Автор: Шафоростова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: Городской округ Подольск, Московской области
Наименование материала: Презентация к уроку по Литературному чтению на родном языке (русском)
Тема: Д. И. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»
Раздел: начальное образование
Литературное чтение на родном языке
(русском). Тема урока
Д. И. Тихомиров
«Мальчики и лягушки»,
«Находка»
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 4» Г.о. Подольск
Шафоростова Ольга Николаевна
Скороговорка.
Тренируемся говорить быстро.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Сочиняем стихи.
ыл-ыл-ыл-ыл
Я машину чисто … .
ал-ал-ал-ал
Наш малыш на пол … .
Сочиняем стихи.
ол-ол-ол-ол
Мы забили первый … .
ул-ул-ул-ул
Наш малыш совсем … .
Дмитрий Иванович Тихомиров
(1844- 1915)
Известный педагог. Родился в 1844 г. в семье сельского
священника Костромской губернии. Образование
получил в военно-учительской семинарии.
Написал вместе со своей женой Еленой «Букварь» для
детей. «Букварь» Д.И. Тихомирова впервые был издан в
1872 году. Он был одной из самых распространенных
книг, по которой дети христиан учились понимать
красоту и богатство родного языка, знакомились с
главными праздниками.
- Что вы можете
сказать о книге,
глядя на ее
обложку?
Прочитай рассказ Д. И. Тихомирова
«Мальчики и лягушки»
Мальчики
играли
у
пруда.
Увидели
они
в
воде
лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в
лягушек. Детям было весело.
Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам:
- Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам – смерть!
Злая забава. Разумная речь. И лягушке жить хочется.
Ответь на вопросы
•
-
Почему мальчики стали бросать камнями в лягушек?
•
- Найди и прочитай, что сказала им одна лягушка?
•
- Как ты думаешь, сделали бы они так, если бы перед ними
был,
например, волк?
•
- Какой можете сделать вывод?
Лягушки приносят вред или пользу?
Основная пища лягушек и жаб – насекомые– вредители. Остромордая
лягушка предпочитает пауков и цикад, травяная – слизней и
кузнечиков, серая жаба – жуков и муравьев, зелёная жаба – клопов.
Прочитай рассказ Д. И. Тихомирова
«Находка»
Раз иду я мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит.
Я спустился в овраг и вижу в траве крошечного щенка. Когда я подошёл
к щенку, он ещё жалобнее стал плакать. Я взял щенка в руки. Он был
ещё слепенький. Кожа на нём сморщилась. Он дрожал всем телом и всё
плакал жалобно. Принёс я щенка домой и выпросил у матери молочка.
Налил в черепок и поставил щенку. Но щенок не видит молока и тычется
во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и
подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать. С тех пор я
подружился с моей собачкой, поил и кормил её. Мы дали собачке кличку
– Находка. Находка жила у нас долго и очень любила меня.
Ответь на вопросы
•
- От чьего лица ведётся рассказ?
•
- Что с ним однажды произошло?
•
- Что говорится о щенке, какой он был?
Как он там оказался?
•
- Что решил сделать мальчик?
•
- Как бы ты поступил на его месте?
•
- О чем говорит его поступок?
•
- Как ты думаешь, какой стала собака?
Благодаря кому?
Задание
•
Подготовь выразительное чтение
рассказа Д.И. Тихомирова «Находка».
Спасибо за урок!