [4].

Всю

работу

по

развитию

у

дошкольников

нормативного

поведения

необходимо вести вместе с родителями.

Только

такая

взаимосвязь

поможет

сформировать

нормативное

поведение как основу социализации ребёнка. Если это достигнуто, то ребёнку

легко общаться, легко жить в коллективе, легко в будущем будет учиться По

отношению к

детям

дошкольного

возраста

нормативное

поведение

определяется как «совокупность устойчивых и полезных для общества форм

повседневного поведения ребенка в быту, в общении, в различных видах

деятельности » [2].

Федеральный

Государственный

Стандарт

дошкольного

образования

указывает на целевые установки усвоения дошкольниками норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В связи

с

чем,

формирование

нормативного

поведения

одна

из

актуальных

и

сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет

отношение к детям.

Нормативное

поведение

определяют

положение

человека

в

группе,

коллективе,

в

обществе.

От

того

как

оно

сформировано,

зависит

благополучие,

удовлетворенность

или

неудовлетворенность

человека

в

данной общности. Нормативное поведение это позиция личности ко всему,

что ее окружает и к самой себе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова

В.В.

Развитие

гуманных

отношений

в

группе

сверстников в онтогенезе // Дошкольное образование. 2007. № 5.

2. Бобнева

М.И. Социальные

нормы

и

р е г ул я ц и я социального

поведения / М.И. Бобнева. М.: Просвещение, 2008.

3. Буре Р.С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в

деятельности на занятиях: Социальное развитие ребенка / Р.С. Буре. М. :

Просвещение.

4.

Волченко

Л.Б.

Гуманность,

деликатность,

вежливость

и

этикет:

ценности культуры и морали / Л.Б. Волченко. М. : Изд-во МГУ, 2011.

5.

Воробьева

М.

В.

Формирование

эмоциональной

отзывчивости

у

дошкольников:

сб.

науч.

трудов

//

Современное

образовательное

пространство. Саратов: СГУ, 2009.

6.

Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных

ситуациях; авт.-сост.: П. А. Воронихин. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010.

7.Кошелева

А.Д.

Эмоциональное

развитие

дошкольников

/

А.Д.

Кошелева. М. : Академия, 2011

8.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки

РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.)



В раздел образования




Яндекс.Метрика