Автор: Соколова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №41
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–Югра
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Очумелые ручки"
Раздел: дошкольное образование
Паспорт
дополнительной общеразвивающей программы «Очумелые ручки».
Название программы
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников
«Очумелые ручки»
Направленность программы
художественно-эстетическое
Ф.И.О. педагога, реализующего
дополнительную общеобразовательную
программу
Соколова Е.Н. - воспитатель, первая категория
Год разработки
2018
Цель
Цель: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников
посредствам нетрадиционных техник в продуктивной деятельности
художественно – эстетической направленности.
Задачи
Обучающие:
1. Закреплять и расширять знания детей о разных видах художественного
творчества.
2. Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмами
работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать
детям широту их возможного применения.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное
отношение к действительности.
2. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
3. Развивать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
4. Развивать желание экспериментировать и умение ориентироваться в
проблемных ситуациях.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
2. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Ожидаемые результаты освоения
программы
- Изображает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию
сюжеты.
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
- Правильно пользуется кистью, красками и карандашами, стекой, ножницами
- Легко выражает замысел в рисунке.
- Использует нетрадиционные технологии в продуктивной деятельности
Срок реализации программы
2 года
Количество часов в неделю / год
2 раза в неделю, 72 часа
Возраст обучающихся
Младший дошкольный возраст с 3 до 4 лет
Средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет
Формы занятий
Фронтальная по 5-9 детей
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается
процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным
миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа
жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и
индивидуальности ребенка.
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные
особенности детей, требования СанПин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка
на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по
художественному развитию «Очумелые ручки» по использованию нетрадиционных материалов и техник в рисовании,
аппликации, лепке. Разработанная программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной
системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного
возраста.
Программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей
дошкольного возраста от 3 до 5 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Объединяются дети, проявляющие
достаточно
устойчивый,
длительный
интерес
к
конкретным
видам
практической
трудовой
деятельности:
нетрадиционному рисованию, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что у многих детей в наше время, как замечают
специалисты, очень плохо развита речь. Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики руки очевидна. Дело в том, что в
головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя
мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются
ребёнку для использования движений, рисования, письма для того, чтобы одеваться и т.д. В старшем дошкольном
возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана
с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка.
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия
ребёнка с окружающим его предметным миром. В нашей совместной деятельности мы будем опираться на
художественное творчество, так как данный вид детской деятельности в полной мере поможет нам добиться решения
поставленных задач. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких
человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребёнка.
Создание поделок своими руками – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира
посредством художественного творения, наиболее доступный вид познания мира ребёнком. Наиболее характерная черта
эстетического отношения маленького ребёнка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой
объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем
утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического
отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он
может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи пришли к
выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание
творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной
искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут
ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Принципы построения программы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов
чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей
детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки,
искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что
обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка
ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем
использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает
творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных
материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,
искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в продуктивной
деятельности стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации
недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал
намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,
активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного
бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным
техникам в продуктивной деятельности художественно – эстетической направленности.
Задачи:
-
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник.
-
Обучать приемам нетрадиционных техник и способам изображения с использованием различных
материалов.
-
Развивать художественно – творческие способности детей.
-
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с
нетрадиционными техниками.
-
Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами
и инструментами.
-
Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение
ребёнка).
-
Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению
нетрадиционных техник рисования;
-
Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
-
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей
деятельности.
-
Развивать мелкую моторику рук.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных
материалов.
Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления,
демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание
игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)
1.
Отдельное помещение
2.
Мебель:
a.
-стол, стул для педагога
b.
-столы, стулья по количеству детей
3.
Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы,
пластилин и т.д.)
4.
Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных
рассказов.
5.
Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
6.
Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
7.
Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.
8.
Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть
использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку,
устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для
развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора
и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и
методов учебно-воспитательной деятельности.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического
развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными
физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в
педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве
случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую
роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути
человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной
организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного
учреждения (группы).
В младшем дошкольном возрасте
происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка.
Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы,
например, к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в
целом, активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются
новые интересы и потребности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной
деятельности малышей.
