Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников"


Автор: Семина Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Костеревская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: г.Костерево Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

(Материалы для проведения родительского собрания)

Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило,

ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную

радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться

жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем

детстве. Для того чтобы стать добрыми, детям надо научиться понимать

других, проявлять сочувствие к окружающим, признавать свои ошибки, быть

трудолюбивыми, удивляться красоте природы, бережно относиться к ней.

Невозможно

перечислить

все

нравственные

качества

человека

будущего

общества, но, безусловно, что эти качества должны закладываться у детей

младшего школьного возраста сегодня. Необходимо выработать у учащихся

начальных классов активную жизненную позицию, сознательное отношение

к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям

от норм нравственности. А это возможно лишь при тесном взаимодействии

семьи и школы.

Семья

колыбель

духовного

рождения

человека.

Она

собирает,

сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает

душу,

даёт

пищу

чувствам.

Семья

должна

приносить

человеку

радость.

«Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы», - говорил А.С.

Макаренко.

Дети, как губка, впитывают всё, что происходит вокруг них. Поэтому

именно семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. В семье

ребёнок усваивает важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится

общаться,

осваивает

приёмы

коммуникации,

учится

слушать

и

уважать

мнение других, терпеливо и бережно относиться к близким людям. Большое

значение в освоении опыта нравственного поведения имеет личный пример

родителей.

Атмосфера

отношений

в

семье,

стиль

взаимодействия

между

родителями,

родственниками

и

детьми

существенно

влияют

на

духовно-

нравственное

воспитание

младшего

школьника.

У

дома

есть

не

только

видимые

внешние

стены,

но

и

невидимые

(вера,

любовь,

терпение,

взаимопонимание),

а

незримые

стены

и

являются

самыми

важными.

Помните,

что

семья,

в

которой

растёт

ребёнок,

становится

моделью

его

будущей семьи.

Одним

из

средств

духовно–нравственного

воспитания

является

семейное чтение. Оно не только обогащает детей и родителей знаниями о

семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает

людей разных поколений и разного жизненного опыта. Известный библиофил

и психолог Н.И. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение

есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и

суть дела заключается в том, что «вы передумаете, читая книгу».

Домашнее

чтение

способствует

установлению

более

близких

внутрисемейных

контактов.

Время,

отданное

ритуалу

семейного

чтения,

сблизит

родителей

и

детей,

разбудит

у

ребёнка

желание

наблюдать,

размышлять, сочувствовать и сопереживать. Помните, что домашнее чтение –

самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту

наших предков, а, следовательно, важное средство духовно–нравственного

воспитания личности.

Умение читать в широком смысле слова - значит

извлекать из мёртвой буквы живой смысл. Читая художественные книги, дети

с присущей им горячностью относятся к описанным событиям, к мыслям и

поступкам

героев,

с

которыми

знакомятся

в

произведении.

Младшие

школьники подражают своим любимым литературным героям. Эти герои

заставляют

их

оценивать

свои

поступки,

серьёзнее

вглядываться

в

окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.

Таким

образом,

основы

воспитания

с

первых

дней

жизни

ребёнка

закладываются

в

семье.

Но

школа,

через

которую

в

детстве

и

юности

проходят

миллионы

жителей

нашей

страны,

также

ответственна

за

формирование душ будущих граждан России.

Благополучие

общества

находится

в

прямой

зависимости

от

его

нравственного

состояния.

Поэтому

сегодняшних

школьников

нужно

воспитывать

на

возвышенных

нравственных

идеалах,

о

которых

говорил

известный русский писатель

Ф.М. Достоевский: «Судите наш народ не

потому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и

святы, и они-то и спасли его в века мучений».

О

необходимости

духовно–нравственного

преображения,

об

уважительном

отношении

к

собеседнику

писал

и

великий

русский

полководец

А.В.

Суворов,

обращаясь

к

своей

горячо

любимой

дочери

Наташе:

«Помни,

что

вольность

в

обхождении

рождает

пренебрежение;

берегись его; привыкай к естественной вежливости…»

Каждому

из

нас

очень

хочется,

чтобы

детство

наших

детей

было

счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое

солнце,

синее

-

синее

небо,

густая

зелёная

трава,

яркие

цветы.

Таково

восприятие мира у наших детей. И взрослым важно найти гармонию между

нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью.

Учителя начальных классов общеобразовательной школы, изучая всё

лучшее,

что

было

накоплено

психологами

и

педагогами-практиками,

пытаются

воспитать

физически

здоровую

душу,

наполненную

духовной

энергией, интеллектуально развитую личность.

Используемые

в

начальной

школе

разработки

уроков,

внеклассных

мероприятий

представляют

особую

ценность,

так

как

содержат

крупицы

опыта по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной

истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Переступив

порог

начальной

школы,

первоклассники

сразу

встречаются с игрой. Они путешествуют в город Знаний, останавливаются на

островах школьных предметов.

На

каждом

внеклассном

мероприятии

в

начальных

классах

присутствуете вы, родители наших учеников. Вы входите в состав жюри

различных

конкурсных

программ,

помогаете

учителям

в

оформлении

классных

комнат,

проведении

праздников,

организации

сладких

столов,

экскурсий, коллективных поездок.

В процессе обучения происходит активное общение детей с первого

дня пребывания в школе. Они сообща выполняют различные виды работ, а в

процессе выполнения совместной творческой деятельности у школьников

возникают

и

развиваются

общие

интересы,

склонности,

потребности,

адекватные отношения к тем или иным явлениям, фактам, событиям.

Очень часто на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются

добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. Таким

образом,

младший

школьный

возраст

особый

период

детства,

когда

закладываются

духовно-нравственные

основы

личности,

знания,

умения;

усваиваются

нормы

поведения,

ценности;

осознаются

отношения

между

ребёнком и окружающим

миром, формируются мотивы поведения.

Нравственными

нормами

поведения

являются

общечеловеческие

моральные

свойства.

Это

-

совестливость,

гуманность,

честность,

п о р я д о ч н о с т ь ,

о б я з а т е л ь н о с т ь ,

д е й с т в е н н ы й

п а т р и о т и з м .

Интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к

добросовестному труду относятся к этой же категории моральных свойств.

Не менее важными являются долг, честь, совесть, порядочность, доброта,

бескорыстие. Чтобы воспитать у учащихся начальной школы определённые

качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и

закрепляются. Это закономерность воспитания.

Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий,

оценок,

суждений,

а

также

убеждений,

которые,

в

конечном

счёте,

определяют поведение и поступки человека. В течение жизни накапливается

опыт нравственного поведения. Он состоит из цепи нравственных поступков,

которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок

характеризует

отношение

человека

к

окружающей

его

действительности.

Система

поступков

ведёт

к

приобретению

нравственной

привычки

устойчивой потребности совершать нравственные поступки.

Таким образом, путь освоения духовных ценностей – это путь через

переживания, эмоциональный опыт ребёнка, «память сердца». Помните, что

«ценностям нельзя научить, их надо пережить».

Успешность в духовно-нравственном воспитании младших школьников

зависит от отношений «ребёнок – родители», «ученик – учитель», «родители

– учитель».



В раздел образования




Яндекс.Метрика