Напоминание

"Формирования читательской компетентности с использованием Цифры»


Автор: Ольга Борисовна Родионова
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №5 г. Ельца"
Населённый пункт: город Елец Липецкая область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Формирования читательской компетентности с использованием Цифры»
Раздел: полное образование





Назад




Публичное выступление на тему: «

Формирования читательской компетентности

с использованием Цифры»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Родионова Ольга Борисовна, я работаю в МБОУ

«Лицей №5 г. Ельца»

- Рассмотрите картину, ответь на вопрос: можно ли ее назвать исторической?

Почему вы так решили?

Кажется, что такое задание носит развлекательный характер, однако, это одно из

заданий по исследованию читательской компетенции в рамках международной

программы по оценке образовательных достижений учащихся.

Слайд PISAОсновная задача российского образования на современном этапе-

выполнение указа Президента РФ от мая 2018 по вхождению России в число 10

ведущих мира стран по качеству общего образования. Какой вклад должно внести

каждое образовательное учреждение, каждый учитель в решение этой задачи?

Критерием оценки являются международные исследования, в том числе PISA

Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное

общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного

функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона

задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений. Программа выявляет и сравнивает изменения, происходящие в системах

образования разных стран и оценивает эффективность стратегических решений в

области образования.

Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным

направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции –

оценивание финансовой грамотности.

Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических

фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа

должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной

работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно

эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества

образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий

не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать

полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет

актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но

и для формирования компетентностного подхода в высшем образовании. Сегодня

мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их

использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о

генетически измененных продуктах или оценить газетную статью о глобальном

потеплении.

Учитель истории и обществознания может сформировать читательские компетенции

обучающихся.

PISA выделяет 5 уровней владения грамотностью чтения.

1.Выполнение

самых

простых

заданий:

нахождение

в

тексте

простой

информации, заданной в явном виде, определение основной темы или идеи

текста.

( ПРИМЕР на слайде, я не читаю) Текст 1. Прочитайте текст, выполните задания.

Точную дату появления исторического жанра живописи определить невозможно. Первые

композиции появились в глубокой древности — тогда воспоминания о реальных исторических

событиях соединялись с мифами. В Древнем Египте и Месопотамии история представлялась

главным образом подвигами правителя и его войска. Но уже в Древней Греции известны

изображения исторических сцен. В Средние века сюжеты реальной истории в живописи

появляются

редко,

преимущество

отдаётся

религиозным

мотивам.

Активное

развитие

исторического жанра живописи начинается в эпоху Возрождения (повсеместно в Европе XV-XVI

вв.), когда люди стали активно изучать культуру прошлого - Древней Греции и Древнего Рима.

Особое место в исторических картинах занимает батальный жанр. В изобразительном

искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены сухопутных и

морских сражений, военных походов, а также изображение военного быта. На таких картинах

художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику

войны.

Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не

исторический документ. Она живет по своим особым законам красоты и гармонии. К тому же

художник всегда невольно оценивает событие, вносит в него своё понимание происходящего.

Одни и те же события у разных мастеров могут передаваться и выглядеть по-разному.

Задание 1. Какое из приведенных названий может быть заглавием к тексту? Подчеркни

правильный ответ.

1. История в картинах

2. Исторический жанр живописи

3. Картина - исторический источник

Ответ

Исторический жанр живописи.

2.Нахождение информации, сформулированной в явном виде, способность делать простой

вывод на основе прочитанного, выявлять смысл основных частей текста, высказывать свою

точку, обосновав ее фрагментами из текста.

(Пример . Задание 2. Опираясь на первый абзац текста, напиши, что изображают художники на

исторических картинах.

1____________________________________________

2___________________________________________)

3. Обобщение информации, соотнесение текста со своим жизненным опытом, понимание

информации, заданной в неявном виде.

4. Комплексные задания к текстам, критический анализ.

5. Полное понимание текста: интерпретация и рефлексия на содержание текста, его форму и

их оценка.

Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной

жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить

анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией,

использовать свои знания для решения прикладных задач. Как привлечь ученика к

такой деятельности? В современном обществе только при помощи высокого качества

предметного обучения с использованием Цифры, интеграции урока с дополнительным

образованием, а также системной работе по формированию читательской компетенции

обучающихся.

Здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные

инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни,

в которых ребенок применяет свои знания. Вместе с тем проще моделировать сложные

метапредметные концепции. Например, у меня есть возможность проводить уроки в

читальном зале библиотеки, где каждому ребенку предоставляется персональный

гаджет с выходом в интернет. Обучающимся доступна любая информационно-

образовательная платформа. Это делает процесс обучения личностным.

Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным

для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к

ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает

потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для

детей с особенностями развития.

Формирования читательской компетентности с использованием Цифры – это

эффективный способ решения задачи, поставленной Президентом РФ.



В раздел образования




Яндекс.Метрика