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как
взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы,
происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться,
что изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать готовые изображения знакомых
предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
В среднем дошкольном возрасте
происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и
дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно
тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству,
самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации.
В
художественной
и
продуктивной
деятельности
дети
эмоционально
откликаются
на
художественные
произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств
переданы различные эмоциональные состояния людей. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с
художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-
дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В
рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют
простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать
кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут
раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с
другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить
характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её
исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с
ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция
рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают
предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
Задачи работы с детьми 3-4 лет.
• Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические
свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых
социальных явлений.
• Расширять словарный запас ребенка.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов,
живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям.
• Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя
эмоциональную отзывчивость, видение таких средств выразительности, как цвет, цветовой ритм.
• Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.
Задачи работы с детьми 4-5 лет.
• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения ИЗО искусства, понимать содержание, средства
выразительности (цвет, форма, композиция), подводить к пониманию того, что передают настроение.
• Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подводить к пониманию единства содержания и
средств выразительности в разных видах искусства.
• Расширять и углублять знания о качестве и возможностях различных материалов
• Развивать ловкость пальцев, подготавливать кисть к письму.
• Формировать образные представления о предметах и явлениях природного характера, видеть их общие, типичные
признаки и свойства, понимать взаимосвязь и красоту природных явлений.
• Формировать навыки и умения собственности, творческой, изобразительной декоративной деятельности.
• Способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частых неудач,
неизбежных в процессе его получения.
Образовательный план
2018/2019 учебный год
месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Кол-во
занятий
8
8
8
8
8
8
8
8
8
Итого за
год
72
Учебно-тематический план
на 2018/2019 учебный год
№
Раздел, тема
Кол-во часов
Тиснение
2
1
Тема: «Осенний листопад»
(оттиск осеннего листа восковым карандашом)
1
2
Тема: «Осень»
1
Тестопластика
4
3
Тема: «Осенний медальон» (отпечаток осеннего листа на соленом тесте)
1
4
Тема: «Осенний урожай» (лепка овощей)
1
5
Тема: «Уточка с утятами» (использование соленного теста)
1
6
Тема: Елочные игрушки из соленного теста
1
Объёмная пластилиновая живопись
4
7
Тема: «Ветка рябины»
1
8
Тема: «Цветы»
1
9
Тема: «Матрешка» (использование паеток, бусин)
