Напоминание

Домашнее задание на лето для школьника


Авторы: Занина Наталия Леонидовна, Наталия Леонидовна Занина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Домашнее задание на лето для школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Статья: «Домашнее задание на лето для школьника»

Занина Наталия Леонидовна ,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №21» г. Старый Оскол

Занятия в школе закончились. Каждый ребенок имеет право на отдых.

Каникулы для школьника-время отдыха, а не время выполнения домашнего

задания. В Федеральных документах России прямого указания на запрет

учителю давать задание на время каникул, как и его обязательности, нет.

Задания могут быть оригинальные, заставляющие отдыхать, как например

предложение которое сделал в качестве домашнего задания итальянский

учитель Чезаре Ката: гулять по утрам в полном одиночестве, использовать

новые слова которые выучили в этом году, много, сколько возможно, читать,

просмотреть записи в тетрадях, танцевать и не стесняться, смотреть хорошие

добрые фильмы, побольше заниматься спортом, не ругаться, быть хорошими,

вежливыми и добрыми.

Предлагаемые учителями летние задания должны иметь рекомен-

дательный характер, но не обязательный. Для памяти человека, тем более

ребенка, характерны не только такие процессы как запоминание, сохранение

и воспроизведение, но и забывание информации. Так, например, немецкий

психолог Герман Эббингауз выяснил, что уже через час из головы

«улетучивается примерно половина полученной информации, через 10 часов,

уже 65 % информации, а через месяц остается всего 20 % информации. Но

если многократно повторять материал, он лучше усваивается, дольше

сохраняется в памяти. Таким образом повторение и есть самый правильный

способ усвоения и запоминания любого материала. Не даром с незапамятных

времен говорилось: «Повторенье - мать ученья».

Не секрет для любого учителя, особенно для учителя начальных классов,

что за лето 50%-60% детей начинают хуже читать, при том очень

значительно хуже. От умения бегло и правильно читать зависит и понимание

материала, и речь ребенка, и умение выразить свои мысли. Для каждого

учителя выпустившего первоклассников с нового учебного года начинается

новая, более глубокая проблема. Материал усложняется, требует полного

понимания прочитанного. А ребенок, плохо читающий направляет свои

усилия не на понимание прочитанного, а на сам процесс чтения. И вот таким

детям необходимо все лето, регулярно читать. Не важно что, сказки,

рассказы, любую литературу которая вызовет интерес.

В силу Федерального закона 273-ФЗ каникулы являются академическим

правом всех обучающихся. В соответствии с законодательством каникулами

называются плановые перерывы при получении образования для отдыха и

иных социальных целей в соответствии календарным учебным графиком. В

каникулы школа может осуществлять организацию отдыха и оздоровления

обучающихся, организовывать физкультурно-спортивные лагеря,

тренировочные сборы и спортивные соревнования. При этом у учеников в

силу ч. 4 ст. 34 есть право, как посещать такие мероприятия, не

предусмотренные учебным планом, так и не посещать их. Значит у школы

есть право привлекать к любой деятельности в каникулы только с согласия

их законных представителей или самих учеников (с 14 лет).

Конечно, на каникулах нужно отдыхать. Как детям, так и их родителям,

ведь выполнение домашних заданий в начальной школе без них обходится

редко. Но и забывать полученные знания тоже не нужно. Поэтому, важно

найти золотую середину в этом вопросе. Например, заниматься по

специальной тетради, разработанной по ФГОС и содержащей комплексные

упражнения по всему курсу. Или выполнять по паре упражнений из

учебников раз в несколько дней.

Но, если дети будут на каникулах проводить за уроками столько же времени,

сколько в обычные школьные дни, то полноценного отдыха у них не

получится. И как они смогут выдержать такую нагрузку?

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез

проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники

получили на лето.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети

вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит?

Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель

давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым,

проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию

под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце

концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Итак, если следовать букве закона, то тот же самый Федеральный закон

273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и

определяет их как плановые перерывы при получении образования для

отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об

образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети

могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как

такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября

ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное

количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у

ребенка затруднение.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и

скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не

лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как

полицейским.

Список использованной литературы.

1. Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной

школы // Начальная школа. 1999. № 9.

2. Корнсева Е.Н. Ох уж эти первоклашки. Ярославль, 1999.

3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

4. Поговорим о наших детях / Под ред. А.Е. Соловьевой. М.. 1967.

5. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бода-лева. М., 1989.

6. Пунский В. О. Азбука учебного труда. М., 1988.

7. Шклярова Г В. Справочник для начальных классов. М., 1994.



В раздел образования




Яндекс.Метрика