Авторы: Бобырь Татьяна Дмитриевна, Любченко Ольга Владимировна
Должность: преподаватели фортепиано
Учебное заведение: МБУДО Новоаннинская детская школа искусств
Населённый пункт: г. Новоаннинский, Волгоградская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Воспитание духовно – нравственной личности через формирование слушательской культуры»
Раздел: дополнительное образование
Администрация Новоаннинского муниципального района
Волгоградской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Новоаннинская детская школа искусств
Методический доклад
«Воспитание духовно – нравственной личности
через формирование слушательской культуры»
Подготовили:
Любченко О.В.
Бобырь Т.Д.
г. Новоаннинский
«Только та музыка может тронуть,
потрясти и задеть, которая вылилась из
глубины взволнованной вдохновением
артистической души».
П. И. Чайковский.
Музыка - величайший источник эстетического и духовного
наслаждения. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни,
вызывает
эмоциональный
отклик,
взволнованность,
сопереживание.
Именно эта способность во многом зависит от подготовленности человека
к восприятию музыки, от уровня объема его слухового опыта, умения
слушать музыкальный материал, эстетического вкуса, общей культуры.
Формирование музыкальной культуры учащихся позволяет ребенку,
опираясь на приобретенные знания и умения, научиться понимать музыку,
испытывать потребность в общении с ней и самовыражаться в данном виде
искусства.
В воспитании духовно – нравственной личности учащихся
слушательская культура имеет первостепенное значение. Главной задачей
слушательской
деятельности
является
формирование
музыкальной
культуры учащихся в процессе общения с высокохудожественными
образцами народной, классической и современной отечественной и
зарубежной музыки.
Одним из ярких примеров русской классической музыки является
творчество русского композитора П. И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893г.) - великий русский
композитор. За свою жизнь Чайковский написал большое количество
произведений почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое
слово гениального художника. Самым любимым для него жанром была
опера: «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., а
также он написал балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая
красавица» и вместе с тем важное место в жизни композитора занимает
симфоническая музыка: 6 симфоний, оркестровые сюиты, концерты,
кантаты. Чайковский сочинил много фортепианных пьес и романсов,
разнообразные инструментальные ансамбли.
В его творчестве есть один уникальный сборник пьес, созданный
специально для детей - «Детский альбом», который был написан в 1878г. и
посвящен своему любимому племяннику Володе Давыдову.
В альбом входят 24 маленькие пьесы, которые рисуют один день из жизни
ребенка: его игра, прогулки, переживания, сказки, мечты, а так же картины
русской природы.
«Детский альбом» П. И. Чайковского – одна из ярких страниц
«Золотого фонда» педагогического репертуара. Написанный для детей и о
детях: их радостях, горестях, играх и увлечениях, он органичен детскому
мироощущению.
Мир
детства
наполнен
чудесами
и
открытиями
маленького человека, познающего все в жизни впервые. Очень важно,
чтобы одним из таких открытий стал мир музыки. Задача педагога быть
чутким проводником, готовым вместе с ребёнком открывать законы
музыки, восхищаться её красотой.
Яркость, доступность образов «Детского альбома» П. И. Чайковского
(танцы, песни, сцены из детской жизни) дают возможность педагогу от
понимания образа вести ребенка к осмыслению художественных и
технических средств, которыми достигается его воплощение в звуках.
Задача педагога не «объяснять», а подводить ученика к собственным
выводам. То, что ребёнок почувствовал, осмыслил сам, он не забудет, не
потеряет, а воплотит в своей «трактовке» данной пьесы.
Акценты в работе, начиная с разбора и заканчивая концертным
выступлением, должны быть расставлены таким образом, чтобы в
сознании ученика укрепилась мысль о том, что и технические задачи, и
особенности языка пьесы направлены на наиболее полное раскрытие
образа, который как бы «расшифровывается» в процессе изучения.
Учитель и ученик становятся соучастниками творческого поиска, где
старший не навязывает своего видения образа, а лишь направляет
младшего, поощряя его попытки мыслить самостоятельно.
«Старинную французскую песенку» часто называют шедевром
«Детского альбома». Она действительно является самой популярной и
самой исполняемой пьесой, причём не только из данного сборника, но и из
всего творческого наследия Петра Ильича Чайковского.
Переложение
этого произведения сделано для всех инструментов, на которых ведётся
обучение
в
музыкальной
школе,
так
как
пленяющее
очарование
композиции привлекает и учащихся, и педагогов.
Мотив, который Пётр Ильич использовал для сочинения задушевно
мечтательной миниатюры с названием «Старинная французская песенка»,
композитор услышал во время своего путешествия по Франции. Этот
сдержанный и благородный напев, напоминающий баллады менестрелей
(уличных музыкантов), действительно старинный и был весьма популярен
в XVI веке. Полезно узнать ученику, что тема песенки была использована
Чайковским в опере "Орлеанская дева” (хор менестрелей из второго
действия).
