Напоминание

метод эмпатии как один из принципов реализации инклюзивного образования


Автор: Воробьева Вера Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 11
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: метод эмпатии как один из принципов реализации инклюзивного образования
Раздел: полное образование





Назад




Из опыта работы.

Метод эмпатии как один из основных условий реализации принципа инклюзивного

образования.

Образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях,

которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из

современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни,

создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше

степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие

условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъектом своей жизни, своей

деятельности, прежде всего, чтобы у него сформировались потребность, готовность и

способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.

Хотелось бы упомянуть слова Джона Дьюи, который утверждал, что «если мы будем

учить

сегодня

так,

как

мы

учили

вчера,

мы

украдем

у

детей

завтра».

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной

образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система

специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на

работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из

приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему

предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав

детей

и

прав

инвалидов.

Современные технологии и методы в образовании рассматриваются как средство, с

помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции

развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования,

способствующей

самоактуализации

и

самореализации

личности.

Отрадно, что сегодня изменилось отношение к инновационным методам, к новаторству

вообще. Появилась возможность реализации любых эффективных методов и форм

обучения. Педагогическая технология – главный фактор успеха в работе педагога.

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является

модель

образовательной

и

социальной

интеграции

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями в систему образования.В педагогической деятельности

необходимо руководствоваться словами великого педагога В.А. Сухомлинского, который

утверждал что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой

рукой, они красиво зазвучат». Но как подобрать эти струны? Как найти эти струны, чтобы

ребенок почувствовал поддержку и поверил в себя? А, если ребенок инвалид или лицо с

ограниченными

возможностями

здоровья?

Основная задача в педагогической деятельности - помочь обучающимся найти себя в

будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми, подготовить их к жизни в

высокотехнологичном конкурентном мире, к успешной социализации в обществе и

активной

адаптации

на

рынке

труда.

Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего

образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает

доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное

образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на

систему

образования,

но

и

на

место

человека

в

обществе.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию здоровья, в

частности, введение инклюзивного образования выделено в один из приоритетов

социальной политики в мире. Потребности обучающихся «связываются» с различными

ограничениями:

социальными;

физическими;

интеллектуальными;

психологическими.Ограничения в обозначенных сферах, препятствующие получению

образования, должны быть подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией,

которая

определяет

и

рекомендует

создание

для

них

специальных

условий,

удовлетворяющих особые потребности ребенка. Значит, инклюзивное образование - это

«особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность

(возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и

потребностей».

Инклюзивное

образование

предоставляет детям

с ограниченными

возможностями

здоровья

возможность

получать

его

вместе

с

другими

детьми-

сверстниками в общей для всех среде и адаптироваться к ней, что позволит им более

полно реализовывать себя, как в образовательном учреждении, так и в социуме.

Инклюзивное образование важно не само по себе и это не только включение детей с

особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школу. Это, прежде

всего, создание новой школы с учетом ряда принципов в организации жизнедеятельности.

Основной из них – гуманизация всей системы отношений, организация взаимодействия

детского и взрослого сообщества с опорой на эмпатию. Проявить эмпатию, значит

принять Другого таким, каков он есть. Сформированная эмпатия, эмпатические тенденции

личности являются основополагающим условием в принятии других людей, проявлением

гибкой позиции по отношению к ним, а в целом гуманизирующим принципом всей

системы отношений.

Наиболее типичными личностными формами эмпатии называются сопереживание и

сочувствие.Принято считать, что сопереживание формируется у ребенка раньше на основе

подражания взрослому. Подражание обеспечивает социальное развитие личности и

представляет собой по своей сущности и природе социально обусловленную деятельность

личности, состоящую в отражении действительности. Сочувствие, переживание по поводу

чувств другого, но отличных от них, без соотнесения с собой. Это социальное чувство

дает возможность человеку поставить себя на место другого, оказать ему помощь и

поддержку. Проявить эмпатию, значит принять другого, каков он есть. Посредством

эмпатии происходит «вхождение» ребенка в мир другого человека. Отправной точкой

проявления эмпатии является эмпатогенная ситуация, которая направляет поведение

субъекта на объект, вызывая положительные сдвиги в его эмоционально-мотивационной

сфере.

Эмпатия учителя в педагогическом взаимодействии выступает как основное условие

реализации принципа инклюзивного образования. Задача учителя - принять особого

ребенка вне зависимости от его особенностей и возможностей. Если отношения между

ребенком с ограниченными возможностями здоровья и учителем носят эмпатическую

направленность, то остальные учащиеся-одноклассники «особого ученика», подражая

педагогу интериоризируют это взаимодействие, «присваивая» его содержание себе и

посредством экстериоризации «переносятся» на одноклассников с ограниченными

возможностями здоровья, педагогов, родителей. В условиях инклюзивного образования

деятельность учителя существенно усложняется и обуславливается его готовностью к

изменениям, в первую очередь, в отношении к учащимся.

Роль учителя в реализации принципов инклюзивного образования огромна. Главный

принцип новой школы следующий:все люди, а дети особенно, нуждаются в принятии, в

поддержке, в со-участии, что осуществляется только в системе реально существующих

эмпатичных отношений.

На уроках английского языка интересно использовать метод эмпатии – «вчуствование»

человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно – образных и мысленных

представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и

познать его изнутри. Условием успешного применения метода эмпатии является

определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может

быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем,

когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики начинают

реагировать на данный метод серьезно. Учащиеся вживаются в сущность дерева, камня,

кошки, облака, свечи и т.д. Этому помогает применение словесных предписаний

типа:”Imagine, that you a flower. It is in front of you. Your head is this flower, your body is its

trunk, your arms are its leaves, your feet are its root. What do you feel, see, understand?”

Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт

ученика, который может быть затем выражен им в устной, письменной, знаковой,

двигательной, музыкальной или рисуночной форме.

На начальном этапе обучения английскому языку дети с огромной охотой составляют

рассказы от имени домашних питомцев.

e.g. “I am a parrot. My name is Kesha. I am 3. I live in a cage. I can fly and eat seeds. I have got

a friend Vova. He is my host. He often plays with me. He likes me very much.”

Учащиеся любят составлять рассказы от имени учебных предметов: парт, учебников,

ручек, карандашей, школьной доски.

e.g. “I am a blackboard. I am very-very old. I am clean now, but there are a lot of scratches on

my face. Teaches and pupils write rules and words during the lessons and during the brakes

children like to draw funny pictures on me. Sometimes they write silly things.”

Если по плану завершающим этапом работы над текстом является его пересказ, а текст

длинный и неинтересен для учащихся (например, текст о географическом положении

Великобритании), задание типа: «Приготовьте рассказ от имени реки Темзы, города

Лондона, Шотландии, Уэльса и т.д.» вызывают интерес и желание быть готовыми с

заданием. Естественно, при работе над текстами большого объема учащимся требуется

помощь учителя, его подсказки, составление примерного плана пересказа. В дальнейшем

дети успешно справляются с подобными заданиями самостоятельно.

e.g. “Hello! I am London. I am very-very old. Romans founded me. I stand on the river Thames.

There are a lot of places of interest that, you, people, can visit. My symbol is Big Ben. It is a

large clock on a tall tower. etc……”

Рассказы

можно

составлять

от

имени

полезных

ископаемых

страны,

достопримечательности, словом, «вживаться» в сущность любого материального и

нематериального объекта. Это делает задания творческими, заставляет учащихся мыслить

неординарно, развивает мышление, повышает мотивацию.



В раздел образования




Яндекс.Метрика