1
10
Тема: «Светлая Пасха» (использование пены для бритья и бисера)
1
Аппликация, конструирование из бросового материала
12
11
Тема: «Петушок- золотой гребешок» (использование одноразовых ложек, ватных
дисков)
1
12
Тема: «Снеговик» (использование ватных дисков)
1
13
Тема: «Ромашки» (использование ватных дисков)
1
14
Тема: «Фоторамка» (использование пуговиц, паеток, бусин)
1
15
Тема: «Зоопарк» (использование упаковок от шоколадных яиц)
1
16
Тема: «Первый подснежник» (использование одноразовых ложек и коктейльных
трубочек)
1
17
Тема: «Мороженое» (использование спичечных коробков)"
1
18
Тема: «Бабочки» (использование фантиков, мягкой проволоки)
1
19
Тема: «Галстук для папы» (использование бисера, паеток)
1
20
Тема: «Птичка- невеличка» (использование бросового материала: зубочистки,
стикеры)
1
21
Тема: «Паучок» (использование одноразовых тарелок)
1
22
Тема: «Крокодил» (использование прищепок)
1
Аппликация, конструирование из природного материала
6
23
Тема: «Ежик» (использование пластилина и семян подсолнечника)
1
24
Тема: «Букет ромашек» (использование тыквенных семян, коктейльных трубочек)
1
25
Тема: Панно «Осенний пейзаж» (использование сухих листьев)
1
26
Тема: Панно «Волшебное солнышко» (использование сухих листьев)
1
27
Тема: «Черепаха» (использование скорлупы грецких орехов)
1
28
Тема: «Новогодние игрушки» (использование шишек и пластилина)
1
Аппликация и оригами из бумаги
9
29
Тема: «Разноцветная гусеница»
1
30
Тема: «Аквариум»
1
31
Тема: «Цветик-семицветик»
1
32
Тема: «Веселый клоун»
1
33
Тема: «Вот Зима кругом»
1
34
Тема: «Жирафы»
1
35
Тема: «Букет в вазе»
1
36
Тема: «Петушок»
1
37
Тема: «Мимоза для мамы»
1
38
Аппликация с использованием макаронных изделий
Тема: «Цветочки на лужайке»
1
39
Тема: «Бусы для любимой мамочки»
1
Аппликация с использованием ниток
4
40
Тема: «Радуга- дуга» (использование шерстяных ниток)
1
41
Тема: «Солнышко»
1
42
Тема: «Улитка»
1
43
Тема: «Весна пришла» (аппликация из ниток, пластилина, соленого теста)
1
Рисование
Оттиск мятой бумагой
3
44
Тема: «Пушистый котик» (заполнение шаблона)
1
45
Тема: «Облака»
1
46
Тема: «Цыплята» (восковые мелки и мятая бумага)
1
47
Оттиск поролоном
Тема: «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)
1
Рисование нетрадиционными способами
6
48
Тема: «Клумба» (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой)
1
49
Тема: «Букет для мамы» (рисование ладошкой и пальчиками)
1
50
Тема: «Одуванчик» (рисование с использованием одноразовой вилки)
1
51
Тема: «Новогодняя елочка» (рисование с использованием зубной щетки)
1
52
Тема: «Осеннее дерево» (отпечатки картошкой, яблоком)
1
53
Тема: «Тюльпаны» (использование штампов из картофеля)
1
Рисование манной крупой
2
54
Тема: «Морской пейзаж» (использование клея-карандаш)
1
55
Тема: «Воздушные шары»
1
56
Рисование солью
Тема: «Зимний пейзаж» (использование клея)
1
Рисование крышками, ключиками, пробками
2
57
Тема: «Веселые картинки» (свободное заполнение фона)
1
58
Тема: «Украшение платочка» (рисование пальчиками, печать пробками)
1
Монотипия
2
59
Тема: «На что похоже?»
1
60
Тема: «Какого цвета весна?»
1
Кляксография
2
61
Тема: «Осминожки»
1
62
Тема: «Осенние мотивы» (выдувание и раздувание краски по листу бумаги)
1
63
Рисование штрихами
Тема: «Ежик»
1
Рисование витражными красками.
2
64
Тема: «Красивые бабочки»
1
65
Тема : «Снежинки»
1
Рисование с помощью свечи
2
66
Тема: «Транспорт» (рисование с использованием трафарета)
1
67
Тема: «Праздничный салют над городом»
1
68
Рисование мыльными пузырями
Тема: «Золотые рыбки»
1
69
Рисование с помощью пены для бритья Тема: «Волшебные узоры»
1
70
Набрызг
Теме: «Новогодний праздник»
1
71
Тема: «Зимний пейзаж» (рисование набрызгом с помощью трафарета)