Развитие музыкального мышления, работа над художественным
образом
– самая главная, большая цель, которая должна ставиться
педагогом в работе с учеником.
Основные трудности, возникающие при разучивании пьесы
«Старинная французская песенка»:
Научиться красиво вести мелодическую линию, добиваться певучего
звука и соответственно плавного легато.
Полифоническое
изложение
музыкального
материала
требует
от
начинающего пианиста особого внимания. Он должен слушать каждый
голос и следить за тем, чтобы основная мелодия звучала ярче.
Определённую сложность в пьесе представляет аккомпанемент во
второй части. Исполняемый стаккато, он должно быть лёгким, но в то
же время достаточно цепким.
Особое внимание в работе над произведением необходимо уделить
педализации, которая в данном произведении весьма разнообразна.
Анализ лучше проводить в виде наводящих вопросов и ответов,
найденных учеником совместно с педагогом. Такая форма анализа
активизирует мышление ребёнка, включает его в «поиск», заставляет
делать самостоятельные выводы. Вопросы преподавателя ведут ученика от
общих
выводов к частным. Конспективно подобную беседу можно
представить так:
1.
Вопрос: Подумай о характере, услышанной музыки. Каков он?
Вывод: Музыка грустная (минор).
2.
Вопрос: Определи и сыграй тональность, в которой написана пьеса.
Вывод: Соль минор (полезно построить на инструменте аккорды T-S-D).
3. Вопрос: Изменяется ли характер музыки на протяжении пьесы?
Вывод: В пьесе три части. I и III часть - грустное повествование, II часть –
драматическое событие. Характер второй части – взволнованный. Герой
заново переживает воспоминания прошлого. Кульминация всей пьесы -
такты 21-23.
Первая часть композиции выдержана в трехголосном изложении
полифонического склада. Основная мелодия пьесы поручена правой руке,
поэтому партия должна звучать особенно певуче, мягко и глубоко. Перед
учеником ставится главная исполнительская задача – добиться "певучего”
легато, ведь он исполняет пьесу с названием "песенка”.
В правой руке затактовое начало мотива - «тихий вздох». Начальная
нота делает квартовый скачок на тонику, затем плавное, гаммообразное
движение восьмых длительностей к длинной четвертной с точкой -
доминантовой ступени
- («стонущей» интонационной вершине).
Далее
выразительная мелодия кружится, опевая ноту «ре» и потом вновь
возвращается к тонике.
Троекратное окончание мотивов на V ступени
передаёт
безысходность, щемящую душевную боль. После такого анализа ребёнок
не станет бездумно «бросать» этот, столь важный для создания образа,
звук, а обязательно его дослушает и прочувствует. Целесообразно
подчеркнуть интонационную вершину педалью, что поможет точно
выдержать длительность (четвертная с точкой), дослушать конец мотива.
После проигрывания и анализа партии правой руки (мелодии), педагог
предлагает ученику сыграть с ним в "ансамбле”, взяв на себя партию левой
руки. Это позволяет сразу услышать музыку "целиком”, ускоряет
дальнейшие этапы работы.
В левой руке П. И. Чайковский использует полифоническое
изложение, а именно двухголосие.
Ученику предлагается подумать о том, кто же «поёт» в этом «трио».
Исходя из тембровой окраски, персонифицируются голоса. Бас, почти
полностью выдержанный на тонике, – сдержанный, мудрый старик. Тенор,
с ласкающей интонацией (III ступень), – женщина (меццо-сопрано). И уже
проанализированное сопрано, с затактовым «вздохом» и «щемящим»
секундовым окончанием мотива, - ребенок-сирота.
Так постепенно выстраивается образ пьесы. Бродячие музыканты
отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его
слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о
его судьбе.
Способы работы над двухголосием в левой руке:
1. Держать бас левой рукой, а правой играть средний голос.
2.Средний голос играть приёмом стаккато на фоне тянущегося «соль»,
подобно скрипкам «pizzicato».
3. Бас тянуть пальцем, а средний голос петь.
Затем педагог подключается к исполнению с партией сопрано.
Когда ученик добился осмысленного и свободного исполнения партий
правой и левой руки, можно переходить к игре двумя руками. Необходимо
следить за тем, чтобы основная мелодия пьесы, которую ведет верхний
голос, звучала ярче основных двух - среднего и басового.
Способы работы над трёхголосием:
1. Дуэт баса и мелодии. Это главное, что надо услышать в результате.
2. Бас + мелодия + средний голос «внемую». Такой способ нужен для того,
чтобы ученик мог умело распределять вес в одной руке для двух голосов в
одновременности. Средний голос должен, как будто «убаюкивать»,
«скользить».
3. Бас + мелодия + средний голос приёмом стаккато (только восьмушки и
четверти), его можно ещё спеть. Приём другой инструментовки.
4. Два голоса в левой руке играть, а мелодию петь самому.
Сложившиеся при игре в «ансамбле» слуховые представления
помогают ускорить и процесс заучивания наизусть. Таким образом,
освоение материала идет параллельно с заучиванием наизусть, что делает
работу интенсивнее.
