Авторы: Занина Наталия Леонидовна, Наталия Леонидовна Занина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Домашнее задание на лето для школьника
Раздел: начальное образование
Статья: «Домашнее задание на лето для школьника»
Занина Наталия Леонидовна ,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №21» г. Старый Оскол
Занятия в школе закончились. Каждый ребенок имеет право на отдых.
Каникулы для школьника-время отдыха, а не время выполнения домашнего
задания. В Федеральных документах России прямого указания на запрет
учителю давать задание на время каникул, как и его обязательности, нет.
Задания могут быть оригинальные, заставляющие отдыхать, как например
предложение которое сделал в качестве домашнего задания итальянский
учитель Чезаре Ката: гулять по утрам в полном одиночестве, использовать
новые слова которые выучили в этом году, много, сколько возможно, читать,
просмотреть записи в тетрадях, танцевать и не стесняться, смотреть хорошие
добрые фильмы, побольше заниматься спортом, не ругаться, быть хорошими,
вежливыми и добрыми.
Предлагаемые учителями летние задания должны иметь рекомен-
дательный характер, но не обязательный. Для памяти человека, тем более
ребенка, характерны не только такие процессы как запоминание, сохранение
и воспроизведение, но и забывание информации. Так, например, немецкий
психолог Герман Эббингауз выяснил, что уже через час из головы
«улетучивается примерно половина полученной информации, через 10 часов,
уже 65 % информации, а через месяц остается всего 20 % информации. Но
если многократно повторять материал, он лучше усваивается, дольше
сохраняется в памяти. Таким образом повторение и есть самый правильный
способ усвоения и запоминания любого материала. Не даром с незапамятных
времен говорилось: «Повторенье - мать ученья».
Не секрет для любого учителя, особенно для учителя начальных классов,
что за лето 50%-60% детей начинают хуже читать, при том очень
значительно хуже. От умения бегло и правильно читать зависит и понимание
материала, и речь ребенка, и умение выразить свои мысли. Для каждого
учителя выпустившего первоклассников с нового учебного года начинается
новая, более глубокая проблема. Материал усложняется, требует полного
понимания прочитанного. А ребенок, плохо читающий направляет свои
усилия не на понимание прочитанного, а на сам процесс чтения. И вот таким
детям необходимо все лето, регулярно читать. Не важно что, сказки,
рассказы, любую литературу которая вызовет интерес.
В силу Федерального закона 273-ФЗ каникулы являются академическим
правом всех обучающихся. В соответствии с законодательством каникулами
называются плановые перерывы при получении образования для отдыха и
иных социальных целей в соответствии календарным учебным графиком. В
каникулы школа может осуществлять организацию отдыха и оздоровления
обучающихся, организовывать физкультурно-спортивные лагеря,
тренировочные сборы и спортивные соревнования. При этом у учеников в
силу ч. 4 ст. 34 есть право, как посещать такие мероприятия, не
предусмотренные учебным планом, так и не посещать их. Значит у школы
есть право привлекать к любой деятельности в каникулы только с согласия
их законных представителей или самих учеников (с 14 лет).
Конечно, на каникулах нужно отдыхать. Как детям, так и их родителям,
ведь выполнение домашних заданий в начальной школе без них обходится
редко. Но и забывать полученные знания тоже не нужно. Поэтому, важно
найти золотую середину в этом вопросе. Например, заниматься по
специальной тетради, разработанной по ФГОС и содержащей комплексные
упражнения по всему курсу. Или выполнять по паре упражнений из
учебников раз в несколько дней.
Но, если дети будут на каникулах проводить за уроками столько же времени,
сколько в обычные школьные дни, то полноценного отдыха у них не
получится. И как они смогут выдержать такую нагрузку?
Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез
проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники
получили на лето.
Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети
вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит?
Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель
давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.
В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым,
проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию
под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце
концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.
Итак, если следовать букве закона, то тот же самый Федеральный закон
273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и
определяет их как плановые перерывы при получении образования для
отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об
образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).
То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети
могут спать спокойно.
Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как
такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября
ребенок легко вошел в учебный процесс.
Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное
количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у
ребенка затруднение.
Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и
скучными, а полезными и практико-ориентированными.
Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не
лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как
полицейским.
Список использованной литературы.
1. Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной
школы // Начальная школа. 1999. № 9.
2. Корнсева Е.Н. Ох уж эти первоклашки. Ярославль, 1999.
3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
4. Поговорим о наших детях / Под ред. А.Е. Соловьевой. М.. 1967.
5. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бода-лева. М., 1989.
6. Пунский В. О. Азбука учебного труда. М., 1988.
7. Шклярова Г В. Справочник для начальных классов. М., 1994.