1
72
Ниткография
Тема: «Зимние узоры на окне»
1
Календарно-тематическое планирование для группы детей с 3 до 4 лет
№ п/
п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения занятий
1
Тема: «Осенний листопад»
(оттиск осеннего листа восковым карандашом)
1
сентябрь
2
Тема: «Осень» 25.09
1
сентябрь
3
Тема: «Ежик» (использование пластилина и семян
подсолнечника) 17.09
1
сентябрь
4
Тема: Панно «Осенний пейзаж» (использование сухих листьев)
1
сентябрь
5
Тема: «Осенние мотивы» (выдувание и раздувание краски по
листу бумаги)
1
сентябрь
6
Тема: «Веселый клоун»
1
сентябрь
7
Тема: «Осеннее дерево» (отпечатки картошкой, яблоком)
1
сентябрь
8
Тема: «Осенний урожай» (лепка овощей)
1
сентябрь
9
Тема: «Ветка рябины» 19.09
1
октябрь
10
Тема: «Осенний медальон» (отпечаток осеннего листа на
соленом тесте)
1
октябрь
11
Тема: «Уточка с утятами» (использование соленного теста)
1
октябрь
12
Тема: Панно «Волшебное солнышко» (использование сухих
листьев)
1
октябрь
13
Тема: «Паучок» (использование одноразовых тарелок)
1
октябрь
14
Тема: «Веселые картинки» (свободное заполнение фона)
1
октябрь
15
Тема: «Зоопарк» (использование упаковок от шоколадных яиц)
1
октябрь
16
Тема: «Петушок- золотой гребешок» (использование
одноразовых ложек, ватных дисков)
1
октябрь
17
Тема: «Букет ромашек» (использование тыквенных семян,
коктейльных трубочек)
1
ноябрь
18
Тема: «Фоторамка» (использование пуговиц, паеток, бусин)
1
ноябрь
19
Тема: «Осминожки»
1
ноябрь
20
Тема: «Черепаха» (использование скорлупы грецких орехов)
1
ноябрь
21
Тема: «Бусы для любимой мамочки»
1
ноябрь
22
Тема: «Морской пейзаж» (использование клея-карандаш)
1
ноябрь
23
Тема: «Крокодил» (использование прищепок)
1
ноябрь
24
Тема: «Украшение платочка» (рисование пальчиками, печать
пробками)
1
ноябрь
25
Тема: «Вот Зима кругом»
1
декабрь
26
Тема: «Снеговик» (использование ватных дисков)
1
декабрь
27
Тема : «Снежинки»
1
декабрь
28
Тема: «Новогодние игрушки» (использование шишек и
пластилина)
1
декабрь
29
Тема: Елочные игрушки из соленного теста
1
декабрь
30
Тема: «Зимние узоры на окне»
1
декабрь
31
Тема: «Зимний пейзаж» (рисование набрызгом с помощью
трафарета)
1
декабрь
32
Тема: «Золотые рыбки»
1
декабрь
33
Теме: «Новогодний праздник»
1
январь
34
Тема: «Новогодняя елочка» (рисование с использованием
зубной щетки)
1
январь
35
Тема: «Зимний пейзаж» (использование клея)
1
январь
36
Тема: «Улитка»
1
январь
37
Тема: «Разноцветная гусеница»
1
январь
38
Тема: «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)
1
январь
39
Тема: «Петушок»
1
январь
40
Тема: «Аквариум»
1
январь
41
Тема: «Ежик»
1
февраль
42
Тема: «Волшебные узоры»
1
февраль
44
Тема: «Галстук для папы» (использование бисера, паеток)
1
февраль
45
Тема: «Пушистый котик» (заполнение шаблона)
1
февраль
46
Тема: «Букет в вазе»
1
февраль
47
Тема: «Цветик-семицветик»
1
февраль
48
Тема: «Цыплята» (восковые мелки и мятая бумага)
1
февраль
49
Тема: «На что похоже?»
1
февраль
50
Тема: «Мимоза для мамы»
1
март
51
Тема: «Тюльпаны» (использование штампов из картофеля)
1
март
52
Тема: «Ромашки» (использование ватных дисков)
1
март
53
Тема: «Матрешка» (использование паеток, бусин)
1
март
54
Тема: «Солнышко»
1
март
55
Тема: «Весна пришла» (аппликация из ниток, пластилина,
соленого теста)
1
март
56
Тема: «Одуванчик» (рисование с использованием одноразовой
вилки)
1
март
57
Тема: «Птичка- невеличка» (использование бросового
материала: зубочистки, стикеры)
1
март
58
Тема: «Букет для мамы» (рисование ладошкой и пальчиками)
1
апрель
59
Тема: «Первый подснежник» (использование одноразовых
ложек и коктейльных трубочек)
1
апрель
60
Тема: «Транспорт» (рисование с использованием трафарета)
1
апрель
61
Тема: «Цветы»
1
апрель
62
Тема: «Какого цвета весна?»