Во II части произведения стоят другие задачи.
В этой части мелодия утратила плавное движение восьмых
длительностей
с
четвертной
точкой
в
конце
мотива.
Появились
четвертные, пунктирный ритм.
Из-за аккомпанемента, исполняемого стаккато, тема становится
взволнованной и даже приобретает тревожный оттенок. Её дальнейшее
развитие приводит к кульминации (такты 21 – 23).
Характер аккомпанемента изменился. Длинные лиги сменило короткое
стаккато («прерывистое дыхание»). Здесь аккомпанирующая левая рука
превращается в «пиццикато» струнных или гитарные переборы, подобно
звучанию старинной лютни.
Стаккато («виолончельное пиццикато») исполняется легким,
объединяющим движением руки, цепкими кончиками пальцев ("щипком”).
Ученик должен научиться лёгкому щипковому исполнению, цепкими
пальцами, даже не пальцами, а их кончиками.
Нельзя забывать, что это сопровождение к мелодии, поэтому
исполнитель должен слышать и регулировать баланс между руками.
Способы работы:
1.
Бас
+
три
оставшихся
звука
берутся
аккордом,
ведь
это
арпеджированные звуки.
2. Приём легато.
Эти два способа помогут быстрее запомнить аппликатуру и
интервальный состав аккомпанемента.
3. Бас + мелодия.
4. Бас + мелодия, а оставшиеся звуки играть «внемую» (способ,
помогающий правильно распределить вес между руками).
5. Мелодию здесь тоже стоит поучить маленькими мотивами от слабой
доли к сильной (для гибкости звучания).
Каденции:
Типичная ошибка маленьких музыкантов: удлинение шестнадцатой
ноты, превращение её в восьмую.
Способы работы:
1. Считать на слоги «та-та» шестнадцатыми нотами.
2. Сочинить с учеником разные варианты мелодии после первой ноты.
3.
Подобрать
слова,
например:
«всё,
конец»
-
тогда
слитность
шестнадцатой ноты с последующим звуком ощутится сама собой.
Вторая часть заканчивается на доминанте. Перед кульминацией
уместно
небольшое
замедление
и
цезура,
чтобы
после
неё
ещё
проникновеннее прозвучала реприза.
Педализация пьесы разнообразна: первая часть – интонационная
педаль; вторая часть – ритмическая на первую долю; конец третьей части
– запаздывающая гармоническая.
Конечно, вся эта работа должна вестись регулярно и систематически,
до
самого
выступления.
Только
тогда
будет
нужный
результат.
Необходимо напоминать ученику, что исполнять пьесу надо подобно
арии, очень певуче.
Анализ приведённой здесь пьесы ещё раз доказывает, что высокие
художественные
достоинства
музыки
«Детского
альбома»
П.
И.
Чайковского
дают
широкие
возможности
в
постижении
искусства
владения инструментом. Ребёнок приобретает множество навыков: это и
певучее легато, и разнообразное по звукоизвлечению стаккато; это навык
полифонии;
это
и
разнообразная
по
задачам
педализация.
Черты
симфонического мышления Чайковского проявляются в пьесах «Детского
альбома» в штриховом разнообразии, в богатстве тембровой палитры, что
расширяет
музыкальные
представления
ученика,
делает
его
игру
многомерной.
Каждому педагогу хочется сделать работу ученика творческой,
избежать схоластического заучивания, воспитать в нём думающего и
чувствующего музыканта, и «Детский альбом» П. И. Чайковского даёт
такие возможности.
Музыка играет огромную роль в развитии творческой личности,
способствует
полноценному
гармоничному
становлению
ребёнка,
воспитывает
музыкальный
вкус,
нравственно-эстетические
чувства.
Слушательская деятельность направлена на всестороннее развитие детей;
способствует формированию личности путём воздействия музыкального
искусства.
Таким образом, слушательская деятельность играет важную роль в
формировании музыкальной культуры учащихся. Одна из главных задач
педагога ДШИ – помочь учащимся овладеть слушательскими навыками в
той степени, чтобы музыка была им близка и понятна, а потребность в
общении с ней стала столь же естественной, как чтение книг, посещение
театров, музеев, выставок, общение с культурными людьми.
Список литературы:
1. С. Айзенштадт «Детский альбом» П. И. Чайковского; М. ”Классика –
XXI” 2006.
2. Н. Г. Гильченко "Слушаем музыку вместе” – СПб: ”Композитор”, 2006.
(тема "Музыка и детство”).
3. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова "Музыкальная литература” Первый
год обучения. Учебник для ДМШ. - М.: ”Музыка”, 2004. (раздел
Музыкальные формы. "П. И. Чайковский Детский альбом”).
4. Н. М. Владыкина – Бачинская "П. И. Чайковский” – М.: "Музыка”, 1975.
5. Г. А. Прибегина "Петр Ильич Чайковский” - М.: "Музыка”, 1982.