Напоминание

"Гибкое планирование или следуя за детским интересом"


Автор: Кудлова Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 56
Населённый пункт: Город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Гибкое планирование или следуя за детским интересом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кудлова Ирина Витальевна

воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города

Костромы «Детский сад № 56»

НАИМЕНОВАНИЕ РУБРИКИ:

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ: « Гибкое планирование или следуя за детским интересом».

Краткое содержание статьи:

В статье рассказывается о том, как возможно решение педагогических задач различных

образовательных областей? Осуществляя гибкое планирование, следуя за интересами

детей: на протяжении длительного времени – почти трех месяцев – в подготовительной к

школе группе одна детская тема вытекает из другой и перерастает в долгосрочный

проект.

Данный

материал

может

использоваться

старшими

воспитателями

и

воспитателями групп старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: гибкое планирование, программа «ПРОДЕТЕЙ», детский интерес.

Планирование- это заблаговременное определение последовательности осуществления

воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств,

форм

и

методов.

План

образовательной

деятельности

является

обязательной

педагогической документацией, но вид планирования организация и педагог определяют

сами. В нашем учреждении мы используем гибкое планирование –планирование, которое

привязано не к конкретному времени, а к событиям, благоприятным для решения той или

иной задачи. Такой вид планирования образовательной деятельности позволяет

определить количество времени на выполнение каждой отдельной задачи, расставить

приоритеты.

Гибкое

планирование

способствует

развитию

индивидуальных

способностей каждого ребенка, максимальной помощи в самореализации ребёнка,

признание

прав

на

развитие

ребёнка

по

собственной

траектории.Основная

образовательная программа Детского сада №56 города Костромы не предусматривает

жёсткого

регламентирования

образовательного

процесса,

оставляя

педагогам

пространство

для

гибкого

планирования

их

действий,

исходя

из

условий

образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и

инициатив воспитанников.

Гибкое планирование позволяет выстраивать образовательный процесс от интереса

ребенка. Дети живут настоящим, им важно и интересно, что происходит с ними, вокруг

них именно в настоящий момент. Поэтому деятельность должна быть наполнена детским

смыслом.

Дети могут самостоятельно сформулировать проблему, искать пути ее решения,

предлагая

разнообразные

варианты

В

процессе

такой

деятельности

у

ребёнка

формируется саморегуляция, чувство ответственности, уверенность, что его идеи и

предложения

значимы.

Самый

большой

страх

педагога,

связанный

с

гибким

планированием,

связан

с

кажущейся

невозможностью

реализовать

условия,

обеспечивающие развитие детей. Кажется, что детский интерес сделает невозможным

реализацию педагогических задач. На деле же оказывается, что детский интерес

обеспечивает длительную устойчивую мотивацию к долговременному разностороннему

изучению темы, позволяя решать задачи различных образовательных областей, включая

ребенка в разные виды детской деятельности. Так получилось у нас с темой «Ткани».

В нашем детском саду реализуется технология «открытый час», и до пандемии

дети могли передвигаться по пространству детского сада без взрослых, знакомиться,

заводить себе друзей, заходить в гости в группы друг к другу, вместе играть,что –то

совместно делать. После карантинного периода, когда некоторые дети подолгу не

посещали детский сад и наконец пришли в свою группу, подготовишки каждую неделю

спрашивали:«А будет открытый час?»-и сами себе отвечали: «Нет, во всём виноват этот

коронавирус! Даже в гости к малышам теперь не сходить!». Василий предложил: «А

давайте сделаем им подарки». Дети думали, предлагали разные варианты – поделки из

природного материала, бумажных человечков, просто нарисовать им рисунки, и тут

Маша предложила сделать маленьких куколок из ткани. В группе на тот момент уже

третью неделю реализовывалась тема «Ткани»: проводили эксперименты и изучали её

свойства, рисовали на ткани, делали аппликации из ткани. Идею делать кукол

поддержали все.