1
апрель
63
Тема: «Жирафы»
1
апрель
64
Тема: «Светлая Пасха» (использование пены для бритья и
бисера)
1
апрель
65
Тема: «Облака»
1
апрель
66
Тема: «Праздничный салют над городом»
1
май
64
Тема: «Радуга- дуга» (использование шерстяных ниток)
1
май
67
Тема: «Бабочки» (использование фантиков, мягкой проволоки)
1
май
68
Тема: «Цветочки на лужайке»
1
май
69
Тема: «Воздушные шары»
1
май
70
Тема: «Красивые бабочки»
1
май
71
Тема: «Мороженое»
1
май
72
Тема: «Клумба» (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой)
1
май
Образовательный план
2018/2019 учебный год
месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Кол-во
занятий
8
8
8
8
8
8
8
8
8
Итого за
год
72
Учебно-тематический план
на 2018/2019 учебный год
№
Раздел, тема
Кол-во часов
Тиснение
2
1
Тема: «Открытка»
(оттиск осеннего листа восковым карандашом, аппликация)
1
2
Тема: «Осень в детском саду»
1
Тестопластика
4
3
Тема: «Мышка на сыре»
1
4
Тема: «Осенний урожай» (лепка овощей)
1
5
Тема: «Птички-невелички»
1
6
Тема: Елочные игрушки из соленного теста
1
Объёмная пластилиновая живопись
4
7
Тема: «Ветка рябины»
1
8
Тема: «Цветы»
1
9
Тема: «Мишка-косолапый» (из пластилиновых жгутиков)
1
10
Тема: «Светлая Пасха» (использование пены для бритья и бисера)
1
Аппликация, конструирование из бросового материала
12
11
Тема: «Петушок- золотой гребешок» (использование одноразовых ложек, ватных
дисков)
1
12
Тема: «Сова на ветке» (использование ватных дисков)
1
13
Тема: «Ромашки» (использование ватных дисков)
1
14
Тема: «Фоторамка» (использование пуговиц, паеток, бусин)
1
15
Тема: «Зоопарк» (использование упаковок от шоколадных яиц)
1
16
Тема: «Первый подснежник» (использование одноразовых ложек и коктейльных
трубочек)
1
17
Тема: «Веселая гусеница» (использование разноцветных пластиковых крышек)"
1
18
Тема: «Бабочки» (использование фантиков, мягкой проволоки)
1
19
Тема: «Галстук для папы» (использование бисера, паеток)
1
20
Тема: «Птичка- невеличка» (использование бросового материала: зубочистки,
стикеры)
1
21
Тема: «Паучок» (использование одноразовых тарелок)
1
22
Тема: «Акула» (использование прищепок)
1
Аппликация, конструирование из природного материала
6
23
Тема: «Ежик» (использование пластилина и семян подсолнечника)
1
24
Тема: «Колоски» (использование тыквенных семян)
1
25
Тема: Панно «Осенний пейзаж» (использование сухих листьев, семян овса, )
1
26
Тема: «Фоторамка» (использование сухих листьев)
1
27
Тема: «Божья-коровка» (использование скорлупы грецких орехов)
1
28
Тема: «Новогодние игрушки» (использование шишек, орехов, фольги и пластилина)
1
Аппликация и оригами из бумаги
9
29
Тема: «Щенок»
1
30
Тема: «Аквариум»
1
31
Тема: «Цветик-семицветик»
1
32
Тема: «Веселый клоун»
1
33
Тема: «Вот Зима кругом»
1
34
Тема: «Жирафы»
1
35
Тема: «Букет в вазе»
1
36
Тема: «Петушок»
1
37
Тема: «Мимоза для мамы»
1
38
Аппликация с использованием макаронных изделий
Тема: «Овечка»
1
39
Тема: «Бусы для любимой мамочки»
1
Аппликация с использованием ниток
4
40
Тема: «Радуга- дуга» (использование шерстяных ниток)
1
41
Тема: «Машины»
1
42
Тема: «Улитка»
1
43
Тема: «Весна пришла» (аппликация из ниток, пластилина, соленого теста)
1
Рисование
Оттиск мятой бумагой
3
44
Тема: «Пушистый котик» (заполнение шаблона)
1
45
Тема: «Весенний пейзаж»
1
46
Тема: «Цыплята и утята» (восковые мелки и мятая бумага)
1
47
Оттиск поролоном
Тема: «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)
1
Рисование нетрадиционными способами
6
48
Тема: «Клумба» (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой)
1
49
Тема: «Ветка сирени» (рисование пальчиками по мокрому )
1
50
Тема: «Одуванчик» (рисование с использованием одноразовой вилки)
1
51
Тема: «Новогодняя елочка» (рисование с использованием зубной щетки)
1
52
Тема: «Осеннее дерево» (отпечатки картошкой, яблоком)
1
53
Тема: «Тюльпаны» (использование штампов из картофеля, одноразовых вилок)
1
Рисование манной крупой
2
54
Тема: «Морской пейзаж» (использование клея-карандаш)
1
55
Тема: «Волшебный зонтик»
1
56
Рисование солью
Тема: «Зимний пейзаж» (использование клея)
1
Рисование крышками, ключиками, пробками
2
57
Тема: «Веселые картинки» (свободное заполнение фона)
1
58
Тема: «Украшение платочка» (рисование пальчиками, печать пробками)
1
Монотипия
2
59
Тема: «На что похоже?»
