Автор: Былинкина Надежда Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мдоу вмр црр д/с
Населённый пункт: г.Вольск
Наименование материала: статья
Тема: " Детский сад будущего"
Раздел: дошкольное образование
«Детский сад будущего»
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский
Система образования в России имеет многолетние традиции. На
первом месте всегда находился и находится ребенок, его здоровье, его
развитие, его внутренний мир.
Детский сад будущего… Какой он?
Максим Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять
смысл настоящего и цели будущего».
Каким был детский сад раньше?
Заглянем в прошлое…
Как тип педагогического учреждения первый детский сад был
организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-
утопистом Р. Оуэном - так называемая «школа для малышей».
Само название - «Детский сад» пришло из Германии и было
придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом
Фрёбелем. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети
— цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать
их должны садовницы.
В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они
были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для
простых людей. В Москве же первый детский сад был открыт в 1866 г.
Что представляет детский сад сейчас?
По-моему мнению,
лозунг «Все лучшее детям!» воплощен в жизнь.
Детский сад сегодня – светлый, просторный, удобный, современный, где
каждый ребенок понят, принят, любим окружающими взрослыми.
Наше время — это время перемен и модернизаций в сфере
дошкольного образования. России нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие
личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности
и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень, продолжат
традиции наших отцов и дедов. Я считаю, что в современном детском саду
воспитывают именно таких людей.
Идеальный детский сад… О нем можно мечтать, о нем можно
спорить, но знаю точно – он должен быть местом радостного общения
ребенка с миром сверстников и взрослых, местом ярких открытий, где
ребенок мог бы самостоятельно реализовывать свои внутренние, творческие
потребности.
Я работаю в коррекционном детском саду. Наш сад посещают дети с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с задержкой психического развития
(ЗПР), у некоторых детей имеются расстройства аутистического спектра
(РАС, РДА), поэтому буду говорить об учреждении коррекционной
направленности.
О
таких
детских
садах
в
своих
трудах
писал
Л.С.Выготский.
Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей,
к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение.
В его трудах
отмечалось единство общих и особенных черт специальной и массовой
школ, что позволило ему установить «общность социальных целей и задач
школ при разных формах и методах обучения» [Выготский Л.С., 1983, с.
34-49]. Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с
нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий
для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация
ученым понималась не в биологическом, а в социальном аспекте, так как
он считал, что педагогу в работе с ребенком, имеющим дефекты развития,
приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с
их социальными последствиями.
В последние годы в системе специального образования произошли
определенные позитивные изменения, в основе которых находятся идеи
Л.С. Выготского.
По мнению исследователя, в тех случаях, когда коллектив отсталых
детей достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и
аномальным детям – лишает их возможности развития. Интеллектуально
более одаренные не могут проявить социальную активность, умственно
отсталые дети лишаются возможности коллективного сотрудничества и
общения с более одаренными детьми. Это приводит к отягощению
интеллектуального дефекта.
Сейчас с целью обеспечения доступности образования различным
категориям детей с ОВЗ и индивидуализации образовательного процесса,
школы стремятся к обновлению технологий обучения; реализуется опыт
организации адекватной коррекционно - образовательной среды для детей
с ОВЗ; реализуются программы раннего выявления и ранней специальной
помощи детям с отклонениями в развитии и т.д. Миссия дошкольного
учреждения - реализация права каждого ребенка
на качественное и
доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для
полноценного физического и психического развития ребенка, как основы
его успешного обучения в школе.
Каким я вижу детский сад будущего?
Идеальный детский сад будущего – это место, где каждый ребенок
получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах
жизни; это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на
индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями,
способностями
и
возможностями
через
создание
для
этого
организационно-педагогических
условий;
педагог
развивает
свои
профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает
успех деятельности детей и педагогов; учреждение учитывает особенности
взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на
конструктивно-партнерское
взаимодействие
с
детьми
и
всеми
участниками образовательного процесса.
Детский сад будущего – это такой детский сад, на выходе из
которого ребёнок легко вольётся в школьную жизнь, будет успешен в школе
и в социальном мире.
Хочется
верить,
что
детский
сад
будущего
будет
иметь
замечательную материально – техническую базу.
Немного помечтаем… Окажемся в будущем…
В
ДОУ
создана
современная
здоровьесберегающая
среда:
физкультурный и тренажерный залы, бассейн, кабинет ЛФК, медицинский
и массажный кабинеты. Групповые помещения имеют большую площадь,
при их разработке будут учтены интересы мальчиков и девочек. Детский
сад оснащен современным развивающим оборудованием и игрушками из
экологически чистых материалов. В детском учреждении большое
количество дополнительных залов и помещений (кабинеты логопеда,
дефектолога). В кабинете психолога – все для релаксации детей и
персонала (свет и музыка, массажные кресла и уютное место для
общения). Комната природы представляет собой 3D кинотеатр, в котором
по замыслу педагога можно увидеть слона, тюленя или оказаться, к
примеру, в джунглях, на берегу океана, услышать звуки и запахи природы.
В детском саду функционируют: сенсорная комната, игротека, киностудия
и кинозал, галерея детского творчества, театральная мастерская…
На территории детского сада имеется дендропарк, мини – зоопарк с
детёнышами
домашних
животных,
создан
интересный
ландшафт:
цветники, альпийские горки, искусственные ручьи и водопады, песочные
дворики, оздоровительные тропы; для детских забав и развития имеется
большое количество игровых площадок.
На территории детского сада находятся: спортивный стадион,
велосипедная дорожка, оборудование для спортивных игр детей (футбол,
баскетбол, настольный теннис, городки и др.), крытый каток; оборудован
современный уголок ПДД с работающими светофорами, пешеходными
переходами, мостами, тоннелями и детским автопарком. В ДОУ работает
система детских кафе, где дети и родители с диетологом и педиатром
имеют возможность выбрать себе меню по состоянию здоровья и
вкусовым пристрастиям.
В семейной гостиной объединяются родители и дети, которые
вместе творят, проводят оздоровительные досуги, смотрят и обсуждают
кинофильмы и подводят итоги прожитого дня, недели, месяца. Детский
сад работает как открытая самоорганизующаяся система.
«Хочу, чтоб в жизни светлой, яркой
Всегда нас дети окружали, как цветы,
Чтоб детский сад был пристанью надежной
Счастливой, светлой, полной доброты»
Мне очень хотелось бы верить, что в будущем не будет детей с ОВЗ.
И не будет необходимости в детских садах коррекционного вида. Конечно
же это, наверное, утопическая мечта. Но наше правительство всё делает для
того, чтобы дети с ОВЗ и их родители не чувствовали себя особенными «не
такими как все». Создаются и реализуются инновационные социальные
программы
и
проекты
по
оказанию
ранней
помощи
семьям,
воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, эти
программы включают и обучение родителей.
Дом, в котором все окна распахнуты в детство,
Я любуюсь тобой, не могу наглядеться.
Мне милее и краше всех зданий на свете
Дом, в котором с утра собираются дети.
Поселились здесь сказки, звучит звонкий смех,
И внимания, ласки хватает для всех.
Стал он домом родным для детей – дошколят,
Неразлучны мы с ним – это наш детский сад!
И внутри он наряден, и светел, и ярок,
Каждый день детворе – как волшебный подарок.
Воспитатели с ними не просто играют –
Дети жизни азы в детсаду постигают.
(Н. Агошкова )