Автор: Ольга Борисовна Родионова
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №5 г. Ельца"
Населённый пункт: город Елец Липецкая область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Формирования читательской компетентности с использованием Цифры»
Раздел: полное образование
Публичное выступление на тему: «
Формирования читательской компетентности
с использованием Цифры»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Родионова Ольга Борисовна, я работаю в МБОУ
«Лицей №5 г. Ельца»
- Рассмотрите картину, ответь на вопрос: можно ли ее назвать исторической?
Почему вы так решили?
Кажется, что такое задание носит развлекательный характер, однако, это одно из
заданий по исследованию читательской компетенции в рамках международной
программы по оценке образовательных достижений учащихся.
Слайд PISAОсновная задача российского образования на современном этапе-
выполнение указа Президента РФ от мая 2018 по вхождению России в число 10
ведущих мира стран по качеству общего образования. Какой вклад должно внести
каждое образовательное учреждение, каждый учитель в решение этой задачи?
Критерием оценки являются международные исследования, в том числе PISA
Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное
общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. Программа выявляет и сравнивает изменения, происходящие в системах
образования разных стран и оценивает эффективность стратегических решений в
области образования.
Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным
направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.
Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции –
оценивание финансовой грамотности.
Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических
фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа
должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной
работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно
эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества
образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).
PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий
не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать
полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет
актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но
и для формирования компетентностного подхода в высшем образовании. Сегодня
мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их
использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о
генетически измененных продуктах или оценить газетную статью о глобальном
потеплении.
Учитель истории и обществознания может сформировать читательские компетенции
обучающихся.
PISA выделяет 5 уровней владения грамотностью чтения.
1.Выполнение
самых
простых
заданий:
нахождение
в
тексте
простой
информации, заданной в явном виде, определение основной темы или идеи
текста.
( ПРИМЕР на слайде, я не читаю) Текст 1. Прочитайте текст, выполните задания.
Точную дату появления исторического жанра живописи определить невозможно. Первые
композиции появились в глубокой древности — тогда воспоминания о реальных исторических
событиях соединялись с мифами. В Древнем Египте и Месопотамии история представлялась
главным образом подвигами правителя и его войска. Но уже в Древней Греции известны
изображения исторических сцен. В Средние века сюжеты реальной истории в живописи
появляются
редко,
преимущество
отдаётся
религиозным
мотивам.
Активное
развитие
исторического жанра живописи начинается в эпоху Возрождения (повсеместно в Европе XV-XVI
вв.), когда люди стали активно изучать культуру прошлого - Древней Греции и Древнего Рима.
Особое место в исторических картинах занимает батальный жанр. В изобразительном
искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены сухопутных и
морских сражений, военных походов, а также изображение военного быта. На таких картинах
художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику
войны.
Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не
исторический документ. Она живет по своим особым законам красоты и гармонии. К тому же
художник всегда невольно оценивает событие, вносит в него своё понимание происходящего.
Одни и те же события у разных мастеров могут передаваться и выглядеть по-разному.
Задание 1. Какое из приведенных названий может быть заглавием к тексту? Подчеркни
правильный ответ.
1. История в картинах
2. Исторический жанр живописи
3. Картина - исторический источник
Ответ
Исторический жанр живописи.
2.Нахождение информации, сформулированной в явном виде, способность делать простой
вывод на основе прочитанного, выявлять смысл основных частей текста, высказывать свою
точку, обосновав ее фрагментами из текста.
(Пример . Задание 2. Опираясь на первый абзац текста, напиши, что изображают художники на
исторических картинах.
1____________________________________________
2___________________________________________)
3. Обобщение информации, соотнесение текста со своим жизненным опытом, понимание
информации, заданной в неявном виде.
4. Комплексные задания к текстам, критический анализ.
5. Полное понимание текста: интерпретация и рефлексия на содержание текста, его форму и
их оценка.
Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной
жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить
анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией,
использовать свои знания для решения прикладных задач. Как привлечь ученика к
такой деятельности? В современном обществе только при помощи высокого качества
предметного обучения с использованием Цифры, интеграции урока с дополнительным
образованием, а также системной работе по формированию читательской компетенции
обучающихся.
Здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные
инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни,
в которых ребенок применяет свои знания. Вместе с тем проще моделировать сложные
метапредметные концепции. Например, у меня есть возможность проводить уроки в
читальном зале библиотеки, где каждому ребенку предоставляется персональный
гаджет с выходом в интернет. Обучающимся доступна любая информационно-
образовательная платформа. Это делает процесс обучения личностным.
Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным
для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к
ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает
потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для
детей с особенностями развития.
Формирования читательской компетентности с использованием Цифры – это
эффективный способ решения задачи, поставленной Президентом РФ.