1
60
Тема: «Какого цвета весна?»
1
Кляксография
2
61
Тема: «Осминожки»
1
62
Тема: «Осенние мотивы» (выдувание и раздувание краски по листу бумаги)
1
63
Рисование штрихами
Тема: «Котенок»
1
Рисование витражными красками.
2
64
Тема: «Красивые бабочки»
1
65
Тема : «Снежинки»
1
Рисование с помощью свечи
2
66
Тема: «Космос» (рисование с использованием трафарета)
1
67
Тема: «Праздничный салют над городом»
1
68
Рисование мыльными пузырями
Тема: «Золотые рыбки»
1
69
Рисование с помощью пены для бритья Тема: «Волшебные узоры»
1
70
Набрызг
Теме: «Новогодний праздник»
1
71
Тема: «Зимний пейзаж» (рисование набрызгом с помощью трафарета)
1
72
Ниткография
Тема: «Зимние узоры на окне»
1
Календарно-тематическое планирование для группы детей с 4 до 5 лет
№ п/
п
Тема занятия
Количество
часов
Дата проведения
занятий
1
Тема: «Осень в детском саду»
1
сентябрь
2
Тема: «Открытка» (оттиск осеннего листа восковым карандашом, аппликация)
1
сентябрь
3
Тема: «Ежик» (использование пластилина и семян подсолнечника)
1
сентябрь
4
Тема: Панно «Осенний пейзаж» (использование сухих листьев, семян овса)
1
сентябрь
5
Тема: «Осенние мотивы» (выдувание и раздувание краски по листу бумаги)
1
сентябрь
6
Тема: «Веселый клоун»
1
сентябрь
7
Тема: «Осеннее дерево» (отпечатки картошкой, яблоком)
1
сентябрь
8
Тема: «Осенний урожай» (лепка овощей)
1
сентябрь
9
Тема: «Ветка рябины»
1
октябрь
10
Тема: «Мышка на сыре»
1
октябрь
11
Тема: «Птички-невелички»
1
октябрь
12
Тема: «Фоторамка» (использование сухих листьев)
1
октябрь
13
Тема: «Паучок» (использование одноразовых тарелок)
1
октябрь
14
Тема: «Веселые картинки» (свободное заполнение фона)
1
октябрь
15
Тема: «Зоопарк» (использование упаковок от шоколадных яиц)
1
октябрь
16
Тема: «Петушок- золотой гребешок» (использование одноразовых ложек,
ватных дисков)
1
октябрь
17
Тема: «Колоски» (использование тыквенных семян)
1
ноябрь
18
Тема: «Фоторамка» (использование пуговиц, паеток, бусин)
1
ноябрь
19
Тема: «Осминожки»
1
ноябрь
20
Тема: «Божья-коровка» (использование скорлупы грецких орехов)
1
ноябрь
21
Тема: «Бусы для любимой мамочки»
1
ноябрь
22
Тема: «Морской пейзаж» (использование клея-карандаш)
1
ноябрь
23
Тема: «Акула» (использование прищепок)
1
ноябрь
24
Тема: «Украшение платочка» (рисование пальчиками, печать пробками)
1
ноябрь
25
Тема: «Вот зима кругом»
1
декабрь
26
Тема: «Сова на ветке» (использование ватных дисков)
1
декабрь
27
Тема : «Снежинки»
1
декабрь
28
Тема: «Новогодние игрушки» (использование шишек, орехов, фольги и
пластилина)
1
декабрь
29
Тема: Елочные игрушки из соленного теста
1
декабрь
30
Тема: «Зимние узоры на окне»
1
декабрь
31
Тема: «Зимний пейзаж» (рисование набрызгом с помощью трафарета)
1
декабрь
32
Тема: «Золотые рыбки»
1
декабрь
33
Теме: «Новогодний праздник»
1
январь
34
Тема: «Новогодняя елочка» (рисование с использованием зубной щетки)
1
январь
35
Тема: «Зимний пейзаж» (использование клея)
1
январь
36
Тема: «Улитка»
1
январь
37
Тема: «Щенок»
1
январь
38
Тема: «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)
1
январь
39
Тема: «Петушок»
1
январь
40
Тема: «Аквариум»
1
январь
41
Тема: «Котенок»
1
февраль
42
Тема: «Волшебные узоры»
1
февраль
44
Тема: «Галстук для папы» (использование бисера, паеток)
1
февраль
45
Тема: «Пушистый котик» (заполнение шаблона)
1
февраль
46
Тема: «Букет в вазе»
1
февраль
47
Тема: «Цветик-семицветик»
1
февраль
48
Тема: «Цыплята и утята» (восковые мелки и мятая бумага)
1
февраль
49
Тема: «На что похоже?»