Оказалось, что смастерить куклу своими руками не так просто. На рефлексии

выяснилось,что самое трудное в работе над куклами было «заматывать, да ещё ее

завязывать узлами, чтобы было крепко».

Рассматривая свои работы, дети засомневались в том, стоит ли дарить малышам

игрушку, в которую они вложили столько своего труда. Отдавать поделки было жалко:

«Они же маленькие, могут сразу её сломать или порвать». Конечно, можно было

настоять, чтобы дети отдали дорогие сердцу игрушки, но такие взрослые решения часто

не воспитывают добрые чувства, как нам хотелось бы, а вызывают обиду. Я

почувствовала, что это решение не про жадность, а про то, что дети начали ценить труд.

Пока только свой. Но ведь это только начало… Игрушки решено было оставить в группе

и Ярослав предложил: «Можно сделать выставку и каждый напишет про свою куклу

рассказ». Оказалось, что это история не одного дня и даже не одной недели.

«А малыши так и останутся без подарков?»- вспомнили дети на утреннем круге. Стали

обсуждать и кто-то предложил: «А может, мы покажем им сказку? А героев для сказки

сделаем сами, как кукол, ведь мы уже умеем!» Дети стали обсуждать какую сказку

можно показать для самых маленьких, их мнения разделились и путём голосования

выбрали сказку «Курочка ряба». Так экспериментирование с тканью, конструирование из

нее переросло в театрализованную деятельность. Определили, каких героев будут

изготавливать и объединились в группы, чтобы каждый принял участие. Кто-то рисовал

лицо на ткани, кто-то завязывал узлы,а кто-то разрабатывал инженерные решения, как

держать палку, чтобы кукла была устойчивая.

Наблюдая за работой детей я видела, что многим пришлось приложить не мало усилий.

На начальном этапе некоторые думали, что сделать это просто. Но на деле оказалось

совсем наоборот. Кому-то сложно давалось завязывание узлов, кому-то нелегко было

удерживать внимание и проявлять терпение, когда рисовали на ткани.

Когда куклы оказались готовы, дети приступили к репетиции сказки. Играть хотелось

всем, а героев в сказке было мало, и дети решили, что будет несколько авторов. После

многочисленных репетиций актёры были готовы представить свою работу.

А так как пригласить малышей к себе мы не могли, возник вопрос: «Как показать сказку

малышам?» Тут Семён вспомнил, что можно общаться в интернете. Дети подхватили эту

идею и после детского обсуждения решили записать видео. Подарок получился для

малышей прямо под Новый год! Но под Новый год все мечты сбываются, тема сказок так

захватила ребят, что они решили сочинить каждый свою сказку, написали и оформили

всё это в книгу и сделали выставку в детском саду.

Тема изготовления кукол не появилась спонтанно, интерес детей подпитывается

предыдущей темой. Задача взрослого - создать атмосферу для возникновения и

озвучивания вопроса, наполнение смыслом темы через различные виды деткой

деятельности. Трансформация тем в нашей группе выглядела следующим образом:

-Как появилась жизнь на Земле?

-Древние животные.

- Как появились древние люди на Земле?

- Как одевались древние люди?

- Как появились ткани?

-Экспериментирование с тканью.

-Изготовление тряпичных кукол.

-Куклы для театра (к сказке для малышей).

-Театр (виды театров,изготовление масок, теневого театра).

-Сказки.

Так, постепенно наполняясь детскими вопросами и детским замыслом, происходит

наше планирование. Да – гибкое, да из интересов детей, но несмотря на это –

реализующее и наши «взрослые» цели и задачи.

Литература :

Программа Е.Г. Юдиной, Е. В. Бодровой «ПРО детей»,М; Рыбаков Фонд , Университет

детства.

Художественная литература по темам. Хрестоматия для детей 5-7 лет.

Энциклопедии для дошкольников.

Интернет насители.



В раздел образования




Яндекс.Метрика