Автор: Семина Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Костеревская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: г.Костерево Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
(Материалы для проведения родительского собрания)
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило,
ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную
радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться
жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем
детстве. Для того чтобы стать добрыми, детям надо научиться понимать
других, проявлять сочувствие к окружающим, признавать свои ошибки, быть
трудолюбивыми, удивляться красоте природы, бережно относиться к ней.
Невозможно
перечислить
все
нравственные
качества
человека
будущего
общества, но, безусловно, что эти качества должны закладываться у детей
младшего школьного возраста сегодня. Необходимо выработать у учащихся
начальных классов активную жизненную позицию, сознательное отношение
к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям
от норм нравственности. А это возможно лишь при тесном взаимодействии
семьи и школы.
Семья
–
колыбель
духовного
рождения
человека.
Она
собирает,
сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает
душу,
даёт
пищу
чувствам.
Семья
должна
приносить
человеку
радость.
«Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы», - говорил А.С.
Макаренко.
Дети, как губка, впитывают всё, что происходит вокруг них. Поэтому
именно семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. В семье
ребёнок усваивает важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится
общаться,
осваивает
приёмы
коммуникации,
учится
слушать
и
уважать
мнение других, терпеливо и бережно относиться к близким людям. Большое
значение в освоении опыта нравственного поведения имеет личный пример
родителей.
Атмосфера
отношений
в
семье,
стиль
взаимодействия
между
родителями,
родственниками
и
детьми
существенно
влияют
на
духовно-
нравственное
воспитание
младшего
школьника.
У
дома
есть
не
только
видимые
внешние
стены,
но
и
невидимые
(вера,
любовь,
терпение,
взаимопонимание),
а
незримые
стены
и
являются
самыми
важными.
Помните,
что
семья,
в
которой
растёт
ребёнок,
становится
моделью
его
будущей семьи.
Одним
из
средств
духовно–нравственного
воспитания
является
семейное чтение. Оно не только обогащает детей и родителей знаниями о
семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает
людей разных поколений и разного жизненного опыта. Известный библиофил
и психолог Н.И. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение
есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и
суть дела заключается в том, что «вы передумаете, читая книгу».
Домашнее
чтение
способствует
установлению
более
близких
внутрисемейных
контактов.
Время,
отданное
ритуалу
семейного
чтения,
сблизит
родителей
и
детей,
разбудит
у
ребёнка
желание
наблюдать,
размышлять, сочувствовать и сопереживать. Помните, что домашнее чтение –
самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту
наших предков, а, следовательно, важное средство духовно–нравственного
воспитания личности.
Умение читать в широком смысле слова - значит
извлекать из мёртвой буквы живой смысл. Читая художественные книги, дети
с присущей им горячностью относятся к описанным событиям, к мыслям и
поступкам
героев,
с
которыми
знакомятся
в
произведении.
Младшие
школьники подражают своим любимым литературным героям. Эти герои
заставляют
их
оценивать
свои
поступки,
серьёзнее
вглядываться
в
окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.
Таким
образом,
основы
воспитания
с
первых
дней
жизни
ребёнка
закладываются
в
семье.
Но
школа,
через
которую
в
детстве
и
юности
проходят
миллионы
жителей
нашей
страны,
также
ответственна
за
формирование душ будущих граждан России.
Благополучие
общества
находится
в
прямой
зависимости
от
его
нравственного
состояния.
Поэтому
сегодняшних
школьников
нужно
воспитывать
на
возвышенных
нравственных
идеалах,
о
которых
говорил
известный русский писатель
Ф.М. Достоевский: «Судите наш народ не
потому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и
святы, и они-то и спасли его в века мучений».
О
необходимости
духовно–нравственного
преображения,
об
уважительном
отношении
к
собеседнику
писал
и
великий
русский
полководец
А.В.
Суворов,
обращаясь
к
своей
горячо
любимой
дочери
Наташе:
«Помни,
что
вольность
в
обхождении
рождает
пренебрежение;
берегись его; привыкай к естественной вежливости…»
Каждому
из
нас
очень
хочется,
чтобы
детство
наших
детей
было
счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое
солнце,
синее
-
синее
небо,
густая
зелёная
трава,
яркие
цветы.
Таково
восприятие мира у наших детей. И взрослым важно найти гармонию между
нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью.
Учителя начальных классов общеобразовательной школы, изучая всё
лучшее,
что
было
накоплено
психологами
и
педагогами-практиками,
пытаются
воспитать
физически
здоровую
душу,
наполненную
духовной
энергией, интеллектуально развитую личность.
Используемые
в
начальной
школе
разработки
уроков,
внеклассных
мероприятий
представляют
особую
ценность,
так
как
содержат
крупицы
опыта по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной
истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Переступив
порог
начальной
школы,
первоклассники
сразу
встречаются с игрой. Они путешествуют в город Знаний, останавливаются на
островах школьных предметов.
На
каждом
внеклассном
мероприятии
в
начальных
классах
присутствуете вы, родители наших учеников. Вы входите в состав жюри
различных
конкурсных
программ,
помогаете
учителям
в
оформлении
классных
комнат,
проведении
праздников,
организации
сладких
столов,
экскурсий, коллективных поездок.
В процессе обучения происходит активное общение детей с первого
дня пребывания в школе. Они сообща выполняют различные виды работ, а в
процессе выполнения совместной творческой деятельности у школьников
возникают
и
развиваются
общие
интересы,
склонности,
потребности,
адекватные отношения к тем или иным явлениям, фактам, событиям.
Очень часто на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются
добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. Таким
образом,
младший
школьный
возраст
–
особый
период
детства,
когда
закладываются
духовно-нравственные
основы
личности,
знания,
умения;
усваиваются
нормы
поведения,
ценности;
осознаются
отношения
между
ребёнком и окружающим
миром, формируются мотивы поведения.
Нравственными
нормами
поведения
являются
общечеловеческие
моральные
свойства.
Это
-
совестливость,
гуманность,
честность,
п о р я д о ч н о с т ь ,
о б я з а т е л ь н о с т ь ,
д е й с т в е н н ы й
п а т р и о т и з м .
Интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к
добросовестному труду относятся к этой же категории моральных свойств.
Не менее важными являются долг, честь, совесть, порядочность, доброта,
бескорыстие. Чтобы воспитать у учащихся начальной школы определённые
качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и
закрепляются. Это закономерность воспитания.
Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий,
оценок,
суждений,
а
также
убеждений,
которые,
в
конечном
счёте,
определяют поведение и поступки человека. В течение жизни накапливается
опыт нравственного поведения. Он состоит из цепи нравственных поступков,
которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок
характеризует
отношение
человека
к
окружающей
его
действительности.
Система
поступков
ведёт
к
приобретению
нравственной
привычки
–
устойчивой потребности совершать нравственные поступки.
Таким образом, путь освоения духовных ценностей – это путь через
переживания, эмоциональный опыт ребёнка, «память сердца». Помните, что
«ценностям нельзя научить, их надо пережить».
Успешность в духовно-нравственном воспитании младших школьников
зависит от отношений «ребёнок – родители», «ученик – учитель», «родители
– учитель».