1
февраль
50
Тема: «Мимоза для мамы»
1
март
51
Тема: «Тюльпаны» (использование штампов из картофеля, одноразовых вилок)
1
март
52
Тема: «Ромашки» (использование ватных дисков)
1
март
53
Тема: «Веселая гусеница» (использование разноцветных пластиковых крышек)
1
март
54
Тема: «Машины»
1
март
55
Тема: «Весна пришла» (аппликация из ниток, пластилина, соленого теста)
1
март
56
Тема: «Одуванчик» (рисование с использованием одноразовой вилки)
1
март
57
Тема: «Птичка- невеличка» (использование бросового материала: зубочистки,
стикеры)
1
март
58
Тема: «Ветка сирени» (рисование пальчиками по мокрому )
1
апрель
59
Тема: «Первый подснежник» (использование одноразовых ложек и
коктейльных трубочек)
1
апрель
60
Тема: «Космос» (рисование с использованием трафарета)
1
апрель
61
Тема: «Цветы»
1
апрель
62
Тема: «Какого цвета весна?»
1
апрель
63
Тема: «Жирафы»
1
апрель
64
Тема: «Светлая Пасха» (использование пены для бритья и бисера)
1
апрель
65
Тема: «Весенний пейзаж»
1
апрель
66
Тема: «Праздничный салют над городом»
1
май
64
Тема: «Радуга- дуга» (использование шерстяных ниток)
1
май
67
Тема: «Бабочки» (использование фантиков, мягкой проволоки)
1
май
68
Тема: «Овечка»
1
май
69
Тема: «Волшебный зонтик»
1
май
70
Тема: «Красивые бабочки»
1
май
71
Тема: «Мишка-косолапый» (из пластилиновых жгутиков)
1
май
72
Тема: «Клумба» (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой)
1
май
Ожидаемые результаты
Результатом работы по данной программе должно стать:
• Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до ровня соответствующего данному возрасту.
• Овладение разными видами ручного труда и нетрадиционными техниками рисования.
• Умение создавать художественный образ своей работы, понимать содержание, средства выразительности (цвет,
форма, композиция).
• Овладение приемами работы, с помощью полученных знаний о качестве и возможностях разных материалов и
инструментов.
• Умение понимать взаимосвязь и красоту природных явлений.
• Развитие коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.
• Достижение качественного результата и преодоление частых неудач, неизбежных в процессе его получения.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной
программы:
1.
Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
2.
Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
3.
Оформление приемной ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
4.
Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
5.
Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.
Методическое обеспечение
1.
Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Скрипторий 2003г.
2.
Немешаева Е. «Художества без кисточки» Феникс 2014г.
3.
Давыдова Г. Н. «Пластилинография - Детский дизайн 3».
4.
Садилова Л. А. «Поделки из мятой бумаги».
5.
Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких».
6.
Лыкова И.А. «Я леплю из пластилина» Мир книги 2009г.
7.
С. Шухова «Поделки из всякой всячины» М.2004г.
8.
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». М. 2012г.